Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»
Тындинского района
РАССМОТРЕНО На заседании МО __________Н.А. Игошина Протокол № 5 от «06»июня2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ Л.И. Логинова « ___ » _______ 2015г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОКУ «Лопчинская СОШ» _____________ Е.В. Девятьярова Приказ № 44-ОД от «31» августа 2015 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
5 класс
Морозова Ольга Анатольевна
учитель
первая квалификационная категория
Принято на заседании педагогического совета протокол № 10 от 28.08.2015г. |
2015 – 2016 учебный год
1.Пояснительная записка
1.1 Нормативно – правовая база
Рабочая программа по предмету биология разработана на основе следующих нормативных документов:
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного казѐнного учреждения «Лопчинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района для 5-9 классов (ФГОС) на 2015-2020 гг
Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы авторского коллектива в составе: В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов, (Г.М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г)
Фундаментального ядра содержания основного общего образования;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
1.2 Цели курса
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объѐмы и способы получения информации вызывают определѐнные особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учѐтом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учѐтом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя еѐ норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой
природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами
изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
1.3 Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путѐм применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные
линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— биологическая природа и социальная сущность человека;
— структурно-уровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практико-ориентированная сущность биологических знаний.
1.4 Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОКУ «Лопчинская СОШ» для обязательного изучения биологии в 5 классе отводит 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа В.В. Пасечника для 5 класса рассчитана на 32 часа, при этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 часов.
Из резервного времени к теме «Царство растений» добавлено 3 часа, из которых 1 – на тему «Мхи, папоротники, хвощи, плауны» (т.к. объемный теоретический и лабораторный материал), 1 – на итоговый контроль, 1 – на анализ контрольной работы и работу над ошибками.
2. Содержание программы
2.1 Основные содержательные линии
Введение (6 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого.
Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу,её охрана.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Раздел 4. Царство Растения (12 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
2.2 Планируемые результаты по предмету
Личностные универсальные учебные действия
Ученик получит возможность научиться:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;
классифицировать живые организмы по царствам; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
работать в группе;
основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
давать определения понятиям;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Ученик получит возможность научиться:
2.3 Перечень лабораторных работ и экскурсий
Лабораторная работа №1
«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений».
Лабораторная работа №2
«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы»
Лабораторная работа №3
«Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»
Лабораторная работа №4
«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа №5
«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
Лабораторная работа №7
«Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Лабораторная работа №8
«Строение плесневого гриба мукора».
Лабораторная работа №9
«Строение дрожжей»
Лабораторная работа №10
«Строение зеленых водорослей»
Лабораторная работа №11
«Строение мха»
Лабораторная работа №12
«Строение спороносящего хвоща и папоротника»
Лабораторная работа №13
«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)».
3. Календарно-тематическое планирование биология «Бактерии, грибы, растения»
5 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема | Характеристика УУД обучающихся |
Введение (6 часов) |
1 | 08.09 | | Биология — наука о живой природе | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества |
2 | 15.09 | | Методы исследования в биологии | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии |
3 | 22.09 | | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого | Определяют у живого организма понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа |
4 | 29.09 | | Среды обитания живых организмов. | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
5 | 05.10 | | Экологические факторы и их влияние на живые организмы Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений». | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника |
6 | 06.10 | | Обобщающий урок. Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных». | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений |
Раздел 1 Клеточное строение организмов (10 часов) |
7 (1) | 13.10 | | Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы» | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом |
8 (2) | 20.10 | | Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
9 (3) | 27.10 | | Лабораторная работа №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их |
10 (4) | 10.11 | | Пластиды. Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в растительных клетках» | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
11 (5) | 17.11 | | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием |
12 (6) | 24.11 | | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом |
13 (7) | 01.12 | | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты |
14 (8) | 08.12 | | Деление клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки |
15 (9) | 15.12 | | Понятие «ткань» Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах |
16 (10) | 22.12 | | Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов». | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом |
Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа) |
17 (1) | 12.01 | | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | Выделяют существенные признаки бактерий |
18 (2) | 19.01 | | Роль бактерий в природе и жизни человека | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека |
| Раздел 3. Царство Грибы (5 часов) |
19 (1) | 26.01 | | Грибы, их общая характеристика. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека |
20 (2) | 02.02 | | Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы, правила сбора и охрана. Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами |
21 (3) | 09.02 | | Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №8,9 «Строение плесневого гриба мукора». «Строение дрожжей» | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением |
22 (4) | 16.02 | | Грибы-паразиты | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека |
23 (5) | 20.02 | | Обобщающий урок по теме: «Царства Грибы» | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) |
Раздел 4. Царство Растения (12 часов) |
24 (1) | 01.03 | | Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием |
25 (2) | 07.03 | | Водоросли, их строение и многообразие. Среда обитания. Лабораторная работа №10 «Строение зеленых водорослей». | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом |
26 (3) | 15.03 | | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей |
27 (4) | 22.03 | | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе |
28 (5) | 29.03 | | Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторная работа №11 «Строение мха» | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека |
29 (6) | 05.04 | | Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие. Лабораторная работа №12 «Строение спороносящего хвоща и папоротника» | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека |
30 (7) | 12.04 | | Голосеменные, их строение, распространение, разнообразие и значение. Лабораторная работа №13 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)». | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека |
31 (8) | 19.04 | | Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира |
32 (9) | 26.04 | | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения.Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую |
33 (10) | 03.05 | | Обобщающий урок по курсу 5 класса | |
34 (11) | 10.05 | | Контрольная работа по курсу 5 класса | |
35 (12) | 17.05 | | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | |
4. Материально – техническое обеспечение
4.1 УМК
В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс.
Рабочие программы по биологии 5- 11 класс В.В. Пасечник
4.2 Технические средства обучения
4.3 Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
лупы
световые микроскопы
иглы препаровальные
пинцет анатомический с насечкой
стекла предметные и покровные
фильтровальная бумага
пипетки
пробирки
зажим пробирочный
мензурки
лабораторные стаканы
спиртовки лабораторные
наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани, плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы листа;
живые комнатные растения;
влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками»;
гербарий «Основные отделы растений»;
гербарий «Морфология растений»;
гербарий «Классификация покрытосеменных»;
гербарий лишайников местных видов;
коллекция «Шишки голосеменных»;
коллекция «Плоды и семена»;
плодовые тела гриба- трутовика;
колосья злаковых, пораженные головней, спорыньёй, ржавчиной;
отпечатки ископаемых растений;
спилы деревьев.
муляжи плодовых тел шляпочных грибов
муляжи плодов покрытосеменых
муляжи культурных растений
модели цветков разных семейств
демонстрационные печатные таблицы: «Царства живой природы», «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки», «Бактерии», «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Лишайники», «Водоросли», «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи. Плауны», «Папоротник щитовник мужской», «Сосна», «Цветковые растения», «Основные этапы развития растительного мира»; и другие.
дидактический материал: динамическое пособие деление и рост клеток; систематические категории.
4.4 Цифровые образовательные ресурсы
презентации по темам курса
компакт – диски
электронные приложения
http://festival.1september.ru/ фестиваль педагогических идей Открытый урок
http://www.ege.edu.ru/ официальный информационный портал единого государственного экзамена
10