СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена к учебнику Босовой Л.Л. для 5 класса по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»



УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

МКОУ «СОШ №6»

Протокол заседания

педагогического совета

от 31.08.2017 года №1

Председатель педагогического совета

___________ Л.В.Кудинова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

5 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ



Срок реализации программы - 1 год




Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. Информатика 5-6 классы: методическое пособие/ Л.Л.Босова,А.Ю. Босова,2-е изд., стереотип. – м.:БИНОМ Лаборатория знаний, 2016















Пояснительная записка



Настоящая рабочая программа информатике для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577; зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937), письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов»), на основе Программы по информатике для общеобразовательных учреждений Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013.

Программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; планируемые предметные результаты изучения учебного предмета; содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Учебный план МКОУ «СОШ № 6» отводит на изучение информатики в 5 классе 1 урок в неделю, что составляет 34 часа в учебный год. Срок реализации данной программы – 1 год.



Планируемые результаты освоения информатики

в 5 классе

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами

учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.


Личностные и метапредметные результаты освоения информатики


Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать

основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное

и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями.

Раздел 2. Компьютер

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий.

Раздел 3. Подготовка текста на компьютере

Выпускник научится:

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы.

Ученик получит возможность:

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Раздел 4. Компьютерная графика

Выпускник научится:

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

  • Выпускник получит возможность:

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

Раздел 5. Создание мультимедийных объектов

Выпускник научится:

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Выпускник получит возможность:

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.













Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности



Перечень и название раздела и тем

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

Информация вокруг нас. (12 ч.)

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.


Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

  • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

Компьютер (5 ч.)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.


Практическая деятельность:

  • выбирать и запускать нужную программу;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Подготовка текстов на компьютере (7 ч.)

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии.

  • Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.


  • Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Компьютерная графика (5 ч.)

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.

Практическая деятельность:

  • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами.

Создание мультимедийных объектов (4 часов).

Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;

  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Резерв (1 ч.)




Раздел IV. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


п/п

Тема раздела

Количество часов

Всего

В том числе

теория

практика

1

Информация вокруг нас

12

10

2

2

Компьютер

5

2

3

3

Подготовка текстов на компьютере

7

2

5

4

Компьютерная графика

5

1

4

5

Создание мультимедийных объектов

4

0

4

6

Резерв

1

0

2


Итого

34

15

19


























п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Компьютер (4 ч).


1


Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

§1, рабочая тетрадь (РТ): №4, №7, №10. Дополнительное

Задание: №11 в РТ..

2


Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

§2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24 в РТ;

3


Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

1

§3; РТ: №25, №26, №28, №33. Дополнительное задание: один из номеров 35 или 36,

№37.

4


Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

1

§4; РТ: №38, №39, №42,44, Дополнительное задание: №53. №54




Подготовка текстов на компьютере (1 ч).



5


Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

1

§5; РТ: №55, №59, №63, №64, Дополнительные задания: №68, №69.

Информация вокруг нас (4 ч).

6


Передача информации.

1

§6; РТ: №70, №72, №74. Дополнительное задание: №75

7


Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

1

§6 (3); РТ: №76, №77. Дополнительное задание: №78.

8


В мире кодов. Способы кодирования информации. К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».


1

§7с. 46-49, РТ: №79,80 ,84, 86,№98 Дополнительное задание: №96.

9


Метод координат.

1

§7(3), РТ: №99 (3-6), №100.

Дополнительное задание: №101.

Подготовка текстов на компьютере (5 ч).

10


Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

1

§8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105.

11


Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»


1

§8 (2, 4); РТ: №111, №103.

12


Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст»


1

§8 (5); РТ: №110, №112.

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

13


Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

1

§8 (5); РТ: №113, №114, №115.

14


Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст»

1

§8; РТ: №118. Дополнительное задание: №119.


15


Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Контрольная работа №2 (промежуточная)

1

§9 (1); РТ: №121, №123, №124

16


Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»

1

§9 (2); РТ: №126, №127. Дополнительное задание: №129..

Компьютерная графика (5 ч).

17


Разнообразие наглядных форм представления информации

1

§10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137.

18


Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

1

§10 (5); РТ: №134, №135, №136

19


Компьютерная графика. Инструменты графического редактора.

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

1

§ 11 (1, 2); РТ: №138, №139

.

20


Преобразование графических изображений

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

1

§ 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144.


21


Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»


1

§ 11; РТ: №145. Дополнительное задание: №146

Информация вокруг нас (1 ч).

22


Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

1

.§ 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150

Подготовка текстов на компьютере (1 ч).

23


Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

1

.

§ 12 (2); РТ: №151, №152

Информация вокруг нас (1 ч).

24


Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»


1

§ 12 (3); РТ: №153, №154, №155.

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Компьютер (1 ч).

25


Кодирование как изменение формы представления информации

1

§ 12 (4); РТ: №158, №159, №162.

Информация вокруг нас (4 ч).

26


Преобразование информации по заданным правилам. П.р. №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

1

§ 12 (5); РТ: №165, №166, №174. Дополнительное задание: №173.

27


Преобразование информации путём рассуждений

1

§ 12 (6), №15, №16 в учебник; РТ: №176, №178 в РТ.

28


Разработка плана действий. Задачи о переправах.

1

§12 (7); №179, №180 (записать решение в тетрадь). Дополнительное задание: №183 в РТ

29


Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

1

§12 (7), №20 в учебнике; №181, №184 в РТ.

Создание мультимедийных объектов (4 ч).

30


Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

1

§ 12(8), №21 в учебнике.

31


Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).

1

Подумать, что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год на уроках информатики.

32


Контрольная работа №3 (итоговая)


1

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

33


Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

1

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

Резерв (1 ч).

34


Резерв учебного времени

1


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания СОГЛАСОВАНО

методического объединения заместитель директора по УВР учителей математики и информатики ______ В.А. Герасимова

от 2017 Дата ____________

руководитель МО__________ О.В.Атарова

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!