23
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО __________ / Якашева Т. В./ | Утверждена руководителем образовательного учреждения __________ / Н.А.Гартина/ |
«___»__________2015г. «___»___________2015 г.
Рабочая программа
учебного курса Биология в 8 классе
Составитель: Казанцева Е.Ю.
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша к учебнику «Человек и его здоровье» 8 класс. (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).
Цели и задачи курса
Цель учебного предмета - освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом; воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим.
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: работа с ЦОР и ЭОР; лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме; тренинги навыков с использованием компьютеров; контроль обученности средствами интерактивного тестирования); тренинговых, проектных, игровых, диалоговых, здоровьесберегающих.
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся образовательных компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования .
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программа
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-граф, 2010.
Сведения о программе
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы И.Н. Пономаревой и др. «Человек» для 8-го класса авторов Драгомилова А.Г. и Маша Р.Д., В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Обоснование выбора программы
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Является логическим продолжением изучения предмета биология «Животные» в 7 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Информация о внесенных изменениях
Разделы соответствуют программе. Резервное время 7 часов можно использовать на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, работе на УОУ. Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы, самонаблюдения являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Место и роль учебного курса
Рабочая программа адресована учащимся 8 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
.Курс биологии в 8 классе «Человек и его здоровье» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиены, психологии, экологии. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к своему здоровью. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения к организменному и способствует формированию биологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года
Формы организации образовательного процесса
Основной формой обучения являются уроки разных типов: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как уроки - лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги, защита проектов; экскурсии; уроки контроля; презентации и др.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии;
- разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Рабочая программа предусматривает занятия с использованием ИКТ технологий, использование проектной деятельности и использование исследовательской деятельности в виде проведения лабораторных работ.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся : Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Виды и формы контроля:
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Информация об использованном учебнике
«Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2013.
Результаты освоения курса
Деятельность педагога в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и д.р.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками курса 8-го класса по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отставать свою позицию.
Предметные результаты для полного освоения по курсу биологии 8 :
Обучающиеся должны называть:
общие признаки организма человека.
Характеризовать:
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
питание, дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в организме человека;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие развития человека.
Обосновывать:
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека;
вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия.
Распознавать:
Применять знания:
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний.
Делать выводы:
Соблюдать правила:
рассматривания микропрепаратов под микроскопом;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены.
Содержание курса
Основное содержание тематического плана
Тема 1. Биологическая и социальная природа человека. (1 час)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Тема 2. Организм человека. Общий обзор. (5 часов)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно - гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающие санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Демонстрация. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.
Лабораторная работа №1 «Клетки и ткани под микроскопом»
Практическая работа №1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»
Резерв – 1 час
Тема 3. Опорно-двигательная система. (8 часов)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации. Скелет, распилы костей, позвонков, строения суставов, мышц.
Лабораторная работа №2 «Строение костной ткани»
Практические работы:
№2 «Выявление нарушений осанки»
№3 «Выявление плоскостопия»
Контрольная работа №1 по темам «Организм человека. Общий обзор», «Опорно-двигательная система»
Резерв – 1 час
Тема 4. Кровь и кровообращение. (9 часов)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция.. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета.
Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.
Лабораторная работа №3 «Изучение микроскопического строения крови»
Практические работы:
№4 «Кислородное голодание»
№5 «Измерение кровяного давления»,
№6 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке»
№7 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений»
Резерв – 2 часа
Тема 5. Дыхательная система. (5 часов)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации: торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторная работа №4 «Дыхательные движения»
Практические работы:
№8 «Измерение обхвата грудной клетки» (выполняется дома)
№9 «Определение запылённости воздуха в зимнее время»
Тема 6. Пищеварительная система. (6 часов)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Питание и здоровье.
Демонстрации: торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).
Лабораторные работы:
№5 «Действие ферментов слюны на крахмал»
№6 «Изучение действия желудочного сока на белки»
Практическая работа №10 «Определение местоположения слюнных желез»
Резерв – 1 час
Тема 7. Обмен веществ и энергии. Витамины. (4 часа)
Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа №11 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»
Зачёт №1 по темам ««Кровь и кровообращение», «Дыхательная система», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии»
Тема 8. Мочевыделительная система. (2 часа)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Тема 9. Кожа. (4 часа)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрация: рельефной таблицы строения кожи.
Практическая работа №12 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».
Контрольная работа №2 по темам «Выделение», «Кожа»
Резерв – 1 час
Тема 10. Эндокринная система. (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с геперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.
Тема 11. Нервная система. (5 часа)
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.
Лабораторная работа №7 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)»
Практические работы
№13 «Действие прямых и обратных связей»
№14 «Штриховое раздражение кожи»
№15 «Изучение функций отделов головного мозга человека»
Резерв – 1 час
Тема 12. Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.
Лабораторная работа №8 «Изучение изменения размера зрачка»
Практические работы
№16 «Принцип работы хрусталика» (выполняется дома)
№17 «Обнаружение «слепого пятна» (выполняется дома)
№18 «Исследование равновесия»
Контрольная работа №3 по темам «Эндокринная система», «Нервная система», «Органы чувств и анализаторы»
Тема 13. Поведение и психика. (5 часов)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.
Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации: модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.
Практические работы
№19 «Перестройка динамического стереотипа»
№20 «Изучение внимания при разных условиях»
Зачёт №2 по темам «Нервная система», «Органы чувств и анализаторы», «Поведение и психика»
Тема 14. Индивидуальное развитие человека. (7 часов)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Демонстрации: модели зародышей человека и животных разных возрастов.
Круглый стол «Роль биологических знаний в жизнедеятельности человека» (мини-проекты, памятки, буклеты, мультимедийные презентации)
Итоговая контрольная работа
Учебно-тематический план
№ | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тематического блока) | Количество часов |
1 | Биологическая и социальная природа человека. | 1 |
2 | Организм человека. Общий обзор. | 5 |
3 | Опорно-двигательная система. | 8 |
4 | Кровь и кровообращение. | 9 |
5 | Дыхательная система. | 5 |
6 | Пищеварительная система. | 6 |
7 | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 4 |
8 | Мочевыделительная система. | 2 |
9 | Кожа. | 4 |
10 | Эндокринная система. | 2 |
11 | Нервная система. | 5 |
12 | Органы чувств. Анализаторы. | 5 |
13 | Поведение и психика. | 5 |
14 | Индивидуальное развитие человека. | 7 |
Итого | 68 |
Требования к уровню подготовки учеников:
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: генов и хромосом; клеток;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Литература и средства обучения
Программа:
Авторская программа к учебнику А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша «Человек и его здоровье»
8 класс. (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» // Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.)
Учебник:
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2011
Тетради с печатной основой:
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2 – М.:Вентана-Граф, 2011
Методические пособия для учителя:
1) Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс:Методическое пособие для учителя. – М.:Вентана-Граф, 2011
Электронные пособия
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Образовательный комплекс «1С:Школа. Биология, 8 кл. Человек». Создан на основе УМК под редакцией проф. И. Н. Пономаревой и содержит материалы учебника А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маш «Биология. Человек. 8 класс» (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Разработчик - «1C-Паблишинг», 2007; (CD-диск).
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Кроме того, при ведении курса в 8 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .
Литература для учителя:
1) Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.; ил.;
2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Козловой Т.А., Сивоглазова В.И., Бровкиной Е.Т. и др. издательства Дрофа;
3) Никишов А.И.. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с.: ил.;
4) Рохлов В.С.. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240 с.: ил;
5) Семенцова, В.Н. Ссвоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006. – 144 с.;
6) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.:Дрофа, 2004. – 224 с.;
Литература для обучающихся:
1) Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2 – М.:Вентана-Граф, 2011
2) Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. – М.:Дрофа, 2005. – 96 с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Адреса электронных ресурсов:
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
3. Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
4. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения
Календарно-тематический план
8б класс
Часы темы | | дата | Распределение темы по урокам | Домашнее задание |
По плану | Факт. |
1 ч. 5 ч. 8 ч. 9ч. 6 ч. 7 ч. 3 ч. 2 ч. 3 ч. 2 ч. 5 ч. 5 ч. 7 ч. 5 ч. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 | | | Введение. 1.Биологическая и социальная природа человека. Организм человека. Общий обзор. 1.Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе. 2.Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Л.р. №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода». 3.Ткани. Л.р. №2 «Клетки и ткани под микроскопом». 4.Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Пр.р. №1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение». 5.Повторение темы «Организм человека. Общий обзор». Опорно – двигательная система. 1.Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л. р. №3 «Строение костной ткани». Л. р. №4 «Состав костей». 2.Скелет головы и туловища. 3.Скелет конечностей. Пр. р. №2 «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти». 4.Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. 5.Мышцы. Л.р. №5 «Просмотр микропрепарата поперечно – полосатой мышечной ткани». 6.Работа мышц. Пр. р. №3 «Утомление при статистической и динамической работе». 7.Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно – двигательной системы. Пр. р. №4 «Определение нарушений осанки и плоскостопия». 8.Повторение темы «Опорно – двигательная система». Кровь. Кровообращение. 1.Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Л. р. №6 «Сравнение крови человека с кровью лягушки». 2.Иммунитет. 3.Тканевая совместимость и переливание крови. Пр. р. №8 «Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу». 4.Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Пр. р. №7 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки». 5.Движение лимфы. Пр. р. №5 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение». 6.Движение крови по сосудам. Пр. р. №6 «Пульс и движение крови». 7.Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. 8.Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Пр. р. №10 «Функциональная сердечно - сосудистая проба». 9.Повторение темы «Кровь. Кровообращение». Дыхательная система. 1.Значение дыхания. Органы дыхания. 2.Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Л.р. №7 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». 3.Дыхательные движения. Л.р. №8 «Дыхательные движения». 4.Регуляция дыхания. 5.Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Пр. р. №12 «Определение запылённости воздуха в зимнее время». 6.Повторение темы «Дыхательная система». Пищеварительная система. 1.Значение пищи и её состав. 2.Органы пищеварения. 3.Зубы. 4.Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л.р. №9 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки». 5.Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. 6.Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения. 7.Повторение темы «Пищеварительная система». Обмен веществ и энергии. 1.Обменные процессы в организме. 2.Нормы питания. Пр. р. №16 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки». 3.Витамины. Мочевыделительная система. 1.Строение и функции почек. 2.Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Кожа. 1.Значение кожи и её строение. Пр. р. №17 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки». 2.Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. 3.Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Повторение темы «Кожа». Эндокринная система. 1.Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. 2.Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нервная система. 1.Значение, строение и функционирование нервной системы. Пр. р. №18 «Действие прямых и обратных связей». 2.Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Пр. р. №19 «Штриховое раздражение кожи». 3. Спинной мозг. 4.Головной мозг: строение и функции. Пр. р. №20 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка». 5.Повторение темы «Нервная и эндокринная система». Органы чувств. Анализаторы. 1.Как действуют органы чувств и анализаторы. 2.Органы зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Пр. р. №21 «Выявление функции зрачка и хрусталика, обнаружение слепого пятна». 3.Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Пр. р. №23 «Определение выносливости вестибулярного аппарата». 4.Органы осязания, обоняния, вкуса. Пр. р. №24 «Проверка чувствительности тактильных рецепторов и обнаружение холодовых точек». 5.Повторение темы «Органы чувств. Анализаторы». Поведение и психика. 1.Врождённые формы поведения. Приобретённые формы поведения. Пр. р. №25 «Перестройка динамического стереотипа». 2.Закономерности работы головного мозга. Пр. р. №26 «Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений». 3.Биологические ритмы. Сон и его значение. 4.Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Пр. р. №27 «Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения". 5.Воля и эмоции. Внимание. Пр.р. №28 «Изучение внимания при разных условиях». 6.Работоспособность. Режим дня. 7.Повторение темы «Поведение и психика». Индивидуальное развитие человека. 1.Половая система человека. 2.Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. 3.Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. 4.Психологические особенности личности. О вреде наркотических веществ. 5. Повторение темы «Индивидуальное развитие организма человека». | Стр.3 – 5 П.1,стр.9,в.4(п.) П.2,стр.14,в.2(п.) П.3,стр.19,в.2(п.) П.4 П.5 Стр. 32 - 33 П.6,стр.39,в.10(п.) П.7 П.8 П.9 П.10 П.11 П.12 – 13 Стр.66 – 67 П.14 П.15 П.16 П.17 П.18 П.19 П.20,пр.р.№9 «Доказательство вреда курения». П.21,22 Стр.99 – 100 П.23 П.24 П.25 П.26,пр.р.№11 «Измерение обхвата грудной клетки». П.27,28 Стр.120 – 121 П.29 П.30,пр.р.№13 «Местоположение слюнных желёз». П.31,пр.р.№14 «Наблюдение за подъёмом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного языка». П.32,пр.р.№15 «Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка». П.33 П.34 – 35 Стр.145 – 146 П.36 П.37 П.38 П.39 П.40 П.41 П.42 П.43,стр.171 – 172 П.44 П.45 П.46 П.47 – 48 П.49 П.50 Стр.194 – 195 П.51 П.52,53,пр.р.№22 «Восприятие цветоощущение колбочками и палочками». П.54 П.55 Стр.211 – 212 П.56 – 57 П.58 П.59 П.60 П.61 П.62 Стр.236 – 237 П.63 П.64 П.65 П.66,67 |
№ п/п | Тема | Дата проведения | Вид занятия | Виды сам.раб. |
по плану | по факту |
Тема 1. Биологическая и социальная природа человека. (1 час) | |
1 | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека Повторение | | | Урок ознакомления с новым материалом | |
Тема 2. Организм человека. Общий обзор (5 часов) | |
2 | Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. Повторение | | | Проекты | Фронт.опрос, Индив.раб.над проектами |
3 | Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность Повторение | | | Исп. ИКТ | Работа с книгой, работа в тетради |
4 | Ткани животных и человека. Повторение | | | Лаб. раб №1 Иссл. деят | Работа в тетради |
5 | Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. Повторение | | | Практ. раб №1 Иссл. деят Исп. ИКТ | Работа с книгой |
6 | Резерв | | | | |
Тема 3. Опорно-двигательная система (8 часов) | |
7 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | | | Тестирование Лаб. раб №2 Иссл. деят Исп. ИКТ | Работа в тетради |
8 | Скелет головы, туловища, конечностей. | | | Исп. ИКТ | Работа по рисункам учебника |
9 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | | | Сам. раб Исп. ИКТ | Работа с книгой |
10 | Мышцы человека. Работа мышц. | | | Исп. ИКТ | |
11 | Нарушение осанки и плоскостопие. | | | Проекты Практ. раб №2, №3 Иссл. деят | Практ.раб. |
12 | Развитие опорно-двигательной системы. | | | Проекты Исп. ИКТ | Работа над проектами |
13 | Контрольная работа №1 по темам «Организм человека. Общий обзор», «Опорно-двигательная система» | | | Тестовая контрольная работа | Работа по тестам |
14 | Резерв | | | | |
Тема 4. Кровь и кровообращение (9 часов) | |
15 | Внутренняя среда человеческого организма. Значение крови и ее состав. | | | Лаб. раб №3 Иссл. деят Исп. ИКТ | Лабор.раб. |
16 | Иммунитет | | | Проекты Исп. ИКТ | Защита проектов |
17 | Тканевая совместимость и переливание крови. | | | Исп. ИКТ | Работа с таблицей |
18 | Строение и работа сердца. | | | Сам. раб Исп. ИКТ | Работа с книгой |
19 | Круги кровообращения. Движение лимфы. | | | Практ. раб №4 Иссл. деят Исп. ИКТ | Практ.раб. |
20 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов | | | Практ. раб №5, №6 Иссл. деят Исп. ИКТ | Практ.раб. |
21 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. | | | Практ. раб №7 Иссл. деят Исп. ИКТ | Практ.раб. |
22 | Резерв | | | | |
23 | Резерв | | | | |
Тема 5. Дыхательная система (5 часов) | |
24 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких | | | Сам. раб Исп. ИКТ | Работа в тетради |
25 | Газообмен в легких и тканях. | | | Исп. ИКТ | |
26 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | | | Лаб. раб №4 Практ. раб №8 Иссл. деят Исп. ИКТ | Лабор.раб. |
27 | Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания | | | Проекты Практ. раб №9 Иссл. деят Исп. ИКТ | Практ.раб. |
28 | Первая помощь при поражении органов дыхания. | | | Исп. ИКТ | Рабоа с книгой |
Тема 6. Пищеварительная система (6 часов) | |
29 | Значение и состав пищи. Органы пищеварения. | | | Сам раб Практ. раб №10 Иссл. деят Исп. ИКТ | Практ.раб. |
30 | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. | | | Лаб. раб. №5 Иссл. деят Исп. ИКТ | Лабор.раб. |
31 | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | | | Лаб. раб №6 Иссл. деят Исп. ИКТ | Лабор.раб. |
32 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | | | Проекты Исп. ИКТ | Защита проектов |
33 | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. | | | Проекты Иссл. деят Исп. ИКТ | Защита проектов |
34 | Резерв | | | | |
Тема 7. Обмен веществ и энергии. Витамины (4 часа) | |
35 | Обменные процессы в организме. | | | Сам. раб Исп. ИКТ | Работа в тетрадях |
36 | Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов. | | | Проекты Практ. раб. №11 Иссл. деят | Практ.раб. |
37 | Витамины. | | | Проекты Исп. ИКТ | |
38 | Зачёт №1 по темам ««Кровь и кровообращение», «Дыхательная система», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии» | | | Тестирование Исп. ИКТ | Работа по тестам |
Тема 8. Мочевыделительная система (2 часа) | |
39 | Строение и работа почек. | | | Исп. ИКТ | Работа с книгой |
40 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | | | | Работа в тетрадях |
Тема 9. Кожа (4 часа) | |
41 | Кожа. Значение и строение кожи. Роль кожи в теплорегуляции. | | | Проекты Практ раб №12 Иссл. деят Исп. ИКТ | Практ.раб. |
42 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | | | Исп. ИКТ | Работа с книгой |
43 | Контрольная работа №2 по темам «Выделение», «Кожа» | | | Тестирование | Работа по тестам |
44 | Резерв | | | | |
Тема 10. Эндокринная система (2 часа) | |
45 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | | | Исп. ИКТ | Работа в тетрадях |
46 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | | | Проекты Исп. ИКТ | Защита проектов |
Тема 11. Нервная система (5 часов) | |
47 | Значение и строение нервной системы. | | | Сам. раб Практ раб №13 Иссл. деят Исп. ИКТ | Практ.раб. |
48 | Вегетативная нервная система. Нейрогормональная регуляция. | | | Практ раб №14 Иссл. деят Исп. ИКТ | Практ.раб. |
49 | Строение и функции спинного мозга. | | | Исп. ИКТ | Работа с книгой |
50 | Отделы головного мозга, их значение. | | | Лаб. раб. №7 Практ раб №15 Иссл. деят Исп. ИКТ | Лабор.раб. |
51 | Резерв | | | | |
Тема 12. Органы чувств. Анализаторы (5 часов) | |
52 | Значение органов чувств и анализаторов. Органы, осязания, обоняния и вкуса и их анализаторы. | | | Сам. раб. Исп. ИКТ | Работа в тетрадях |
53 | Орган зрения и зрительный анализатор. | | | Лаб. раб. №8 Практ раб №16, №17 Иссл. деят | Лабор.раб. |
54 | Заболевания и повреждения глаз. | | | Проекты Иссл. деят Исп. ИКТ | Защита проектов |
55 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | | | Практ раб №18 Иссл. деят Исп. ИКТ | Практ.раб. |
56 | Контрольная работа №3 по темам «Эндокринная система», «Нервная система», «Органы чувств и анализаторы» | | | Тестовая контрольная работа Исп. ИКТ | Работа по тестам |
Тема 13. Поведение и психика (5 часов) | |
57 | Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретённые формы поведения. | | | Практ раб №19 Иссл. деят | Практ.раб. |
58 | Повторение Биологические ритмы. Сон и его значение. | | | Проекты Исп. ИКТ | Работа над проектами |
59 | Повторение Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля и эмоции. Внимание. | | | Практ раб №20 Иссл. деят | Практ.раб. |
60 | Повторение Работоспособность. Режим дня. | | | Проекты | Работа над проектами |
61 | Зачёт №2 по темам «Нервная система», «Органы чувств и анализаторы», «Поведение и психика» | | | Тестирование Исп. ИКТ | Работа по тестам |
Тема 14. Индивидуальное развитие человека (7 часов) | |
62 | Повторение Половая система человека. | | | Сам. раб. Исп. ИКТ | Работа в тетрадях |
63 | Повторение Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | | | Проекты Исп. ИКТ | Защита проектов |
64 | Повторение Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения | | | Исп. ИКТ | Работа с нигой |
65 | Повторение Влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. | | | Проекты Исп. ИКТ | Защита проектов |
66 | Личность и её особенности. | | | | Работа с книгой |
67 | Итоговая контрольная работа | | | Тестирование | Работа с тестами |
68 | Круглый стол «Роль биологических знаний в жизнедеятельности человека» | | | Мини-проекты | Защита проектов |
Лабораторные работы
Строение клеток и тканей.
Определение гармоничности физического развития.
Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Строение и работа органа зрения.
Приложение № 1
Проектная деятельность учащихся
Темы проектов для учащихся 8 класса
№ | Тема | № урока | Тема проекта |
1 | Тема 1. Биологическая и социальная природа человека | 2 | 1. «Довольствуйся малым, избегая излишеств» |
2 | Тема 3. Опорно-двигательная система | 11 12 | 2. «Польза движений в судьбах великих людей» 3. «Режим двигательной активности для разных групп людей» |
3 | Тема 4. Кровь и кровообращение | 16 16 | 4. «Прививки: «за» и «против» 5. «СПИД – чума XXI века» |
3 | Тема 5. Дыхательная система | 27 | 6. «Влияние курения на органы дыхания» |
4 | Тема 6. Пищеварительная система | 32 33 33 | 7. «Осторожно, вредные продукты» 8. «Болезни сытости» 9. «Блюда национальной кухни» |
5 | Тема 7. Обмен веществ и энергии. Витамины | 36 37 | 10. «Режим питания моей семьи» 11. «Кладовые витаминов» |
6 | Тема 9. Кожа | 41 | 12. «История возникновения разных способов закаливания у народов мира» |
7 | Тема 10. Эндокринная система | 46 | 13. «Маленький дирижёр большого оркестра» |
8 | Тема 12. Органы чувств. Анализаторы | 54 | 14. «Выработка гигиенических рекомендаций работы на компьютере» |
9 | Тема 13. Поведение и психика | 58 58 60 | 15. «Биологические часы организма» 16. «Вещие сны: правда и вымысел» 17. «Стресс как негативный биосоциальный фактор» |
10 | Тема 14. Индивидуальное развитие человека | 63 65 68 | 18. «Наследственные и врожденные заболевания человека» 19. «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» 20. Мини-проекты «Народная мудрость гласит…» 21. Мини-проекты «Здоровье – бесценный дар природы» |