Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»
городского округа Саранск
Рассмотрена и одобрена на заседании Кафедры гуманитарного образования Руководитель кафедры __________Н.М.Винокурова 29 августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Средняя школа № 32» ________ О.А.Забатурина 31августа 2016 г. | «Утверждено» Директор МОУ «Средняя школа № 32» ____________П.В. Кичаев 01 сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса «Основы правовых знаний»
для 6 Г класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Трубникова С.Е., учитель истории |
|
|
Саранск
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Основы правовых знаний» для 6 класса составлена на основе авторской программы курса «Основы правовых знаний» С.И. Володиной, В.В. Спасской и авторской программы курса «Мой выбор» Ахметовой И., Ивановой Т. с учетом возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени среднего полного общего образования, в соответствии и с учетом следующего нормативно-правового обеспечения:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего полного общего образования»);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», с изменениями;
Программы общеобразовательных учреждений «Основы правовых знаний» 6 классы С.И. Володиной, В.В. Спасской М., «Мой выбор» Ахметовой И., Ивановой Т. Просвещение, 2013, рекомендованные Министерством образования и науки РФ;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Приказ Министерством образования и науки РФ от 26.01.2016 года № 38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приказ Министерством образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312, с изменениями);
Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г. о. Саранск РМ;
Назначение курса — помочь учащимся разобраться во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных, уголовных и других отношений, урегулированных правом, научиться уважать законы и бороться за свои права.
Задачи курса:
- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
- воспитание ответственности за собственное благополучие; освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.
Цели курса:
- развитие правового образования, правового образа мышления; потребности в получении знаний по праву и интереса к изучению права; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за собственные решения; уважение к праву и законам;
- освоение системы знаний о праве для последующего изучения правовых дисциплин в профильных средних учебных заведениях гуманитарного и социально-экономического направления (право, экономика, политология) или для самообразования; о целях и задачах права и особенностях его применения в различных жизненных ситуациях; изучение основ юриспруденции, криминологии.
- овладение умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения и осознавать необходимость личного выбора; работать в коллективе; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения правовых проблем; работать с нормативными актами, квалифицировать деяние, анализировать казусы, вести дискуссию, прогнозирование практических криминогенных ситуаций.
- формирование опыта правового поведения; применения полученных знаний и умений в повседневной жизни; освоение знаний по праву для будущей современной самостоятельной жизни.
Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками и ресурсами сети Интернет, творческие проекты, “мозговые штурмы”, социальные акции, и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.
Характеристика факультативного курса «Основы правовых знаний».
Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одно из самых действенных и надежных средств совершенствования социальных отношений в условиях демократии. Основы правовой культуры формируются уже в период пребывания детей в школе. В связи с этим особенно существенна оптимальная организация в школе правового образования.
Предлагаемая программа воплощает содержание курса «Основы правовых знаний» и курса «Мой выбор», предназначенного для учащихся среднего звена.
В курсе содержится информация обо всех основных отраслях права, хотя преимущественное внимание уделяется нормам, которые регулируют имущественные, хозяйственные отношения в стране. Курс содержит актуальные сведения о законах, регулирующих отношения между покупателем и продавцом, заемщиком и кредитором, арендатором и арендодателем, знакомит учащихся с правовыми способами разрешения споров и конфликтов.
Предлагаемый курс не противоречит основной программе “Обществознания” в школе, являясь ее дополнением, содержащий разделы с лекционным материалом, документами, библиографией, словарем, основными графиками и заданиями для самостоятельных и практических работ.
Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками и ресурсами сети Интернет, творческие проекты, “мозговые штурмы”, социальные акции, и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.
Учебно- методический комплекс: «Основы правовых знаний» 6 классы С.И. Володиной, В.В. Спасской, М., Просвещение, 2013; «Мой выбор» Ахметовой И., Ивановой Т. М., Просвещение, 2002.
Место факультативного курса в общеобразовательной программе:
Программа может быть реализована в качестве спецкурса в 6-х классах общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Курс рассчитан на 17 часов 1 час в неделю.
1 полугодие – 17 недель – 17 уроков
Формы контроля за уровнем достижений учащихся:
Контроль за уровнем достижений учащихся предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученных знаний в виде бесед или тестирования, так и в большей степени проверку освоения умений. Для этой цели в программу заложено использование таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в ролевых и деловых играх, тренингах, “мозговых штурмах”, контроль за выполнением проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций, участие в социальных акциях. Предлагается накопительная рейтинговая система оценки с определённым набором заданий и форм деятельности, зачёт-незачёт, самооценка.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения основ правовых знаний учащийся должен
знать:
порядок принятия и вступления в силу законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;
уметь:
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);
характеризовать: систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок получения платных образовательных услуг; права абитуриента;
объяснять: содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;
различать: способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).
Планируемые результаты обучения.
Основными личностными результатами освоения курса «Основы правовых знаний» являются:
формирование основ российской гражданской идентичности;
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых и нравственных нормах, демократии, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуация, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты выражаются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять правовые явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в них;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Основными предметными результатами выступают:
относительно целостное представление о праве, государстве и роли человека в нем;
знание ключевых правовых понятий;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе ценностей;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
Содержание факультативного курса «Основы правовых знаний».
ТЕМА 1. МОЙ ВЫБОР
Человек свободного общества. Взаимосвязь свободы, ответственности и выбора. Понимание «гражданской позиции».
Учимся строить отношения. Пути возникновения конфликты и способы выхода из конфликта. Соглашение, правило, насилие, конфликт.
Моё здоровье. Роль здоровья в жизни человека. Факторы, влияющие на здоровье. Здоровый образ жизни. Пути сохранения здоровья.
Преступление и наказание. Преступление. Умысел. Уголовная ответственность. Кража. Грабеж. Наказание.
Я и политика. Политика. Роль политики в жизни человека. Необходимость участия в политической жизни общества. Гражданский долг. Референдум. Компромисс. Консенсус. Политическая активность и пассивность.
Четвёртая власть. Возрастающая роль информации в жизни человека и ее влияние на общество. СМИ. Информация. Власть. Общественность. Правительство.
ТЕМА 2. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО
Что такое правовая норма. Понятие и виды социальных норм. Правовые нормы и их отличие от других социальных норм. Право и его принципы.
Система права. Норма права. Структура нормы права. Отрасль права. Основные отрасли права.
Нормативно-правовой акт. Система законодательства. Система законодательства. Действие нормативно-правового акта. Реквизиты нормативно-правового акта.
Что такое правоотношение. Признаки, состав правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Виды правоотношений.
Что такое правонарушение. Признаки правонарушения. Виды правонарушений.
Юридическая ответственность. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности.
ТЕМА 3. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК
Общая характеристика прав и свобод человека. Правовой статус человека. Конституционные принципы правового статуса личности. Гарантии прав и свобод человека.
Личные права человека. Право на жизнь. Достоинство человека. Право на свободу. Право на частную жизнь и др.
Экономические, социальные и культурные права человека. Право на образование. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности и др.
Политические права человека. Право на объединение. Свобода информации и печати. Право на обращение и др.
Права несовершеннолетних. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Тематическое планирование курса
№ урока | Тема учебного занятия (урока) | Кол-во часов | Виды и формы контроля знаний | Дата |
| Мой выбор | 7 | план | факт |
1 | Человек свободного общества. | 1 | практикум | 05.09 | |
2 | Выбор, ответственность, свобода. | 1 | практикум | 12.09 | |
3 | Учимся строить отношения. | 1 | деловая игра | 19.09 | |
4 | Моё здоровье. | 1 | практикум | 26.09 | |
5 | Преступление и наказание. | 1 | деловая игра | 03.10 | |
6 | Я и политика. | 1 | практикум | 10.10 | |
7 | Четвертая власть. | 1 | практикум | 17.10 | |
| Что такое право | 4 | | | |
8 | Что такое правовая норма. Система права | 1 | практикум | 24.10 | |
9 | Нормативно-правовой акт. Система законодательства. Как найти нужный закон | 1 | практикум | 08.11 | |
10 | Что такое правоотношение. | 1 | практическая работа | 15.11 | |
11 | Что такое правонарушение. Юридическая ответственность | 1 | практикум | 22.11 | |
| Право и человек | 6 | | | |
12-13 | Общая характеристика прав и свобод человека. Личные права человека | 2 | практическая работа | 29.11-03.12 | |
14-15 | Экономические, социальные и культурные права человека. Политические права граждан | 2 | практическая работа | 10.12-17.12 | |
16-17 | Права несовершеннолетних | 2 | Лабораторная работа с источниками | 21.12- 24.12 | |
Лист корректировки рабочей программы
Предмет Основы правовых знаний
Класс 6 Г
Учитель Трубникова С. Е.
2016- 2017 учебный год
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
11