СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составленна рабочая программа по биологии для 5 класса к учебнику В.В. Пасечника. Соответствует ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района





РАССМОТРЕНО

На заседании МО

__________Н.А. Игошина


Протокол № 5 от «06»июня2015 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Л.И. Логинова


« ___ » _______ 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОКУ «Лопчинская СОШ»

_____________ Е.В. Девятьярова

Приказ № 44-ОД от «31» августа 2015 г.








Рабочая программа

по учебному предмету

«Биология»

5 класс





Морозова Ольга Анатольевна

учитель

первая квалификационная категория









Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 10 от 28.08.2015г.













2015 – 2016 учебный год

1.Пояснительная записка


1.1 Нормативно – правовая база


Рабочая программа по предмету биология разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного казѐнного учреждения «Лопчинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района для 5-9 классов (ФГОС) на 2015-2020 гг

  • Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы авторского коллектива в составе: В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов, (Г.М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г)

  • Фундаментального ядра содержания основного общего образования;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

  • Требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России


1.2 Цели курса


Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объѐмы и способы получения информации вызывают определѐнные особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учѐтом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учѐтом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя еѐ норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)

ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой

природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами

изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе

познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.


1.3 Общая характеристика учебного предмета


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного

оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путѐм применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные

линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.



1.4 Место учебного предмета в учебном плане


Согласно учебному плану МОКУ «Лопчинская СОШ» для обязательного изучения биологии в 5 классе отводит 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Рабочая программа В.В. Пасечника для 5 класса рассчитана на 32 часа, при этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 часов.

Из резервного времени к теме «Царство растений» добавлено 3 часа, из которых 1 – на тему «Мхи, папоротники, хвощи, плауны» (т.к. объемный теоретический и лабораторный материал), 1 – на итоговый контроль, 1 – на анализ контрольной работы и работу над ошибками.



2. Содержание программы


2.1 Основные содержательные линии


Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого.

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу,её охрана.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Раздел 4. Царство Растения (12 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.


2.2 Планируемые результаты по предмету


Личностные универсальные учебные действия

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;


Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;

  • классифицировать живые организмы по царствам; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • работать в группе;

  • основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;

  • давать определения понятиям;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.










2.3 Перечень лабораторных работ и экскурсий


Лабораторная работа №1

«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений».

Лабораторная работа №2

«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы»

Лабораторная работа №3

«Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Лабораторная работа №4

«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа №5

«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Лабораторная работа №7

«Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Лабораторная работа №8

«Строение плесневого гриба мукора».

Лабораторная работа №9

«Строение дрожжей»

Лабораторная работа №10

«Строение зеленых водорослей»

Лабораторная работа №11

«Строение мха»

Лабораторная работа №12

«Строение спороносящего хвоща и папоротника»

Лабораторная работа №13

«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)».
























3. Календарно-тематическое планирование биология «Бактерии, грибы, растения»

5 класс


Дата план

Дата факт

Тема

Характеристика УУД обучающихся

Введение (6 часов)

1

08.09


Биология — наука о живой природе

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

2

15.09


Методы исследования в биологии


Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии


3

22.09


Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого

Определяют у живого организма понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

4

29.09


Среды обитания живых организмов.

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

5

05.10


Экологические факторы и их влияние на живые организмы Лабораторная работа №1

«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений».


Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

6

06.10


Обобщающий урок. Экскурсия №1

«Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений


Раздел 1 Клеточное строение организмов (10 часов)

7 (1)

13.10


Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы»

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

8 (2)

20.10


Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Лабораторная работа №3

«Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»


Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

9 (3)

27.10


Лабораторная работа №4

«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»


Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их


10 (4)

10.11


Пластиды. Лабораторная работа №5

«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в растительных клетках»

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки


11 (5)

17.11


Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

12 (6)

24.11


Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

13 (7)

01.12


Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

14 (8)

08.12


Деление клетки



Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки


15 (9)

15.12


Понятие «ткань»

Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

16 (10)

22.12


Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов».

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом





Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)

17 (1)

12.01


Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Выделяют существенные признаки бактерий

18 (2)

19.01


Роль бактерий в природе и жизни человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека


Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)

19 (1)

26.01


Грибы, их общая характеристика. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

20 (2)

02.02


Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы, правила сбора и охрана.

Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

21 (3)

09.02


Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа №8,9

«Строение плесневого гриба мукора». «Строение дрожжей»

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

22 (4)

16.02


Грибы-паразиты

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

23 (5)

20.02


Обобщающий урок по теме: «Царства Грибы»

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)


Раздел 4. Царство Растения (12 часов)

24 (1)

01.03


Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства.

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием


25 (2)

07.03


Водоросли, их строение и многообразие. Среда обитания. Лабораторная работа №10

«Строение зеленых водорослей».

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

26 (3)

15.03


Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

27 (4)

22.03


Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

28 (5)

29.03


Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторная работа №11 «Строение мха»


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

29 (6)

05.04


Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие.

Лабораторная работа №12 «Строение спороносящего хвоща и папоротника»

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

30 (7)

12.04


Голосеменные, их строение, распространение, разнообразие и значение. Лабораторная работа №13

«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)».



Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека


31 (8)

19.04


Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.


Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

32 (9)

26.04


Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения.Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

33 (10)

03.05


Обобщающий урок по курсу 5 класса


34 (11)

10.05


Контрольная работа по курсу 5 класса


35 (12)

17.05


Анализ контрольной работы, работа над ошибками





4. Материально – техническое обеспечение


4.1 УМК


  • В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс.

  • Рабочие программы по биологии 5- 11 класс В.В. Пасечник


4.2 Технические средства обучения


  • Компьютер мультимедийный (обеспечивается выходом в Интернет)

  • Сканер

  • Принтер

  • Фотоаппарат.

  • Мультиммедийный проектор, экран.


4.3 Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование


  • лупы

  • световые микроскопы

  • иглы препаровальные

  • пинцет анатомический с насечкой

  • стекла предметные и покровные

  • фильтровальная бумага

  • пипетки

  • пробирки

  • зажим пробирочный

  • мензурки

  • лабораторные стаканы

  • спиртовки лабораторные

  • наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани, плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы листа;

  • живые комнатные растения;

  • влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками»;

  • гербарий «Основные отделы растений»;

  • гербарий «Морфология растений»;

  • гербарий «Классификация покрытосеменных»;

  • гербарий лишайников местных видов;

  • коллекция «Шишки голосеменных»;

  • коллекция «Плоды и семена»;

  • плодовые тела гриба- трутовика;

  • колосья злаковых, пораженные головней, спорыньёй, ржавчиной;

  • отпечатки ископаемых растений;

  • спилы деревьев.

  • муляжи плодовых тел шляпочных грибов

  • муляжи плодов покрытосеменых

  • муляжи культурных растений

  • модели цветков разных семейств



  • демонстрационные печатные таблицы: «Царства живой природы», «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки», «Бактерии», «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Лишайники», «Водоросли», «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи. Плауны», «Папоротник щитовник мужской», «Сосна», «Цветковые растения», «Основные этапы развития растительного мира»; и другие.

  • дидактический материал: динамическое пособие деление и рост клеток; систематические категории.


4.4 Цифровые образовательные ресурсы


  • презентации по темам курса

  • компакт – диски

  • электронные приложения

  • http://festival.1september.ru/ фестиваль педагогических идей Открытый урок

  • http://www.ege.edu.ru/ официальный информационный портал единого государственного экзамена



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!