СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике. 7 класс (базовый уровень)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по физике для 7 класса включает в себя планирование по физике по учебнику А.Пёрышкина 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике. 7 класс (базовый уровень)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Обоянская средняя общеобразовательная школа № 2»





РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО на педсовете директор МБОУ «СОШ №2»

протокол №____ протокол №____ _________Переверзева Л. Г.

«____»______2015 г. от «______»____2015 г. «_____»_________2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике для 7 класса

(Базовый уровень )










Учитель физики Мазуркевич Наталья Вячеславовна

высшая квалификационная категория









2015-2016 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004 г (Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Автор – составитель В.А. Попова. – М: Издательство «Глобус», 2009) и Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классах (по 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);

  • учебником (включенными в Федеральный перечень):

  • Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2006.

  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

  • Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.

  • Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика 7кл. – М.:Дрофа, 2009. – 126с.

  • Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7кл. М: Экзамен. 2008. – 192с


Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.









Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    • освоение знаний о механических тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

    • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

    • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

    • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.


Задачи курса физики

1. Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления.

2. Овладения знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии.

3. Усвоение идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов.

4. Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.



Тематическое планирование уроков физики в 7 классе.


п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные работы

Контрольные уроки и тесты

1

Физика и физические методы изучения природы

5

-


Л/работа №1 «Измерение объёма жидкости с помощью мензурки»



2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

-


Л/ работа №2 «Определение размеров малых тел»

Кратковременный тест №1

3

Взаимодействие тел

21


Л/работа № 3«Измерение массы тела на рычажных весах»

Л/работа № 4,5 «Измерение объема и плотности вещества (твердого тела и жидкости)»

Л/работа № 6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром»

Контрольная работа№1по теме

«Механическое движение.

Масса тела.

Плотность вещества»

Контрольная работа №2по теме «Взаимодействие тел»

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

24


Л/работа №7 «Измерение архимедовой силы»

Л/работа №8 «Изучение условий плавания тел»

Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Контрольная работа №4 по теме «Атмосферное давление»

5

Работа и мощность. Энергия

14


Л/работа № 9

«Исследование условия равновесия рычага»

Л/работа № 10 «Вычисление КПД наклонной плоскости»

Контрольная работа №6 по теме: «Работа и мощность. Энергия».



Резерв





Итого

70

10

6


Основное содержание

(70 часов, 2 часа в неделю)


I.Физика и физические методы изучения природы (5 ч)


Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.«Измерение объёма жидкости с помощью мензурки.

Школьный компонент

Спутниковая информация для изучения загрязнения атмосферы и окружающей среды.

Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на окружающую среду.

Взаимосвязь природы и человеческого общества.


II. Первоначальныесведенияо строении вещества. (6 часов.)


Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Определение размеров малых тел.

Школьный компонент

Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах.

Загрязнение поверхности водоемов нефтяной пленкой.

Источники твердых, жидких и газообразных веществ, загрязняющих окружающую среду Ростовской области.


III.Взаимодействие тел. (21 час.)


Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой.Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Школьный компонент

Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.

Вредное трение и проблема энергоснабжения.



IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (24 час)


Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка.Измерение атмосферного давления.Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила.Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Школьный компонент

Водоисточники, качество питьевой воды.

Изменение состава атмосферы в результате человеческой деятельности.

Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта.

Единый мировой воздушный и водный океаны.


V. Работа и мощность. Энергия. (14 часов.)


Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Школьный компонент

Понятие равновесия в экологическом смысле.

Экологическая безопасность различных механизмов.

Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением.





Календарно-тематическое планирование уроков физики в 7 классе

(70 часов , 2часа в неделю)

Учебник 7 класса автора А. В. Пёрышкина.



урока

Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее

задание

Дата

Проведения

план

фак


Тема 1. Введение.

5




1/1

Вводный. Что изучает физика. Физические явленияНекоторые физические термины. Наблюдения и опыты..


§1,2,3



2/2

Физические величины и их измерения. Лабораторный опыт «Измерение размеров бруска».


§4



3/3

Точность и погрешность измерений.Международная система единиц. Физические приборы.Лабораторнаяработа «Измерениетемпературы»


§5



4/4

Лабораторная работа №1 «Измерение объёма жидкости с помощью мензурки»





5/5

Физика и техника.



§6




Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества

6




6/1

Строение вещества. Молекулы.


§7.8



7/2

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»





8/3

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.Скорость движения молекул и температура.


§9



9/4

Взаимодействие молекул.


§10



10/5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.


§11,12



11/6

Обобщающее повторение по теме «первоначальные сведенья о строении вещества».Тест№1






Тема 3. Взаимодействие тел

21




12/1

Механическое движение. Равномерное движение.


§13,14



13/2

Скорость


§15



14/3

Расчет пути и времени движения


§16



15/4

Решение задач





16/5

Инерция


§17



17/6

Взаимодействие тел


§18



18/7

Масса тела. Единицы массы.


§19



19/8

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»


§20, стр 162



20/9

Плотность вещества Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»


§21



21/10

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»





22/11

Расчет массы и объема тела по его плотности


§22



23/12

Решение задач





24/13

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».





25/14

Сила.Явление тяготения. Сила тяжести.


§23,24



26/15

Сила упругости. Закон Гука.


§25



27/16

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.



§26,27



28/17

Динамометр. Лабораторная работа №6

« Градуирование пружины и измерение сил динамометром»


§28



29/18

Графическое изображение силы. Сложение сил


§29



30/19

Сила трения.


§30,31,32



31/20

Решение задач





32/21

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»






Тема 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов.

24




33/1

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.


§33§34



34/2

Давление газа Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.


§35§36



35/3

Давление в жидкости и газе.


§37



36/4

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.


§38



37/5

Решение задач.





38/6

Сообщающиеся сосуды.


§39



39/7

Применение сообщающихся сосудов


§39



40/8

Контрольная работа №3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»





41/9

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.


§40,41



42/10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.


§ 42



43/11

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.


§43,44



44/12

Манометры.


§45



45/13

Поршневой жидкостный насос


§46



46/14

Гидравлический пресс.


§47



47/15

Контрольная работа №4 по теме «Атмосферное давление»





48/16

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.


§48



49/17

Архимедова сила.


§49



50/18

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»





51/19

Плавание тел.


§50



52/20

Решение задач по теме «Архимедова сила , плавание тел»





53/21

Лабораторная работа № 8 « Выяснение условий плавания тела в жидкости»





54/22

Плавание судов


§51



55/23

Воздухоплавание. Решение задач.


§52



56/24

Контрольная работа №5 по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»






Тема 5:Работа и мощность. Энергия.

14




57/1

Механическая работа. Единицы работы.


§53



58/2

Мощность


§54



59/3

Решение задач по теме «Работа и мощность»





60/4

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.


§55,56



61/5

Момент силы.


§57



62/6

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий равновесия рычага»





63/7

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики».


§59,60



64/8

Решение задач по теме: «Золотое правило механики».





65/9

Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»


§61



66/10

Энергия.Потенциальная и кинетическая энергия


§62,63



67/11

Превращение одного вида механической энергии в другой.


§64



68/12

Решение задач по теме: «Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия»





69/13

Повторение темы «Работа и мощность. Энергия».





70/14

Контрольная работа№6 по теме: Работа и мощность. Энергия.











ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ


В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом;

смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов:Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, отражение и преломление света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

• контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

• рационального применения простых механизмов.

Нормы оценки знаний и умений учащихся по физике



При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

  • признаки явления, по которым оно обнаруживается;

  • условия, при которых протекает явление;

  • связь данного явления с другими;

  • объяснение явления на основе научной теории;

  • примеры учета и использование его на практике;

о физических опытах:

  • цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях и величинах:

  • явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

  • определение понятия (величины);

  • формулы, связывающие данную величину с другими;

  • единицы физической величины;

  • способы измерения величины;

о физических законах:

  • формулировка и математическое выражение закона;

  • опыты, подтверждающие его справедливость;

  • примеры учета и применения на практике;

  • условия применимости (для старших классов);

о физических теориях:

  • опытное обоснование теории;

  • основные понятия, положения, законы, принципы;

  • основные следствия;

  • практические применения;

  • границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

  • назначение;

  • принцип действия и схема устройства;

  • применение и правила пользования приборами.

При оценке ответов учащихся учитываются следующие умения:

  • применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы и техники;

  • самостоятельно работать с учебником;

  • решать задачи на основе известных законов и формул;

  • пользоваться справочными таблицами физических величин;

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

  • планирование проведения опыта;

  • собирать установку по схеме;

  • пользоваться измерительными приборами;

  • проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

  • оценивать и вычислять погрешности измерений (в старших классах);

  • составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Оценка ответов учащихся

Оценка “5”ставится в том случае, если учащийся:

  • обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения

  • правильно выполнять чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка “4” ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку “5”, но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка “3” ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку “4”, но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.

Оценка “2”в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

Оценка лабораторных работ

Оценка “5” ставится в том случае, если учащийся:

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений

  • самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях режима, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

  • в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

  • правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка “4” ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке “5”, но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Оценка “3”ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка “2”ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если не соблюдал требования безопасности труда.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка “5”ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка “4”ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех – пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка за решение задач

Оценка “5”ставится за работу, в которой нет ошибок и допущен не более чем один недочет, (приведены полные объяснения хода решения и обоснования правомерности применяемых законов и соотношений, а также выполнена проверка ответа).

Оценка “4”ставится за работу, выполненную полностью, но содержащую:

- не более 1 негрубой ошибки и одного недочета;

- не более двух недочетов.

Такая же оценка выставляется за работу, в которой отсутствуют указанные недостатки, (но нечетко выполнены объяснение решения, обоснование применяемых законов и соотношений и проверка правильности ответа).

Оценка “3”ставится в том случае, когда выполнено не менее половины работы и при этом в ней обнаруживается:

- не более двух грубых;

- одна грубая, одна негрубая и один недочет;

- не более трех негрубых;

- одна негрубая и три недочета;

- при отсутствии ошибок допущено 4-5 недочетов;

Оценка “2”ставится, когда выполнено менее половины работы или превышены нормы ошибок для оценки «3».

За оригинальность и находчивость допускаются поощрительные баллы, но общая оценка при этом не может быть выше «5».

Оценка за ответы по теории

Оценка “5”за устный или письменный ответ по теории ставится в том случае, если отвечающий:

- демонстрирует полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, подтверждает их собственными конкретными примерами, показывает типы задач по данной теме;

- дает точные и лаконичные определения основных понятий, формулировки законов, содержание теории, методы измерений и единиц измерения физических величин;

- ответ сопровождается чертежами, графиками, рисунками, выполняет их грамотно и аккуратно; правильно записывает формулы, пользуется принятой системой условных обозначений;

- при ответе показывает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет делать обобщения собственные выводы, в ответ включает самое главное, а не повторяет дословно тест из учебника, составляет логически стройный план ответа, связывает ответ с материалом смежных тем и предметов.

Оценка “4”ставится в том случае, когда ответ соответствует названным выше требованиям, но отвечающий

- допустил в ответе одну негрубую ошибку или не более двух недочетов, но сумел исправить их самостоятельно;

- слишком близко придерживался текста учебника, затрудняется с иллюстрацией ответа на примерах и задачах, допускает неточность в определении понятий и в формулировках законов;

Оценка “3”ставится в том случае, когда отвечающий правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

- допускает ошибки, свидетельствующие о пробелах в усвоении существенных вопросов курса физики, если это не препятствует пониманию и усвоению других тем и разделов;

- испытывает затруднения в примени конкретных физических явлений на основе теорий и законов или в подтверждении теорий примерами их практического применения;

- неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы или механически воспроизводит текст учебника без его осмысления, не может выделить главное в вопросе и логически последовательно построить ответ;

- допускает одну - две грубые ошибки, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя, обнаруживает непонимание отдельных фрагментов учебного материала.

Оценка “2” ставится в том случае, когда отвечающий:

- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в рамках спрашиваемого материала;

- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач стандартного типа;

- при ответе на один из вопросов допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже с помощью учителя.



Перечень ошибок



Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных законов, понятий, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений: неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичные ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Неумение определять показание измерительного прибора.

  7. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  8. Нарушение требований правил безопасного выполнения труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта и измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УМК обучающегося:

  1. А.В. Перышкин. Физика, 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений . М.:Дрофа 2006г

  2. Сборник задач по физике. 7-9 класс В.И Лукашик, М.: Просвещение 2003г


УМК учителя:

  1. А.В. Перышкин. Физика, 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа 2006г

  2. Сборник задач по физике. 7-9 класс / Составитель В.И Лукашик, М.: Просвещение 2003г (в календарно-тематическом планировании сокращенно-Л)

  3. Примерная программа основного общего образования: «физика» 7 – 9 классы (базовый уровень)

  4. А.В. Чеботарёва. Тесты по физике. М. ЭКЗАМЕН. 2008 г.

  5. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.

  6. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7-9 кл–М: «Дрофа» 2010 – 160с





Список учебно-методической литературы.

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089)

  2. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике» (Москва; «Дрофа», 2000 год)

  3. Авторская программа Е.М. Гутника А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004 г.

  4. В.А. Волков. Поурочные разработки по физике 8 класс. М · ВАКО · 2006 г.

  5. А Покровский. Демонстрационный эксперимент по физике в 7 – 8 классах.

  6. А. Е. Шарон, Е. А. Шарон. Дидактические материалы. Физика 7 класс. ( Москва; «Дрофа», 2009 год).

  7. Информационно-методическая поддержка (Журнал «Физика в школе», газета «1 сентября», приложение «Физика»).

  8. В.А. Попова, «Рабочие программы по физике 7-11 классы» М. «Глобус» 2009 г.



22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!