СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по информатике «Основы программирования на языке Паскаль»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Основы программирования на языке Паскаль» для обучающихся  9  класса по учебно-познавательному  направлению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по информатике «Основы программирования на языке Паскаль»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им. Х. Х. Долова с. п. Хатуей»



Рассмотрена

на заседании ШМО учителей

математики, физики и информатики

рук. ШМО________/А. Н. Кодзокова/

протокол №___от «___»_____2016г. рук.




тооо Согласована «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Директор школы

_____ ________/Л. Х. Архестова/ _______/Ж. У. Хачетлова/

«___» «___» ______2016г. Приказ №___

«___»______2016г.





Рабочая программа кружка

по информатике

«Основы программирования на языке Паскаль»

(наименование кружка)

Учебно-познавательное

(направление внеурочной деятельности)


14-15 лет

(возраст обучающихся)


2016-2017 учебный год

(срок реализации)


Ошноков Аскер Михайлович

(Ф.И.О. учителя)








2016г.


Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Основы программирования на языке Паскаль» для обучающихся 9 класса по учебно-познавательному направлению разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2012 г №1897);

  3. Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  4. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельно­сти при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образо­вания»;

  5. Письма Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР от 11.07.2016г. №22-01-13/4089 «О формировании учебных планов образовательных организаций Кабардино-Балкарской Республики, реализующих основные общеобразовательные программы на 2016-2017 учебный год»;

  6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189, с учетом последних изменений, внесенных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2015года №81 «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.28.21-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  7. Примерной программы (основно­го) общего образования по информатике, программы по информатике к учебникам для 7-9 классов ФГОС (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестаков), М. 2014г.;

  8. Учебному пособию Попова В.Б. ТигЬо Раsса1 для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.


Актуальность программы


Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания кружковой работы по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках кружковой работы?

Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Кружок «Основы программирования на языке Паскаль» является предметом по выбору для учащихся 9 классов средней школы. Курс рассчитан на 68 часов по 2 часа в неделю.


Цели:


  • более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике;

  • формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач;

  • развитее у учащихся алгоритмической культуры;

  • изучение основ языка Паскаль, типов данных;

  • изучение базовых алгоритмических структур (следование, ветвление, циклы);

  • изучение основ структурного программирования;

  • работа с простыми типами данных.

  • формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;

  • подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.


Задачи курса:


  • Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования и выбора.

  • приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

  • освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

  • развитие алгоритмического мышления учащихся.

  • формирование навыков грамотной разработки программ.

  • углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

  • формирование алгоритмической культуры учащихся;

  • повышение мотивации к учению.


Особенности реализации программы


Программа рассчитана на 68 часов и предназначена для учеников 9 класса. Учащиеся получают расширенные знания и навыки работы. Программа кружка направлена на развитие мышления учащихся и воспитания у них информационной культуры. На занятиях выполняются задания развивающие творчество учащихся, умение анализировать, систематизировать, визуализировать информацию. Учащиеся учатся моделировать реально происходящие процессы, т.е. создавать информационную модель задачи.

Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные:


  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Предметные:

  • умение использовать термины «алгоритм», «структура», «данные», «оператор», «переменные», «программа», «массив», «цикл» и понимать их; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи;

  • формирование нового типа мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;

  • предоставление возможности узнать новое в области компьютерного программирования;

  • формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

  • Формирование навыков работы с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.

  • Формирование знаний у учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.

  • Формирование навыков распознавания необходимости применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.

  • Формирование умений организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.

  • Формирование знаний учащихся в разработке алгоритмов и реализации их на языке программирования Pascal.

  • Формирование умений у учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.


Метапредметные:


    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

    • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять программирование для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.


Формы подведения итогов


  • проектная деятельность;

  • практические занятия по решению задач;

  • творческие работы (рефераты, доклады, презентации).


Мероприятие

Сроки проведения

Защита проектов (декабрь)

1.

Базовая алгоритмическая структура «Ветвление» в Паскале

Декабрь

2.

Базовая алгоритмическая структура «Цикл» в Паскале

Декабрь

Защита проектов (май)

1.

Обработка массивов. Сортировка массивов

Май

2.

Работа с файлами

Май


Содержание -68 ч.


Знакомство с Pascal (10 ч.)

Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня. Структура программы на языке Паскаль. Читать синтаксические диаграммы и сопоставлять их с реальными текстами на языке Паскаль. Структура модулей в Турбо Паскаль. Имена, арифметические операции и выражения. Стандартные математические функции и процедуры.

Условный оператор (6 ч.)

Условный оператор (IF…Then…Else). Полный и неполный условный оператор.Операторные скобки (BEGIN… END). Вычисление значения функции по графику. Построение графика зависимости значений y от x.

Циклы (12 ч.)

Цикл с параметром. Пошаговая отладка программ. Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел, подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию, вычисление n! и an . Циклы с условиями. Циклы с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT…UNTIL.

Вещественные типы данных (3 ч.)

Вещественные типы данных.Вычисления с заданной точностью. Решение задач.

Массивы (8 ч.)

Базовые алгоритмы: заполнение массива, вывод на экран. Нахождение суммы элементов. Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию. Поиск MIN (MAX) элемента. Простейшие сортировки.

Подпрограммы (7 ч.)

Подпрограммы. Глобальные и локальные переменные. Процедуры. Функции. Рекурсия.

Строковые и знаковые типы данных (4 ч.)

Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными. Функции работы со строковыми переменными.

Двумерные массивы (7 ч.)

Двумерные массивы. Базовые алгоритмы: заполнение массива по строке и по столбцу. Вывод на экран в виде таблицы. Нахождение суммы элементов каждой строки и каждого столбца. Работа с элементами массива. Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию. Поиск MIN (MAX) элемента каждой строки или столбца, всего массива.

Работа с файлами (9 ч.)

Ввод данных в файл. Вывод данных в файл. Текстовые файлы. Типизированные файлы. Нетипизированные файлы.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса


Литература для учителя:

  • Информатика. Конспекты уроков. 9-11 классы/ А.А. Чернов. - Волгоград: Учитель, 2010. - 235 с.

  • Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. —М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.

  • Паскаль для школьников. Ушаков Д.М, Юркова Т.А, М. 2010г. - 256с


Литература для учащихся:

  • Семакин И.Г. Информатика и информационно- коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2005.-371 с.:ил.

  • Попов В. Б., ТигЬо Раsса1 для школьников. Версия 7.0 [Текст] : учеб. пособие для высших и сред, пед. учеб. заведений и общеобраз. учеб. заведений физико-мат. профиля / В. Б. Попов. - М: Финансы и статистика, 2010. - 463 с.

  • Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. Волгоград: Учитель, 2010. -111 с.


Интернет-ресурсы:

  • http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ - Полный обучающий курс Турбо Паскаль.

  • http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal ».

  • http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal .

  • http://algolist.manual.ru – Алгоритмы, методы, исходники

  • http://alglib.sources.ru – Библиотека алгоритмов

  • http://window.edu – Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  • http://www.school-collection.edu.ru- Единая коллекция ЦОР

  • http://ege.edu.ru – Портал информационной поддержки единого государственного

  • http://school.edu.ru– Российский общеобразовательный портал


Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

  • мультимедийные ПК;

  • локальная сеть;

  • глобальная сеть;

  • мультимедиапроектор;

  • интерактивная доска;

  • принтер;

  • сканер.


Тема

Количество часов

Знакомство с Pascal

10

Условный оператор

6

Циклы

12

Вещественные типы данных

3

Массивы

8

Подпрограммы

7

Строковые и знаковые типы данных

4

Двумерные массивы

7

Работы с файлами

9

Резерв учебного времени

2

Итого

68

Тематическое планирование




Календарно-тематический план


темы

Название темы

Кол- во часов

Дата проведения

По плану

Факт.

Знакомство с Pascal

1

Техника безопасности. Среда программирования Turbo Pascal

1



2

Структура программы.

1



3

Типы данных в Pascal.

1



4

Целый тип данных.

1



5

Имена, арифметические операции и выражения.

1



6

Оператор ввода данных (READ), печати на экране (WRITE), присваивания.

1



7

Перевод формул на язык Pascal.

1



8

Стандартные математические функции и процедуры.

1



9

Решение задач линейной структуры.

1



10

Решение задач линейной структуры.

1



Условный оператор

11

Условный оператор (IF…Then…Else).

1



12

Полный и неполный условный оператор.

1



13

Операторные скобки (BEGIN… END).

1



14

Вычисление значения функции по графику. Построение графика зависимости значений y от x.

1



15

Решение задач.

1



16

Решение задач.

1



Циклы

17

Цикл с параметром.

1



18

Пошаговая отладка программ.

1



19

Пошаговая отладка программ.

1



20

Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел, подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию, вычисление n! и an .

1



21

Решение задач.

1



22

Циклы с условиями. Циклы с предусловием WHILE

1



23

Цикл с постусловием REPEAT…UNTIL.

1



24

Алгоритм Евклида.

1



25

Решение задач.

1



26

Вложенные циклы.

1



27

Смешанные вложенные циклы.

1



28

Решение задач.

1



Вещественные типы данных

29

Вещественные типы данных.

1



30

Вычисления с заданной точностью.

1



31

Решение задач.

1



Массивы

32

Массивы.

1



33

Базовые алгоритмы: заполнение массива, вывод на экран.

1



34

Нахождение суммы элементов.

1



35

Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию.

1



36

Поиск MIN (MAX) элемента.

1



37

Простейшие сортировки.

1



38

Решение задач.

1



39

Решение задач

1



Подпрограммы

40

Подпрограммы. Глобальные и локальные переменные.

1



41

Процедуры.

1



42

Процедуры

1



43

Функции.

1



44

Функции

1



45

Рекурсия.

1



46

Решение задач.

1



Строковые и знаковые типы данных

47

Типы данных CHAR и STRING.

1



48

Функции работы со строковыми переменными.

1



49

Функции работы со строковыми переменными.

1



50

Решение задач.

1



Двумерные массивы

51

Двумерные массивы. Базовые алгоритмы: заполнение массива по строке и по столбцу

1



52

Вывод на экран в виде таблицы.

1



53

Нахождение суммы элементов каждой строки и каждого столбца.

1



54

Работа с элементами массива.

1



55

Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию.

1



56

Поиск MIN (MAX) элемента каждой строки или столбца, всего массива.

1



57

Решение задач.

1



Работы с файлами

58

Ввод данных в файл.

1



59

Вывод данных в файл.

1



60

Текстовые файлы.

1



61

Типизированные файлы.

1



62

Нетипизированные файлы.

1



63

Решение задач.

1



64

Решение задач.

1



65

Решение задач.

1



66

Решение задач.

1



67-68

Резерв учебного времени

2



Итого

68































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!