Рабочая программа кружка
«Я - гражданин»
в рамках реализации духовно-нравтсвенного направления
внеурочной деятельности обучающихся 1 классов
на 2017-2018 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Содержание программы
Программа “Я – гражданин России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1.“Я и я”(3ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Конкурсы рисунков.
2.“Я и семья”(8ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в библиотеку.
4.“Я и школа”(5ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(8ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
Программа “Я – гражданин России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
Основные виды деятельности |
1 | “Я и я” | 3 | Формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. |
2 | “Я и семья” | 8 | Формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. |
3 | “Я и культура” | 5 | Формирование отношения к искусству. Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами. |
4 | “Я и школа” | 5 | Формирование гражданского отношения к школе. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. |
5
| “Я и мое Отечество”
| 8
| Формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. |
6. |
«Я и планета» |
4 | Формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады. Программа “Я – гражданин России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России. |
Тема | Всего | Теория | Основные виды деятельности |
1. Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. | 1 | 1 | Формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Формирование отношения к искусству. Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами. формирование гражданского отношения к школе. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады. Программа “Я – гражданин России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России. |
2. Мой класс – моя семья. Беседа. Мои права и обязанности. Беседа | 1 | 1 |
3. Ты и твои друзья. Игра. | 1 | |
4. Откуда я родом. Архивные раскопки. | 1 | |
5. Осень в родном поселке. Конкурс рисунков. | 1 | |
6. Вежливая улица. Викторина. | 1 | |
7. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма. | 1 | 1 |
8. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | 1 | |
9.Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен. | 1 | |
10. Мои любимые книги. Выставка книг. | 1 | |
11. Почему меня так назвали. Презентация. | 1 | |
12. Пожилые люди – мудрые люди. Выставка. | 1 | |
13. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям. | 1 | |
14. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 |
15. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 |
16. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. | 1 | |
17. Флаги России. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 |
18. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 |
19. Чем живет планета Земля? КВН | 1 | |
20. Мастерская по изготовлению сувениров. | 1 | |
21. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж. | 1 | |
22. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных. | 1 | |
23. Мой папа – мастер на все руки. Презентация. | 1 | |
24. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 | 1 |
25. У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок. | 1 | |
26. Дорогая моя столица. Заочное путешествие. | 1 | |
27. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. | 1 | 1 |
28. Панорама добрых дел. Смотр – конкурс. | 1 | |
29. Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол. | 1 | 1 |
30. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений. | 1 | |
31. День птиц. Викторина. | 1 | |
32. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов. | 1 | |
33. Дети войны. Литературное чтение. | 1 | 1 |