Учитель физики: Сафина Лола Миноваровна, первая категория.
г. Советский
2016г.
Программа ориентирована на учебник: "Физика 7", А.В.Перышкин, -М., Дрофа, 2015. УМК, используемый при организации образовательного процесса:
Настоящая рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Программа подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Руководители проекта: вице-президент РАО А.А.Кузнецов, академик - секретарь Отделения общего образования РАО М.В.Рыжаков, член-корреспондент РАО А.М. Кондаков.
На основании требований Государственного образовательного стандарта (2004 г.) в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций. Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования, представляя его в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать навыки научного познания, во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Все это является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование способствует взаимосвязанному развитию и совершенствованию ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и воспитанию общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.
Учебная программа 7 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю. За год учащиеся должны выполнить 5 контрольных и 11 лабораторных работ. Содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе:
- способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
- составлять план, тезисы, конспект.
В процессе обучения предполагается активное использование медиаресурсов и информационных технологий.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Программа учитывает взаимосвязь физики с другими предметами учебного плана. Логические связи с другими предметами учебного плана: математические преобразования, вычисления; круговорот в природе, тепловые процессы – движение воздушных масс, атмосферное давление, умение пользоваться компасом, магнитное поле Земли (география).
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов программой предусмотрены демонстрации, лабораторные опыты, фронтальные лабораторные работы.
После изучения какой-либо темы или двух небольших тем, связанных между собой линейными связями проводится тематический контроль. Тематический контроль начинается на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всей темы. Организуя повторение и проверку знаний и умений на таких уроках, учитель предупреждает забывание материала, закрепляет его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Задания для контрольной работы рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей внутри темы и с предыдущими темами курса, на умение переносить знания на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера. Формы проведения промежуточного контроля: физический диктант, самостоятельная работа, лабораторная работа, зачет, тест, компьютерное тестирование.
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ФИЗИКИ.
Предметные результаты изучения курса физики представлены на двух уровнях: базовом и повышенном.
В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту. Углубление знаний изучаемого материала осуществляется на факультативных занятиях.
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Научный метод познания. Наука и техника.
Свободное падение тел.
Колебания маятника.
Притяжение стального шара магнитом.
1.Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2.Измерение размеров малых тел.
Строение вещества. Молекулы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Диффузия. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.
Диффузия в растворах и газах, в воде.
Модель хаотического движения молекул в газе.
Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Относительность движения. Траектория. Путь.
Равномерное прямолинейное движение.
Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Вес тела. Динамометр. Равнодействующая сил.
Давление. Давление в жидкости и газе. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Сообщающиеся сосуды. Барометр - анероид. Манометр. Поршневой насос. Гидравлический пресс.
Явление инерции.
Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
Измерение силы по деформации пружины.
Свойства силы трения.
Сложение сил.
Барометр.
Опыт с шаром Паскаля.
Опыт с ведерком Архимеда.
1.Измерение массы тела на рычажных весах.
2.Измерение объема тела.
3.Определение плотности твердого тела.
4.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
5.Измерение силы трения с помощью динамометра.
6.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
7.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. "Золотое правило" механики. Коэффициент полезного действия. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Реактивное движение модели ракеты.
Простые механизмы.
1. Выяснение условия равновесия рычага.
2. Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.
Приложение №1.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты обучения |
План | Факт. |
Предметные | Метапредметные |
Введение (4 часа) |
1 | 1.09 | | Техника безопасности в кабинете физики (ТБ). Что изучает физика? | Понимать содержание физической науки. Различать физические явления, вещество, тело. Иметь представление об основных методах изучения физики — наблюдения и опыты, различать их. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. |
2 | 3.09 | | Физические величины. Измерение физических величин. | Понимать что такое физическая величина. Приводить примеры известных учащимся единиц физических величин. Иметь представление об измерительном цилиндре — мензурке, линейке, термометре, транспортире, амперметре и вольтметре демонстрационном. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
3 | 8.09 | | Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин». | Определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
4 | 10.09 | | Физика и техника. | Понимать основные этапы развития физики и техники. Иметь представление о научно-техническом прогрессе. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. |
Строение вещества (6 часов) |
5 | 15.09 | | Строение вещества. Молекулы. | Понимать значение знаний о строении вещества. Доказывать строения веществ из частиц. Иметь представление о размерах молекул. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
6 | 17.09 | | Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | Различать диффузию в жидкостях, газах и твердых телах Иметь представление о связи между скоростью движения молекул и температурой тела. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
7 | 22.09 | | Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел». | Определять при помощи линейки средний диаметр мелких тел, тонкой проволоки. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
8 | 24.09 | | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Доказывать существование притяжения между молекулами твердых тел и жидкостей (склейка и сварка) и существования отталкивания молекул. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
9 | 29.09 | | Агрегатные состояния вещества. | Иметь представление о некоторых механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов. Объяснять эти свойства на основе знаний о молекулах. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. |
10 | 1.10 | | Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | Иметь представление об основных положениях МКТ и их опытное обоснование. Объяснять свойства вещества в трех состояниях. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
Взаимодействие тел (25 часов) |
11 | 6.10 | | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Понимать что такое механическое движение. Иметь представление о траектории, пройденном пути и равномерном движении. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
12 | 8.10 | | Скорость. Единицы скорости. | Рассчитывать скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Измерять скорость равномерного движения. Определять скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
13 | 13.10 | | Расчет пути и времени движения. | Рассчитывать путь при равномерном прямолинейном движении. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
14 | 15.10 | | Решение задач на расчет пути и времени движения. | Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
15 | 20.10 | | Явление инерции. | Определять причины изменения скорости тел. Иметь представление о явлении инерция. Объяснять проявление инерции в быту и технике. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
16 | 22.10 | | Взаимодействие тел. | Определять изменение скоростей тел при их взаимодействии. Приводить примеры и результат взаимодействия. Иметь представление об явление отдачи. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
17 | 27.10 | | Масса тела. Единицы массы. | Измерять массу тела на весах методом взвешивания. Определять единицы массы. Иметь представление некоторых данных о массе тел. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
18 | 29.10 | | Лабораторная работа №3. «Измерение массы тела на рычажных весах». | Определять массы тела при помощи рычажных весов. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
19 | 10.11 | | Плотность вещества. | Понимать значение плотности вещества. Определять плотность (словесная формулировка и запись формулы) и единицы плотности. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
20 | 12.11 | | Расчет массы и объема тела по его плотности. | Вычислять массы тела по плотности и объему. Применять формулу для нахождения массы, формулировку правил нахождения массы. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
21 | 17.11 | | Лабораторная работа № 4. «Измерение объема тела». | Определять объем тела с помощью измерительного цилиндра. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
22 | 19.11 | | Лабораторная работа №5. «Определение плотности твердого тела». | Определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
23 | 24.11 | | Решение задач. | Решать задачи типа: 1) «Найдите массу 5 л воды (масла)»; 2) «Определите массу оконного стекла длиной 3 м, высотой 2,5 м и… | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
24 | 26.11 | | Контрольная работа № 1. «Взаимодействие тел. Плотность тела». | Применять и вычислять основные понятия, определения, формулы. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
25 | 1.12 | | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Различать изменение скорости тела при действии на него других тел. Понимать значение силы — причина изменения скорости сила — физическая величина, причину силы тяжести. Определять наличие тяготения между всеми телами. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
26 | 3.12 | | Сила упругости. Закон Гука. | Определять возникновение силы упругости. Вычислять единица силы — Ньютона. Применять формулу для определения силы упругости. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий |
27 | 8.12 | | Вес тела. Единицы силы. | Иметь представление о понятие вес тела. Определять вес тела, находящегося на неподвижной опоре или равномерно движущейся опоре. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
28 | 10.12 | | Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. | Вычислять единицы силы. Иметь представление о силе тяжести, действующее на тело массой 1 кг. Применять формулу для расчета силы тяжести и веса тела. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. |
29 | 15.12 | | Динамометр. Лабораторная работа № 6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | Иметь представление об устройстве и действие динамометра. Формировать навыки измерения им сил. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
30 | 17.12 | | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | Иметь представление о силе — векторная величина. Определять равнодействующую силу. Использовать сложение двух сил, направленных по одной прямой. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
31 | 22.12 | | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике. | Иметь представление о силе трения. Измерять коэффициент трения скольжения. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
32 | 24.12 | | Лабораторная работа № 7. «Измерение силы трения с помощью динамометра" | Работать с приборами, наблюдать, делать выводы, определять цену деления приборов, рассчитывать погрешности измерения. Измерять силу трения динамометром. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
33 | 13.01 | | Подготовка к контрольной работе. | Применять основные понятия, определения, формулы по теме «Движение и взаимодействие тел». Вычислять физические величины, входящими в формулы. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
34 | 15.01 | | Контрольная работа № 2. «Взаимодействие тел. Сила». | Применять и вычислять основные понятия, определения, формулы. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
35 | 20.01 | | Анализ контрольной работы. | Применять и вычислять основные понятия, определения, формулы. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона внесения необходимых коррективов. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 часов) |
36 | 22.01 | | Давление. Единицы давления. | Понимать определение и формулу давления, единицы измерения давления. Применять полученные знания для решения задач. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
37 | 27.01 | | Способы увеличения и уменьшения давления. | Понимать определение и формулу давления, зависимость давления от силы, действующей на опору и площади опоры. Применять полученные знания для решения задач и объяснения жизненных примеров. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
38 | 29.01 | | Давление газа. | Иметь представление о молекулярном строении газа. Описывать и объяснять передачу давления газами, зная положения МКТ. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
39 | 3.02 | | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Понимать формулировку закона Паскаля Описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами, пользоваться формулой для вычисления давления, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
40 | 5.02 | | Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | Применять формулу для вычисления давления; формулировку закона Паскаля. Объяснить давление в жидкостях и газах, пользоваться формулой для вычисления давления; объяснить с помощью закона Паскаля природные явления; примеры из жизни. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
41 | 10.02 | | Решение задач на закон Паскаля. | Применять формулу для вычисления давления жидкости в зависимости от глубины; формулировку закона Паскаля. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
42 | 12.02 | | Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. | Понимать определение сообщающихся сосудов, теорию расположения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей. Применять сообщающиеся сосуды в быту, жизни. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. |
43 | 17.02 | | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Иметь представление, что воздух – это смесь газов, имеет вес, почему у Земли есть атмосфера. Вычислять вес воздуха. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
44 | 19.02 | | Почему существует воздушная оболочка Земли. Измерение атмосферного давления. | Понимать способы измерения атмосферного давления. объяснять опыт Торричелли, переводить единицы давления. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. |
45 | 24.02 | | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Применять основные определения, способы измерения атмосферного давления. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
46 | 26.02 | | Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. | Объяснять устройство и принцип действия манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
47 | 3.03 | | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Объяснять понятие выталкивающей силы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
48 | 5.03 | | Архимедова сила. | Иметь представление, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила. Вычислять по формуле. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. |
49 | 10.03 | | Лабораторная работа №8. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Измерять объем тела с помощью мензурки, вычислять значение выталкивающей силы. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
50 | 12.03 | | Административная контрольная работа (№3) | Применять и вычислять основные понятия, определения, формулы. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
51 | 17.03 | | Плавание тел. Лабораторная работа №9. «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | Понимать условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на поверхности жидкости. Проводить эксперимент, записывать результаты в виде таблицы, делать вывод. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
52 | 19.03 | | Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач. | Применять условия плавания тел. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. |
53 | 31.03 | | Повторение тем: Архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. (внеурочное занятие) | Иметь представление о выталкивающей силе. Применять закон Архимеда. Различать условия плавания тел, воздухоплавание. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
54 | 2.04 | | Подготовка к контрольной работе. | Применять полученные знания для решения физических задач. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий |
55 | 7.04 | | Контрольная работа №4. «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Применять и вычислять основные понятия, определения, формулы. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Работа и мощность (12 часов) |
56 | 9.04 | | Анализ контрольной работы. Механическая работа. Единица работы. | Понимать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы. применять формулы для решения задач. | Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона внесения необходимых коррективов. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач |
57 | 14.04 | | Мощность. Решение задач. | Иметь представление о мощности. Вычислять единицы измерения мощности. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
58 | 16.04 | | Простые механизмы. Рычаг. (внеурочное занятие) | Иметь представление о простых механизмах, их виды, назначение. Понимать определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага. применять эти знания на практике для объяснения примеров. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
59 | 21.04 | | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | Понимать определение момент силы. применять эти знания на практике. Экспериментально определять условие равновесия рычага. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. |
60 | 23.04 | | Лабораторная работа №10. «Выяснение условий равновесия рычага». | Объяснять устройство и чертить схемы простого механизма - рычаг, экспериментально определять условия равновесия рычага. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
61 | 28.04 | | Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило" механики. | Понимать определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага, момент силы. «Золотое правило механики». объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость), решать задачи. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
62 | 30.04 | | Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. | Иметь представление о понятие центр тяжести. Определять цент тяжести тела | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
63 | 5.05 | | Лабораторная работа №11. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». Коэффициент полезного действия механизма. | Понимать определение, формулы, единицы измерения КПД. Применять теорию к решению задач, экспериментально определять КПД наклонной плоскости. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
64 | 7.05 | | Потенциальная и кинетическая энергия. | Иметь представление о понятие «энергия», обозначение, формулы и единица измерения. Решать задачи с применением изученных формул, объяснять преобразования энергии. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. |
65 | 12.05 | | Превращение одного вида энергии в другой. | Применять обозначение физических величин, формулы и единицы измерения, формулировки законов. Решать задачи с применением изученных формул, объяснять физические явления. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения |
66 | 14.05 | | Подготовка к контрольной работе. | Применять и вычислять основные понятия, определения, формулы. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий |
67 | 19.05 | | Итоговая контрольная работа №5. | Применять и вычислять основные понятия, определения, формулы. Выражать результаты в СИ. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
68 | 21.05 | | От великого заблуждения к великому открытию. | -описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов; -приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперименты служат основой для выдвижения гипотез и теорий; -описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики. -приводить примеры практического применения физических знаний, использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и представления информации. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты. |
69 | 26.05 | | Подведение итогов учебного года. | Применять полученные знания и умения при решении задач | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
70 | 28.05 | | Повторение основных вопросов курса. | Применять физические знания в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с бытовыми приборами | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий |
Приложение №2.
Тематика рефератов, учебно-исследовательских работ.
1. Физика и техника.
2. Старинные меры длины, массы, объема, температуры.
3. Невесомость и перегрузка.
4. Исследование силы тяжести на других планетах.
5. Строение Вселенной.
6. Трение полезное и вредное.
7. Способы уменьшения и увеличения давления.
8. Факторы, влияющие на давление газа.
9. Пневматические машины вокруг нас.
10. Гидравлический парадокс.
11. Исследование морских глубин. Давление на дне морей и океанов.
12. Исследование воздушной оболочки Земли - атмосферы.
13. Исследование выталкивающей силы. Легенда об Архимеде.
14. Энергия движущейся воды и ветра.