СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии,8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша к учебнику «Человек и его здоровье» 8 класс. (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы»  / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии,8 класс»

23



Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения

Председатель МО

__________ / Якашева Т. В./

Утверждена руководителем образовательного учреждения
 
__________ / Н.А.Гартина/

«___»__________2015г. «___»___________2015 г.







Рабочая программа

учебного курса Биология в 8 классе


 
 


Составитель: Казанцева Е.Ю.


 






















2015 г

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша к учебнику «Человек и его здоровье» 8 класс. (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).


Цели и задачи курса

Цель учебного предмета - освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом; воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: работа с ЦОР и ЭОР; лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме; тренинги навыков с использованием компьютеров; контроль обученности средствами интерактивного тестирования); тренинговых, проектных, игровых, диалоговых, здоровьесберегающих.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся образовательных компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования .

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.



Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программа

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

  7. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  8. Областной закон «Об образовании в Ростовской области».

  9. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-граф, 2010.


Сведения о программе


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы И.Н. Пономаревой и др. «Человек» для 8-го класса авторов Драгомилова А.Г. и Маша Р.Д., В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.


Обоснование выбора программы

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Является логическим продолжением изучения предмета биология «Животные» в 7 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Информация о внесенных изменениях

Разделы соответствуют программе. Резервное время 7 часов можно использовать на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, работе на УОУ. Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы, самонаблюдения являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.


Место и роль учебного курса

Рабочая программа адресована учащимся 8 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

.Курс биологии в 8 классе «Человек и его здоровье» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиены, психологии, экологии. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к своему здоровью. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения к организменному и способствует формированию биологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года


Формы организации образовательного процесса

Основной формой обучения являются уроки разных типов: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как уроки - лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги, защита проектов; экскурсии; уроки контроля; презентации и др.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии;

- разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Рабочая программа предусматривает занятия с использованием ИКТ технологий, использование проектной деятельности и использование исследовательской деятельности в виде проведения лабораторных работ.


Механизмы формирования ключевых компетенций

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся : Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).


Информация об использованном учебнике

«Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2013. 


Результаты освоения курса


Деятельность педагога в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и д.р.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками курса 8-го класса по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отставать свою позицию.

Предметные результаты для полного освоения по курсу биологии 8 :

Обучающиеся должны называть:

общие признаки организма человека.

Характеризовать:

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • питание, дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в организме человека;

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  • размножение, рост и развитие развития человека.

Обосновывать:

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека;

  • вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия.

Распознавать:

  • клетки, ткани, органы и системы органов человека.

Применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний.

Делать выводы:

  • о происхождении человека от животных.

Соблюдать правила:

  • рассматривания микропрепаратов под микроскопом;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены.


Содержание курса

Основное содержание тематического плана


Тема 1. Биологическая и социальная природа человека. (1 час)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

Тема 2. Организм человека. Общий обзор. (5 часов)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно - гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающие санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

Демонстрация. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторная работа №1 «Клетки и ткани под микроскопом»

Практическая работа №1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»

Резерв – 1 час

Тема 3. Опорно-двигательная система. (8 часов)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Демонстрации. Скелет, распилы костей, позвонков, строения суставов, мышц.

Лабораторная работа №2 «Строение костной ткани»

Практические работы:

№2 «Выявление нарушений осанки»

№3 «Выявление плоскостопия»

Контрольная работа №1 по темам «Организм человека. Общий обзор», «Опорно-двигательная система»

Резерв – 1 час

Тема 4. Кровь и кровообращение. (9 часов)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция.. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета.

Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.

Лабораторная работа №3 «Изучение микроскопического строения крови»

Практические работы:

№4 «Кислородное голодание»

№5 «Измерение кровяного давления»,

№6 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

№7 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений»

Резерв2 часа

Тема 5. Дыхательная система. (5 часов)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Демонстрации: торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторная работа №4 «Дыхательные движения»

Практические работы:

№8 «Измерение обхвата грудной клетки» (выполняется дома)

№9 «Определение запылённости воздуха в зимнее время»

Тема 6. Пищеварительная система. (6 часов)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Питание и здоровье.

Демонстрации: торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).

Лабораторные работы:

№5 «Действие ферментов слюны на крахмал»

№6 «Изучение действия желудочного сока на белки»

Практическая работа №10 «Определение местоположения слюнных желез»

Резерв1 час

Тема 7. Обмен веществ и энергии. Витамины. (4 часа)

Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

Практическая работа №11 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

Зачёт №1 по темам ««Кровь и кровообращение», «Дыхательная система», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии»

Тема 8. Мочевыделительная система. (2 часа)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

Тема 9. Кожа. (4 часа)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Демонстрация: рельефной таблицы строения кожи.

Практическая работа №12 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».

Контрольная работа №2 по темам «Выделение», «Кожа»

Резерв – 1 час

Тема 10. Эндокринная система. (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с геперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.

Тема 11. Нервная система. (5 часа)

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.

Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.

Лабораторная работа №7 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)»

Практические работы

№13 «Действие прямых и обратных связей»

№14 «Штриховое раздражение кожи»

№15 «Изучение функций отделов головного мозга человека»

Резерв1 час

Тема 12. Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.

Лабораторная работа №8 «Изучение изменения размера зрачка»

Практические работы

№16 «Принцип работы хрусталика» (выполняется дома)

№17 «Обнаружение «слепого пятна» (выполняется дома)

№18 «Исследование равновесия»

Контрольная работа №3 по темам «Эндокринная система», «Нервная система», «Органы чувств и анализаторы»

Тема 13. Поведение и психика. (5 часов)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.

Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Демонстрации: модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.

Практические работы

№19 «Перестройка динамического стереотипа»

№20 «Изучение внимания при разных условиях»

Зачёт №2 по темам «Нервная система», «Органы чувств и анализаторы», «Поведение и психика»

Тема 14. Индивидуальное развитие человека. (7 часов)

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Демонстрации: модели зародышей человека и животных разных возрастов.

Круглый стол «Роль биологических знаний в жизнедеятельности человека» (мини-проекты, памятки, буклеты, мультимедийные презентации)

Итоговая контрольная работа



Учебно-тематический план


Тематический блок

(тема учебного занятия при отсутствии

тематического блока)

Количество

часов

1

Биологическая и социальная природа человека.

1

2

Организм человека. Общий обзор.

5

3

Опорно-двигательная система.

8

4

Кровь и кровообращение.

9

5

Дыхательная система.

5

6

Пищеварительная система.

6

7

Обмен веществ и энергии. Витамины.

4

8

Мочевыделительная система.

2

9

Кожа.

4

10

Эндокринная система.

2

11

Нервная система.

5

12

Органы чувств. Анализаторы.

5

13

Поведение и психика.

5

14

Индивидуальное развитие человека.

7

Итого

68



Требования к уровню подготовки учеников:

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: генов и хромосом; клеток;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;



Литература и средства обучения

Программа:

Авторская программа к учебнику А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша «Человек и его здоровье»

8 класс. (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» // Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.)

Учебник:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2011

Тетради с печатной основой:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2 – М.:Вентана-Граф, 2011

Методические пособия для учителя:

1) Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс:Методическое пособие для учителя. – М.:Вентана-Граф, 2011

Электронные пособия

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Образовательный комплекс «1С:Школа. Биология, 8 кл. Человек». Создан на основе УМК под редакцией проф. И. Н. Пономаревой и содержит материалы учебника А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маш «Биология. Человек. 8 класс» (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Разработчик - «1C-Паблишинг», 2007; (CD-диск).

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 8 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .


Литература для учителя:

1) Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.; ил.;

2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Козловой Т.А., Сивоглазова В.И., Бровкиной Е.Т. и др. издательства Дрофа;

3) Никишов А.И.. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с.: ил.;

4) Рохлов В.С.. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240 с.: ил;

5) Семенцова, В.Н. Ссвоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006. – 144 с.;

6) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.:Дрофа, 2004. – 224 с.;


Литература для обучающихся:

1) Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2 – М.:Вентана-Граф, 2011

2) Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. – М.:Дрофа, 2005. – 96 с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


Адреса электронных ресурсов:

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


3. Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).


4. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения




Календарно-тематический план

8б класс

Часы темы


дата

Распределение темы по урокам

Домашнее задание

По плану

Факт.

1 ч.



5 ч.
















8 ч.


























9ч.






























6 ч.



















7 ч.






























3 ч.









2 ч.





3 ч.










2 ч.






5 ч.















5 ч.


















7 ч.




















5 ч.









1




2


3




4


5




6





7




8

9




10


11



12



13




14




15




16

17



18





19



20


21




22




23



24

25




26


27




28





29



30


31



32








33










34


35


36




37

38




39



40

41




42



43


44






45


46




47




48



49

50



51




52

53





54



55




56




57




58




59

60




61



62

63



64

65


66


67


68





Введение.

1.Биологическая и социальная природа человека.


Организм человека. Общий обзор.

1.Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе.

2.Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

Л.р. №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода».

3.Ткани.

Л.р. №2 «Клетки и ткани под микроскопом».

4.Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Пр.р. №1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение».

5.Повторение темы «Организм человека. Общий обзор».


Опорно – двигательная система.

1.Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Л. р. №3 «Строение костной ткани».

Л. р. №4 «Состав костей».

2.Скелет головы и туловища.

3.Скелет конечностей.

Пр. р. №2 «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти».

4.Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

5.Мышцы.

Л.р. №5 «Просмотр микропрепарата поперечно – полосатой мышечной ткани».

6.Работа мышц.

Пр. р. №3 «Утомление при статистической и динамической работе».

7.Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно – двигательной системы.

Пр. р. №4 «Определение нарушений осанки и плоскостопия».

8.Повторение темы «Опорно – двигательная система».


Кровь. Кровообращение.

1.Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

Л. р. №6 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

2.Иммунитет.

3.Тканевая совместимость и переливание крови.

Пр. р. №8 «Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу».

4.Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Пр. р. №7 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».

5.Движение лимфы.

Пр. р. №5 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение».

6.Движение крови по сосудам.

Пр. р. №6 «Пульс и движение крови».

7.Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.



8.Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Пр. р. №10 «Функциональная сердечно - сосудистая проба».

9.Повторение темы «Кровь. Кровообращение».


Дыхательная система.

1.Значение дыхания. Органы дыхания.

2.Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

Л.р. №7 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

3.Дыхательные движения.

Л.р. №8 «Дыхательные движения».

4.Регуляция дыхания.




5.Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Пр. р. №12 «Определение запылённости воздуха в зимнее время».

6.Повторение темы «Дыхательная система».


Пищеварительная система.

1.Значение пищи и её состав.


2.Органы пищеварения.



3.Зубы.








4.Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

Л.р. №9 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки».







5.Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

6.Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения.

7.Повторение темы «Пищеварительная система».


Обмен веществ и энергии.

1.Обменные процессы в организме.

2.Нормы питания.

Пр. р. №16 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».

3.Витамины.


Мочевыделительная система.

1.Строение и функции почек.

2.Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.


Кожа.

1.Значение кожи и её строение.

Пр. р. №17 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».

2.Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

3.Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Повторение темы «Кожа».


Эндокринная система.

1.Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

2.Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.


Нервная система.

1.Значение, строение и функционирование нервной системы.

Пр. р. №18 «Действие прямых и обратных связей».

2.Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Пр. р. №19 «Штриховое раздражение кожи».

3. Спинной мозг.

4.Головной мозг: строение и функции.

Пр. р. №20 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка».

5.Повторение темы «Нервная и эндокринная система».


Органы чувств. Анализаторы.

1.Как действуют органы чувств и анализаторы.

2.Органы зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз.

Пр. р. №21 «Выявление функции зрачка и хрусталика, обнаружение слепого пятна».


3.Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Пр. р. №23 «Определение выносливости вестибулярного аппарата».

4.Органы осязания, обоняния, вкуса.

Пр. р. №24 «Проверка чувствительности тактильных рецепторов и обнаружение холодовых точек».

5.Повторение темы «Органы чувств. Анализаторы».


Поведение и психика.

1.Врождённые формы поведения. Приобретённые формы поведения.

Пр. р. №25 «Перестройка динамического стереотипа».

2.Закономерности работы головного мозга.

Пр. р. №26 «Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений».

3.Биологические ритмы. Сон и его значение.

4.Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Пр. р. №27 «Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения".

5.Воля и эмоции. Внимание.

Пр.р. №28 «Изучение внимания при разных условиях».

6.Работоспособность. Режим дня.

7.Повторение темы «Поведение и психика».


Индивидуальное развитие человека.

1.Половая система человека.

2.Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

3.Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

4.Психологические особенности личности. О вреде наркотических веществ.

5. Повторение темы «Индивидуальное развитие организма человека».



Стр.3 – 5

П.1,стр.9,в.4(п.)


П.2,стр.14,в.2(п.)



П.3,стр.19,в.2(п.)




П.4


П.5





Стр. 32 - 33




П.6,стр.39,в.10(п.)




П.7

П.8




П.9


П.10



П.11



П.12 – 13




Стр.66 – 67




П.14




П.15

П.16



П.17




П.18



П.19


П.20,пр.р.№9 «Доказательство вреда курения».



П.21,22




Стр.99 – 100



П.23

П.24



П.25


П.26,пр.р.№11 «Измерение обхвата грудной клетки».

П.27,28





Стр.120 – 121



П.29


П.30,пр.р.№13 «Местоположение слюнных желёз».

П.31,пр.р.№14 «Наблюдение за подъёмом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного языка».


П.32,пр.р.№15 «Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка».



П.33


П.34 – 35


Стр.145 – 146



П.36

П.37




П.38



П.39

П.40




П.41



П.42


П.43,стр.171 – 172






П.44


П.45




П.46




П.47 – 48



П.49

П.50



Стр.194 – 195





П.51

П.52,53,пр.р.№22 «Восприятие цветоощущение колбочками и палочками».


П.54



П.55




Стр.211 – 212




П.56 – 57




П.58




П.59

П.60




П.61



П.62

Стр.236 – 237



П.63

П.64


П.65


П.66,67
























п/п

Тема

Дата проведения

Вид занятия

Виды сам.раб.

по плану

по факту

Тема 1. Биологическая и социальная природа человека. (1 час)


1

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека Повторение



Урок ознакомления с новым материалом


Тема 2. Организм человека. Общий обзор (5 часов)


2

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. Повторение



Проекты


Фронт.опрос, Индив.раб.над проектами

3

Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность Повторение



Исп. ИКТ

Работа с книгой, работа в тетради

4

Ткани животных и человека. Повторение



Лаб. раб №1

Иссл. деят

Работа в тетради

5

Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. Повторение



Практ. раб №1

Иссл. деят

Исп. ИКТ

Работа с книгой

6

Резерв





Тема 3. Опорно-двигательная система (8 часов)


7

Скелет. Строение, состав и соединение костей.



Тестирование

Лаб. раб №2 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Работа в тетради

8

Скелет головы, туловища, конечностей.



Исп. ИКТ

Работа по рисункам учебника

9

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.



Сам. раб

Исп. ИКТ

Работа с книгой

10

Мышцы человека. Работа мышц.



Исп. ИКТ


11

Нарушение осанки и плоскостопие.



Проекты

Практ. раб №2, №3 Иссл. деят

Практ.раб.

12

Развитие опорно-двигательной системы.



Проекты

Исп. ИКТ

Работа над проектами

13

Контрольная работа №1 по темам «Организм человека. Общий обзор», «Опорно-двигательная система»



Тестовая контрольная работа

Работа по тестам

14

Резерв





Тема 4. Кровь и кровообращение (9 часов)


15

Внутренняя среда человеческого организма. Значение крови и ее состав.



Лаб. раб №3 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Лабор.раб.

16

Иммунитет



Проекты

Исп. ИКТ

Защита проектов

17

Тканевая совместимость и переливание крови.



Исп. ИКТ

Работа с таблицей

18

Строение и работа сердца.



Сам. раб

Исп. ИКТ

Работа с книгой

19

Круги кровообращения. Движение лимфы.



Практ. раб №4 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Практ.раб.

20

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов



Практ. раб №5, №6 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Практ.раб.

21

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.



Практ. раб №7 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Практ.раб.

22

Резерв





23

Резерв





Тема 5. Дыхательная система (5 часов)


24

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких



Сам. раб

Исп. ИКТ

Работа в тетради

25

Газообмен в легких и тканях.



Исп. ИКТ


26

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.



Лаб. раб №4

Практ. раб №8 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Лабор.раб.

27

Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания



Проекты

Практ. раб №9 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Практ.раб.

28

Первая помощь при поражении органов дыхания.




Исп. ИКТ

Рабоа с книгой

Тема 6. Пищеварительная система (6 часов)


29

Значение и состав пищи. Органы пищеварения.



Сам раб

Практ. раб №10 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Практ.раб.

30

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.



Лаб. раб. №5 Иссл. деят

Исп. ИКТ


Лабор.раб.

31

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.



Лаб. раб №6 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Лабор.раб.

32

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.



Проекты

Исп. ИКТ

Защита проектов

33

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.



Проекты

Иссл. деят

Исп. ИКТ

Защита проектов

34

Резерв





Тема 7. Обмен веществ и энергии. Витамины (4 часа)


35

Обменные процессы в организме.



Сам. раб

Исп. ИКТ

Работа в тетрадях

36

Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов.



Проекты

Практ. раб. №11 Иссл. деят

Практ.раб.

37

Витамины.



Проекты

Исп. ИКТ


38

Зачёт №1 по темам ««Кровь и кровообращение», «Дыхательная система», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии»



Тестирование

Исп. ИКТ

Работа по тестам

Тема 8. Мочевыделительная система (2 часа)


39

Строение и работа почек.



Исп. ИКТ

Работа с книгой

40

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.




Работа в тетрадях

Тема 9. Кожа (4 часа)


41

Кожа. Значение и строение кожи. Роль кожи в теплорегуляции.



Проекты

Практ раб №12 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Практ.раб.

42

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.



Исп. ИКТ

Работа с книгой

43

Контрольная работа №2 по темам «Выделение», «Кожа»



Тестирование


Работа по тестам

44

Резерв





Тема 10. Эндокринная система (2 часа)


45

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.



Исп. ИКТ

Работа в тетрадях

46

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.



Проекты

Исп. ИКТ

Защита проектов

Тема 11. Нервная система (5 часов)


47

Значение и строение нервной системы.



Сам. раб

Практ раб №13 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Практ.раб.

48

Вегетативная нервная система. Нейрогормональная регуляция.



Практ раб №14 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Практ.раб.

49

Строение и функции спинного мозга.



Исп. ИКТ

Работа с книгой

50

Отделы головного мозга, их значение.



Лаб. раб. №7

Практ раб №15 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Лабор.раб.

51

Резерв





Тема 12. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)


52

Значение органов чувств и анализаторов. Органы, осязания, обоняния и вкуса и их анализаторы.



Сам. раб.

Исп. ИКТ

Работа в тетрадях

53

Орган зрения и зрительный анализатор.



Лаб. раб. №8

Практ раб №16, №17 Иссл. деят

Лабор.раб.

54

Заболевания и повреждения глаз.



Проекты

Иссл. деят

Исп. ИКТ

Защита проектов

55

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.



Практ раб №18 Иссл. деят

Исп. ИКТ

Практ.раб.

56

Контрольная работа №3 по темам «Эндокринная система», «Нервная система», «Органы чувств и анализаторы»



Тестовая контрольная работа

Исп. ИКТ

Работа по тестам

Тема 13. Поведение и психика (5 часов)


57

Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретённые формы поведения.



Практ раб №19 Иссл. деят

Практ.раб.

58

Повторение

Биологические ритмы. Сон и его значение.



Проекты

Исп. ИКТ

Работа над проектами

59

Повторение

Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля и эмоции. Внимание.



Практ раб №20 Иссл. деят

Практ.раб.

60

Повторение

Работоспособность. Режим дня.



Проекты

Работа над проектами

61

Зачёт №2 по темам «Нервная система», «Органы чувств и анализаторы», «Поведение и психика»



Тестирование

Исп. ИКТ

Работа по тестам

Тема 14. Индивидуальное развитие человека (7 часов)


62

Повторение

Половая система человека.



Сам. раб.

Исп. ИКТ

Работа в тетрадях

63

Повторение

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем



Проекты

Исп. ИКТ

Защита проектов

64

Повторение

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения



Исп. ИКТ

Работа с нигой

65

Повторение

Влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



Проекты

Исп. ИКТ

Защита проектов

66

Личность и её особенности.




Работа с книгой

67

Итоговая контрольная работа



Тестирование

Работа с тестами

68

Круглый стол «Роль биологических знаний в жизнедеятельности человека»



Мини-проекты

Защита проектов


Лабораторные работы

  1. Строение клеток и тканей.

  2. Определение гармоничности физического развития.

  3. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

  4. Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

  5. Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

  6. Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.

  7. Строение и функции спинного и головного мозга.

  8. Строение и работа органа зрения.


Приложение № 1


Проектная деятельность учащихся


Темы проектов для учащихся 8 класса


Тема

урока

Тема проекта

1

Тема 1. Биологическая и социальная природа человека

2

1. «Довольствуйся малым, избегая излишеств»

2

Тема 3. Опорно-двигательная система

11

12


2. «Польза движений в судьбах великих людей»

3. «Режим двигательной активности для разных групп людей»


3

Тема 4. Кровь и кровообращение

16

16

4. «Прививки: «за» и «против»

5. «СПИД – чума XXI века»

3

Тема 5. Дыхательная система

27

6. «Влияние курения на органы дыхания»

4

Тема 6. Пищеварительная система

32

33

33

7. «Осторожно, вредные продукты»

8. «Болезни сытости»

9. «Блюда национальной кухни»


5

Тема 7. Обмен веществ и энергии. Витамины

36

37

10. «Режим питания моей семьи»

11. «Кладовые витаминов»


6

Тема 9. Кожа

41

12. «История возникновения разных способов закаливания у народов мира»


7

Тема 10. Эндокринная система

46

13. «Маленький дирижёр большого оркестра»


8

Тема 12. Органы чувств. Анализаторы

54


14. «Выработка гигиенических рекомендаций работы на компьютере»


9

Тема 13. Поведение и психика

58

58

60

15. «Биологические часы организма»

16. «Вещие сны: правда и вымысел»

17. «Стресс как негативный биосоциальный фактор»


10

Тема 14. Индивидуальное развитие человека

63


65



68

18. «Наследственные и врожденные заболевания человека»

19. «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

20. Мини-проекты «Народная мудрость гласит…»

21. Мини-проекты «Здоровье – бесценный дар природы»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!