Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Семейкинская средняя общеобразовательная школа-детский сад №31»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
__________/Е. М. Осипенко /
«___» августа 2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
(базовый уровень)
11 класс
Составитель рабочей программы:
Чижов Роман Геннадиевич
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).
Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».
Закон от 08.05.2015 г. № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 353 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».
Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15 июня 2017 г. №77 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2017-2018 учебный год».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 19.07.2017 № 87 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.07.2017 № 481 «Об утверждении авторских программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.07.2017 № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».
ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса».
Устав Государственного образовательного учреждения ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад № 31».
Учебный план Государственного образовательного учреждения ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад № 31».
Настоящая программа разработана на основании Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по информатике (X-XI классы, базовый уровень).
Рабочая программа ориентирована на учебник: И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Согласно учебному плану на изучение информатики в 11 классе отводится 68 часов по 2 часа в неделю.
Цели рабочей программы по информатике
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; изучение одного из языков программирования;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
укрепление познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации, к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи рабочей программы по информатике
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
сформировать интерес к изучению информации и информационных процессов в различных сферах – природе, науке и технике; развить умения выделять и проектировать пути работы с информацией и информационными процессами региона;
организовать работу в виртуальных лабораториях, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонентов. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка, определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т. е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения курса информатики в 11 классе учащиеся должны
знать/понимать:
три философские концепции информации
понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
что такое язык представления информации; какие бывают языки
понятия «кодирование» и «декодирование» информации
примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
понятия «шифрование», «дешифрование».
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
определение бита с алфавитной т.з.
связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
связь между единицами измерения информации;
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
определение бита с позиции содержания сообщения
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
какая информация требует защиты
- виды угроз для числовой информации
- физические способы защиты информации
- программные средства защиты информации
- что такое криптография
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
уметь:
раскрывать роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
различать способы представления данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах и для восприятия человеком;
формулировать понятия кодирование информации, дискретизация, декодирование;
определять информационный объем данных разного типа при заданных условиях дискретизации;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них.
понимать принципы кодирования и декодирования текстовой, графической и звуковой информации с помощью двоичного кода;
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; познакомиться с двоичной системой счисления;
строить логические выражение по заданной таблице истинности;
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе при составлении поисковых запросов.
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
использовать электронные таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм.
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров;
использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
создавать презентации со звуковым сопровождением в выбранной среде разработки, использовать мультимедийные онлайн-сервисы для разработки презентаций проектных работ.
различать основные понятия и законы математической логики;
использовать знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера;
строить таблицы истинности и логические схемы; – строить и преобразовывать логические выражения.
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных.
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Основное содержание программы
Информатика 10-11 классы
Учебно-тематический план
№ п/п. | Содержание программного материала | Количество часов |
Всего | 10 класс | 11 класс |
1 | Информация и информационные процессы | 6 | 6 | |
2 | Математические основы информатики | 10 | 10 | |
3 | Информационные технологии | 50 | 20 | 30 |
4 | Алгоритмизация и программирование | 32 | 32 | |
5 | Математическое моделирование | 18 | | 18 |
6 | Коммуникационные технологии | 16 | | 16 |
| Социальная информатика | 4 | | 4 |
| Итого | 136 | 68 | 68 |
Календарно-тематическое планирование по информатике 11 класс
(всего - 68 ч; в неделю - 2 ч)
№ урока | № урока в теме | Тема | Дата | Приме-чание |
по плану | по факту |
Информационные технологии (30 ч) |
Системы управления базами данных (20 ч) |
1 | 1 | Инструктаж по ТБ. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. | | | |
2 | 2 | Классификация баз данных. | | | |
3 | 3 | Реляционные базы данных. | | | |
4 | 4 | Создание модели БД. ТБ. Практическая работа №1 | | | |
5 | 5 | Таблицы. Способы создания таблиц | | | |
6 | 6 | Сортировка и фильтрация данных | | | |
7 | 7 | Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами | | | |
8 | 8 | Создание связей между таблицами. | | | |
9 | 9 | Разработка базы данных из нескольких таблиц | | | |
10 | 10 | Простые запросы на выборку. Запросы с одним и несколькими условиями. | | | |
11 | 11 | Параметрические запросы. | | | |
12 | 12 | Запросы с вычисляемыми полями. Итоговые запросы. | | | |
13 | 13 | Запросы на изменение | | | |
14 | 14 | Разработка запросов к базе данных из нескольких таблиц | | | |
15 | 15 | Формы. Формы с подчиненной формой. | | | |
16 | 16 | Способы создания форм | | | |
17 | 17 | Отчеты. Отчеты с группировкой. | | | |
18 | 18 | Способы создания отчетов | | | |
19 | 19 | Разработка и реализация базы данных предметной области. ТБ. Практическая работа №2 | | | |
20 | 20 | Базы данных. Контрольная работа №1 | | | |
1.2 Обработка графической информации (10 ч) |
21 | 1 | Технические средства ввода графических изображений. | | | |
22 | 2 | Растровые изображения. Кадрирование изображений. Цветовые модели. | | | |
23 | 3 | Работа с многослойными изображениями. | | | |
24 | 4 | Коррекция изображения | | | |
25 | 5 | Работа с векторными графическими объектами. | | | |
26 | 6 | Создание векторных изображений | | | |
27 | 7 | Группировка и трансформация объектов. | | | |
28 | 8 | Технологии ввода и обработки звуковой и видеоинформации. | | | |
29 | 9 | Создание изображения и/или видеоклипа на заданную тематику. Практическая работа№3 | | | |
30 | 10 | Обработка графической информации. Контрольная работа №2 | | | |
Математическое моделирование (18 ч) |
31 | 1 | ТБ. Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме | | | |
32 | 2 | Проведение вычислительного эксперимента. Анализ достоверности результатов. | | | |
33 | 3 | Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. | | | |
34 | 4 | Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). | | | |
35 | 5 | Алгоритмы исследования элементарных функций. Разработка моделей | | | |
36 | 6 | Построение графика функции, заданной формулой, программой или таблицей значений. | | | |
37 | 7 | Алгоритмы приближенного решения уравнений на данном отрезке. Разработка модели. | | | |
38 | 8 | Алгоритмы приближенного вычисления длин и площадей. Разработка моделей. | | | |
39 | 9 | Обработка результатов эксперимента. Статистические зависимости. | | | |
40 | 10 | Корреляционные и регрессионные модели. | | | |
41 | 11 | Моделирование движения. | | | |
42 | 12 | Моделирование движения тела, брошенного под углом к горизонту | | | |
43 | 13 | Биоритмы. Исследование модели | | | |
44 | 14 | Моделирование эпидемий. | | | |
45 | 15 | Моделирование популяций. Враждующие популяции, соперничающие виды | | | |
46 | 16 | Моделирование популяций. | | | |
47 | 17 | Разработка компьютерных моделей в выбранной предметной области. ТБ. Практическая работа №4 | | | |
48 | 18 | Математическое моделирование. Контрольная работа №3 | | | |
Коммуникационные технологии (16 ч) |
3.1 Компьютерные сети (4 ч) | |
49 | 1 | Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. | | | |
50 | 2 | Сетевые протоколы. Принципы межсетевого взаимодействия. | | | |
51 | 3 | Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети). Система доменных имен. | | | |
52 | 4 | Анализ работы и тестирование сети. ТБ. Практическая работа №5 | | | |
3.2 Деятельность в сети Интернет (2 ч) |
53 | 1 | Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Технологии веб 2.0. Создание форм, блогов. Wiki-сообщества. | | | |
54 | 2 | Поиск информации на языке запросов. ТБ. Практическая работа №6 | | | |
3.3 Создание сайта (10 ч) |
55 | 1 | Веб-сайты и веб-страницы. Среды автоматизированной разработки сайтов | | | |
56 | 2 | Создание собственного сайта. | | | |
57 | 3 | Наполнение собственного веб-сайта. | | | |
58 | 4 | Язык HTML. Понятие тега, атрибута. Структура страницы. | | | |
59 | 5 | Теги форматирования текста. Списки | | | |
60 | 6 | Вставка изображений на веб-страницу. | | | |
61 | 7 | Гиперссылки. Активные изображения. | | | |
62 | 8 | Создание таблиц. Табличная структура страницы | | | |
63 | 9 | Создание сайта на заданную тематику. ТБ. Практическая работа №7 | | | |
64 | 10 | Коммуникационные технологии. Контрольная работа №.4 | | | |
Социальная информатика 4 (ч) |
65 | 1 | Социальные сети. Информационная культура. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. | | | |
66 | 2 | Проблема подлинности полученной информации. Открытые образовательные ресурсы. Правовые нормы использования компьютерных программ и работы в Интернете. | | | |
67 | 3 | Компьютерные вирусы и вредоносные программы. Использование антивирусных средств. | | | |
68 | 4 | Обобщающий урок по курсу информатики 11 класса | | | |
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по информатике для 10-11 классов (утверждено Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №483 от 27.12.2016) (базовый уровень). |
Учебная литература | И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. |
Дополнительная литература | Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей естественно- математического цикла от 31.08.2017 №____. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________ Огиенко Я.В. 31.08.2017 |