СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дополнительному образованию "Я - патриот"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дополнительному образованию "Я-патриот". Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины. В связи с этим возникает потребность в разработке образовательной программы объединения дополнительного образования детей военно-патриотической направленности. Патриотическое воспитание школьников является одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дополнительному образованию "Я - патриот"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области









Дополнительная общеразвивающая программа

«Я-патриот»

Программа рассчитана на 3 года обучения детей от 11 до 16 лет.





Составитель:

педагог дополнительного

образования

Михина Людмила Ивановна









Первомайский 2015

Краткая информационная справка



Сведения об авторе:

Михина Людмила Ивановна – педагог дополнительного образования

Информация о программе:

Тип программы – модифицированная

Направленность – социально-педагогическая

Уровень освоения – долгосрочный

Возрастной диапазон – младший и средний школьный возраст.

Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на методическом совете: протокол № приказ № от 14.04.2008

Программа переутверждена в августе 2015 года на основании приказа

№ 122/1 от 31.08.2015 «О переутверждении дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования»


Контактный телефон: 8 (47548) 64-2-22



























ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ



1. Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

2. Полное название программы

«Я-патриот»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

ФИО – педагог дополнительного образования

Михина Людмила Ивановна


4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 1251-03 (зарегистрированного в Минюсте 27.05.03 г. № 4594);

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655;

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666;

  • . СанПиН 2.4.1.2660 – 10;

  • Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утвержденных научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003 г.);

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

Социально-педагогическая

4.4. Тип программы

модифицированная

4.5. Целевая направленность программы

образовательная

4.6. Возраст учащихся по программе

11- 16 лет

4.7. Продолжительность обучения

3 года

5. Рецензенты и авторы отзывов:


Пояснительная записка

к общеразвивающей программе дополнительного образования детей

«Я-патриот» (далее программа)

Патриотическое воспитание имеет особую значимость в системе воспитания подрастающего поколения и является одним из важнейших задач нашего общества. Об этом много уже сказано и по-прежнему говорится в средствах массовой информации, в разнообразных методических изданиях. Сейчас мы наблюдаем возрождение былых традиций, которые были заложены в те времена, когда мы все проживали в едином советском пространстве.

Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины. В связи с этим возникает потребность в разработке образовательной программы объединения дополнительного образования детей военно-патриотической направленности. Патриотическое воспитание школьников является одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

Данная программа направлена на повышение уровня военно-патриотического воспитания в школе, она должна оказать воздействие на взгляды и мнения учеников и развитие их творческой деятельности.

Направленность программы – социально - педагогичская.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия направлены на повышение уровня военно-патриотического воспитания в школе, она должна оказать воздействие на взгляды и мнения учеников и развитие их творческой деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что проблема военно-патриотического воспитания школьников выносится на верхние планки государственными органами власти, создаются различные программы по этому роду деятельности, также в связи с тем, что современная молодежь очень далека от элементарных проявлений патриотизма, разрушается сознание гражданственности и любви к Отечеству.

Цель программы: социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.

Задачи:

  • Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.

  • Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.

  • Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.

  • Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.


По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует развитию гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

По целевой установке является образовательной – знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности.

Отличительные особенности программы

Данная программа является модифицированной. За основу взята программа А.С. Целовальникова «Патриотическое воспитание учащихся среднего и старшего школьного возраста». Основны отличием от типовой программы является введение разделов «история ВС РФ», «Направление патриотизма», «Гражданственность». Сочетание таких форм работы, как составление планов и программ военно-патриотического воспитания самостоятельно, проведение уроков патриотической направленности в младших классах, посещение ветеранов на дому, открытые встречи с военнослужащими, посещение музея.

Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.

В реализации программы участвуют дети в возрасте от 11 до 16 лет.

Продолжительность образовательного процесса – 3 года.

1 год – дети от 11 до 12 лет. Учащиеся знакомятся с понятием патриотизма, узнают о первых патриотах-богатырях, знакомятся с историей зарождения армии.

2 год – дети от 13 до 14 лет. Изучают историю Великой Отечественной войны, углубляют знания о ВС РФ, учатся сопоставлять понятия патриот и гражданин.

3 год – дети от 15 до 16 лет. Учащиеся более углубленно изучают направления патриотизма и сущность гражданственности, закрепляют основы патриотического воспитания.

Обучение по программе рассчитано на 35 рабочих недель.

Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми.

Формы занятий:

  • традиционное занятие;

  • занятие-игра;

  • занятие-экскурсия;

  • теоретическое занятие;

  • практическое занятие;

  • коллективная работа;

  • конкурсы;

  • создание проектов;

  • защита проекта;

  • беседы, диспуты, выставки

  • анкетирования

  • проведение самостоятельно уроков мужества в младших классах

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу обучения по данной программе учащиеся должны

знать:

  • основные статьи Конституции РФ, Федеральных Законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся военной службы, поступлению и учёбе в военных профессиональных учебных заведениях;

  • права и обязанности граждан при поступлении на службу по контракту, требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на контрактную службу, правила заключения контракта на военную службу, испытания для граждан, поступающих на службу по контракту, основные права и обязанности граждан при прохождении службы по контракту, основные правила поступления в военные профессиональные учебные заведения, основные права и обязанности граждан при обучении в военных профессиональных учебных заведениях;

  • основные военно-учётные специальности, штатные должности военнослужащих и военные профессии, основные военные профессиональные учебные заведения Российской Федерации..

уметь:

  • объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание;

  • Разработать совместные и личные проекты и сообщения;

  • Различать проявление героизма в поступках и подвигах.

приобрести навыки:

  • Проведения уроков мужества и чтения открытых докладов по патриотическому воспитанию в младших классах;

  • умения применить свои знания в практической деятельности и повседневной жизни;

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),

Регулятивные УУД:

  • понимать задачи, поставленные педагогом;

  • знать технологическую последовательность выполнения работы;

  • правильно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • научиться проявлять творческие способности;

  • развивать сенсорные и моторные навыки.

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в коллективе;

  • проявлять индивидуальность и самостоятельность.

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-   знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

Виды и формы контроля ЗУН учащихся:

  • входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование;

  • текущий контроль – беседа в форме «вопрос-ответ», беседы с элементами викторины, контрольные задания, тестирование;

  • итоговый контроль (итоговая аттестация) – зачетная работа по теме, участие в районных, областных и всероссийских выставках, защита творческих проектов.

  • предварительный;

  • устный;

  • письменный;

  • фронтальный;

  • индивидуальный.

Способы проверки ЗУН учащихся:

  • начальная диагностика;

  • промежуточная диагностика;

  • итоговая аттестация.

Формы подведения итогов программы:

  • участие в конкурсах;

  • участие в выставках работ;

  • защита творческих работ и проектов.

Материально – техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимы: плакаты, журналы, природные материалы (дерево, листва, глина), бумага, клей, ножницы, костюмы для праздников, книги, компьютеры, видео и фото оборудование.

Техническое оснащение

  • проектор;

  • экран;

  • видео – диски;

  • магнитофон;

  • компьютер.

Дидактическое обеспечение программы

  • методические разработки по темам программы;

  • подборка информационной справочной литературы;

  • сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;

  • наглядные пособия по темам;

  • карты индивидуального пользования по темам;

  • образцы творческих работ;

  • инструктаж последовательного выполнения работы;

  • диагностические методики для определения уровня ЗУН и творческих способностей детей;

  • новые педагогические технологии в образовательном процессе;

  • видео и фотоматериалы.

Санитарно – гигиенические требования

Для реализации программы необходимо иметь:

  • светлое просторное помещение;

  • у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;

  • расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см, при меньшем расстоянии может развиться близорукость;

  • кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;

  • в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;

  • в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение программы

Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.

Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей образовательной программой. В ходе реализации программы возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей.






Учебно- тематический план

Первый год обучения:

« Я-патриот »

Задачи:

Образовательные - углубить знания о сущности патриотизма.

Воспитательные – воспитать трепетное отношение к своим патриотическим обязанностям.

Развивающие – развивать чувство ответственности и любви к Родине.

Предполагаемый результат первого года обучения:

Знать: определения понятий патриотизм, героизм, герой, основных героев и этапы зарождения армии.

Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.

Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению.

№ п/п

Разделы. Темы.

Всего

часов

Теоретические

часы

Практические

часы


1

Введение.

1

1


Богатырь – символ патриотизма

2-3

Былины и их герои

2

1

1

4-5

Патриотизм в исторических песнях

2

1

1

6-7

Добрыня Никитич

2

1

1

8-9

Илья Муромец

2

1

1

10-11

Алеша Попович

2

1

1

12-13

Князья-богатыри

2

1

1

14

Богатырские устои

1

1


15

Служба по призванию.

1

1


История зарождения армии

16

Появление княжеской дружины

1

1


17

Зарождение государственности

1

1


18-19

Военные корабли

2

1

1

20-22

Оружие – символ превосходство

3

1

2

23

Народное ополчение-невиданная сила

1

1


24-25

Воинский состав. Воинская повинность.

2

1

1

26-28

Русская рать – никто не может устоять

3

1

2

Любовь к Родине

29-32

Историческое прошлое земли Тамбовской

4

2

2

33-35


«Люби и знай родной свой край». Моя малая Родина

3

1

21

36-39

«Без корня и полынь не растёт». Мое родословное древо

4

1

2






40-45

«Герои вокруг нас»

6

2

4

46-48

«Уроки России»

3

1

2

49-50

«Патриотизм и современность»

2

1

1


51-52

Что в имени твоем?

2

1

1

53-54

Природная сокровищница России

2

1

1

55-56

Культура родной страны

2

1

1

Я-патриот!

57-58

Как воспитывается и прививается любовь к Родине?

2

1

1

59-61

Чувство долга. Любовь к Родине

3

1

2

62-63

Патриотами рождаются или становятся?

2

1

1

64-68

Подвиг перед Родиной-высшее проявление патриотизма

5

2

3

69-70

Воспитай в себе патриота

2

1

1

Краткое содержание изучаемого материала.

1-й год обучения.

Введение в курс Программы – 1 час.

Ознакомление с программой, целями и задачами курса. Диагностика уровня знаний. Знакомство с понятиями патриотизм, героизм.

Богатырь – символ патриотизма-14 часов.

Теория.

Былины и их герои. Патриотизм в исторических песнях. Добрыня Никитич. Илья Муромец. Алеша Попович. Князья-богатыри. Богатырские устои. Служба по призванию.

Практика.

Знакомство с героями-богатырями по былинам. Героическием песни. Презентации. Доклады. Конкурс рисунков «Богатырская застава»

История зарождения армии – 13 часов.

Теория.

Появление княжеской дружины. Зарождение государственности. Военные корабли. Оружие – символ превосходство. Народное ополчение-невиданная сила. Воинский состав. Воинская повинность. Русская рать – никто не может устоять.

Практика.

Поиск доказательств увеличения роли князя на Руси. Работа с историческими источниками. Инсценировка одного дня жизни князя. Презентации на тему: «Монгольское нашествие», «Крестоносцы». Доклады. Кроссворды.

Любовь к Родине-28 часов

Теория.

Историческое прошлое земли Тамбовской. «Люби и знай родной свой край». Моя малая Родина. «Без корня и полынь не растёт». Мое родословное древо. «Герои вокруг нас». «Уроки России». «Патриотизм и современность». Что в имени твоем? Природная сокровищница России . Культура родной страны.

Практика.

Презентация «История заселения земли Тамбовской». Беседа, конкурс рисунков «Моя малая Родина». Составление родословного древа. Круглый стол. Мероприятие «Что в имени твоем?». Урок-практикум.

Я-патриот!-14 часов

Теория.

Как воспитывается и прививается любовь к Родине? Чувство долга. Любовь к Родине. Патриотами рождаются или становятся? Подвиг перед Родиной-высшее проявление патриотизма. Воспитай в себе патриота.

Практика.

Доклады. Конкурс стихов о Родине. Урок мужества. Лабораторное занятие «Воспитай в себе патриота». Чтение литературных произведений о подвигах героев Вов.









Учебно- тематический план

Второй год обучения:

« Я-патриот »

Задачи:

Образовательные - углубить знания о патриотизме, истории создания и предназначения ВС РФ.

Воспитательные – воспитать всесторонне развитую личность, способную уважать и чтить историю своей родины.

Развивающие – развивать чувство ответственности за отечетсво и его судьбу.

Предполагаемый результат первого года обучения:

Знать: определения понятий патриотизм, героизм, герой, основных героев и этапы зарождения армии.

Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.

Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению.


№ п/п

Разделы. Темы.

Всего

часов

Теоретические

часы

Практические

часы


1

Введение.

1

1


Они умирали за Родину

2-5

Начало Великой Отечественной войны

4

2

2

6-9

Подвиги во имя победы!

4

2

1

10-13

Коренной перелом в ходе войны

4

2

2

14-15

Блокадный Лениград

2

1

1

16-19

Победа! Победа! Победа!

4

2

2

20-22

Вечная память и вечная слава…

3

1

2

23-24

Ими гордится армия и страна

2

1

1

25-27

Героические страницы Вов.

3

1

2

28-29

Великие люди России: полководцы, адмиралы

2

1

1

30-32

Великая Отечественная война в истории моей семьи

3

1

2

История создания ВС РФ

33-36

Армия и флот в XIV-XVII вв.

4

2

2

37-40

Армия и флот в XVIII-XIX вв.

4

2

2

41-44

Вооруженные силы XX в.

4

2

2

4548

Вооруженные силы XXI в.

4

2

2

ВС РФ-защитники нашего Отечества

49-51

Виды ВС, рода войск, Предназначение.

3

1

2

52-55

Национальная безопасность и ВС.

4

2

2

Патриот, он же гражданин…

56-57

Язык – приоритет государства

2

1

1

58-59

Верность культуре-преданность Родине.

2

1

1

60-61

Толерантность и межнациональные отношения.

2

1

1

62-64

Конституция РФ-главный закон страны!

3

1

2

65-68

Имею право знать…

4

2

2

69-70

Я-гражданин России!

2

1

1

Краткое содержание изучаемого материала.

2-й год обучения.

Введение в курс Программы – 1 час.

Ознакомление с содержанием программы второго года обучения, целями и задачами на учебный год. Краткое повторение пройденного в прошлом учебном году.

Они умирали за Родину-31 час

Теория.

Начало Великой Отечественной войны. Подвиги во имя победы! Коренной перелом в ходе войны. Блокадный Ленинград. Победа! Победа! Победа! Вечная память и вечная слава… Ими гордится армия и страна. Героические страницы Вов. Великие люди России: полководцы, адмиралы. Великая Отечественная война в истории моей семьи.




Практика.

Практическое занятие: начало Вов, предпосылки и причины. Презентации. Доклады. Викторина «Ими гордиться армия и страна». Конкурс стихов и рисунков. Беседа. Круглый стол. Просмотр видеофильмов. Посещение ветеранов на дому. Посещение краеведческого музея.

История создания ВС РФ-16 часов

Теория.

Армия и флот в XIV-XVII вв. Армия и флот в XVIII-XIX вв. Вооруженные силы XX в. Вооруженные силы XXI в.

Практика.

Доклады. Презентации. Круглый стол. Просмотр видеофильмов.

ВС РФ-защитники нашего Отечества-7 часов

Теория.

Виды ВС, рода войск, Предназначение. Национальная безопасность и ВС.

Практика.

Доклады. Рисунки. Презентации. Круглый стол. Кроссворд.

Патриот, он же гражданин…-15 часов

Теория.

Язык – приоритет государства. Верность культуре - преданность Родине. Толерантность и межнациональные отношения. Конституция РФ-главный закон страны! Имею право знать… Я - гражданин России!

Практика.

Тематическое занятие по обобщению знаний о Конституции РФ. Анализ взаимосвязи Конституции с международными правовыми документами. Диспут «Гражданин и обыватель». Викторина «Права человека»; интеллектуальная игра «Имею право…». Доклады. Презентации.














Учебно- тематический план

Третий год обучения:

« Я-патриот »

Задачи:

Образовательные - углубить знания о патриотизме, истории создания и предназначения ВС РФ.

Воспитательные – воспитать всесторонне развитую личность, способную уважать и чтить историю своей родины.

Развивающие – развивать чувство ответственности за отечетсво и его судьбу.

Предполагаемый результат первого года обучения:

Знать: определения понятий патриотизм, героизм, герой, основных героев и этапы зарождения армии.

Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.

Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению.


№ п/п

Разделы. Темы.

Всего

часов

Теоретические

часы

Практические

часы


1

Введение

1

1


Гражданственность


Права и свободы

4

2

2


Законы, традиции и обычаи

4

2

2


Долг или обязанность

4

2

2


Обязанности школьника

2

1

1


Нарушение законов и наказание

4

2

2


Религиозность

2

1

1

Патриотизм-качество защитника Отечества


Воинский долг Родине служить

2

1

1


Памяти поколений –дни воинской славы

2

1

1


Ледовое побоище 1242г.

3

1

2


Куликовская битва1380г.

3

1

2


Освобождение Москвы от польской интервенции 1612г. Минин и Пожарский

3

1

2


Полтавская битва 1709г.

3

1

2


Победа у мыса Гангут над шведами 1714 г.

2

1

1


Взятие крепости Измаил 1790г.

2

1

1


Бородинское сражение 1812г.

3

1

2


Синопское сражение

2

1

1

Символы государства Российского


Герб, гимн, флаг. Из истории…

6

2

4


Символы воинской части

1

1




Боевое знамя

5

2

3


Ордена-почетные награды

4

1

3


Ритуалы ВС РФ

2

1

1

Заключение


Что олицетворяет патриотизм?

3

1

2


Родина-любовь-патриот

3

1

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!