Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. Х. Х. Долова с. п. Хатуей»
Рассмотрена на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики рук. ШМО________/А. Н. Кодзокова/ протокол №___от «___»_____2016г. рук. | тооо Согласована «Утверждаю» Зам. директора по УВР Директор школы _____ ________/Л. Х. Архестова/ _______/Ж. У. Хачетлова/ «___» «___» ______2016г. Приказ №___ «___»______2016г. |
Рабочая программа кружка
по информатике
«Основы программирования на языке Паскаль»
(наименование кружка)
Учебно-познавательное
(направление внеурочной деятельности)
14-15 лет
(возраст обучающихся)
2016-2017 учебный год
(срок реализации)
Ошноков Аскер Михайлович
(Ф.И.О. учителя)
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Основы программирования на языке Паскаль» для обучающихся 9 класса по учебно-познавательному направлению разработана на основе следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2012 г №1897);
Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письма Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР от 11.07.2016г. №22-01-13/4089 «О формировании учебных планов образовательных организаций Кабардино-Балкарской Республики, реализующих основные общеобразовательные программы на 2016-2017 учебный год»;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189, с учетом последних изменений, внесенных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2015года №81 «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.28.21-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
Примерной программы (основного) общего образования по информатике, программы по информатике к учебникам для 7-9 классов ФГОС (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестаков), М. 2014г.;
Учебному пособию Попова В.Б. ТигЬо Раsса1 для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.
Актуальность программы
Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания кружковой работы по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках кружковой работы?
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Кружок «Основы программирования на языке Паскаль» является предметом по выбору для учащихся 9 классов средней школы. Курс рассчитан на 68 часов по 2 часа в неделю.
Цели:
более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике;
формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач;
развитее у учащихся алгоритмической культуры;
изучение основ языка Паскаль, типов данных;
изучение базовых алгоритмических структур (следование, ветвление, циклы);
изучение основ структурного программирования;
работа с простыми типами данных.
формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;
подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Задачи курса:
Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования и выбора.
приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
развитие алгоритмического мышления учащихся.
формирование навыков грамотной разработки программ.
углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
формирование алгоритмической культуры учащихся;
повышение мотивации к учению.
Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 68 часов и предназначена для учеников 9 класса. Учащиеся получают расширенные знания и навыки работы. Программа кружка направлена на развитие мышления учащихся и воспитания у них информационной культуры. На занятиях выполняются задания развивающие творчество учащихся, умение анализировать, систематизировать, визуализировать информацию. Учащиеся учатся моделировать реально происходящие процессы, т.е. создавать информационную модель задачи.
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные:
умение использовать термины «алгоритм», «структура», «данные», «оператор», «переменные», «программа», «массив», «цикл» и понимать их; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи;
формирование нового типа мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;
предоставление возможности узнать новое в области компьютерного программирования;
формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Формирование навыков работы с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.
Формирование знаний у учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.
Формирование навыков распознавания необходимости применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.
Формирование умений организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.
Формирование знаний учащихся в разработке алгоритмов и реализации их на языке программирования Pascal.
Формирование умений у учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять программирование для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Формы подведения итогов
проектная деятельность;
практические занятия по решению задач;
творческие работы (рефераты, доклады, презентации).
№ | Мероприятие | Сроки проведения |
Защита проектов (декабрь) |
1. | Базовая алгоритмическая структура «Ветвление» в Паскале | Декабрь |
2. | Базовая алгоритмическая структура «Цикл» в Паскале | Декабрь |
Защита проектов (май) |
1. | Обработка массивов. Сортировка массивов | Май |
2. | Работа с файлами | Май |
Содержание -68 ч.
Знакомство с Pascal (10 ч.)
Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня. Структура программы на языке Паскаль. Читать синтаксические диаграммы и сопоставлять их с реальными текстами на языке Паскаль. Структура модулей в Турбо Паскаль. Имена, арифметические операции и выражения. Стандартные математические функции и процедуры.
Условный оператор (6 ч.)
Условный оператор (IF…Then…Else). Полный и неполный условный оператор.Операторные скобки (BEGIN… END). Вычисление значения функции по графику. Построение графика зависимости значений y от x.
Циклы (12 ч.)
Цикл с параметром. Пошаговая отладка программ. Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел, подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию, вычисление n! и an . Циклы с условиями. Циклы с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT…UNTIL.
Вещественные типы данных (3 ч.)
Вещественные типы данных.Вычисления с заданной точностью. Решение задач.
Массивы (8 ч.)
Базовые алгоритмы: заполнение массива, вывод на экран. Нахождение суммы элементов. Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию. Поиск MIN (MAX) элемента. Простейшие сортировки.
Подпрограммы (7 ч.)
Подпрограммы. Глобальные и локальные переменные. Процедуры. Функции. Рекурсия.
Строковые и знаковые типы данных (4 ч.)
Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными. Функции работы со строковыми переменными.
Двумерные массивы (7 ч.)
Двумерные массивы. Базовые алгоритмы: заполнение массива по строке и по столбцу. Вывод на экран в виде таблицы. Нахождение суммы элементов каждой строки и каждого столбца. Работа с элементами массива. Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию. Поиск MIN (MAX) элемента каждой строки или столбца, всего массива.
Работа с файлами (9 ч.)
Ввод данных в файл. Вывод данных в файл. Текстовые файлы. Типизированные файлы. Нетипизированные файлы.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Литература для учителя:
Информатика. Конспекты уроков. 9-11 классы/ А.А. Чернов. - Волгоград: Учитель, 2010. - 235 с.
Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. —М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
Паскаль для школьников. Ушаков Д.М, Юркова Т.А, М. 2010г. - 256с
Литература для учащихся:
Семакин И.Г. Информатика и информационно- коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2005.-371 с.:ил.
Попов В. Б., ТигЬо Раsса1 для школьников. Версия 7.0 [Текст] : учеб. пособие для высших и сред, пед. учеб. заведений и общеобраз. учеб. заведений физико-мат. профиля / В. Б. Попов. - М: Финансы и статистика, 2010. - 463 с.
Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. Волгоград: Учитель, 2010. -111 с.
Интернет-ресурсы:
http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ - Полный обучающий курс Турбо Паскаль.
http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal ».
http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal .
http://algolist.manual.ru – Алгоритмы, методы, исходники
http://alglib.sources.ru – Библиотека алгоритмов
http://window.edu – Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.school-collection.edu.ru- Единая коллекция ЦОР
http://ege.edu.ru – Портал информационной поддержки единого государственного
http://school.edu.ru– Российский общеобразовательный портал
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
глобальная сеть;
мультимедиапроектор;
интерактивная доска;
принтер;
сканер.
№ | Тема | Количество часов |
| Знакомство с Pascal | 10 |
| Условный оператор | 6 |
| Циклы | 12 |
| Вещественные типы данных | 3 |
| Массивы | 8 |
| Подпрограммы | 7 |
| Строковые и знаковые типы данных | 4 |
| Двумерные массивы | 7 |
| Работы с файлами | 9 |
| Резерв учебного времени | 2 |
| Итого | 68 |
Тематическое планирование
Календарно-тематический план
№ темы | Название темы | Кол- во часов | Дата проведения |
По плану | Факт. |
Знакомство с Pascal |
1 | Техника безопасности. Среда программирования Turbo Pascal | 1 | | |
2 | Структура программы. | 1 | | |
3 | Типы данных в Pascal. | 1 | | |
4 | Целый тип данных. | 1 | | |
5 | Имена, арифметические операции и выражения. | 1 | | |
6 | Оператор ввода данных (READ), печати на экране (WRITE), присваивания. | 1 | | |
7 | Перевод формул на язык Pascal. | 1 | | |
8 | Стандартные математические функции и процедуры. | 1 | | |
9 | Решение задач линейной структуры. | 1 | | |
10 | Решение задач линейной структуры. | 1 | | |
Условный оператор |
11 | Условный оператор (IF…Then…Else). | 1 | | |
12 | Полный и неполный условный оператор. | 1 | | |
13 | Операторные скобки (BEGIN… END). | 1 | | |
14 | Вычисление значения функции по графику. Построение графика зависимости значений y от x. | 1 | | |
15 | Решение задач. | 1 | | |
16 | Решение задач. | 1 | | |
Циклы |
17 | Цикл с параметром. | 1 | | |
18 | Пошаговая отладка программ. | 1 | | |
19 | Пошаговая отладка программ. | 1 | | |
20 | Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел, подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию, вычисление n! и an . | 1 | | |
21 | Решение задач. | 1 | | |
22 | Циклы с условиями. Циклы с предусловием WHILE | 1 | | |
23 | Цикл с постусловием REPEAT…UNTIL. | 1 | | |
24 | Алгоритм Евклида. | 1 | | |
25 | Решение задач. | 1 | | |
26 | Вложенные циклы. | 1 | | |
27 | Смешанные вложенные циклы. | 1 | | |
28 | Решение задач. | 1 | | |
Вещественные типы данных |
29 | Вещественные типы данных. | 1 | | |
30 | Вычисления с заданной точностью. | 1 | | |
31 | Решение задач. | 1 | | |
Массивы |
32 | Массивы. | 1 | | |
33 | Базовые алгоритмы: заполнение массива, вывод на экран. | 1 | | |
34 | Нахождение суммы элементов. | 1 | | |
35 | Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию. | 1 | | |
36 | Поиск MIN (MAX) элемента. | 1 | | |
37 | Простейшие сортировки. | 1 | | |
38 | Решение задач. | 1 | | |
39 | Решение задач | 1 | | |
Подпрограммы |
40 | Подпрограммы. Глобальные и локальные переменные. | 1 | | |
41 | Процедуры. | 1 | | |
42 | Процедуры | 1 | | |
43 | Функции. | 1 | | |
44 | Функции | 1 | | |
45 | Рекурсия. | 1 | | |
46 | Решение задач. | 1 | | |
Строковые и знаковые типы данных |
47 | Типы данных CHAR и STRING. | 1 | | |
48 | Функции работы со строковыми переменными. | 1 | | |
49 | Функции работы со строковыми переменными. | 1 | | |
50 | Решение задач. | 1 | | |
Двумерные массивы |
51 | Двумерные массивы. Базовые алгоритмы: заполнение массива по строке и по столбцу | 1 | | |
52 | Вывод на экран в виде таблицы. | 1 | | |
53 | Нахождение суммы элементов каждой строки и каждого столбца. | 1 | | |
54 | Работа с элементами массива. | 1 | | |
55 | Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию. | 1 | | |
56 | Поиск MIN (MAX) элемента каждой строки или столбца, всего массива. | 1 | | |
57 | Решение задач. | 1 | | |
Работы с файлами |
58 | Ввод данных в файл. | 1 | | |
59 | Вывод данных в файл. | 1 | | |
60 | Текстовые файлы. | 1 | | |
61 | Типизированные файлы. | 1 | | |
62 | Нетипизированные файлы. | 1 | | |
63 | Решение задач. | 1 | | |
64 | Решение задач. | 1 | | |
65 | Решение задач. | 1 | | |
66 | Решение задач. | 1 | | |
67-68 | Резерв учебного времени | 2 | | |
Итого | 68 | |