Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Дополнительная общеразвивающая программа
«Я-патриот»
Программа рассчитана на 3 года обучения детей от 11 до 16 лет.
Составитель:
педагог дополнительного
образования
Михина Людмила Ивановна
Первомайский 2015
Краткая информационная справка
Сведения об авторе:
Михина Людмила Ивановна – педагог дополнительного образования
Информация о программе:
Тип программы – модифицированная
Направленность – социально-педагогическая
Уровень освоения – долгосрочный
Возрастной диапазон – младший и средний школьный возраст.
Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на методическом совете: протокол № приказ № от 14.04.2008
Программа переутверждена в августе 2015 года на основании приказа
№ 122/1 от 31.08.2015 «О переутверждении дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования»
Контактный телефон: 8 (47548) 64-2-22
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области |
2. Полное название программы | «Я-патриот» |
3. Сведения об авторах: |
3.1. Ф.И.О., должность | ФИО – педагог дополнительного образования Михина Людмила Ивановна |
4. Сведения о программе: |
4.1. Нормативная база: | Закон РФ «Об образовании»; Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 1251-03 (зарегистрированного в Минюсте 27.05.03 г. № 4594); Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666; . СанПиН 2.4.1.2660 – 10; Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утвержденных научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003 г.); Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844; |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | Социально-педагогическая |
4.4. Тип программы | модифицированная |
4.5. Целевая направленность программы | образовательная |
4.6. Возраст учащихся по программе | 11- 16 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 3 года |
5. Рецензенты и авторы отзывов: | |
Пояснительная записка
к общеразвивающей программе дополнительного образования детей
«Я-патриот» (далее программа)
Патриотическое воспитание имеет особую значимость в системе воспитания подрастающего поколения и является одним из важнейших задач нашего общества. Об этом много уже сказано и по-прежнему говорится в средствах массовой информации, в разнообразных методических изданиях. Сейчас мы наблюдаем возрождение былых традиций, которые были заложены в те времена, когда мы все проживали в едином советском пространстве.
Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины. В связи с этим возникает потребность в разработке образовательной программы объединения дополнительного образования детей военно-патриотической направленности. Патриотическое воспитание школьников является одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.
Данная программа направлена на повышение уровня военно-патриотического воспитания в школе, она должна оказать воздействие на взгляды и мнения учеников и развитие их творческой деятельности.
Направленность программы – социально - педагогичская.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия направлены на повышение уровня военно-патриотического воспитания в школе, она должна оказать воздействие на взгляды и мнения учеников и развитие их творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что проблема военно-патриотического воспитания школьников выносится на верхние планки государственными органами власти, создаются различные программы по этому роду деятельности, также в связи с тем, что современная молодежь очень далека от элементарных проявлений патриотизма, разрушается сознание гражданственности и любви к Отечеству.
Цель программы: социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.
Задачи:
Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует развитию гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
По целевой установке является образовательной – знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности.
Отличительные особенности программы
Данная программа является модифицированной. За основу взята программа А.С. Целовальникова «Патриотическое воспитание учащихся среднего и старшего школьного возраста». Основны отличием от типовой программы является введение разделов «история ВС РФ», «Направление патриотизма», «Гражданственность». Сочетание таких форм работы, как составление планов и программ военно-патриотического воспитания самостоятельно, проведение уроков патриотической направленности в младших классах, посещение ветеранов на дому, открытые встречи с военнослужащими, посещение музея.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 11 до 16 лет.
Продолжительность образовательного процесса – 3 года.
1 год – дети от 11 до 12 лет. Учащиеся знакомятся с понятием патриотизма, узнают о первых патриотах-богатырях, знакомятся с историей зарождения армии.
2 год – дети от 13 до 14 лет. Изучают историю Великой Отечественной войны, углубляют знания о ВС РФ, учатся сопоставлять понятия патриот и гражданин.
3 год – дети от 15 до 16 лет. Учащиеся более углубленно изучают направления патриотизма и сущность гражданственности, закрепляют основы патриотического воспитания.
Обучение по программе рассчитано на 35 рабочих недель.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми.
Формы занятий:
традиционное занятие;
занятие-игра;
занятие-экскурсия;
теоретическое занятие;
практическое занятие;
коллективная работа;
конкурсы;
создание проектов;
защита проекта;
беседы, диспуты, выставки
анкетирования
проведение самостоятельно уроков мужества в младших классах
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
знать:
основные статьи Конституции РФ, Федеральных Законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся военной службы, поступлению и учёбе в военных профессиональных учебных заведениях;
права и обязанности граждан при поступлении на службу по контракту, требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на контрактную службу, правила заключения контракта на военную службу, испытания для граждан, поступающих на службу по контракту, основные права и обязанности граждан при прохождении службы по контракту, основные правила поступления в военные профессиональные учебные заведения, основные права и обязанности граждан при обучении в военных профессиональных учебных заведениях;
основные военно-учётные специальности, штатные должности военнослужащих и военные профессии, основные военные профессиональные учебные заведения Российской Федерации..
уметь:
объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание;
Разработать совместные и личные проекты и сообщения;
Различать проявление героизма в поступках и подвигах.
приобрести навыки:
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
Регулятивные УУД:
понимать задачи, поставленные педагогом;
знать технологическую последовательность выполнения работы;
правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
Виды и формы контроля ЗУН учащихся:
входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование;
текущий контроль – беседа в форме «вопрос-ответ», беседы с элементами викторины, контрольные задания, тестирование;
итоговый контроль (итоговая аттестация) – зачетная работа по теме, участие в районных, областных и всероссийских выставках, защита творческих проектов.
предварительный;
устный;
письменный;
фронтальный;
индивидуальный.
Способы проверки ЗУН учащихся:
Формы подведения итогов программы:
Материально – техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы: плакаты, журналы, природные материалы (дерево, листва, глина), бумага, клей, ножницы, костюмы для праздников, книги, компьютеры, видео и фото оборудование.
Техническое оснащение
проектор;
экран;
видео – диски;
магнитофон;
компьютер.
Дидактическое обеспечение программы
методические разработки по темам программы;
подборка информационной справочной литературы;
сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;
наглядные пособия по темам;
карты индивидуального пользования по темам;
образцы творческих работ;
инструктаж последовательного выполнения работы;
диагностические методики для определения уровня ЗУН и творческих способностей детей;
новые педагогические технологии в образовательном процессе;
видео и фотоматериалы.
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
светлое просторное помещение;
у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;
расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см, при меньшем расстоянии может развиться близорукость;
кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей образовательной программой. В ходе реализации программы возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей.
Учебно- тематический план
Первый год обучения:
« Я-патриот »
Задачи:
Образовательные - углубить знания о сущности патриотизма.
Воспитательные – воспитать трепетное отношение к своим патриотическим обязанностям.
Развивающие – развивать чувство ответственности и любви к Родине.
Предполагаемый результат первого года обучения:
Знать: определения понятий патриотизм, героизм, герой, основных героев и этапы зарождения армии.
Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.
Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению.
№ п/п | Разделы. Темы. | Всего часов | Теоретические часы | Практические часы |
1 | Введение. | 1 | 1 | |
Богатырь – символ патриотизма |
2-3 | Былины и их герои | 2 | 1 | 1 |
4-5 | Патриотизм в исторических песнях | 2 | 1 | 1 |
6-7 | Добрыня Никитич | 2 | 1 | 1 |
8-9 | Илья Муромец | 2 | 1 | 1 |
10-11 | Алеша Попович | 2 | 1 | 1 |
12-13 | Князья-богатыри | 2 | 1 | 1 |
14 | Богатырские устои | 1 | 1 | |
15 | Служба по призванию. | 1 | 1 | |
История зарождения армии |
16 | Появление княжеской дружины | 1 | 1 | |
17 | Зарождение государственности | 1 | 1 | |
18-19 | Военные корабли | 2 | 1 | 1 |
20-22 | Оружие – символ превосходство | 3 | 1 | 2 |
23 | Народное ополчение-невиданная сила | 1 | 1 | |
24-25 | Воинский состав. Воинская повинность. | 2 | 1 | 1 |
26-28 | Русская рать – никто не может устоять | 3 | 1 | 2 |
Любовь к Родине |
29-32 | Историческое прошлое земли Тамбовской | 4 | 2 | 2 |
33-35 | «Люби и знай родной свой край». Моя малая Родина | 3 | 1 | 21 |
36-39 | «Без корня и полынь не растёт». Мое родословное древо | 4 | 1 | 2 |
| | | | |
40-45 | «Герои вокруг нас» | 6 | 2 | 4 |
46-48 | «Уроки России» | 3 | 1 | 2 |
49-50 | «Патриотизм и современность» | 2 | 1 | 1 |
51-52 | Что в имени твоем? | 2 | 1 | 1 |
53-54 | Природная сокровищница России | 2 | 1 | 1 |
55-56 | Культура родной страны | 2 | 1 | 1 |
Я-патриот! |
57-58 | Как воспитывается и прививается любовь к Родине? | 2 | 1 | 1 |
59-61 | Чувство долга. Любовь к Родине | 3 | 1 | 2 |
62-63 | Патриотами рождаются или становятся? | 2 | 1 | 1 |
64-68 | Подвиг перед Родиной-высшее проявление патриотизма | 5 | 2 | 3 |
69-70 | Воспитай в себе патриота | 2 | 1 | 1 |
Краткое содержание изучаемого материала.
1-й год обучения.
Введение в курс Программы – 1 час.
Ознакомление с программой, целями и задачами курса. Диагностика уровня знаний. Знакомство с понятиями патриотизм, героизм.
Богатырь – символ патриотизма-14 часов.
Теория.
Былины и их герои. Патриотизм в исторических песнях. Добрыня Никитич. Илья Муромец. Алеша Попович. Князья-богатыри. Богатырские устои. Служба по призванию.
Практика.
Знакомство с героями-богатырями по былинам. Героическием песни. Презентации. Доклады. Конкурс рисунков «Богатырская застава»
История зарождения армии – 13 часов.
Теория.
Появление княжеской дружины. Зарождение государственности. Военные корабли. Оружие – символ превосходство. Народное ополчение-невиданная сила. Воинский состав. Воинская повинность. Русская рать – никто не может устоять.
Практика.
Поиск доказательств увеличения роли князя на Руси. Работа с историческими источниками. Инсценировка одного дня жизни князя. Презентации на тему: «Монгольское нашествие», «Крестоносцы». Доклады. Кроссворды.
Любовь к Родине-28 часов
Теория.
Историческое прошлое земли Тамбовской. «Люби и знай родной свой край». Моя малая Родина. «Без корня и полынь не растёт». Мое родословное древо. «Герои вокруг нас». «Уроки России». «Патриотизм и современность». Что в имени твоем? Природная сокровищница России . Культура родной страны.
Практика.
Презентация «История заселения земли Тамбовской». Беседа, конкурс рисунков «Моя малая Родина». Составление родословного древа. Круглый стол. Мероприятие «Что в имени твоем?». Урок-практикум.
Я-патриот!-14 часов
Теория.
Как воспитывается и прививается любовь к Родине? Чувство долга. Любовь к Родине. Патриотами рождаются или становятся? Подвиг перед Родиной-высшее проявление патриотизма. Воспитай в себе патриота.
Практика.
Доклады. Конкурс стихов о Родине. Урок мужества. Лабораторное занятие «Воспитай в себе патриота». Чтение литературных произведений о подвигах героев Вов.
Учебно- тематический план
Второй год обучения:
« Я-патриот »
Задачи:
Образовательные - углубить знания о патриотизме, истории создания и предназначения ВС РФ.
Воспитательные – воспитать всесторонне развитую личность, способную уважать и чтить историю своей родины.
Развивающие – развивать чувство ответственности за отечетсво и его судьбу.
Предполагаемый результат первого года обучения:
Знать: определения понятий патриотизм, героизм, герой, основных героев и этапы зарождения армии.
Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.
Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению.
№ п/п | Разделы. Темы. | Всего часов | Теоретические часы | Практические часы |
1 | Введение. | 1 | 1 | |
Они умирали за Родину |
2-5 | Начало Великой Отечественной войны | 4 | 2 | 2 |
6-9 | Подвиги во имя победы! | 4 | 2 | 1 |
10-13 | Коренной перелом в ходе войны | 4 | 2 | 2 |
14-15 | Блокадный Лениград | 2 | 1 | 1 |
16-19 | Победа! Победа! Победа! | 4 | 2 | 2 |
20-22 | Вечная память и вечная слава… | 3 | 1 | 2 |
23-24 | Ими гордится армия и страна | 2 | 1 | 1 |
25-27 | Героические страницы Вов. | 3 | 1 | 2 |
28-29 | Великие люди России: полководцы, адмиралы | 2 | 1 | 1 |
30-32 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | 3 | 1 | 2 |
История создания ВС РФ |
33-36 | Армия и флот в XIV-XVII вв. | 4 | 2 | 2 |
37-40 | Армия и флот в XVIII-XIX вв. | 4 | 2 | 2 |
41-44 | Вооруженные силы XX в. | 4 | 2 | 2 |
4548 | Вооруженные силы XXI в. | 4 | 2 | 2 |
ВС РФ-защитники нашего Отечества |
49-51 | Виды ВС, рода войск, Предназначение. | 3 | 1 | 2 |
52-55 | Национальная безопасность и ВС. | 4 | 2 | 2 |
Патриот, он же гражданин… |
56-57 | Язык – приоритет государства | 2 | 1 | 1 |
58-59 | Верность культуре-преданность Родине. | 2 | 1 | 1 |
60-61 | Толерантность и межнациональные отношения. | 2 | 1 | 1 |
62-64 | Конституция РФ-главный закон страны! | 3 | 1 | 2 |
65-68 | Имею право знать… | 4 | 2 | 2 |
69-70 | Я-гражданин России! | 2 | 1 | 1 |
Краткое содержание изучаемого материала.
2-й год обучения.
Введение в курс Программы – 1 час.
Ознакомление с содержанием программы второго года обучения, целями и задачами на учебный год. Краткое повторение пройденного в прошлом учебном году.
Они умирали за Родину-31 час
Теория.
Начало Великой Отечественной войны. Подвиги во имя победы! Коренной перелом в ходе войны. Блокадный Ленинград. Победа! Победа! Победа! Вечная память и вечная слава… Ими гордится армия и страна. Героические страницы Вов. Великие люди России: полководцы, адмиралы. Великая Отечественная война в истории моей семьи.
Практика.
Практическое занятие: начало Вов, предпосылки и причины. Презентации. Доклады. Викторина «Ими гордиться армия и страна». Конкурс стихов и рисунков. Беседа. Круглый стол. Просмотр видеофильмов. Посещение ветеранов на дому. Посещение краеведческого музея.
История создания ВС РФ-16 часов
Теория.
Армия и флот в XIV-XVII вв. Армия и флот в XVIII-XIX вв. Вооруженные силы XX в. Вооруженные силы XXI в.
Практика.
Доклады. Презентации. Круглый стол. Просмотр видеофильмов.
ВС РФ-защитники нашего Отечества-7 часов
Теория.
Виды ВС, рода войск, Предназначение. Национальная безопасность и ВС.
Практика.
Доклады. Рисунки. Презентации. Круглый стол. Кроссворд.
Патриот, он же гражданин…-15 часов
Теория.
Язык – приоритет государства. Верность культуре - преданность Родине. Толерантность и межнациональные отношения. Конституция РФ-главный закон страны! Имею право знать… Я - гражданин России!
Практика.
Тематическое занятие по обобщению знаний о Конституции РФ. Анализ взаимосвязи Конституции с международными правовыми документами. Диспут «Гражданин и обыватель». Викторина «Права человека»; интеллектуальная игра «Имею право…». Доклады. Презентации.
Учебно- тематический план
Третий год обучения:
« Я-патриот »
Задачи:
Образовательные - углубить знания о патриотизме, истории создания и предназначения ВС РФ.
Воспитательные – воспитать всесторонне развитую личность, способную уважать и чтить историю своей родины.
Развивающие – развивать чувство ответственности за отечетсво и его судьбу.
Предполагаемый результат первого года обучения:
Знать: определения понятий патриотизм, героизм, герой, основных героев и этапы зарождения армии.
Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.
Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению.
№ п/п | Разделы. Темы. | Всего часов | Теоретические часы | Практические часы |
1 | Введение | 1 | 1 | |
Гражданственность |
| Права и свободы | 4 | 2 | 2 |
| Законы, традиции и обычаи | 4 | 2 | 2 |
| Долг или обязанность | 4 | 2 | 2 |
| Обязанности школьника | 2 | 1 | 1 |
| Нарушение законов и наказание | 4 | 2 | 2 |
| Религиозность | 2 | 1 | 1 |
Патриотизм-качество защитника Отечества |
| Воинский долг Родине служить | 2 | 1 | 1 |
| Памяти поколений –дни воинской славы | 2 | 1 | 1 |
| Ледовое побоище 1242г. | 3 | 1 | 2 |
| Куликовская битва1380г. | 3 | 1 | 2 |
| Освобождение Москвы от польской интервенции 1612г. Минин и Пожарский | 3 | 1 | 2 |
| Полтавская битва 1709г. | 3 | 1 | 2 |
| Победа у мыса Гангут над шведами 1714 г. | 2 | 1 | 1 |
| Взятие крепости Измаил 1790г. | 2 | 1 | 1 |
| Бородинское сражение 1812г. | 3 | 1 | 2 |
| Синопское сражение | 2 | 1 | 1 |
Символы государства Российского |
| Герб, гимн, флаг. Из истории… | 6 | 2 | 4 |
| Символы воинской части | 1 | 1 | |
| Боевое знамя | 5 | 2 | 3 |
| Ордена-почетные награды | 4 | 1 | 3 |
| Ритуалы ВС РФ | 2 | 1 | 1 |
Заключение |
| Что олицетворяет патриотизм? | 3 | 1 | 2 |
| Родина-любовь-патриот | 3 | 1 | 2 |
|