Личностные УУД интерес к познанию окружающего мира; ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; реализации основ гражданской идентичности в поступках; следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установки на здоровый образ жизни; ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; Регулятивные УУД Обучающийся научится: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные УУД Обучающийся научится: осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез, как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.) проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; строить сообщения в устной и письменной форме; находить разнообразные способы решения учебной задачи; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные УУД Обучающийся научится: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); контролировать действия партнера; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться: строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; использовать речь для планирования своей деятельности. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-ом классе является формирование следующих умений: приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; приводить примеры живых организмов разных «профессий»; перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам. узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; по году определять век, место события в прошлом; отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу. учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения В результате изучения раздела «Человек и природа» Обучающиеся научатся: * характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения; * находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; * определять объекты на географической карте с помощью условных знаков; * сравнивать и различать формы земной поверхности; * моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина; * проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»; * называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, озеро, пруд, болото); * находить на географической карте разные водоемы и определять их название; * характеризовать формы земной поверхности; * ориентироваться на местности при помощи компаса; * приводить примеры веществ; * сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; * исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях; * исследовать в группах свойства воздуха; * сравнивать свойства воды и воздуха; * извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии и других дополнительных источников; * характеризовать круговорот воды в природе; * исследовать в группах свойства полезных ископаемых; * различать изученные полезные ископаемые; * характеризовать природные сообщества; * опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений; * определить характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния человека на природу; *помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле; Обучающиеся получат возможность научиться: * самостоятельно наблюдать природу и ее состояние; * извлекать необходимую информацию из книг и других источников; * осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; * обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы; * выполнять правила безопасного поведения в лесу. В результате изучения раздела «Человек и общество» Обучающиеся научатся: * описывать достопримечательности Московского Кремля; * различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами; * находить место изучаемого события на ленте времени; * находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт – Петербург; * искать необходимую информацию из книг и других источников; Обучающиеся получат возможность научиться: * соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей; * находить на ленте времени место изученного исторического события; * проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы; *использовать дополнительные источники информации. В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» Обучающиеся научатся: * понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства; * понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед; * пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде. Обучающиеся получат возможность научиться: * пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде; * соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства; * соблюдать правила безопасности в гололед; * сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. |