СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «География» соответствует авторской программе: программа основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016 г.

Сведения об используемом учебнике

Данная программа ориентирована на линию учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин. География. Начальный курс. 2012 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гостиловская основная общеобразовательная школа


РАССМОТРЕНО

Руководитель школьного МО учителей


_____________

Н.И. Александрова


Протокол № 1

от « 24 » августа 2017 г.

.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Гостиловской основной общеобразовательной школы


_________ И.Н. Шишкова


Приказ № 71

от «30 » августа 2017г.






Программа

учебного предмета

«География»



5 класс





Учитель:

Дорошина Лидия Александровна

учитель географии МАОУ Гостиловской основной общеобразовательной школы




Принята к реализации педагогическим советом

МАОУ Гостиловской основной общеобразовательной школы

протокол №1 от 30. 08. 2017г.





2017-2018 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана программа

При разработке программы учебного предмета «география» (далее – программа) для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы использованы следующие нормативные документы:

- п.6 ст.28 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ,

- ФГОС ОО (приказы Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» с изменениями от 29.12.2014 года № 1644»

- Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

- ООП ООО МАОУ Гостиловской ООШ;

- Примерный учебный план 5- 7классов ОО Брянской области на 2017 – 18учебный год;

-Учебный план основного общего образования (5 -7 классы) МАОУ Гостиловской ООШ на 2017/18 уч. год;

- Календарный учебный график МАОУ Гостиловской ООШ на 2017/18 уч. год;

- Положение о программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, утв. приказом по МАОУ Гостиловской ООШ № 46 от 30.05.2016 года

- Примерная программа основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016 г.

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2017/2018 учебный год;

- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

Сведения об авторской программе

Программа учебного предмета «География» соответствует авторской программе: программа основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016 г.


Сведения об используемом учебнике

Данная программа ориентирована на линию учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин. География. Начальный курс. 2012 г.

Общие цели и задачи изучаемого учебного предмета:

Основная цель курса «География.  Начальный курс» систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению окружающей среды. Это наиболее эффективный путь к формированию системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов. У школьников формируется знание основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе изучения формируются представления о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 5 классе35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1 час в неделю

Количество часов, отводимых на освоение программы учебного предмета «География», соответствует учебному плану образовательной организации на учебный год (35 часов), в течение учебного года проводится 4 практических работы.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Базовыми ценностными ориентирами, положенными в основу программы учебного предмета «География», являются:

- формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- развитие умения учиться - как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Усвоенные в начальном курсе географии знания и способы действий так же необходимы не толькодля дальнейшего успешного изучения географии и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные

Выпускник научится:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Что изучает география (5 часа).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (6 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы  № 1. « Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы»; №2. « Как люди открывали Землю».

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование.Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3. « Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты»; Практическая работа № 4.

« Самостоятельное построение простейшего плана».

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №5. «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов».

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Практическая работа №6. « Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов».

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?


Формы и средства контроля:

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. В конце года проводится контрольное тестирование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.

Номер

урока

Дата

Наименование разделов, тем отдельных уроков

Кол-во часов

Виды деятельности ученика


по плану

факти-чески


Тема 1: Что изучает география (5 ч)



1



Мир, в котором

мы живем.

1

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки.

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением

Давать определение понятию картография.

Называть методы географических исследований Земли.

Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала.


2



Науки о природе.

1


3



География — наука о Земле.

1


4



Методы географических исследований.

1


5



Обобщение знаний по теме «Что изучает география».

1


Тема 2: Как люди открывали Землю (6 часов)


6-7






Географические

открытия древности и Средневековья.

Практическая работа  № 1. «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы»


2

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать ход путешествия.

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации.


8



Важнейшие географические открытия.

1


9-10



Открытия русских путешественников.

Практическая работа №2. «Как люди открывали Землю».

2


11



Обобщение знаний по теме

«Как люди открывали Землю».

1


Тема 3: Земля во Вселенной (9 часов)


12



Как древние люди представляли

себе Вселенную.

1

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет.

Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет.

Объяснять различия небесных тел.

Называть крупнейшие звёзды и созвездия.

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса.


Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.


13



Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1



14



Соседи Солнца.

1



15



Планеты-гиганты

и маленький

Плутон.

1



16



Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты.

1



17



Мир звезд.

1



18



Уникальная

Планета.— Земля.

1



19



Современные исследования космоса.

1



20



Обобщение знаний по теме «Земля во Вселенной».

1



Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (5 ч)







Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании.

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.

Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.


21



Стороны

Горизонта.

1


22-23



Ориентирование на местности.

Практическая работа № 3. « Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты».

2


24



План местности и географическая карта.

Практическая работа № 4. «Самостоятельное построение простейшего плана».

1


25



Обобщение знаний по теме «Виды изображений поверхности Земли».

1


Тема 5: Природа Земли (10 ч)




Называть различные гипотезы происхождения Земли.

26



Как возникла

Земля.

1

Называть различные гипотезы происхождения Земли.

Называть основные слои Земли, их функции.

Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения.

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы.

Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.

Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.

Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства.

Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы.


27



Внутреннее строение Земли.

1


28



Землетрясенияи вулканы.

1


29



Путешествие

по материкам.

1


30



Вода на Земле.

1


31



Воздушная одежда Земли.

1


32



Живая оболочка

Земли.

1


33



Почва — особоеприродное тело.

1


34



Человек и природа. Контрольное тестирование.

1


35



Урок обобщения знаний по теме «Природа Земли»

1
















































ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям ФГОС.

Cведения о программно-методическом обеспечении

Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016 г.

Cведения об используемом УМК

Данный учебно-методический комплект для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебников,методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова) . Дрофа 2012г.

2.География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).Дрофа 2012г.

3. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание. Дрофа 2012г.

Cведения о материальном обеспечении

    1. Набор таблиц по географии.

    2. Физическая карта полушарий

    3. Физическая карта Российской Федерации

    4. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

    5. Стол учительский.

Cведения об используемом методическом обеспечении

1. В.И. Строткин Сборник заданий и упражнений География 6-10 классы М. Дрофа 2010г.

2. Н.Н.Петрова Тесты по географии 6-10 классы М. Дрофа 2001г.

3. Э.Л.Лисовский Дидактические карточки – задания по географии 6 класс М. Генжер 1997г.

4. Л.Н.Картель Дидактические материалы по физической географии 6 класс М. Просвещение 1997г.

5. Н.В.Болотникова Интегрированные уроки в школе География 6-10 классы Волгоград Учитель 2007г.

6.  И. И. Баринова География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие.Дрофа. 2012г.

7. Т.Н. Воробьева. Поурочные планы по географии 6 класс. Волгоград. Учитеь-АСТ 2010г.


Cведения об используемом техническом обеспечении

1. Классная доска.
2. Персональный компьютер.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!