Приложение № ____ к основной образовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС ООО
(в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы «Биология. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие»/ В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М. : Дрофа, 2017)
с. Жигаево, 2017 год
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс (35 часа, 1 час в неделю) |
Тема 1. Введение (6 часов) |
Предметные результаты: |
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»; - отличать живые организмы от неживых; - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; - характеризовать среды обитания организмов; - характеризовать экологические факторы; - проводить фенологические наблюдения; - соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. | - наукам, изучающих живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания; - определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный; |
Тема 2. Клеточное строение организмов (9 часов) |
Предметные результаты: |
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- устройству лупы и микроскопа; - строению клетки; - определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные виды тканей. | - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»; - объяснять отличия молодой клетки от старой, - доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма; - находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей; |
Тема 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (8 часов) |
Предметные результаты: |
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- определять строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; - давать общую характеристику бактериям и грибам; - отличать бактерии и грибы от других живых организмов; - отличать съедобные грибы от ядовитых; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. | - значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; - жизнедеятельность грибов-хищников - выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку; - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. |
Тема 4. Царство Растения (12 часов) |
Предметные результаты: |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- давать общую характеристику растительного царства; - объяснять роль растений биосфере; - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); - объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности лишайников; роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений биосфере; давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | - выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения. - половое и бесполое размножение водорослей, - жизненные циклы мхов и папоротников, - древовидные папоротники, - жизненный цикл сосны, - покрытосеменные – господствующая группа растений, - редкие и охраняемые растения Омской области - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения. |
Тема, количество часов | Форма организации учебной деятельности | Основные виды деятельности учащихся |
Введение (6 часов) Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | урок-диспут, урок-путешествие, урок-лекция, урок-семинар, урок-консультация, зачетно-тематический урок | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни, объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии и соблюдают правила работы с биологическими приборами и инструментами. Выделяют существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивают представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа. Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
Раздел 1. Клеточное строение организмов (9 часов) Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». | урок-общественный смотр знаний, урок-КВН, урок-путешествие, комплексно-творческий урок. урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, зачетно-тематический урок | Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки.Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом |
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (8 часов) Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. | урок-общественный смотр знаний, урок-ролевая игра, урок-КВН, урок-путешествие, комплексно-творческий урок. урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, зачетно-тематический урок | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека Определяют понятие «вирус». Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) |
Раздел 3. Царство Растения (12 часов) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | урок-общественный смотр знаний, урок-путешествие, комплексно-творческий урок. урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, зачетно-тематический урок | Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую |
5 класс. Бактерии. Грибы. Растения (35 часа, 1 час в неделю)
№ урока | Тема | Тип урока | Кол-во часов | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Д/з | Дата проведения |
план | факт |
Раздел 1. Введение (6 часов) |
1. | Биология — наука о живой природе | Урок усвоения новых знаний | 1 | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | § 1, вопросы с.9; . В р/т- зад. 1, 3, 4, 5. | 06.09. | |
2. | Методы исследования в биологии | Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Понимание значимости научного исследования природы | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух | § 2, вопросы с.13. В р/т – зад. 6 и 9. | 13.09. | |
3. | Разнообразие живой природы. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | 1 | Понимание научного значения классификации живых организмов | Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | § 3, вопросы (устно), задания в конце §. В р/т зад 11 и 12. | 20.09. | |
4. | Среды обитания живых организмов | Урок закрепления и совершенствования знаний | 1 | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | § 4, вопр. (устно), задания в конце § (составить план), в р/т- № 14,17. | 27.09. | |
5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» | Урок решения частных задач с применением открытого способа | 1 | Осознание влияния факторов среды на живые организмы | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте,структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | § 5, вопросы и задания в конце §. В р/т – № 18-20; тесты на с. 14—16 | 04.10. | |
6. | Контрольная работа по теме «Введение». | Урок контроля | 1 | Познавательный интерес к естественным наукам | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | | 11.10. | |
Раздел 2. Клеточное строение организмов (9 часов) |
7. | Устройство увеличительных приборов. Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» | Урок применения знаний на практике | 1 | - признавать право каждого на собственное мнение; - уметь слушать и слышать другое мнение. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | §6. Р.т. зад. 21-23; выучить правила работы с микроскопом на с. 32—33. | 18.10. | |
8. | Строение клетки. Л.р. №2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» | Урок применения знаний на практике | 1 | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | §7, Р.т. зад. 21 | 25.10. | |
9. | Строение клетки. Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | Урок применения знаний на практике | 1 | § 7 до статьи «Пластиды». Ответить на вопросы 1—3 в конце § | 08.11 | |
10. | Пластиды. Л.р. №4 «Пригото-вление препа-ратов и рассматривание под микроско-пом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» | Урок применения знаний на практике | 1 | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | § 7 до конца, вопросы в конце §. В р/т зад. 27 и 28. | 15.11 | |
11. | Химический состав клетки: неорганические вещества | Урок усвоения новых знаний | 1 | Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | §8, р.т. зад. 29 | 22.11. | |
12. | Химический состав клетки: органические вещества | Урок решения частных задач с применением открытого способа | 1 | §8, вопросы в конце §. | 29.11. | |
13. | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост | Урок формирования умений и навыков | 1 | Понимание сло-жности строения живых органи-змов,осмысление важности для живых организ-мов процессов дыхания и питания. | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | §9, р.т. зад. 30-35 | 06.12. | |
14. | Ткани. Л.р. №5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | Урок усвоения новых знаний | 1 | Понимание сложности строения живых организмов | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | §10, р.т. зад. 36-39 | 13.12. | |
15. | Контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов» | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | с. 49—50 и выполнить тесты в р/т на с. 27—28. | 20.12. | |
Раздел 3. Царство Бактерии. Грибы (8 часов) |
16 | Строение и жизнедеятельность бактерий | Урок усвоения новых знаний | 1 | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | §11, вопросы в конце§. В р/т задания 42, 43 и 44 | 27.12 | |
17. | Роль бактерий в природе и жизни человека | Урок решения частных задач с применением открытого способа | 1 | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | Познавательные УУД. умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взамодействие с одноклассниками | §12, вопросы в конце §. В р/т задание 45, 47. С. 64 тесты в р/т на с. 37-39 | 10.01. | |
18. | Общая характеристика грибов | Урок усвоения новых знаний | 1 | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | §13 вопросы в конце §. В р/т задания 48 и 49 | 17.01. | |
19. | Шляпочные грибы. П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | Урок применения знаний на практике | 1 | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, пони-мание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | §14, вопросы в конце §. В р/т задания 51 и 52. | 24.01. | |
20. | Шляпочные грибы | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | 1 | 1. §14, вопрос №6. 2. Творческое: подготовить сообщение о плесневых грибах: мукор, пеницилл. | 31.01 | |
21. | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№6 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей». | Урок применения знаний на практике | 1 | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, пони-мание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | §15, вопросы в конце § | 07.02. | |
22 | Грибы-паразиты | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | 1 | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | §16, вопросы и задания в конце §. В р/т зад. 56-57. | 14.02. | |
23. | Контрольная работа по теме «Царство Грибы» | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | с. 86 и тесты в р/т на с. 37—39 | 21.02. | |
Раздел 4. Царство Растения (12 часов) |
24. | Разнообразие, распространение растений | Урок усвоения новых знаний | 1 | Осознание важности растений в природе и жизни человека | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | §17. Вопросы в конце §. В р/т задания 59 и 60. | 28.02. | |
25. | Водоросли. Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей» | Урок формирование знаний и умений | 1 | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | Развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям | §18 (с.93-94), Вопросы 1—3 в конце §, выполнить зад. 62, 63 в р/т | 07.03. | |
26. | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | 1 | Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности | Развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника | §18 (с.95-101) | 14.03. | |
27. | Лишайники | Урок формирование знаний и умений | 1 | Формируется эко-логическая культу-ра на основании изучения лишайни-ков и вывода о состоянии окружающей среды | Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы | § 19, вопросы и задания в конце §. В р/т зад. 66 и 67. | 21.03. | |
28 | Мхи | Урок формирование знаний и умений | 1 | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | Развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям. | § 20, вопросы и задание 2 в конце §. В р/т № 70 | 04.04. | |
29 | Мхи. Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).» | Урок при-менения знаний на практике | 1 | §20 | 11.04. | |
30 | Плауны, хвощи, папоротники. Л.р. №9 «Строение спороносящего хвоща» | Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике | 1 | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции | Развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям | § 21, вопросы в конце §. Выполнить задание на с. 119 учебника | 18.04. | |
31 | Голосеменные растения. Л.р. №10 «Строение хвои и шишек хвойных» | Урок применения знаний на практике | 1 | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | Развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями | § 22, вопросы и задание 1. Подготовить сообщения о редких цветковых растениях своего края. | 25.04. | |
32 | Покрытосеменные растения. Происхождение растений. | Урок постановки учебной задачи | 1 | | §23, 24 вопросы в конце §. В р/т № 75-81. | 02.05. | |
33 | Итоговая контрольная работа за курс биологии 5 класс. | Урок контроля знаний и умений | 1 | | М:Уметь оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды. П: Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека Л. Формировать экологическое мышление, оценивать риск взаимоотношений человека и природы. | Выполнить тесты на с. 140—142 учебника и в р/т на с. 55—58. | 16.05. | |
34 | Охрана растений. | Комбинированный урок | 1 | | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | | 23.05. | |
35 | Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания | Комбинированный урок | 1 | | Познавательные: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | | 30.05. | |