СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 11 класс. Волобуев

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Рабочая  программа по истории России мира  представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

 

Цели и задачи  программы:

-создать представлениеоб основных этапах и особенностях развития общества;

-закрепить знания о закономерностях развития страны и мира;

-рассмотреть многообразие форм экономического, политического , социального, духовного развития общества;

-формировать целостную историческую картину мира;

-уделить особое внимание месту и роли России в мире.

 Важнейшими задачами интегрированного курса истории являются формирование у уча­щихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по истории 11 класс. Волобуев»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГУБАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕМИЛУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла
Протокол №1 от

«» августа 2015г.


Принята педагогическим советом



Протокол № 1

от «» августа 2015г.


«Утверждаю»


Директор школы __________

Ю.А. Бирюков

Приказ №331 от

«31» августа 2015г.







Рабочая программа

по истории для 11 класса

(общеобразовательное обучение)


на 2015 -2016 учебный год







Составитель

учитель истории и обществознания

Кудинова Лариса Александровна






с. Губарево

2015 – 2016 учебный год



Пояснительная записка


Количество недельных часов-2 ч. в неделю

Количество часов в год-68 часов

Уровень рабочей программы – общеобразовательный

Классификация рабочей программы – типовая


Структура документа

Рабочая программа по истории России мира представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.


Цели и задачи программы:

-создать представлениеоб основных этапах и особенностях развития общества;

-закрепить знания о закономерностях развития страны и мира;

-рассмотреть многообразие форм экономического, политического , социального, духовного развития общества;

-формировать целостную историческую картину мира;

-уделить особое внимание месту и роли России в мире.

Важнейшими задачами интегрированного курса истории являются формирование у уча­щихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», редакция от 31.12.2014г., с изменениями от 06.04. 2015г.

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005.Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой редакции утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012г. № 760.

  • Приказ департамента образования, науки и молодежной политики от 30.08.2013г. №840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012г. № 760.»

  • Учебный план МКОУ Губаревской СОШ на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом директора от 31.08.2015г. № 329/1

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год. Утвержден, приказом Министерства и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, среднего образования».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ № 08-548 от 29.04.2014г. «О Федеральном перечне учебников».


Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе федерального государ­ственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полно­го) общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образо­вания по истории (базовый уровень) 2004 г. и авторской программы Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. «История. Россия и мир. 10-11 кл.» «Дрофа» 2009.

Обоснования выбора программы

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует стандарту основного общего образования по истории, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Цели изучения курса:

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, разви­тие мировоззренче­ских убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социаль­ных установок, идеологических доктрин;

• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную пози­цию по отношению к ок­ружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возник­шими мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирова­ние целостного представления о месте и роли России во все­мирно-историческом про­цессе;

• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных свя­зей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории создает у учащихся полноценные представления об основных этапах, закономерностях развития челове­чества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.

Материал курса позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса. его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется дис­куссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование у уча­щихся целостной исторической картины мира в новейший период с выделением закономерно­стей развития стран и народов, их культурно-исторических и политических особенностей. Осо­бое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процес­сах. Предлагаемая рабочая программа предоставляет учащимся получить необходимый минимум исторических знаний. Курс «Россия и мир» основан на социокультурном подходе к рассмотре­нию исторического процесса, на выделении наиболее характерных тенденций в развитии различ­ных народов. Предусматривается рассмотрение основных блоков: геополитика, социум, эконо­мика и культура. Происходит ознакомление с источниками и историографией. Первостепенное значение уделяется человеку и его духовному развитию в историческом процессе.

Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у выпускников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной и всеобщей исто­рии. Регулярно используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи и другое помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания.

Формы организации учебного процесса:

Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследователь­скую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, уроки-презентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной сум­мы знаний, развитию личности познавательных и созидательных способностей.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учре­ждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.



Учебно-тематический план



п/п

Тема раздела

Количество

часов

1

Введение

1

2

Россия и мри в начале ХХ века.

9




3

Мировая война и революционные потрясения

10

4

Мир в межвоенный период

6


СССР (1941-1945)


5

Социалистический эксперимент в СССР

6




6

Вторая мировая война

10

7

Биополярный мир и «холодная война»

4

8

СССР и социалистические страны Европы

4

9

Запад и «третий мир» - во второй половине ХХ века

4

10

Россия в современном мире

8

11

Духовная жизнь

4

12

Итоговое повторение

2

11

Итого

68


Содержание курса


ИСТОРИЯ Россия и мир в XX — начале XXI века (1)

Введение. Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории.

ТЕМА 1. Россия и мир в начале XX века (9)

Новые тенденции в развитии общества. Страны Запада: характерные черты общества и экономиче­ского развития. Научно-технический прогресс. Центры и периферия индустриального общества. Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества на Западе, в Рос­сии и на Востоке. Идейные течения, образование первых политических партий в России.

Первая российская революция. Предпосылки, причины и этапы революции. Нарастание кон­фронтации между властью и обществом. Рус­ско-японская война. Радикализация общественно­го движения. Формы революционной борьбы. Вы­ступления рабочих, крестьян и интеллигенции. Деятельность Советов. Всероссийская октябрьская стачка. Реформа политического строя. Манифест 17 октября. Природа нового политического строя. Образование системы политических партий. Рево­люционные партии: социал-демократы и социалис­ты-революционеры. Либеральные партии: кадеты и октябристы. Организации правых. Лидеры и це-ли партий. Начало российского парламентаризма: I Государственная дума.

Российское общество и реформы. Программа правительства П. А. Столыпина. Начало аграрной реформы. Окончание первой российской револю­ции. Третьеиюньский режим. Основные направле­ния аграрной реформы. Создание частновладельче­ских крестьянских хозяйств. Непоследователь­ность реформаторского курса.

Россия в системе мирового рынка и междуна­родных союзов. Особенности развития российской экономики. Роль государства в хозяйственной жиз­ни страны. Экономический подъем в России. Рос­сия на фоне индустриальных стран Запада. Основ­ные направления внешней политики России. Отно­шения с Китаем и Японией. Россия в системе военно-политических союзов.

ТЕМА 2. Мировая война и революционные потрясения (10)

Первая мировая война. Геополитическая обста­новка накануне войны. Причины войны. Планы России, ее союзников и противников. Начало Пер­вой мировой войны. Основные театры военных дей­ствий. Военные действия в 1914 г. Роль Восточ­ного фронта в Первой мировой войне. Военные кам­пании 1915—1917 гг. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в России и других воюющих странах. Выход России из войны. Окон­чание Первой мировой войны.

Российская революция 1917 г. Революционные события февраля—марта 1917 г.: падение монар­хии, отречение Николая П. Образование Временно­го правительства. Формирование Советов. Послефевральский политический режим. Создание пра­вительственной коалиции, политические кризисы. А. Ф. Керенский. «Апрельские тезисы» В. И. Ле­нина. Курс большевиков на социалистическую ре­волюцию. Выступление Л. Г. Корнилова. Больше­визация Советов.

Октябрь 1917 г.: приход большевиков к власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты. Установление новой власти на местах. Политиче­ские преобразования в Советской России. Систе­ма центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалицион­ного большевистско-левоэсеровского правительст­ва. Судьба Учредительного собрания. Различные точки зрения на революционные события 1917 г.

Гражданская война в России. Причины и осо­бенности Гражданской войны, ее временные рам­ки. Война «внутри демократии». Брестский мир. Борьба за Советы весной 1918 г. Комуч и восстание Чехословацкого корпуса. Строительство Красной Армии. Л. Д. Троцкий. Распад большевистско-ле­воэсеровского блока. Формирование однопартий­ной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР.

Борьба между «красными» и «белыми». Расши­рение белого движения и иностранная интервен­ция. Победы Красной Армии над войсками А. В. Колчака и А. И. Деникина. Связь Граждан­ской войны с социальной и экономической полити­кой большевиков. Политика «военного коммуниз­ма» и ее результаты. Крестьянские восстания. За­вершение Гражданской войны в европейской части страны. Причины победы большевиков в Граждан­ской войне.

От Российской республики Советов к СССР. Российская революция и национальный вопрос. Создание РСФСР. Национальные государства в го­ды Гражданской войны. Объединение советских республик и образование СССР в 1922 г. Конститу­ция СССР 1924 г.

Послевоенное урегулирование и революцион­ные события в Европе. Итоги Первой мировой вой­ны. Мирные предложения. Условия перемирия с Германией и ее союзниками. Противоречия меж­ду странами-победительницами по поводу принци­пов послевоенного урегулирования. Версальский мирный договор и его последствия. Мирные догово­ры с союзниками Германии. Проблема России на переговорах о мире. Распад империй и образова­ние новых государств в Европе. Революционные процессы в Европе. Создание новых национальных государств.

ТЕМА 3. Мир в межвоенный период (6)

Мировой экономический кризис. Экономиче­ское развитие стран Запада в 20-е гг. Предпосыл­ки экономического кризиса. Великая депрессия в США. Ф. Д. Рузвельт. Основные мероприятия «Нового курса». Выход США из кризиса. Проявле­ние кризисных явлений в разных странах мира. Выход из кризиса, предложенный левыми силами. Политика Народного фронта во Франции.

Тоталитарные режимы в Европе. Тоталитарная идеология. Природа тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Корпоративное государство в Италии: вариант тоталитарной дик­татуры. Экономический и политический кризис в Германии. Приход к власти в Германии нацио­нал-социалистов. Гитлеровский режим. Нацист­ская партия. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика. Тоталитарные и авторитарные режимы в других странах Европы. Нестабильность авторитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса.

Модернизация в странах Востока. Страны Вос­тока после окончания Первой мировой войны. Распад Османской империи и рождение новой Турции. Внутренняя политика К. Ататюрка. Националь­но-освободительное движение в Индии и его осо­бенности. Идеология гандизма. Революционные со­бытия в Китае. Сунь Ятсен. Гоминьдан после смер­ти Сунь Ятсена. Гражданская война в Китае.

ТЕМА 4. Социалистический эксперимент в СССР (6)

Советская страна в годы нэпа. Кризис власти РКП(б) и политики «военного коммунизма». На­растание крестьянских выступлений. Кронштадт­ское восстание. X съезд РКП(б). Переход к новой экономической политике (нэпу). Основные направ­ления нэпа. Восстановление и развитие промыш­ленности и сельского хозяйства. Проблема многоукладности народного хозяйства. Трудности нэпа. Противоречия между экономической и политиче­ской системами СССР в период нэпа. Расширение торговой сети и сферы услуг. Изменение социаль­ной структуры общества: рост численности про­летариата, появление нэповской буржуазии, уве­личение числа государственных служащих. Куль­турная революция. Политическая борьба в больше­вистской партии после смерти В. И. Ленина. Уси­ление позиций И. В. Сталина в советском руко­водстве.

Пути большевистской модернизации. Особен­ности модернизации в СССР. Свертывание нэпа. Курс на индустриализацию и коллективизацию и его последствия. Форсированная индустриализа­ция и ее источники. Насильственная коллективи­зация. Массовые репрессии. Советская экономиче­ская модель. Режим личной власти вождя. Измене­ния социальной структуры общества, деформация общественного сознания. Конституция 1936 г.: не­соответствие демократического характера консти-туции и социально-политических реалий советско­го общества.

СССР в системе международных отношений.

Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Генуэзская и Локарнская конференции. Полоса международного признания СССР. Лига Наций. Дальневосточная политика СССР. Со­ветско-китайский конфликт на КВЖД. Советская помощь Китаю в борьбе с японской агрессией. Со­ветско-японские вооруженные конфликты в райо­не озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Советская поли­тика в условиях роста военной угрозы в Европе. Изменение внешнеполитического курса СССР пос­ле прихода к власти нацистов в Германии. Полити­ка коллективной безопасности. Создание блока фашистских государств. Крах системы послевоен­ного урегулирования. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны. Мюнхенское со­глашение 1938 г. и политика «умиротворения» аг­рессоров. Захваты фашистской Германии и Ита­лии в Европе. Неудача советско-англо-француз­ских переговоров летом 1939 г. Заключение пакта о ненападении с Германией. Разграничение сфер влияния в Европе.

ТЕМА 5. Вторая мировая война (10)

Агрессия гитлеровской Германии. Причины войны. Периодизация. Нападение гитлеровской Германии на Польшу. Присоединение к СССР За­падной Украины и Западной Белоруссии. «Стран­ная война» на Западе. Оккупация Германией Да­нии и Норвегии. Разгром и капитуляция Фран­ции. «Битва за Англию». Военные действия в Северной Африке. Агрессия Германии и Италии на Балканах.

СССР накануне Великой Отечественной войны.

Мероприятия по укреплению военной мощи СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала Вто­рой мировой войны. Советско-финляндская война и ее результаты. Расширение территории СССР в 1940 г.: присоединение Бессарабии, Северной Бу­ковины и Прибалтики.

Начало Великой Отечественной войны. Нападе­ние Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии летом и осенью 1941 г. Преобразование ор­ганов государственного и военного управления. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Оборона Москвы. Провал германского плана мол­ниеносной войны. Контрнаступление Красной Ар­мии под Москвой зимой 1941 —1942 гг. Ситуация на фронте весной и летом 1942 г. Наступление не­мецкой армии на юге летом 1942 г. Начало Ста­линградской битвы. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Образование антигит­леровской коалиции.

Коренной перелом. Сталинградская битва. Ок­ружение и разгром немецких армий под Ста­линградом — начало коренного перелома. Наступ­ление Красной Армии зимой 1942 г. — весной 1943 г.: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участ­ках фронта. Планы воюющих сторон на лето 1943 г. Битва на Курской дуге и ее значение. Пере­ход стратегической инициативы к Красной Ар­мии. Освобождение Левобережной Украины. Битва за Днепр. Массовый героизм советских солдат и офицеров — важнейший фактор победы.

Сражения в Северной Африке и на Тихом океане в 1942—1943 гг. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны. Война и советское общест­во. Перестройка советской экономики в условиях войны. Тыл в годы Великой Отечественной войны. Изменение политики в отношении церкви. Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Роль партизанского движения в борьбе с немец­ко-фашистской агрессией.

Победа антигитлеровской коалиции. Стратеги­ческая обстановка к началу 1944 г. Наступатель­ные операции советских войск зимой—весной 1944 г. Наступление советских войск в Бело­руссии— операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР. Начало освобождения стран Восточной и Центральной Европы. Открытие вто­рого фронта. Военные действия на Западе в 1944 г. Движение Сопротивления. Берлинская операция. Завершение войны в Европе. Окончание Великой Отечественной войны. Разгром Японии. Берлин­ская (Потсдамская) конференция. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Оте­чественной войне. Итоги Второй мировой войны.

ТЕМА 6. Биполярный мир и «холодная война» (4)

Начало противостояния. Политические послед­ствия войны. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны». Установление в странах Восточной Европы просоветских режимов. Создание СЭВ. Включение стран Западной Европы в орбиту влияния США. Со­здание НАТО. Гонка вооружений. Начало ядерного противостояния. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и ее результаты.

Мир на грани ядерной войны. Смена ориенти­ров советской внешней политики после смерти И. В. Сталина. Поиск диалога со странами Запада. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 г. Установление дипло­матических отношений с ФРГ. Создание ОВД. Обо­стрение международной обстановки. Возведение Берлинской стены. Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме.

От разрядки к новому противостоянию. Начало разрядки международной напряженности. Дости­жение советским блоком военно-стратегическо­го паритета с Западом. Договор ОСВ-1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Разме­щение советских ядерных ракет в Восточной Евро­пе. Начало войны в Афганистане. Окончание раз­рядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Обострение идеологической борьбы на международной арене.

ТЕМА 7. СССР и социалистические страны Европы (4)

СССР: от Сталина к началу десталинизации. Экономические последствия войны. Переход про­мышленности на выпуск гражданской продук­ции. Восстановление экономики. Отмена карточ­ной системы и денежная реформа. Сталинская диктатура: ужесточение политического режима. Усиление идеологического давления на общест­во. Новый виток репрессий во второй половине 40-х — начале 50-х гг. Смерть И. В. Сталина. При­ход к власти нового руководства во главе с Н. С. Хрущевым. Освоение целины: успехи и не­удачи. Улучшение жизни колхозников. Наступле­ние на подсобные хозяйства. Социальная полити­ка: рост заработной платы, массовое жилищное строительство. XX съезд КПСС, критика стали­низма. Начало процесса реабилитации. Новая программа партии — утопические планы постро­ения коммунизма. Десталинизация. Противоре­чивость политики Н. С. Хрущева. Рост недоволь­ства политическим и экономическим курсом Н. С. Хрущева среди части партийного и государственного руководства и населения. Снятие Н. С. Хрущева с партийных и государственных постов. Итоги реформ.

Кризис «развитого социализма». Приход к власти Л. И. Брежнева. Нарастание консерва­тивных тенденций в политической жизни. Власть номенклатуры. Конституция 1977 г. Закрепле­ние руководящей роли коммунистической партии в жизни советского общества. Экономическая ре­форма 1965 г. Попытки внедрения принципов хоз­расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Продолжение экстенсивного развития, убыточ­ность большинства колхозов и совхозов. Концеп­ция «развитого социализма». Кризис догматизи­рованной идеологии. Критика советской полити­ческой системы диссидентами. Правозащитное движение. Углубление кризиса «развитого соци­ализма».

Социализм в Восточной Европе. Господство коммунистических партий в политической, эконо­мической и духовной сферах жизни стран Восточ­ной Европы. Методы и средства строительства со­циализма. Конфликт Тито — Сталин. Югослав­ский вариант социализма. Проблема разделенной Германии. События 1956 г. в Польше. Восстание в Венгрии. Участие советских войск в венгерских событиях. «Пражская весна» 1968 г., ввод войск стран ОВД в Чехословакию. «Доктрина Брежне­ва». Кризис 1980—1981 гг. в Польше. Создание профсоюза «Солидарность».

ТЕМА 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века (4)

Общественно-политическое развитие Запада в 4060-х гг. Возрастание экономической и поли­тической роли США после Второй мировой войны. Превращение США в сверхдержаву и лидера за­падного мира. Внешняя и внутренняя политика США. Политическая жизнь Западной Европы. По­литические партии и движения. Формирование экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». Успехи и неудачи политики «государства благосостояния». Измене­ния в социальной структуре общества.

Научно-техническая революция и общество в 70—80-х гг. Новый этап НТР и его последствия. Социально-экономические и политические про­цессы в странах Запада. Влияние массовых обще­ственных движений на внутреннюю и внешнюю политику западных стран. Кризис «государства благосостояния». Восстановление позиций кон­серватизма и консервативных партий. Неоконсер­вативная модель экономического развития.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Деколонизация и выбор пути развития страна­ми Азии и Африки. Прозападная модернизация в Южной Азии. Образование Индии и Пакистана. Превращение Индии в сильнейшую экономиче­скую и военную державу региона. Япония — эко­номический лидер Азии. Феномен «новых индуст­риальных стран». Влияние ислама в странах Азии и Африки. Исламская революция в Иране. Идеи социализма в «третьем мире». КНР: от «культур­ной революции» к рыночным реформам. Соци­ализм во Вьетнаме и Северной Корее. Трансформа­ция идей социализма в странах Азии и Африки. Ближневосточный конфликт. Особенности разви­тия Латинской Америки. Политические и эконо­мические проблемы региона. Кубинский соци­ализм. Политическая нестабильность в Латинской Америке: Чили, Никарагуа. Современное положе­ние в странах Латинской Америки.

ТЕМА 9. Россия в современном мире (8)

СССР в период перестройки. М. С. Горбачев. Осознание властью необходимости экономических реформ. Курс на «ускорение». Экономические пре­образования. Провозглашение политики пере­стройки и гласности. Развитие процесса дестали­низации общества. XIX Всесоюзная партийная конференция и ее решения. I Съезд народных де­путатов СССР. Межрегиональная депутатская группа. Национальная политика. Возникновение национальных движений. «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 80-х — на­чала 90-х гг. Возобновление советско-американ­ского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Кризис власти. Борьба реформаторских и консер­вативных сил в партийном и государственном руководстве. Массовое движение за отмену моно­полии КПСС на власть. Межнациональные отно­шения и конфликты. Начало «парада суверени­тетов». Противостояние союзного и российского руководства. Декларация о государственном суве­ренитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Августовский полити­ческий кризис 1991 г., крах ГКЧП. Победа демо­кратических сил. Крушение КПСС. Провозглаше­ние независимости союзными республиками. Рас­пад СССР. Образование СНГ.

Крах социализма в Восточной Европе. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влия­ние перестройки в СССР на внутриполитичес­кое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 80-х гг. в странах Восточной Европы. Распад Восточного блока и преодоление биполярности ми-pa. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Националь­ные конфликты. Рыночные реформы.

Становление новой России. Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б. Н. Ельцин. Выбор пути экономических преобразований. Е. Т. Гайдар. Ли­берализация цен и ее последствия. Начало прива­тизации, ее издержки. Развитие частного пред­принимательства. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам пре­образований. Конфликт двух ветвей власти — ис­полнительной и законодательной. Политический кризис осени 1993 г. Основные политические си­лы. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.

Российская Федерация: новые рубежи в поли­тике и экономике. Основные положения Конститу­ции Российской Федерации. Курс на стабилизацию в условиях спада производства. Проблема отноше­ний между федеральным центром, республиками и регионами. Рост сепаратизма и этнополитические конфликты. Чеченская проблема. Расстановка политических сил в стране 1990-х гг. Развитие многопартийности в России и ее особенности. Фи­нансовый кризис 1998 г. и его последствия. Изме­нения в социальной структуре. Политическая ситуация в России в конце XX — начале XXI в. В. В. Путин. Новая расстановка политических сил. Формирование властной вертикали. Преодоление негативных последствий форсированного реформа­торства. Улучшение экономического положения: от спада производства к его подъему. Социальная политика. Национальные проекты. Д. А. Медведев.

Мир на рубеже XXXXI вв. Современная миро­вая цивилизация: пути развития. Россия в системе международных экономических отношений. Интег­рационные процессы в Европе и других регионах. Проблемы национализма, сепаратизма и экстремиз­ма в современном мире. Политическая ситуация в мире. Расширение блока НАТО. Отношения России с НАТО и Евросоюзом. Участие России в междуна­родной борьбе с терроризмом. Рост международного авторитета России. Отношения со странами СНГ. Проблемы ядерной безопасности и ликвидации ло­кальных войн и конфликтов. Международные орга­низации и общественные движения.

ТЕМА 10. Духовная жизнь (4)

Развитие научной мысли. Теория относитель­ности и новая физическая картина мира. Теорети­ческие и экспериментальные достижения физики микромира. Развитие космологии. Познание тайн живой природы: физиология, генетика, психоло­гия. Учение о ноосфере.

Научно-технический прогресс. Развитие транс­порта. Автомобилестроение. Ядерное оружие и атомная энергетика. Ракетостроение и космо­навтика. Радио. Телевидение. Информационные и компьютерные технологии. Интернет и мобиль­ная спутниковая телефонная связь.

Основные тенденции развития мировой худо­жественной культуры. Возникновение культуры авангардизма. Ее особенности и крупнейшие пред­ставители. Отражение жизни общества в реалисти­ческом искусстве. Плюралистическая художест­венная культура конца XX в. Музыка. Архитекту­ра. Массовая культура.

Российская культура «серебряного века». «Се­ребряный век». Проблемы культуры России на ру­беже XIX—XX вв. Основные течения и направле­ния русского искусства и литературы. Новаторство и традиции русской культуры. Стиль модерн в ар­хитектуре. Русский модернизм и авангард. Влия-ние достижений культуры России на мировые ху­дожественные процессы XX в.

Культура России: от соцреализма к свободе творчества. Революция и культура. Усиление пар­тийного контроля над духовной жизнью общества и ее идеологизация. Отражение событий револю­ции и Гражданской войны в литературе. Соци­алистический реализм как официальное худо­жественное направление. Советский кинемато­граф 20—30-х гг. Великая Отечественная война и художественная интеллигенция. Художествен­ная культура второй половины XX в. Влияние десталинизации на духовную жизнь советского об­щества. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и кинема­тографе. Противоречивость духовной жизни со­ветского общества. Официально-охранительная и неофициозная тенденции в советской культуре. Основные тенденции развития постсоветской культуры. Музыкальное искусство. Архитектура.

Итоговое повторение. (2)


Требования к уровню подготовки:

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:

• основные факты, процессы и явления, характеризующие целост­ность и системность отечественной и всемирной истории;

• периодизацию всемирной и отечественной истории;

• современные версии и трактовки важнейших проблем отечествен­ной и всемирной истории;

• историческую обусловленность современных общественных процес­сов;

• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

• критически анализировать источник исторической информации (ха­рактеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

• анализировать историческую информацию, представленную в раз­ных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

• различать в исторической информации факты и мнения, историчес­кие описания и исторические объяснения;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процес­сов и явлений;

• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулиро­вать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

• представлять результаты изучения исторического материала в фор­мах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни: -

• для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

• соотнесения своих действий и поступков, окружающих с историчес­ки возникшими формами социального

• осознания себя как представителя исторически сложившегося граж­данского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

  1. Компьютер – 1 шт.

  2. Интерактивная доска – 1 шт.

  3. Мультимедийные пособия по истории Россия и мир.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Волобуев О.в., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В. А. Россия и мир. ХХ век. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. «Веди- Принт», М. 2014.

  2. Данилов А.А. История России с древнейших времён до наших дней в вопросах и ответах: учеб пособие. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – 320с.

  3. Кирилова Е.И. Олимпиады по истории. 11 класс. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.

  4. Кочетов Н.С. История России. 11 класс: Методическое обеспечение уроков. 11 класс (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы). Волгоград: Учитель, 2003. – 144с.

  5. Кудрявцева Т.Ю. История. 10-11 классы: технология педагогических мастерских – Волгоград: Учитель, 2012. – 115с.

  6. Методическое пособие к учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В., Рогожкина В.А. «Россия и мир. История ХХ века» 11 класс/ А.В. Игнатов. – М.: Издательский дом «Новый учебник» 2005.- 463

  7. Олимпиадные задания по истории России. 9-11 классы – Волгоград: Учитель, 2006. – 90с.

  8. Островский А.В. Универсальный справочник по истории России. – СПб, «Паритет», 2000. – 384 с.

  9. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней: Дидактические материалы. – 3-е изд., - М.: Дрофа, 2002. – 128с.

  10. Степанищев А.Т., Белозёров Н.М., Волков А.П. История в таблицах 5-11 кл.: справочное пособие – 7-е изд., - М.: Дрофа, 2006. – 79с.

  11. Алексашкина, Л. Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по исто­рии [Текст] : для учителей / Л. Н. Алексашкина. - М.: Просвещение, 2008.

  12. Безносое, А. Э. История России и мир. 9-11 классы [Текст] : тесты : учеб.-метод, посо- бие / А. Э. Безносов, Ю. В. Кушнерева. -М.: Дрофа, 2001.

  13. Дорожкина, Н. И. Современный урок истории. Использование мультимедийных пре­зентаций. 5-11 классы [Текст] / Н. И. Дорожкина. - М.: ВАКО, 2009.

  14. Загладин, Н. В. Всемирная история XX в. [Текст] : для учителя / Н. В. Загладин. - М. : Просвещение, 2009.

  15. История. 5-11 классы [Текст] : технологии современного урока / авт.-сост. В. В. Гуко-ва [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2009.

  16. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах [Текст] /В. В. Кириллов. -М: Эксмо, 2010.

  17. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы) [Текст] / авт.-сост. Н. С. Коче­тов. - Волгоград : Учитель, 2002.

  18. Петрович, В. Г. Уроки истории: Всеобщая история [Текст] : метод, пособие / В. Г. Пет­рович, Н. М. Петрович. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

  19. Саяпин, В. В. История России. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ-2010, базовый уровень 10-11 кл. [Текст]: учеб.-метод, пособие / В. В. Саяпин. - Ростов н/Д. : Легион, 2009.

  20. Степанищев, А. Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 классы [Текст] : по­собие для учителя / А. Т. Степанищев. - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

  21. Сурмина, И. О. Открытые уроки истории России. 9-11 классы [Текст] / И. О. Сурмина, Н. И. Шильнова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

  22. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5-11 классы [Текст] / авт.-сост. И. В. Арисова. - Волгоград : Учитель, 2008.

  23. Чернова, М. Н. Справочник учителя истории. 5-11 классы [Текст] : справочник. - М. : Экзамен, 2008.


Дополнительная литература для учащихся:


  1. История мировой культуры [Текст]: справочник школьника. - М., 1996.

  2. Сто великих битв [Текст]. - М. : Вече, 2001.

  3. Сто великих картин [Текст]. - М. : Вече, 2001.

  4. 1000 вопросов и ответов по истории [Текст] : учеб, пособие / под общ. ред. Л. Н. Алексашкиной. -М. : АСТ, 1996.

Рекомендуются также: сборники КИМов; методика подготовки к ЕГЭ; сборники из серии «Репетитор»; тренировочные задания; сборники заданий; СВ-диск «История. Подготовка к ЕГЭ».


Печатные пособия.

Таблицы по истории России и всеобщей истории XX - начала XXI века (синхронистиче­ские, хронологические, сравнительные, обобщающие).

Схемы по истории России и всеобщей истории XX - начала XXI века (отражающие при­чинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеоб­щей истории XX - начала XXI века.

Портреты выдающихся деятелей истории СССР, России и всеобщей истории XX - нача­ла XXI века.

Атласы:

Атласы по всеобщей истории XX - начала XXI века с комплектом контурных карт.

Атласы по истории СССР, России XX - начала XXI века с комплектом контурных карт.

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала (материалы по истории культуры и искусства, по образу жизни в различные исторические эпохи, по истории развития вооружений и военного искусства, техники и технологии) по истории России и всеобщей истории.

Карты:

Европа в конце XIX — начале XX века. Экономическое развитие.

Мир к началу XX века.

Первая мировая война (Европейская часть).

Территориальные изменения в Европе в 1918-1923 годах.

Образование СССР (1922-1940).

Китай в 1924-1937 годах.

Индия в 1900-1939 годах.

Начало Второй мировой войны в Европе (1939-1941).

Вторая мировая война на Тихом океане.

Вторая мировая война в Европе и в Северной Африке (1942-1945).

Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны.

СССР и страны народной демократии в 1945-1991 годах.

США в XX веке.

Блоки периода «холодной войны».

Государства Восточной Азии в 1945-2000 годах.

Образование независимых государств в Африке (1945-2000).

Политическая карта Европы (2009 год).


Информационно-коммуникативные пособия.

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по истории Россш и всеобщей истории XX - начала XXI века.


Электронно-звуковые пособия.

Видеофильмы по истории России и всеобщей истории XX - начала XXI века.

Аудиозаписи и фонохрестоматия по истории России и всеобщей истории XX - начала XXI века.

Слайды (диапозитивы) по истории России и всеобщей истории XX - начала XXI в.

Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.


Учитель Л.А. Кудинова






Календарно-тематическое планирование.


урока

Названия тем и уроков

Дата

проведения

урока

Содержание

Цели изучения темы

Основные понятия и термины

Д.З

план

факт





1

Вводный урок. Содержание и особенности изучения новейшей истории Отечества в мировом общественном развитии

3



Обобщить знания школьников об основных тенденциях и результатах мирового исторического процесса к концу XIX века. Дать общую характеристику периода новейшей истории.

Новейшая история, теория модернизации.


Стр.3-4






2

Тема 1. Россия и мир в начале XX века



Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма

Раскрыть особенности модернизации в России, показать нарастание социальных противоречий в стране. Ознакомить учащихся с причинами, основными этапами первой российской революции, кратко охарактеризовать главные события 1905 года, рассмотреть деятельность основных политических сил в условиях революции, становления парламентаризма и многопартийности. Выявить значение аграрной реформы Столыпина, ее последствия. Охарактеризовать место России в системе международных отношений.

Индустриальное общество, научно-технический прогресс, авторитарная власть, реформизм, новый либерализм, социал-демократия, неонародничество. Советы рабочих депутатов, парламентаризм, кадеты, октябристы, куриальная система выборов, хутора, отруба, гегемония














Новые тенденции в развитии общества



10,



§1 стр.5-13




§2-3 стр.13-24







3-4






Первая российская революция

Российское общество и реформы



1



5-6




7-8






Российское общество и реформы


2


§4, стр. 25-32





§5






Повт. § 1-5

Россия в системе мирового рынка и международных союзов




1


9-10

Урок обобщения по теме:

Россия и мир в начале XX века




8







Тема 2. Мировая война и революционные потрясения




«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.


Раскрыть обстановку накануне войны. Разъяснить учащимся предпосылки и причины войны. Охарактеризовать планы России, ее союзников и противников. Показать ход военных действий на основных театрах войны, особенно подчеркнуть роль восточного фронта в Первой мировой войне. Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в годы войны.

Дать характеристику революционным событиям февраля 1917 г., развитию политической и социально-экономической ситуации после февраля. Показать исторические альтернативы 1917 года. Раскрыть причины прихода к власти большевиков. Раскрыть причины гражданской войны, основные ее этапы и события.

Выяснить итоги Первой мировой войны, ее последствия, влияние послевоенного урегулирования на развитие международных отношений. Показать противоречивый характер Версальского мирного договора.

Охарактеризовать влияние Первой мировой войны и революционного движения в России на революционные процессы в Европе и на Востоке, на судьбы народов колониальных стран.

Мировая война, инфляция, демократическая революция, социалистическая революция, коалиционное правительство, политическая доктрина, мировая революция, международное право, аннексия, контрибуция, сепаратный мир, общественное сознание, гражданская война, пролетариат, диктатура пролетариата, рабочий контроль, национализация, однопартийная система, конституция, советская власть, сепаратизм, белое движение, продразверстка, экспроприация,



11-12




Первая мировая война



1


§6-7


13-14


Российская революция 1917 года




22


§8-9


15




Гражданская война в России


29


§10-11




16




Семинарское занятие «Победа большевиков в России: причины и последствия»



29




17-18




19



От Российской республики Советов к СССР




12


§12


Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе


19



§13






20

Урок обобщения по теме 2


19






21-22






Тема 3. Мир в межвоенный период


Мировой экономический кризис



26





Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.


Показать предпосылки экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризисных явлений в разных странах мира. Охарактеризовать основные мероприятия «нового курса» в США. Сравнить выход из кризиса, предложенный левыми силами, либеральными реформаторами и фашистами. Показать причины возникновения и особенности тоталитарных режимов в Европе. Раскрыть внутреннюю политику нацистов и итальянских фашистов, а также агрессивную природу фашизма. Показать нестабильность авторитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса.

Дать учащимся представление о процессах модернизации в странах Востока.

Рыночная экономика, банкротство, экономический кризис, депрессия, девальвация, государственный контроль, система социального обеспечения, социальные реформы, профсоюзы, лейбористы, дефицит бюджета, фашизм, социалисты, забастовочное движение



§14







23-24









Тоталитарные режимы в Европе




3,1


§15


25




Модернизация в странах Востока



10,12


§16

26


Урок обобщения по теме 3

10,12









Тема 4. Социалистический эксперимент в СССР




Образование СССР. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г..


Раскрыть причины введения НЭПа, его основные направления. Выявить трудности НЭПа, противоречия между экономической и политической системами. Раскрыть причины отхода от НЭПа.

Охарактеризовать процесс сращивания партийного и государственного аппарата.

Проследить формирование сталинского режима, дать оценку курсу на построение социализма в одной стране. Раскрыть противоречия курса на индустриализацию и коллективизацию, показать их последствия.

Охарактеризовать причины непрочности Версальско-Вашингтонской системы и появления новых центров силы в Европе и Азии. Раскрыть роль фашизма как главного виновника обострения международной обстановки.

Социальное равенство, политика «военного коммунизма», новая экономическая политика, государственная собственность, коллективная собственность, многоукладность, государственный сектор, хозрасчет, плановый характер экономики, инакомыслие, отделение церкви от государства, индустриализация, денежная реформа, кооперация



27-28




Советская страна в годы НЭПа

17,12


§17


29

30-





Пути большевистской модернизации


24,12


§18-19




31-32




СССР в системе международных отношении



§20-21





33

34-


Тема 5. Вторая мировая войн



Агрессия гитлеровской Германии



Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе

Показать причины и характер Второй мировой войны, ее основные этапы. Охарактеризовать ход военных действий на основных театрах войны. Особо выделить советско-германский фронт, подчеркнуть его значение в разгроме врага. Показать бесчеловечную сущность оккупационного фашистского режима Проследить основные этапы формирования Антигитлеровской коалиции. Раскрыть роль тыла в войне, подчеркнуть значение движения Сопротивления. Показать цену войны для мирного населения. Охарактеризовать итоги войны и роль СССР в победе над врагом.

Государства-агрессоры, сателлиты, молниеносная война, этническая граница, «странная война», капитуляция, административный ресурс, территориальные приобретения, мобилизация, эвакуация, оккупация. Антигитлеровская коалиция, стратегия, коренной перелом






§22


35

36-





СССР накануне Великой Отечественной воины




§23


37

38




Начало Великой Отечественной войны




§24


39

40



Коренной перелом





§25-26

41-42

Урок обобщения по теме 5












43



Тема 6. Биполярный мир и «холодная война»


Начало противостояния




СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.


Раскрыть политические итоги Второй мировой войны, охарактеризовать решения союзников в отношении Германии. Показать противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Раскрыть причины возникновения «холодной войны», ее последствия для международных отношений и внутренних процессов. Охарактеризовать основные этапы и события «холодной войны». Показать причины начала разрядки международной напряженности

«Холодная война», гонка ракетно-ядерных вооружений, эскалация вооруженного конфликта, военно-морская блокада, нераспространение ядерного оружия, страны «социалистической ориентации»






§27



44

Мир на гране ядерной войны




§28





45

От разрядки к новому противостоянию



§29





46

Урок обобщения по теме 6











47

48


Тема 7. СССР и социалистические страны Европы







Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства.. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений.

Показать экономические последствия войны. Раскрыть противоречивость послевоенного экономического развития СССР, его трудности и успехи. Разъяснить учащимся особенности политического режима в СССР после войны. Охарактеризовать усиление идеологического давления на общество. Показать изменения в жизни страны, проследить этапы борьбы за власть в партийно-государственном руководстве после смерти И.В. Сталина. Проследить эволюцию политического и экономического курса в 50-70-х гг., его успехи и неудачи.

Показать причины установления в странах Восточной Европы и Азии просоветских режимов. Охарактеризовать причины и последствия внутриполитических кризисов в социалистических странах.

Идеологические кампании, космополитизм, экономические методы управления, дестали-низация, реабилитация, депортированные народы, совнархозы, субъективизм, волюнтаризм, идеологические стереотипы, номенклатура, экономические реформы, научно-техническая революция, коррупция



СССР: от Сталина к началу десталинизации




§30





49


Кризис «развитого социализма»




§31





50





Социализм в Восточной Европе



§32











Тема 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века



Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. «Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы,

Охарактеризовать послевоенные изменения в экономике и политике стран Запада, вступление стран Запада в постиндустриальную стадию развития. Раскрыть процесс формирования экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». Показать социально-политические процессы в странах Запада, роль НТР в изменениях в обществе. Дать характеристику идейно-политическим течениям в обществе стран Запада. Проследить социально-политические противоречия и охарактеризовать пути их решений. Оценить итоги развития стран Запада к началу 90-х гг.

Дать характеристику основных групп стран «третьего мира», особенностей их развития и места в современном мире. Показать поиски путей развития освободившихся стран. Раскрыть истоки внутренних и международных конфликтов в «третьем мире»

Военно-экономический потенциал, этнора-совые отношения, расовая сегрегация, расовая дискриминация, демократический социализм, концепция «государства благосостояния», «средний класс», социальная напряженность, энергетический и сырьевой кризис, «общество потребления», движения социального протеста, демагогия, «новые левые», движение «зеленых»






51

52




Общественно-политическое развитие Запада в 40-60-х гг.





§33



53






Научно-техническая революция и общество Запада в 70-80-х гг.






§34






54



Страны Азии, Африки и Латинской Америки.





§35






5556

Тема 9. Россия в современном мире



СССР в период «перестройки».














Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ Становление новой российской государственности Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств

Раскрыть предпосылки преобразований в СССР. Показать непоследовательность шагов по реформированию экономики в годы «перестройки». Показать противодействие консервативных сил экономической реформе и ее неудачи. Проследить основные шаги в общественно-политических реформах. Охарактеризовать подъем общественных и национальных движений.

Раскрыть сущность политики «нового мышления» международных отношениях, ее итоги и последствия. Проследить связь между внутриполитическими изменениями в СССР, новой внешней политикой и революциями в Восточной Европе.

Дать характеристику их итогов и значения. Дать оценку политическим изменениям в Европе после краха социалистической системы Показать обострение социальных и национальных проблем в СССР. Изучить события 1991 г., причины и последствия распада СССР. Рассмотреть процесс становления новой российской государственности. Проанализировать достижения и трудности при осуществлении преобразований в политической и экономической области. Выявить основные проблемы строительства федеративного государства. Оценить место России в системе международной политики и мирового разделения труда, ее роль в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством в начале нового тысячелетия.

«Ускорение» социально-экономического развития, процесс демократизации, гласность, реформы государственного строя, политический плюрализм, «обновление социализма», многоэтническое государство, национальные и националистические движения, концепция «общеевропейского дома», политика «нового мышления», многопартийная система, референдум, конфедерация, «бархатная революция», приватизация, «шоковая терапия», радикальные реформы, «протестный» электорат, правовое государство, президентская республика, постсоветское пространство,





§37-38



57


Крах социализма в Восточной Европе




§39





Становление новой России



§40

58








Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике.




§41-42

59-60






Итоговая контрольная работа







61-


62


Мир на пороге XXI века




§43





63



Тема 10. Духовная жизнь

Развитие научной мысли

Научно-технический прогресс»




Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.


Охарактеризовать революционные изменения, произошедшие благодаря развитию науки в XX веке во взглядах ученых на строение макро- и микромира, физиологию и психологию человека, его наследственность. Раскрыть взаимосвязь между прогрессом в научно-технической сфере и преобразованиями в различных сторонах жизни общества. Проследить основные тенденции развития литературы и искусства в XX веке, особенности реалистического и авангардистского направлений в художественном творчестве. Рассмотреть особенности культурного подъема в России в начале XX века; специфику послереволюционных преобразований в культурной сфере.

Естественнонаучная картина мира, мегаполис, информационный переворот, технологический переворот, переход в постиндустриальную стадию развития общества, реалистическое искусство, авангардизм, неореализм, модернизм, урбанизация, массовая культура, «серебряный век» русской культуры,


§44




64-


65



Основные тенденции развития мировой художественной культуры

Российская культура «серебряного века



§45-46



66




Культура России: от соцреализма к свободе творчества



§47-48

67-68



Итоговое повторение












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!