СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс. ФГОС.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс. ФГОС.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дроздовская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена и одобрена на заседании ШМО

Руководитель МО

_______ / Смирнова Т.А.


Протокол № 1 от

«31» августа 2016 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Колесникова Н.А..


«2» сентября 2016 г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ Дроздовская СОШ

_____________Савченко А.Н.


Приказ № 99– 0

от «2» сентября 2016 г.






Рабочая программа

по учебному курсу

«Биология»


для 6 класса



Рассмотрена на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1

от «30» августа 2016 г.


Учитель: Федорова Н.В.



2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Учебник с экологической направленностью.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом школы данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю. Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфоло­гии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микро­биологии, растениеводства. Содержание и структура этого кур­са обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоз­зрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой раз­вития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения расте­ний к надорганизменному - биогеоценотическому и способству­ет формированию эволюционного и экологического мышле­ния, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоцио­нально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнооб­разия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способно­сти использовать приобретенные знания в практической дея­тельности. Количество контрольных работ за год – 2. Количество лабораторных работ за год – 7.

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; календарный график текущего контроля; содержание обучения; перечень лабораторных работ; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 6 класса; список рекомендуемой учебно-методической литературы.


Цели изучения курса

Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

* Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

* Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

* Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.


Основное содержание обучения.

Тема№1. «Введение» (2 ч.)

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Наука о расте6ниях – ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений. Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема).


Тема№2. «Клеточное строение растений» (2ч.)

Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука.

Особенности строение мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Ткань. Виды тканей.


Тема№3. «Органы цветковых растений» (9ч.)

Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

Значение семян для растений как орган его размножения и распространения. Виды корней. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень. Зоны корня. Побег – сложный орган. Строение побега: стебель. Лист, почки. Строение почки. Виды почек. Функции листа. Простые и сложные листья. Жилкование. Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Строение цветка. Соцветия. Функции плода. Виды плодов.


Тема№4. «Основные процессы жизнедеятельности растений» (7ч.)

Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты. Фосфор. Калий. Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты. Значение дыхания. Размножение растений: половое и бесполое.




Тема№5. «Основные отделы царства растений» (7ч.)

Основные признаки водорослей, мхов, папоротников. Голосеменные и покрытосеменные растения. Двудольные и однодольные растения. Водоросли. Высшие споровые растения. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. Класс Однодольные. Их характеристика и значение.


Тема№6. «Историческое развитие и многообразие растительного мира» (2ч.)

Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования. Центры происхождения культурных растений.


Тема№7. «Бактерии» (2ч.)

Строение бактериальной клетки, значение бактерий.


Тема№8. «Грибы и лишайники» (3ч.)

Признаки царства Грибы. Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение.

Тема№9. «Природные сообщества» (1ч.)

Фитоценоз. Естественные природные сообщества. Роль растений в круговороте веществ.


График контрольных работ по биологии

на 2016-2017 учебный год

6 класс


Дата проведения

Тематика

03.12

Контрольная работа №1 по теме: «Органы цветковых растений».

19.05

Контрольная работа №2 по теме: «Основные отделы царства растений Бактерии. Грибы. Лишайники».


График лабораторных работ по биологии

на 2016-2017 учебный год

6 класс

Дата проведения

Тематика

10.09

Лабораторная работа №1 по теме: «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения».

17.09

Лабораторная работа №2 по теме: «Знакомство с клетками растения».

01.10

Лабораторная работа №3 по теме: «Изучение строения семени двудольных растений».

15.10

Лабораторная работа №4 по теме: «Строение вегетативных и генеративных почек».

12.11

Лабораторная работа №5 по теме: «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

28.01

Лабораторная работа №6 по теме: «Черенкование комнатных растений».

05.05

Лабораторная работа № 7 по теме: « Изучение строения плесневых грибов».


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии ученик должен

  • знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение.

уметь

  • объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.









Таблица тематического распределения часов


Номер

урока

Содержание (разделы)

Кол-во

часов

1-2

Тема№1. «Введение».


2

3-4

Тема №2. «Клеточное строение организма».


2

5-13

Тема№3. «Органы цветковых растений».


9

14-20

Тема№4. «Основные процессы жизнедеятельности растений».


7

21-27

Тема№5. «Основные отделы царства растений».


7

28-29

Тема№6. «Историческое развитие и многообразие растительного мира».


2

30-31

Тема№7. «Бактерии».


2

32-34

Тема№8. «Грибы. Лишайники».


3

35

Тема№9 «Природные сообщества».


1


Итого

35



Четверть

всего часов

Из них

теория

№ П/р

№ К/р

I

9

5

4

0

II

7

5

1

1

III

10

9

1

0

IV

9

7

1

1

Всего

35

26

7

2
























Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дроздовская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

___________ Колесникова Н.А.

31 августа 2016 г.

 

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Биология»

6 класс

 

Учитель - Федорова Н.В.

Количество часов:

всего 35 часов,

в неделю - 1 часа.















Планирование составлено на основе рабочей программы Федоровой Н.В., рассмотренной на заседании педагогического совета школы, протокол №1 от «30» августа 2016 г. Утверждена приказом № 99– 0 от «2» сентября 2016 г.

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

План

Факт

Тема№1. «Введение».

2

3.09-10.09

1

Наука о растениях – ботаника. Мир растений вокруг нас. Экскурсия.

1

3.09


2

Разнообразие растений. Лабораторная работа № 1 по теме: «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения».

1

10.09


Тема №2. «Клеточное строение организма».

2

17.09-24.09

3

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность. Лабораторная работа №2 по теме: «Знакомство с клетками растения».

1

17.09


4

Ткани.

1

24.09


Тема№3. «Органы цветковых растений».

9

01.10-03.12

5

Строение семени. Лабораторная работа №3 по теме:

«Изучение строения семени двудольных растений».

1

01.10


6

Корень. Внешнее и внутреннее строение.

1

08.10


7

Побег. Строение и значение побега. Лабораторная работа №4 по теме: «Строение вегетативных и генеративных почек».

1

15.10


8

Лист - часть побега. Значение листа для растения.

1

22.10


9

Стебель. Внешнее и внутреннее строение.

1

29.10


10

Видоизменения подземных побегов. Лабораторная работа №5 по теме: «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

1

12.11


11

Цветок. Строение и значение.

1

19.11


12

Плод. Разнообразие и значение. Взаимосвязь органов растения как организма.

1

26.11


13

Контрольная работа №1 по теме: «Органы цветковых растений».

1

03.12


Тема№4. «Основные процессы жизнедеятельности растений».

7

10.12-04.02

14

Корневое питание растений.

1

10.12


15

Воздушное питание растений.

1

17.12


16

Дыхание растений и обмен веществ.

1

24.12


17

Значение воды в жизни растений.

1

14.01


18

Размножение и оплодотворение у растений.

1

21.01


19

Бесполое размножение растений. Лабораторная работа №6 по теме: «Черенкование комнатных растений».

1

28.01


20

Рост и развитие растения.

1

04.02


Тема№5. «Основные отделы царства растений».

7

11.02-24.03

21

Водоросли.

1

11.02


22

Высшие споровые растения. Мхи.

1

18.02


23

Папоротники.


1

25.02


24

Голосеменные.


1

3.03


25

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

10.03


26

Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.

1

17.03


27

Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные.

1

24.03


Тема№6. «Историческое развитие и многообразие растительного мира».

2

7.04-14.04

28

Понятие об эволюции растительного мира.

1

7.04


29

Многообразие и происхождение культурных растений.

1

14.04


Тема№7. «Бактерии».

2

21.04-28.04

30

Общая характеристика бактерий.

1

21.04


31

Многообразие и значение бактерий.

1

28.04


Тема№8. «Грибы. Лишайники».

3

05.05-19.05

32

Общая характеристика грибов. Лабораторная работа № 7 по теме: « Изучение строения плесневых грибов».

1

05.05


33

Многообразие и значение грибов. Лишайники.

1

12.05


34

Контрольная работа №2 по теме: «Основные отделы царства растений Бактерии. Грибы. Лишайники».

1

19.05


Тема№9 «Природные сообщества».

1

26.05

35

Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ.

1

26.05



Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Учебник для учащихся:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2007. – 240 с.:ил.

Тетрадь для учащихся:

Бодрова Н.Ф. Биология 6 класс. Растения. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. - Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2011 – 96 с.

Используемый учителем учебно-методический комплекс.

  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2007. – 240 с.:ил.

  2. Бодрова Н.Ф. Биология 6 класс. Растения. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2011 – 96 с.

  3. Н.А. Лакоценина. Биология 6 класс. Растения. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2011 – 192 с.

  4. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания / авт.-сост. О.П.Дудкина. - Волгоград: Учитель,2011.-255 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!