МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Конганурская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Заместитель директора по ВР: ____________/Иванова М.И../ «__»_____________ 2015 г. | | Утверждено: Директор: _____ /Шубина З.Н. / Приказ № ____ от «__»_________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Мир компьютерной графики»
по информатике
(предмет)
для 5-7классов
Срок реализации программы:
2015/2018 учебный год
Составитель: учитель математики, первой категории
Войкова Роза Ефимовна
д. Большой Тумьюмучаш, 2015г.
Пояснительная записка
Умение рисовать – это прекрасно! Рисование уже с раннего возраста становится эффективным средством самовыражения, развития творческих способностей и играет большую роль в воспитании и формировании гармонично развитой личности. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит не был востребован.
В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером ребятам, желающим научиться рисовать, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление – художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры.
Компьютерная графика используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов в Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число учащихся хочет научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические пакеты. Однако, овладев принципами работы в той или иной графической программе, ученик часто не может в полной мере использовать этот мощный инструмент. А в результате, работы получаются скучными, мало интересными и поверхностными. Причина этому – слишком большой разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных информационных технологий. Как правило, учат пользоваться инструментами программы, используя примитивные примеры, что приводит к сухости изложения материала и нежеланию поэкспериментировать и пофантазировать в дальнейшем. Импульсом к творческому освоению компьютерной графики может послужить применение в качестве примеров образцов народно-прикладного искусства, национальной и мировой художественной культуры.
Актуальность и новизна.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Во внеурочной деятельности имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели в учебное время. Также из-за гибкости индивидуальной программы приблизить обучение к реалиям современной жизни.
Настоящая учебная программа реализует современные требования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения по изучению графических пакетов данной возрастной группой и созданию мультимедиа презентаций.
Цели:
формирование у учащихся основ компьютерной грамотности;
освоении азов компьютерной графики, основных инструментов и приемов, используемых в растровой и векторной компьютерной графике;
обучение выполнению рисунка разной степени сложности;
знакомство с программами для мультимедиа презентаций.
Задачи:
обучить работе с графическими редакторами, с использованием ПК;
сформировать навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий;
организовать развивающий досуг.
Отличительная особенность данной программы заключается в ее:
доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;
наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.
Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия – игры, конкурсы, проектная деятельность, дни свободного творчества, выставки, использование «облачных технологий» для совместной работы над проектами.
Возраст детей, занимающихся в объединении 11 - 15 лет.
Срок реализации программы – 3 года.
Формы занятий – групповые и индивидуальные,
1-ый год обучения - 1 ч в неделю (34 часов в год)
2-ой год обучения - 1 ч в неделю (34 часов в год)
3-ий год обучения – 1 ч в неделю (34 часов в год)
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения).
Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские и объемные геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
Предметных результатов:
Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
Выделять существенные признаки предметов.
Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать, делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
Давать определения тем или иным понятиям.
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Уметь создавать рисунки в программах графический редактор Paint, Gimp.
Иметь понятие о множестве.
Уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества.
Уметь находить общий признак предмета и группы предметов.
Уметь конструировать фигуру из её частей.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- практические работы;
- творческие проекты обучающихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
Формы подведения итогов:
Итоговые занятия.
Компьютерное тестирование.
Выставки.
Творческие проекты.
Конкурсы.
Ожидаемые результаты программы
В ходе реализации программы «Мир компьютерной графики» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка.
На I уровне воспитанники имеют представление:
о работе на компьютере;
о различных видах информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой;
об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
об основных моделях коммуникативного поведения.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта работы на компьютере в графических программах Paint.
На II уровне воспитанники соблюдают:
правила работы на компьютере;
алгоритм построения графического объекта;
умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
владеют коммуникативными моделями поведения.
Учебно-методический план
1 год обучения, 1 часа
№ п/п | Темы и виды работы | Теория | Практика | Всего |
1. | Набор детей в кружок. | 1 | - | 1 |
2. | Организационные занятия | 1 | 1 | 2 |
3. | Учимся работать на компьютере | 1 | 2 | 3 |
4. | Стандартная программа Windows – Рaint | 2 | 8 | 10 |
5. | Графические возможности Windows – Рaint | 1 | 2 | 3 |
6. | Графические возможности MS Word | 3 | 5 | 8 |
7. | Работа с простейшими программами по созданию анимации | 1 | 2 | 3 |
8. | Разработка итогового проекта. Конкурс работ | 1 | 3 | 4 |
Итого | 11 | 23 | 34 |
2 год обучения, 1 часа
№ п/п | Темы и виды работы | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2. | Повторение | 1 | 2 | 3 |
3. | Методы представления графических изображений | 2 | 2 | 4 |
4. | Цвет в компьютерной графике | 1 | 1 | 2 |
5. | Форматы графических файлов | 1 | 1 | 2 |
6. | Программы векторной и растровой графики | 1 | - | 1 |
7. | Создание иллюстраций | 1 | - | 1 |
8. | Введение в программу Windows – Рaint | 1 | - | 1 |
9. | Рабочее окно программы Windows – Рaint | 1 | 2 | 3 |
10. | Основы работы с объектами | 1 | 3 | 4 |
11. | Закраска рисунков | 1 | 2 | 3 |
12. | Вспомогательные режимы работы | 1 | 2 | 3 |
13. | Создание рисунков из кривых | 1 | 2 | 3 |
15. | Разработка итогового проекта. Конкурс работ | 1 | 2 | 3 |
Итого | 15 | 19 | 34 |
3 год обучения, 1 часа
№ п/п | Темы и виды работы | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2. | Повторение | 1 | 2 | 3 |
3. | Методы упорядочения и объединения объектов | 1 | 2 | 3 |
4. | Эффект объема | 1 | 5 | 6 |
5. | Перетекание | 1 | 4 | 5 |
6. | Работа с текстом | 1 | 5 | 6 |
7. | Работа с фотографией | 1 | 2 | 3 |
8. | Сохранение и загрузка изображений | 1 | 2 | 3 |
9. | Разработка итогового проекта. Конкурс работ | 2 | 2 | 4 |
Итого | 10 | 24 | 34 |
Содержание программы
год обучения
Набор детей в кружок – 1 часа
Организационные занятия - 2 часа
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.
3. Знакомство с компьютером: файлы и папки. (3 часа)
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
4.Стандартная программа Windows – Рaint – 10 часов.
Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение размера просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Операция с цветом. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение.
Разработка собственных проектов. Подготовка к выставке.
Графические возможности Windows – Рaint – 3 часов
Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Windows – Рaint. Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов. Вставка графического объекта в текстовый документ.
Разработка собственных проектов, возможно групповая работа с использованием «Облачных технологий». Подготовка к выставке.
Графические возможности MS Word – 8 часов
Работа с растровыми и графическими объектами. Внедрение рисунков. Операции с внедренным рисунком. Перемещение рисунка. Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка. Создание рисунка Paint внутри документа Word. Автофигуры. Объекты WordArt.
Разработка собственных проектов. Подготовка к выставке.
Работа с простейшими программами по созданию анимации –3 часов
Создание анимационных изображений с использованием графического редактора Paint.
Разработка собственного проекта. Конкурс анимации.
Разработка итогового проекта. Конкурс работ – 4 часов.
2 год обучения
Вводное занятие -1 часа
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.
Повторение – 3 часов
ОС Windows. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Работа с объектами. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение. Творческая работа. Графические возможности MS Word. Объекты WordArt.
3 . Методы представления графических изображений – 4 часов
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
4. Цвет в компьютерной графике - 2 часа
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора.
5. Форматы графических файлов – 2 часа
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
6. Программы векторной и растровой графики – 1 час
7. Создание иллюстраций- 1 час
8.Введение в программу – 1 час
9.Рабочее окно программы – 3 часа
Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
10 .Основы работы с объектами – 4 часов
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.
Разработка собственного проекта.
11.Закраска рисунков – 3часов
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.Создание собственного проекта.
12. Вспомогательные режимы работы – 3 часов
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.
13. Создание рисунков из кривых – 3 часов
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
14. Разработка итогового проекта. Конкурс работ – 3 часов
3-й год обучения
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.
ОС Windows. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Работа с объектами. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение. Творческая работа. Графические возможности MS Word. Объекты WordArt.
Методы упорядочения и объединения объектов – 3 часов
Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.
Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.
Разработка собственного проекта.
5.Перетекание – 5 часов
Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.
6.Работа с текстом – 6 часов
Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.
Проверочная практическая работа.
Работа с фотографией – 3 часов
Особенности градации цвета. Ретуширование фотографий, создание объемной фигуры. Правильный подбор оформления фотографии.
8.Сохранение и загрузка изображений в – 3 часа
Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы Gimp. Импорт и экспорт изображений в Gimp.
9.Разработка итогового проекта. Конкурс работ – 4 часов
Список используемой литературы:
Для педагога:
Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
Левкович О.А. Основы компьютерной грамотности. Минск, ТетраСистемс, 2005.
Онлайн учебник по курсу www.dolinin-infografika.narod.ru
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Жексенаев А.Г. ОСНОВЫ РАБОТЫ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ GIMP: Томск, 2007
Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008
Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008
Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003
Для обучающихся:
Информатика 5-7 класс. Начальный курс. Под. Ред. Л.Босовой, М.,2012.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008
Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008
Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005;
Интернет ресурсы:
www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики
http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках
http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.
http://www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
http://www.nmc.uvuo.ru/lab_SRO_opit/posobie_metod_proektov.htm
http://www.fsu-expert.ru/node/2251 - ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Программа для базового уровня (системно-информационная концепция);
http://www.5byte.ru/8/0006.php - Информатика на пять
http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://go-oo.org -Cвободный пакет офисных приложений
http://www.gimp.org/ - GIMP (Гимп) — растровый графический редактор
http://www.inkscape.org/ - Inkscape Векторный графический редактор
http://www.softcore.com.ru/graphity - Программа может служить отличной заменой стандартному графическому редактору Paint.
http://www.inernika.org/users/astana-ch-41/works - Видеоуроки Gimp Кольцова Михаила Петровича взяты с сайта Открытого педагогического сообщества http://www.progimp.ru/articles/ - уроки Gimp
http://snezhzhka.ya.ru/replies.xml?item_no=363 про Gimp
http://www.openarts.ru –уроки Gimp и Inkscape
13