СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 10 класса профильный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования в полном соответствии  с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе:

  1. Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов (профильный уровень) авторов О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10 класса профильный уровень»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе:

  1. Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов (профильный уровень) авторов О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица.

  2. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 19 г. Читы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. организаций: профил. уровень: в 2 ч., ч.1 / (П.М.Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М.Дымшиц и др.); под ред.В. К.Шумного и Г.М.Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 11-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

Программа составлена на 102 часа в соответствии с учебным планом школы (15 лабораторных и практических работ). Содержание программы направлено на освоение обучающимися профильного уровня. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по биологии, авторской программы О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у обучающихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Содержание курса биологии на профильном уровне призвано обеспечить обучающимся достаточную базу для продолжения образования в вузе, сформировать навыки поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

В данной программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера), об истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, о методах научного познания;

- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии, устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; самостоятельно проводить наблюдения и исследования, находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации, проведения экспериментальных исследований, моделирования биологических объектов и процессов;

- воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к своему здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью, выработка навыков экологической культуры, правил поведения в природе.

В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения:

1) реализации этических установок по отношению к био­логическим открытиям, исследованиям и их результатам;

2) признания высокой ценности жизни во всех её прояв­лениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания в области биологии в свя­зи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здо­ровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами программы по биологии в 10 классе являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проект­ной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, де­лать выводы и заключения, структурировать материал, объяс­нять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологиче­ской информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализи­ровать и оценивать информацию, преобразовывать информа­цию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой приро­де, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на профильном уров­не в 10 классе являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• характеристика содержания биологических теорий (кле­точная теория, хромосомная теория наследственности, синте­тическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции, Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В. И. Вернадского о биосфере); законов (Г. Менделя, сцеплен­ного наследования Т. Моргана, гомологических рядов наслед­ственной изменчивости, зародышевого сходства, биогене­тического); закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования, наследования, сцепленного с полом, взаимодей­ствия генов и их цитологических основ); правил (доминирова­ния, экологической пирамиды); принципов (чистоты гамет, комплементарности); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);


• выделение существенных признаков строения биологиче­ских объектов (клетки: химический состав и строение; генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; видов и экосистем) и биологических процессов и явлений (об­мен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позво­ночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гете­розиса, полиплоидов, отдалённых гибридов, действие искусст­венного, движущего и стабилизирующего отбора, географиче­ское и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы);


• объяснение роли биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естественно-науч­ной картины мира, научного мировоззрения; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на разви­тие зародыша человека; влияния мутагенов на организм чело­века; причин эволюции видов, человека, биосферы, наслед­ственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; закономер­ностей влияния экологических факторов на организмы;

• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов с использова­нием биологических теорий, законов и правил; взаимосвязей организмов и окружающей среды; единства человеческих рас; необходимости сохранения многообразия видов;

• установление взаимосвязей строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинте­за; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

• умение пользоваться современной биологической терми­
нологией и символикой;

• решение задач разной сложности по биологии;

• составление схем скрещивания, путей переноса веществ и
энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

• описание клеток растений и животных (под микроско­
пом), особей вида по морфологическому критерию, экосистем
и агроэкосистем своей местности; приготовление и описание
микропрепаратов;

• выявление изменчивости, приспособлений у видов к сре­де обитания, ароморфозов и идиоадаптаций у растений и жи­вотных, отличительных признаков живого (у отдельных орга­низмов), абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в экосистеме, антропогенных изме­нений в экосистемах своей местности, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своего региона;

• исследование биологических систем на биологических моделях (аквариум);

• сравнение биологических объектов (клетки растений, жи­вотных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы),процессов и явлений (обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосин­тез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение, оплодо­творение у цветковых растений и позвоночных животных, внешнее и внутреннее оплодотворение, зародыши человека и других млекопитающих, формы естественного отбора, искусст­венный и естественный отбор, способы видообразования, мак­ро- и микроэволюция, пути и направления эволюции) и фор­мулировка выводов на основе сравнения. :

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобаль­ных антропогенных изменений в биосфере, этических аспектов современных исследований в биологической науке;

• определение собственной позиции по отношению к эко­логическим проблемам, поведению в природной среде;

• оценка этических аспектов некоторых исследований в об­ласти биотехнологии (клонирование, искусственное оплодо­творение, направленное изменение генома).

3. В сфере трудовой деятельности:

• овладение умениями и навыками постановки биологиче­ских экспериментов и объяснения их результатов;

• освоение приёмов грамотного оформления результатов
биологических исследований.

4. В сфере физической деятельности:

• обоснование и соблюдение правил поведения в окружаю­щей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).


Система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:

  • решение задач творческого и поискового характера;

  • учебное проектирование;

  • проверочные, контрольные работы по предметам;

  • комплексные работы на межпредметной основе и др.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.

Отметки обучающимся за стандартизированные итоговые работы и итоговые отметки за четверть выставляются по 5-ти балльной системе.

  • «5» -обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 85 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.

  • «4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 70 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.

  • «3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня.

  • «2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня.

  • «1» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ не выполняет задания базового уровня


Содержание учебного предмета

(102 ч, 3 ч в неделю)

Введение (2 ч)

Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологических систем; уровни организации живой природы; методы познания живой природы.


Раздел I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (56 ч)

Тема 1. Молекулы и клетки (12 ч)

Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.

Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.

Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков

Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.

Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.АТФ, макроэргические связи.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: элементный состав клетки, строение молекул воды; молекул углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ; строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Пространственная модель молекулы ДНК.

Тема 2. Клеточные структуры и их функции (10 ч)

Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение плазматической мембраны, строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Динамическое пособие «Строение клетки».

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (8 ч)

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма.Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы

Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке; строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии; процесс хемосинтеза. Выделение кислорода водорослями (в аквариуме) на свету.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (14 ч)

Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.

Генетический код и его свойства.Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.

Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.

Генная инженерия.Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: процесс репликации; генетический код; биосинтез белка; регуляцию транскрипции упрокариот; строение вируса; строение хромосомы. Динамическая модель синтеза белка на рибосоме.

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов (12 ч)

Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.

Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.

Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.

Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез.

Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы бесполого размножения; оплодотворение у растений и животных; стадии развития зародыша позвоночного животного; постэмбриональное развитие. Динамические пособия «Деление клетки. Митоз и мейоз», «Гаметогенез у животных».


Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ(46 ч)

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности (14 ч)

Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности.Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.

Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей.

Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и их цитологические основы; перекрест хромосом; неполное доминирование; сцепленное наследование; взаимодействие генов. Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Динамические пособия «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание».

Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости (12 ч)

Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.

Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены. Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.

Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.

Демонстрации. Схемы, таблицы, фотографии и комнатные растения, иллюстрирующие: различные мутации (разные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); механизм хромосомных мутаций; модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений. Гербарный материал злаков с гомологической изменчивостью (остистые, безостые, высокие, карликовые растения и т. д.).

Тема 8. Генетические основы индивидуального развития (7 ч)

Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные генетические элементы.Множественное действие генов. Летальные мутации.

Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие взаимодействие генов и механизм хромосомных мутаций.

Тема 9. Генетика человека (8 ч)

Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие исследования в области биотехнологии. Динамические пособия «Генетика групп крови», «Наследование резус-фактора».

Обобщение по курсу. Итоговый контроль 3ч











Примерные темы проектов

  1. Истоки клеточной теории.

  2. Биологическая роль автотрофных и хемотрофных организмов.

  3. Основы тренировок спортсменов (аэробные тренировки).

  4. Бактерии на службе человека.

  5. Этические вопросы клонирования.

  6. Что мы знаем про ГМО?

  7. Перспективы использования стволовых клеток: сможет ли человек восстанавливать «испорченные» или утраченные органы?

  8. Чудеса природы: Партеногенез.

  9. Молекулярная биология и криминалистика: как идентифицировали останки царской семьи.

  10. Расселение человека по Земле: молекулярная биология и история.

  11. Перспективы лечения наследственных болезней.

  12. Прогностическая оценка возможных последствий действия различных мутагенов на организм.

  13. Мое Родословное древо.

  14. Сгорим или замерзнем? Гипотезы изменения климата на Земле.

  15. Парк Юрского периода (что мы знаем о динозаврах).

  16. Живые ископаемые.

  17. Так ли сильно мы отличаемся от братьев наших меньших?

  18. Маугли – сказка и реальность.

  19. Истории культурных растений.

  20. По страницам Красной книги.

  21. Различные гипотезы возникновения жизни на Земле (А. И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, С. Аррениус).

  22. Трансгенез – опасность реальная или мнимая?

  23. Клонирование человека как этическая проблема.

  24. Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу? (Спасет ли нас Киотский протокол?)




















Литература

Список обязательной литературы:


1. Биология. Общая биология. 10-11 классы : учеб.дляобщеобразоват.организаций : профил. уровень : в 2 ч., ч. 1 / (П. М. Бородин, Л. В. Высоцкая, Г. М. Дымшиц и др.) ; под ред. В. К. Шумного и Г. М. Дымшица ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

2. Биология. Общая биология : практикум для учащихся 10-11 кл. общеобразоват.организаций : профил. уровень / (Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, Л. В. Высоцкая,П. М. Бородин); Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2014.


Список дополнительной литературы:

1. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. В 3-х томах. Под ред. Р. Сопера. М.: «Мир», 1993.

3. Петунин О.В. Уроки биологии в 11-м классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.

4. О.Г. Машанова, В.В. Евстафьев. Учебно-методическое пособие по биологии. Основы цитологии. Размножение и развитие организмов. Генетика. Селекция. М.: «Московский лицей», 1997.

5. А.В. Кулев. Общая биология. Поурочное планирование. 11 класс. Методическое пособие, Санкт-Петербург, «Паритет», 2002.

6. Биология: Большой справочник для школьников поступающих в ВУЗы. А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. 2-е изд. – М.: «Дрофа», 1999.

7. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б. М. Медников. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2006

8. Журналы: «В мире науки», «Соросовский образовательный журнал», «Природа», «Биология в школе», «Наука из первых рук».

А.А.Каменский, Н.А.Соколова, С.А.Титов. 1000 вопросов и ответов. Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы. 2-е изд., исправ. М.: Книжный дом "Университет", 1999.


Интернет-ресурсы


- bioword.narod.ru/Биологический словарь.

- bril2002.narod.ru - Биология для школьников. Краткая информ. по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.

- en.edu.ru/Естественнонаучный образовательный портал

- nsu.ru Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников.

- college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

- fipi.ru ФИПИ Открытый банк заданий ЕГЭ


- http://www.informilka.ru/text/database/biology/ Биология, обучающая энциклопедия

- http://vschool.km.ru/Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (биология 6-11)


- http://pedsovet.alledu.ru/ Всероссийский августовский педсовет

- http://www.1september.ru/ru/ Газета «Первое сентября»

- http://learnbiology.narod.ruИзучаем биологию

- http://edu.tsu.ru/ Образовательный портал ТГУ

- http://www.scientific.ru/ Общенаучный сайт с разнообразной информацией.

- http://promeco.hl.ru/ Промышленная экология

-http://mglinets.narod.ru/ Развитие, биология, генетика.

- http://www.dinos Развитие жизни на Земле

- http://www.panda.org/ Всемирный фонд дикой природы (WWFInternational)

- http://www.greenpeace.org/ Greenpeace

- http://www.greenpeace.ru/ Greenpeace России

- http://www.conservation.org/ Conservation International

- http://nre.edu.ru/est/r4/ Биологическая картина мира

- www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm Редкие и исчезающие животные России

- www.biodan.narod.ru БиоДан. Новости биологии– авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация, по некоторым разделам биологии: ботанике, зоологии, генетике, антропологии.









КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Самостоятельная работа № 1

1. Какова роль воды в клетке?

2. Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующий состав: Г-Г-Г-Ц-А-А-Г-А-А-Г-Т-Т-Ц-А. Постройте иРНК.

3. Прокомментируйте утверждение: «Все особенности строения макромолекулы белка определяются его первичной структурой».

4. Приведите примеры специфичности действия ферментов. Правильно, ли на ваш взгляд, что такие нарушения в питании, как недостаток белка и витаминов, могут привести к нарушению химических реакций в клетке?


Самостоятельная работа № 2

1.Перечислите органоиды, входящие в состав растительной клетки.

2. Какова функция митохондрий в клетке?

3. Объясните взаимосвязь между строением ядра и его функциями в клетке.

4. В чем выражается функциональная зависимость между рибосомами и митохондриями?


Самостоятельная работа № 3

1. Дать определение: фотосинтетики, хемосинтетики,анаэробы, окисление

2. Гликолиз: локализация, условия протекания, описание процессов, образующиеся продукты.

3. Особенности световой фазы фотосинтеза.

4. Каковы особенности энергетического обмена в животной клетке?


Самостоятельная работа № 4.

1. Генетический код. Свойства генетического кода.

2. Особенности репликации ДНК у эукариот.

3.Отличие строение гена про- и эукариот.

4. Этапы биосинтеза белка в клетке.



Самостоятельная работа № 5.

1. В чем заключается биологическое значение митоза?

2. Опишите процесс образования бластулы.

3. Сравните нервную и гуморальную регуляцию организма.

4. Докажите преимущества непрямого развития у животных. Приведите примеры



Самостоятельная работа № 6.

1. Дополните предложения: а) доминантный ген - ……..б) гомозигота - …. в) гамета А + гамета а = зигота…….

г) гетерогаметный пол - …..

2. Почему рождается примерно одинаковое количество особей мужского и женского пола?

3. Основываясь на современных понятиях генетики, объясните, почему в случае менделеевского гороха форма и цвет семян наследуются независимо друг от друга, а в случае моргановской дрозофилы, окраска тела и длина крыльев наследуются преимущественно вместе?

4. Решите задачу: у человека ген гемофилии сцеплен с Х-хромосомой. Девушка, отец которой имел гемофилию, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.


Самостоятельная работа № 7.

1. Напишите классификацию мутаций по уровню их возникновения.

2. Дайте характеристику полиплоидии у растений.

3. Объясните затухание гетерозиса в последующих поколениях.

4. Сравните модификационную и мутационную изменчивость.


Самостоятельная работа № 8.

1. Дайте понятие дифференцировке и детерминации.

2. Какое действие оказывают гены на эмбриональное развитие организмов?

3. Почему организм человека может ответить синтезом антител на попадание любого антигена, даже если такого антигена раньше не существовало в природе?

4. Какие перспективы открываются перед учеными, создающими трансгенныхживотнвх?


Самостоятельная работа № 9.

1.Приведите примеры признаков или заболеваний, определенных близнецовым методом.

2. Что такое конкордантность? Когда и как используют этот показатель в генетике человека?

3. Почему наличие лишних половых хромосом намного слабее сказывается на фенотипе больного, чем трисомии по аутосомам?

4. Возможно ли излечение наследственных аномалий у человека? Поясните.



Лабораторная работа №1. Каталитическая активность ферментов в живых тканях

Цель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода и условия, в которых он функционирует; обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей.

Оборудование: 3% раствор пероксида водорода, раствор йода, лист элодеи (другого растения),

кусочки сырого и вареного картофеля, сырого мяса, микроскопы, пробирки.

Ход работы

На срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.

Поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.

Прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н2О2.

Опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.

на предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.

Нанесите на лист 1-2 капли Н2О2, накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез. Объясните явление.

Составьте частные и общий вывод по лабораторной работе, исходя из цели работы.

Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода? Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?












Лабораторная работа № 2. Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных

Цель: сравнить строение клеток прокариот и эукариот, изучить особенности растительной, животной и грибной клеток; сделать выводы о причинах сходства и различий.

Оборудование: таблицы «Строение растительной и животной клеток», «Строение бактериальной клетки», «Плесневые грибы», плесень, микрофотографии, микроскопы, стеклянные палочки, иглы, постоянные микропрепараты, предметные и покровные стекла

Ход работы

Строение прокариотической клетки

Стерилизованной стеклянной палочкой соскоблить с поверхности зубов около десен нале, перенесите его на предметное стекло и накрыть покровным. Микропрепарат рассмотрите под микроскопом и зарисуйте.

Рассмотрите микрофотографию кишечной палочки, зарисуйте схему строения бактериальной клетки

Строение эукариотических клеток

Рассмотрите готовый микропрепарат «Строение улотрикса», зарисуйте одну клетку.

Рассмотрите и зарисуйте готовый микропрепарат «Строение амебы».

Препаровальной иглой перенесите небольшой участок мицелия плесневого гриба мукора на предметное стекло, капните воду и накройте покровным стеклом; рассмотрите и зарисуйте приготовленный микропрепарат.

Рассмотрите микрофотографии клеток растений, животных и грибов, сравните с увиденным под микроскопом

заполните таблицу.

Признаки

Бактериальная клетка

Растительная клетка

Животная клетка

Грибная клетка






Сделайте выводы:

Чем принципиально отличаются прокариотическая и эукариотическая клетки? Объясните причины различий.

Почему животная, растительная и грибная клетки похожи по строению и с чем связаны их различия?



Лабораторная работа № 3. Хромосомы млекопитающих. Кариотип.

Цель: познакомиться с морфологией хромосом млекопитающих, сделать элементарное описание кариотипа, сравнить кариотипы близких видов.

Оборудование:ксерокопии фотографийхромосом разных видов хомячков, шимпанзе и человека.

Ходработы

1. Рассмотреть фотографии хомячков, определить число хромосом для каждого вида.

2. Вырезать хромосомы, найти парныехромосомы, XиY- хромосомы. Распределите хромосомы по группам в зависимости от соотношения длин плеч. Попарно наклейте хромосомы в пределах группы.

3. Сравните кариотипы трех видов.

4. Проведите сравнение кариотипов человека и шимпанзе.












Лабораторная работа № 4. Строение клетки. Размеры клеток и внутриклеточных структур

Цель: изучить строение клетки и клеточных органоидов. Научиться измерять размеры клеточных структур на электронно-микроскопических фотографиях с помощью масштабной линейки.

Оборудование:электронно-микроскопические фотографии различных клеток и клеточных структур, линейка, калькулятор.

Ходработы:

1. Определите структуры на микрофотографиях

2. С помощью линейки измерьте (в мм и см) относительные размеры различных клеток и клеточных структур.

3. Используя указанный на фотографиях масштаб, определите абсолютные размеры. Для определения средних размеров необходимо провести 4-5 измерений.

4. Заполните таблицу «Размеры клеточных структур»

Название измеряемого объекта

Относительный размер, мм

Абсолютный размер, нм






Лабораторная работа № 5. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

Цель: Рассмотреть строение хромосом, раскрыть биологическую роль хромосом в организме. Дать понятие кариотипа.

Оборудование:микропрепарат гигантской хромосомы мотыля, хромосомы различных видов растений.

Ходработы

1. Рассмотрим микропрепарат гигантской хромосомы мотыля, хромосомы различных видов растений.

2. Посмотрим, как проходит деление клетки:

3. Найдем и рассмотрим строение отдельных хромосом:

4. Строение хромосом и отличие в делящейся и неделящейся клетке.



Лабораторная работа № 6. Митоз в клетках корешков лука

Цель: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»

Ход работы

1. Рассмотрите готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»

2. Найдите клетки на разных стадиях митотического деления.

3. Сделайте рисунок и заполните таблицу.

Название стадии

Особенности стадии

Рисунок




4. В чем заключается биологическая роль митоза? Сформулируйте вывод.









Лабораторная работа № 7. Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой

Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).

Ход работы

1. Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или посчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите.

2. Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже — частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие — редко.

3. Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.

4. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.


Лабораторная работа № 8. Составление родословных и их анализ

Цель:научиться использовать генеалогический метод для анализа наследования различных заболеваний.


Условные обозначения и термины:


- женщина - мужчина - больные


  • носители или гетерозиготы


- брак - умерли в раннем возрасте


- дети одного возраста



Пробанд – лицо, с которого начинается исследование семьи и составляется родословная.

Сибсы – в генетике человека братья и сёстры, но не гомозиготные близнецы.

Задание. Наследование глухонемоты в ряду поколений.

В медико-генетическую консультацию обратился юноша (пробанд), страдающий глухотой. У него есть сестра с нормальным слухом. Мать и отец пробанда также имеют нормальный слух. У матери пробанда пять сестёр с нормальным слухом и один брат, страдающий глухотой. Три сестры матери замужем за здоровыми мужчинами. У одной сестры матери пробанда растёт здоровая дочь, у второй – здоровый сын, у третьей – здоровая дочь и глухой сын. Бабка пробанда по линии матери и её муж были здоровы. У бабки пробанда по линии матери есть три здоровые сестры и два брата, один здоровый, другой – глухой. Здоровые сёстры бабки по линии матери имели здоровых мужей, а здоровый брат был женат на здоровой женщине. У первой сестры бабки пробанда четыре здоровые дочери и один глухой сын. У второй сестры бабки здоровая дочь и глухой сын. У третьей сестры бабки здоровая дочь и два сына, один здоровый, другой глухой. Отец и мать бабки пробанда по линии матери здоровы.Заболевание наследуется по рецессивно-аутосомному типу.

Определить какова вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда, если он женится на здоровой женщине, отец которой страдает тем же недугом, что и пробанд. Составить генеалогическое древо, определить вероятность рождения здоровых детей.

Примечание. Глухонемота связана с врождённой глухотой, которая препятствует усвоению речи. Глухота может быть звуковоспринимающего и звукопроводящего типов. Наследственно обусловлено около половины всех заболеваний глухонемотой.


Практическая работа № 1. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы

1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3. Сравните между собой эти клетки.

4. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов.



Практическая работа № 2. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза

Цель: выявить черты сходства и отличия между процессами фотосинтеза и хемосинтеза, их значение.

Оборудование: таблицы, схемы (схематические рисунки) «Фотосинтез», «Хемосинтез».

Ход работы:

1. Рассмотрите предложенные вам материалы.

2. Охарактеризуйте процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Заполните таблицу.

Процесс

Фаза процесса

Основные изменения (реакции), происходящие в клетке

Характерные энергетические преобразования

Значение для эволюции

Фотосинтез





Хемосинтез





3. Ответьте на вопросы.

Какие организмы способны к хемосинтезу?

Какие организмы способны к фотосинтезу?

Перечислите черты сходства между двумя этими процессами.

В чем заключаются принципиальные отличия хемосинтеза от фотосинтеза?

ВЫВОД (сделайте вывод, ответив на вопрос):

Существует ли взаимосвязь между процессами фотосинтеза и хемосинтеза? Ответ обоснуйте.







Практическая работа № 3. Сравнение процессов митоза и мейоза

Цель: сравнить процессы деления соматических и половых клеток

Оборудование:схемы (схематические рисунки) митоза и мейоза

Ход работы:

1. Рассмотрите предложенные вам материалы

2. Охарактеризуйте процессымитоза и мейоза. Заполните таблицу

Признаки сравнения

Митоз

Мейоз

Интерфаза



Фазы деления



Количество делений



Набор хромосом перед делением



Набор хромосом после деления



Количество дочерних клеток



Биологическая роль



3. В выводе укажите отличия между митозом и мейозом



Практическая работа № 4. Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, каковы условия их проявления, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Инструктивная карточка

1. Вспомнить основные законы наследования признаков.

2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

4. Сделать вывод.

Примеры задач.Задачи на моногибридное скрещивание

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?



Задачи на дигибридное скрещивание

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти — над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.

1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам

признаков быка и корову?

2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?

Задача № 2. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

1. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

2. Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?


Практическая работа № 5. Решение генетических задач на взаимодействие генов

Цель:проверка сформированности навыков решения генетических задач на взаимодействие генов; развитие логического мышления;

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Инструктивная карточка

1. Вспомнить основные законы наследования признаков при взаимодействии генов

2. Коллективный разбор задачна взаимодействие генов.

3. Самостоятельное решение задач, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

Решите задачи:

1.У женщины с I группой крови родился ребенок с I группой крови. Будет ли удовлетворен судом иск к Л. М, у которого IV группа крови?

У матери первая группа крови, у отца - неизвестна. Ребенок имеет первую группу крови. Может ли отец иметь вторую группу крови?

2. У редиса корнеплод может быть длинным, круглым или овальным. Определить характер наследования признака, если при самоопыления растений, имеющих овальный корнеплод, получено 121 растение с длинным корнеплодом, 119 - с круглым и 243 - с овальным. 2. Желтая морская свинка при скрещивании с белой дает кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых, 25 кремовых. Почему?

3. Определить родителей Веры (имеет I группу крови) и Оли (имеет IV группу крови), если известно, что одна пара родителей имеет II и IV группы крови, а вторая -1 и II. 4. Мать имеет I группу крови, отец - вторую. Какие группы крови можно ожидать у детей в этой семье? 5. При каких генотипах родителей дети могут иметь только II группу крови?

4*. Дигетерозиготное красноцветковое (А) узколистное (В) растение левкоя скрещено с таким же растением из F1, названные гены сцеплены. Допустим, у этих растений 50% мужских гамет образовалось в результате перекреста гомологичных хромосом, остальные мужские и все женские гаметы – без перекреста. Определите, каким будет расщепление (в %) потомства F2 по фенотипу и генотипу.





Практическая работа № 6. Решение генетических задач на сцепленное наследование генов

Цель:проверка сформированности навыков решения генетических задач насцепленное наследование генов; развитие логического мышления;

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Инструктивная карточка

1. Вспомнить закон сцепленного наследования генов.

2. Коллективный разбор задачнасцепленное наследование генов

3. Самостоятельное решение задач, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

Решите задачи:

1. У кур признак раннего оперения (Е) доминирует над признаком позднего оперения (е), а рябое оперение (В) – над черным (b). Гены В и Е сцеплены и показывают 20% кроссинговера. Скрещивается гомозиготная рано оперившаяся черная курица с дигетерозиготным петухом. Какое потомство получится при скрещивании?

2. В результате скрещивания самки дрозофилы, которая имела генотип АаВв с самцом, генотип которого аавв, было получено 360 мушек. Определите генотипы и фенотипы полученных мушек, если гена А и В проявляют полное доминирование, а сцепление между ними составляет 10 морганид.

3. У мышей ген нормальной длины шерсти доминирует над геном длинной шерсти, а ген извитой шерсти – над геном прямой шерсти. В анализирующем скрещивании было получено 27 мышей с нормальной прямой шерстью, 99 с нормальной извитой, 98 с длинной прямой, 24 с длинной извитой. Написать схему скрещивания. Определить частоту кроссинговера.



Практическая работа № 7. Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков

Цель:проверка сформированности навыков решения генетических задач насцепленное с полом наследование; развитие логического мышления.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Инструктивная карточка

1. Вспомнить сцепленное с полом наследования признаков.

2. Коллективный разбор задачнасцепленноес полом наследования признаков.

3. Самостоятельное решение задач, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

1. От брака мужчины, у которого нет рахита, устойчивого к лечению витамином Д, и женщины, страдающей этим заболеванием, рождается здоровая девочка. Какова вероятность рождения в этой семье последующих здоровых детей, как девочка-первенец? Известно, что ген, ответственный за развитие этой болезни,- доминантный ген полного доминирования, локализованный в Х-хромосоме.

2. У женщины, у которой отсутствует потоотделение (ангидрозная эктодермальная дисплазия) и мужчины, не имеющего указанного дефекта, рождается сын. Определите, вероятность того, что сын унаследует болезнь матери, если известно, что ген, ответственный за развитие болезни, - рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Рассчитайте, если вторым ребенком в этой семье будет девочка, нормально ли будут работать у нее потовые железы.

3. * Здоровая женщина вступает в брак со здоровым мужчиной. У них рождается 5 сыновей. Один страдает дальтонизмом, но имеет нормальную кровь, один – страдает гемофилией, но имеет нормальное зрение, а один страдает дальтонизмом и гемофилией. Определите генотипы родителей, объясните причину появления у детей таких фенотипов, укажите название процесса.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!