СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для курса «Биология» 5 класса (учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс ).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дроздовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и одобрена на заседании ШМО

Руководитель МО

_______ / Молчанова Т.А.

Протокол № 1 от

«29» августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________Смирнова Т.Я.

«30» августа 2016 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Дроздовская СОШ

_____________Савченко А.Н.

Приказ № 104 – 0

от «31»августа 2016 г.





Рабочая программа

по учебному курсу

«Биология»



для 5 класса

Рассмотрена на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1

от «29» августа 2016 г.

Учитель: Федорова Н.В.



2016 год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа для курса «Биология» 5 класса разработана на основе нормативных документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 года № 1897.

2.Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

3 . Учебного плана МКОУ Дроздовская СОШ на 2016-2017 учебный год.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 4-х лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся.

В структуру программы включены следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Дроздовская СОШ на 2016-2017 учебный год.

  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  5. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения обществознания на ступени среднего общего образования.

  6. Содержание учебного предмета «Биология» в 5 классе.

  7. Система оценки достижения планируемых результатов.

  8. Тематическое планирование уроков в 5 классе.

  9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа ориентирована на УМК:

1. Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

2. Методическое пособие:

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл. Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

2.  Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности. Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов. Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии. Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность

3. Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Дроздовская

СОШ на 2016-2017 учебный год

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения курса «Биология» в 5 классе из расчета 1 учебный часа в неделю. Резервное время 2 часа используется на проведение итогового тестового контроля. Программой предусмотрено проведение:

Тестов-4

Контрольных работ -4

Лабораторных работ -4

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение «Биологии» в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Введение в биологию на ступени среднего общего образования.

Изучение предмета «Биология» в 5 классе направлено на достижение следующих результатов:

1.Личностные результаты:

1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

4. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

5.Формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

7. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.

2.Метапредметные результаты:

1. Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

2. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям. Классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал. Объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках

по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

5. Умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

7. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.

3.Предметные результаты:

1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

2.Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;

3.Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

4.Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

5.Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

6. Содержание учебного предмета «Биология» в 5 классе

Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Великие естествоиспытатели

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегом растения».

Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Тема 4. Человек на планете Земля (4 ч)

Как появился человек на Земле

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов.

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения учащимися всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутри предметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3.Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2.Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.



9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

1. Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

2. Методическое пособие: И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл. Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Интернет-ресурсы по биологии

Редкие и исчезающие животные России.

Сайт:http://nature.ok.ru/

О растениях и животных.

Сайт:http://obi.img/ras/ru/

Изучаем биологию.

Сайт:http://learnbiology/narod.ru/

Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.

Сайт:http://plife.chat.ru/index.htm

Сайт: www.ege.edu.ru, www.fipi.ru

Всемирный фонд дикой природы

Сайт: http://www.www.wwf.ru


















































Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дроздовская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

___________ Смирнова Т.Я.

31 августа 2016 г.

 

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Биология»

5 класс

 

Учитель - Федорова Н.В.

Количество часов:

всего 35 часов,

в неделю - 1 час.













Планирование составлено на основе рабочей программы Смирновой Т.А., рассмотренной на заседании педагогического совета школы, протокол №1 от «29» августа 2016 г. Утверждена приказом № 104– 0 от «31» августа 2016 г.

№ урока

Наименование темы

Тип урока

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

УУД

План

Факт

Раздел 1. Биология, наука о живом мире.



9




1. Наука о живой природе.



Урок открытия нового знания

1

2.09


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

2





Свойства живого.





Урок открытия нового знания

1





09.09






Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.




3




Методы изучения природы.




Урок открытия нового знания




1




16.09





Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

4


Увеличительные приборы.

Урок открытия нового знания


1




23.09





Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия увеличительных приборов.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.


5

Увеличительные приборы. Приборы и инструменты для изучения природы.


Урок - исследования

1


30.09



Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

6

Строение клетки. Ткани.

Урок открытия нового знания

1

07.10


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

7

Химический состав клетки.

Урок открытия нового знания

1

14.10


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

8



Процессы жизнедеятельности клетки.

Урок - исследования

1



21.10




Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.


9


Великие естествоиспытатели.

Обобщение и систематизация знаний по теме 1.



Урок отработки умений и рефлексии




1




28.10





Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.


Раздел 2. Многообразие живых организмов.


10




10

Царства живой природы.

Урок открытия нового знания

1

11.11


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

11

Бактерии. Строение и жизнедеятельность.

Урок построения системы знаний

1

18.11


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

12

Значение бактерий в природе и для человека.

Урок открытия нового знания

1

25.11


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

13





Многообразие растительного мира.

Урок построения системы знаний

1

02.12


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

14

Знакомство с внешним строением растений.

Урок исследование

1

09.12


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.


15

Многообразие животного мира.

Урок открытия нового знания

1

16.12


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

16

Грибы.

Урок открытия нового знания

1

23.12


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

17

Многообразие и значение грибов.

Урок построения системы знаний

1

13.01


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

18

Лишайники.

Урок открытия нового знания

1

20.01


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

19

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2.


Урок взаимообучения

Урок отработки умений и рефлексии

1

27.01


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.


Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля.




7




20

Среды жизни планеты Земля.

Урок открытия нового знания

1

03.02


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

21

Экологические факторы среды.

Урок открытия нового знания

1

10.02


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

22

Приспособления организмов к условиям существования.

Урок - исследования

1

17.02


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

23

Природные сообщества.

Урок открытия нового знания

1

24.02


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

24

Природные зоны России.

Творческий проект « Исчезающие растения нашей области».

Урок построения системы знаний

1

02.03


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

25

Жизнь организмов на разных материках.

Урок открытия нового знания

1

09.03


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

26




Жизнь организмов в морях и океанах. Обобщение и систематизация знаний по теме 3.

Урок – смотр

знаний

Урок отработки умений и рефлексии

1

16.03


Метапредметные:

- умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Предметные:

- выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

Личностные:

-мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.


Раздел 4. Человек на планете Земля.


9




27-28

Как появился человек на Земле.

Урок открытия нового знания

2

23.03

06.04


Метапредметные:

-моделирование процессов и явлений.

Предметные:

- сравнение и классификация объектов

Личностные:

- осваивать новые социальные роли и правила

29

Как человек изменял природу.

Урок открытия нового знания

1

13.04


Метапредметные:

-моделирование процессов и явлений.

Предметные:

- сравнение и классификация объектов

Личностные:

- осваивать новые социальные роли и правила

30

Важность охраны живого мира.

Урок построения системы знаний

1

20.04


Метапредметные:

-моделирование процессов и явлений.

Предметные:

- сравнение и классификация объектов

Личностные:

- осваивать новые социальные роли и правила

31

Человек и природа.

Урок - путешествие

1

27.04


Метапредметные:

-моделирование процессов и явлений.

Предметные:

- сравнение и классификация объектов

Личностные:

- осваивать новые социальные роли и правила

32-33

Сохраним богатство живого мира.

Защита проектов.

Урок открытия нового знания

2

04.05

11.05


Метапредметные:

-моделирование процессов и явлений.

Предметные:

- сравнение и классификация объектов

Личностные:

- осваивать новые социальные роли и правила

34

Экскурсия.

Урок - экскурсия

1

18.05


Метапредметные:

-моделирование процессов и явлений.

Предметные:

- сравнение и классификация объектов

Личностные:

- осваивать новые социальные роли и правила

35

Тестовая работа.

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

Урок отработки умений и рефлексии

1

25.05


Метапредметные:

-моделирование процессов и явлений.

Предметные:

- сравнение и классификация объектов

Личностные:

- осваивать новые социальные роли и правила

итого



35







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!