1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | | 15 | |
Тема 1.1 Личная безопасность и здоровье нации. | | |
Содержание учебного материала | 8 |
1 | Введение Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. | 2 |
2 | Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании | 2 |
3 | Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. | 2 |
4 | Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка» | | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 | |
1 | Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки |
2 | Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Изготовление инструкционной карты по теме «Остановка кровотечений» Решение ситуационных задач Подготовка реферата по теме «Вредные привычки и их его влияние на здоровье» Подготовка доклада по теме «Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества». |
Раздел 2. Государственная система безопасности обеспечения населения | | 37 | |
Тема 2.1. Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера | Содержание учебного материала | | |
1 | Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). | 2 | 1 |
Тема 2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) | Содержание учебного материала | - | |
| |
1 | РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Тема 2.3 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | | | |
Содержание учебного материала | 12 | |
1 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. | 2 |
2 | Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения и сельскохозяйственных животных Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени | 2 |
3 | Организация инженерной защиты населения и сельскохозяйственных животных от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. | 2 |
4 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей и сельскохозяйственных животных после пребывания их в зонах заражения. | 2 |
5 | Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения, сельскохозяйственных животных, и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населении и сельскохозяйственных животных, оказавшиеся на территории военных действий | | 2 |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 8 | |
1 | Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии | |
2 | Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте |
3 | Изучение первичных средств пожаротушения |
4 | Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени |
Тема 2.4 Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан | | | |
Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 11 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Работа с текстом учебника и с дополнительной литературой. Организация гражданской обороны в сельскохозяйственном предприятии, ее предназначение. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС по плану сельскохозяйственного предприятия. История создания (РСЧС). Составление рефератов. «Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации». «Организация защиты населения и сельскохозяйственных животных Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени». «Организация защиты населения и сельскохозяйственных животных Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций военного времени» «Служба скорой медицинской и ветеринарной помощи». |
Раздел 3 Основы обороны государства и воинская обязанность | | 37 | |
Тема 3.1. История создания Вооруженных Сил | | |
Содержание учебного материала | 2 |
1 | Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил | | | |
Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Космические войска: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. | 2 |
2 | Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение | 1 |
3 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил. | 2 |
Тема 3.3. Воинская обязанность. | | | |
Содержание учебного материала | 10 | |
1 | Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. | 1 |
2 | Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. | 1 |
|
3 | Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Прохождение военной службы по контракту. | 1 |
4 | Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Соблюдение норм международного гуманитарного права. | 1 |
5 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений | 1 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 | |
1 | Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции | |
2 | Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки | |
Контрольные работы | - | |
Тема 3.4. Военнослужащий – защитник своего Отечества. | | | |
Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 13 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др. Составление рефератов. «Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. «Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной службы». «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите». «Железнодорожные войска Российской Федерации» |
| |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | | 14 | |
Тема 4.1. Основы здорового образа жизни | | | |
Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Правовые аспекты взаимоотношения полов. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. | | 1 |
2 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья | 2 |
3 | Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Правила личной гигиены и здоровье | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 | |
1 | Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях | | |
2 | Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Работа с текстом учебника и с дополнительной литературой. Составление рефератов. «Брак и семья. Культура брачных отношений». «Права и обязанности родителей» |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | - | |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - | |
| Всего: | 103 | |