СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7-9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для учащихся 7- 9 класса. Данная программа составлена на основе  программы для общеобразовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7-9 класс»






ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО

решением методического Заместитель директора по УВР

объединения учителей естествознания МКОУ Верх - Ичинской СОШ

_______Л.В.Кун

Протокол от «___» ________2012г.

№____ «____»__________2012г.






Рабочая программа

предмета «Физика»


для основного общего образования



















Составитель:

Бурматова З.А.

2012 год
















Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному курсу «Физика» для второй ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089), на основе Примерной программы основного общего образования по физике.

В соответствии с образовательной программой МКОУ Верх-Ичинской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне и ориентирована на учащихся 7-9 классов. Изучение физики в данных классах осуществляется за счёт часов федерального компонента базисного учебного плана школы. На изучение данного курса отведено:

7 класс – 70часов (2 часа в неделю);

8 класс – 68 часа (2 часа в неделю);

9 класс – 68 часа (2 часа в неделю)


Количество часов, отведённых на контрольные работы


п/п

Наименование предмета

Класс

Количество контрольных работ

за год

Количество

лабораторных работ за год

1

Физика

7

6

10

2

Физика

8

8

11

3

Физика

9

4

5


Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и

  • охраны окружающей среды.








Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

  • сформировать навыки физического стиля мышления, физической речи;

  • воспитывать умения действовать по заданному алгоритму и конструировать новые;

  • развивать умение работать со справочным материалом и дополнительной литературой;

  • развивать творческие и прикладные стороны мышления;

  • развивать познавательную активность учащихся;

  • воспитывать интереса к предмету.


Цели и задачи рабочей программы поставлены с учётом целей и задач, образовательной программы МКОУ Верх-Ичинской СОШ.


Резервные часы по программе распределены следующим образом:

7 класс: 4 часа на тему «Давление твердых тел, жидкостей и газов»,1 час на тему «Работа и мощность. Энергия», 1 час на повторение основных понятий.

8 класс: 1 час на тему «Электрические явления»,7 часов на тему «Электромагнитные явления»,5 часов на повторение основных понятий.

9 класс: 3 часа на тему «Законы движения и взаимодействия», 1 час на повторение основных понятий.


Для достижения поставленных целей и задач используется основная форма организации учебного процесса - урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игра, урок проверки и коррекции знаний (контрольная, самостоятельная, тестовая работы, диктант).

При планировании урока подбираются различные методы в зависимости от темы, цели, индивидуальных особенностей учащихся.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности


По источнику передачи и восприятия учебной информации

По степени самостоятельности мышления обучающихся

По характеру управления учебной работой

  • коммуникативные:

беседа

объяснение

инструктаж

  • наглядные:

иллюстрация

демонстрация

  • практические:

упражнения

  • репродуктивные

  • продуктивные:

проблемные;

проблемно- поисковые;

эвристические

  • учебная работа под руководством учителя

  • самостоятельная работа учащихся:

работа с книгой;

работа по плану;

выполнение письменных заданий





Методы контроля и самоконтроля в обучении



Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

  • индивидуальный опрос

  • фронтальный опрос

  • устный самоконтроль

  • контрольные работы

  • самостоятельные работы

  • тестовые работы

  • физические диктанты









Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.


Критерии оценки знаний и умений по физике

  1. Содержание и объём материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявить полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять её на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по физике является письменная контрольная работа, тест и устный ответ.

  3. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит необходимые теоретические факты и обоснованные выводы.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

  1. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе.

  2. Итоговая отметка выставляется по состоянию знаний на конец этапа обучения с учётом текущих отметок.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5» ставится, если:

* в логических рассуждениях и обосновании решения нет ошибок и недочётов;

* в решении нет физических и вычислительных ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

* работа выполнена полностью, но обоснование шагов решения недостаточны, если умения обосновать не являлось объектом проверки;

* допущена одна ошибка или два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках, если эти виды работ не явились специальным объектом проверки.

Отметка «3» ставится, если:

* допущены более одной или более двух – трёх недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

* допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

    • работа показала полное отсутствие у учащихся знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.


Оценка устных ответов

Отметка «5» ставится, если:

* полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;

* изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя физическую терминологию и символику;

* правильно выполнил рисунок, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

* отвечал самостоятельно без наводящих вопросов;

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправлены по замечанию учителя.

Отметка «4» ставится, если:

* в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

* допущены один – два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится, если:

* неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

* имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании физической терминологии, чертежах, выкладках;

* ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня.

Отметка «2» ставится, если:

* не раскрыто основное содержание учебного материала;

* допущены ошибки в определении понятий, при использовании физической терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.

Отметка «1» ставится, если:

    • обнаружил полное непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу


Для реализации программы используются учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ от19 декабря 2012г. № 1067):

1. Физика. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин / - 13-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2010 – 191с.

2. Физика. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин / - 9-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2008. – 191с.

3. Физика.9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин, Е.М.Гутник / - 12-е изд. Стереотип, – М.: Дрофа, 2009. – 191с.

Итог реализации программы в 7-8 классах осуществляется в форме промежуточной аттестации. Государственная итоговая атестация в 9 классе - в новой форме или традиционной (по билетам)


В результате изучения программы обучающийся должен знать /понимать :

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.


Литература


1. Физика. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин / - 11-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2007. – 191с.

2. Физика. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин / - 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006. – 191с.

3. Физика.9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин, Е.М.Гутник / - 11-е изд. Стереотип, – М.: Дрофа, 2006. – 191с.

4. Контрольные и проверочные работы по физике. 7 – 11кл.: Метод. Пособие / О. Ф. Кабардин,

С. И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 1997. – 192с.: ил.

5. Сборник вопросов и задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

/ В. И. Лукашик/ - 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 191с.

6. Физика: сборник задач: для выпускников и абитуриентов /В.С.Бабаев./ - М.: Эксмо, 2007. – 224с.

7. Научно-методический журнал “Физика в школе”

8. Физика.7-9 класс: учебно-методическое пособие /А.К.Марон, Е.А.Марон. – 9-е изд., - М.: Дрофа, 2011. – 125с.


Распределение содержания учебного курса «Физика» на 2 ступени образования по классам обучения (7-9 класс)





Основное содержание (206 час)

    1. Физика и физические методы изучения природы (4час)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.


Лабораторные работы и опыты

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.1

Измерение длины.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Измерение температуры.

Механические явления (98 час)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

Сила упругости. Методы измерения силы.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстра





Лабораторные работы и опыты

Измерение скорости равномерного движения.

Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении

Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

Измерение массы.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение плотности жидкости.

Измерение силы динамометром.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Сложение сил, направленных под углом.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Исследование условий равновесия рычага.

Нахождение центра тяжести плоского тела.

Вычисление КПД наклонной плоскости.

Измерение кинетической энергии тела.

Измерение изменения потенциальной энергии тела.

Измерение мощности.

Измерение архимедовой силы.

Изучение условий плавания тел.

Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Тепловые явления (32 час)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.


Лабораторные работы и опыты

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Изучение явления теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.




Электрические и магнитные явления (27час)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.



Лабораторные работы и опыты

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

Изучение последовательного соединения проводников

Изучение параллельного соединения проводников

Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Изучение электрических свойств жидкостей.

Изготовление гальванического элемента.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.


Электромагнитные колебания и волны (27 час)

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.




Лабораторные работы и опыты

Изучение явления электромагнитной индукции.

Изучение принципа действия трансформатора.

Изучение явления распространения света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Наблюдение явления дисперсии света.

    1. Квантовые явления (15 час)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.


Лабораторные работы и опыты


Наблюдение линейчатых спектров излучения.






































Распределения содержания учебного курса «Физика» на 2 ступени образования по классам обучения (7-9ласс)


Разделы и темы

Количество часов


7класс

8 класс

9 класс

Физические методы изучения природы (4ч)




1.Введение

4



2. Механика (91+7ч)

(53+5)


(38+2)

2.1.Законы движения и взаимодействия тел

21


27+3

2.2.Давление твердых тел, жидкостей и газов

21+4



2.3.Работа и мощность. Энергия.

11+4



2.4.Механическиеколебания. Волны. Звук.



11

3.Молекулярная физика (31ч)

6

25


3.1.Первоначальные сведения о строении вещества.

6



3.2.Термодинамика. Тепловые явления.


25


4. Электродинамика (38+8ч)


26+8

12

4.1. Электрические явления.


26+1


4.2. Электромагнитные явления


7

12

5. Оптика (8ч)


8


5.1. Световые явления


8


6. Атомная физика (14+1ч)



14+1

6.1.Строение атома и атомного ядра



14+1

7. Повторение (3ч)

2

5

1

Итого (206ч)

70

72

68


1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!