СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса" Основы правовых знаний" для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»

городского округа Саранск

Рассмотрена и одобрена на заседании

Кафедры гуманитарного образования

Руководитель кафедры

__________Н.М.Винокурова

29 августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Средняя школа № 32»

________ О.А.Забатурина




31августа 2016 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Средняя школа № 32»

____________П.В. Кичаев



01 сентября 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


факультативного курса «Основы правовых знаний»


для 6 Г класса


на 2016-2017 учебный год





Составитель:

Трубникова С.Е.,

учитель истории











Саранск


2016 год

Пояснительная записка


Рабочая программа факультативного курса «Основы правовых знаний» для 6 класса составлена на основе авторской программы курса «Основы правовых знаний» С.И. Володиной, В.В. Спасской и авторской программы курса «Мой выбор» Ахметовой И., Ивановой Т. с учетом возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени среднего полного общего образования, в соответствии и с учетом следующего нормативно-правового обеспечения:


  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего полного общего образования»);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», с изменениями;

  • Программы общеобразовательных учреждений «Основы правовых знаний» 6 классы С.И. Володиной, В.В. Спасской М., «Мой выбор» Ахметовой И., Ивановой Т. Просвещение, 2013, рекомендованные Министерством образования и науки РФ;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • Приказ Министерством образования и науки РФ от 26.01.2016 года № 38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253;

  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приказ Министерством образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312, с изменениями);

  • Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г. о. Саранск РМ;


Назначение курса — помочь учащимся разобраться во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных, уголовных и других отношений, урегулированных правом, научиться уважать законы и бороться за свои права.

Задачи курса:

- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;

- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;

- воспитание ответственности за собственное благополучие; освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.

Цели курса:

- развитие правового образования, правового образа мышления; потребности в получении знаний по праву и интереса к изучению права; способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за собственные решения; уважение к праву и законам;

- освоение системы знаний о праве для последующего изучения правовых дисциплин в профильных средних учебных заведениях гуманитарного и социально-экономического направления (право, экономика, политология) или для самообразования; о целях и задачах права и особенностях его применения в различных жизненных ситуациях; изучение основ юриспруденции, криминологии.

- овладение умениями  получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения и осознавать необходимость личного выбора; работать в коллективе; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения правовых проблем; работать с нормативными актами, квалифицировать деяние, анализировать казусы, вести дискуссию, прогнозирование практических криминогенных ситуаций.

- формирование опыта правового поведения; применения полученных знаний и умений в повседневной жизни; освоение знаний по праву для будущей современной самостоятельной жизни.

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками и ресурсами сети Интернет, творческие проекты, “мозговые штурмы”, социальные акции, и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Характеристика факультативного курса «Основы правовых знаний».

Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одно из самых действенных и надежных средств совершенствования социальных отношений в условиях демократии. Основы правовой культуры формируются уже в период пребывания детей в школе. В связи с этим особенно существенна оптимальная организация в школе правового образования.

Предлагаемая программа воплощает содержание курса «Основы правовых знаний» и курса «Мой выбор», предназначенного для учащихся среднего звена.

В курсе содержится информация обо всех основных отраслях права, хотя преимущественное внимание уделяется нормам, которые регулируют имущественные, хозяйственные отношения в стране. Курс содержит актуальные сведения о законах, регулирующих отношения между покупателем и продавцом, заемщиком и кредитором, арендатором и арендодателем, знакомит учащихся с правовыми способами разрешения споров и конфликтов.

Предлагаемый курс не противоречит основной программе “Обществознания” в школе, являясь ее дополнением, содержащий разделы с лекционным материалом, документами, библиографией, словарем, основными графиками и заданиями для самостоятельных и практических работ.

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками и ресурсами сети Интернет, творческие проекты, “мозговые штурмы”, социальные акции, и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Учебно- методический комплекс: «Основы правовых знаний» 6 классы С.И. Володиной, В.В. Спасской, М., Просвещение, 2013; «Мой выбор» Ахметовой И., Ивановой Т. М., Просвещение, 2002.


Место факультативного курса в общеобразовательной программе:

Программа может быть реализована в качестве спецкурса в 6-х классах общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Курс рассчитан на 17 часов 1 час в неделю.

1 полугодие – 17 недель – 17 уроков

Формы контроля за уровнем достижений учащихся:

Контроль за уровнем достижений учащихся предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученных знаний в виде бесед или тестирования, так и в большей степени проверку освоения умений. Для этой цели в программу заложено использование таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в ролевых и деловых играх, тренингах, “мозговых штурмах”, контроль за выполнением проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций, участие в социальных акциях. Предлагается накопительная рейтинговая система оценки с определённым набором заданий и форм деятельности, зачёт-незачёт, самооценка.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения основ правовых знаний учащийся должен

знать:

  • порядок принятия и вступления в силу законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;

уметь:

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);

  • характеризовать: систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок получения платных образовательных услуг; права абитуриента;

  • объяснять: содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;

  • различать: способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).

Планируемые результаты обучения.

Основными личностными результатами освоения курса «Основы правовых знаний» являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых и нравственных нормах, демократии, социальной справедливости и свободе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуация, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты выражаются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять правовые явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в них;

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Основными предметными результатами выступают:

  • относительно целостное представление о праве, государстве и роли человека в нем;

  • знание ключевых правовых понятий;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе ценностей;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.











Содержание факультативного курса «Основы правовых знаний».


ТЕМА 1. МОЙ ВЫБОР

Человек свободного общества. Взаимосвязь свободы, ответственности и выбора. Понимание «гражданской позиции».

Учимся строить отношения. Пути возникновения конфликты и способы выхода из конфликта. Соглашение, правило, насилие, конфликт.

Моё здоровье. Роль здоровья в жизни человека. Факторы, влияющие на здоровье. Здоровый образ жизни. Пути сохранения здоровья.

Преступление и наказание. Преступление. Умысел. Уголовная ответственность. Кража. Грабеж. Наказание.

Я и политика. Политика. Роль политики в жизни человека. Необходимость участия в политической жизни общества. Гражданский долг. Референдум. Компромисс. Консенсус. Политическая активность и пассивность.

Четвёртая власть. Возрастающая роль информации в жизни человека и ее влияние на общество. СМИ. Информация. Власть. Общественность. Правительство.

ТЕМА 2. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО

Что такое правовая норма. Понятие и виды социальных норм. Правовые нормы и их отличие от других социальных норм. Право и его принципы.

Система права. Норма права. Структура нормы права. Отрасль права. Основные отрасли права.

Нормативно-правовой акт. Система законодательства. Система законодательства. Действие нормативно-правового акта. Реквизиты нормативно-правового акта.

Что такое правоотношение. Признаки, состав правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Виды правоотношений.

Что такое правонарушение. Признаки правонарушения. Виды правонарушений.

Юридическая ответственность. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

ТЕМА 3. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК

Общая характеристика прав и свобод человека. Правовой статус человека. Конституционные принципы правового статуса личности. Гарантии прав и свобод человека.

Личные права человека. Право на жизнь. Достоинство человека. Право на свободу. Право на частную жизнь и др.

Экономические, социальные и культурные права человека. Право на образование. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности и др.

Политические права человека. Право на объединение. Свобода информации и печати. Право на обращение и др.

Права несовершеннолетних. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.


Тематическое планирование курса


урока

Тема учебного занятия (урока)

Кол-во

часов

Виды и формы контроля знаний

Дата


Мой выбор

7

план факт

1

Человек свободного общества.

1

практикум

05.09


2

Выбор, ответственность, свобода.

1

практикум

12.09


3

Учимся строить отношения.

1

деловая игра

19.09


4

Моё здоровье.

1

практикум

26.09


5

Преступление и наказание.

1

деловая игра

03.10


6

Я и политика.

1

практикум

10.10


7

Четвертая власть.

1

практикум

17.10



Что такое право

4




8

Что такое правовая норма. Система права

1

практикум

24.10


9

Нормативно-правовой акт. Система законодательства. Как найти нужный закон

1

практикум

08.11


10

Что такое правоотношение.

1

практическая работа

15.11


11

Что такое правонарушение. Юридическая ответственность

1

практикум

22.11




Право и человек


6




12-13

Общая характеристика прав и свобод человека. Личные права человека

2

практическая работа

29.11-03.12


14-15

Экономические, социальные и культурные права человека. Политические права граждан

2

практическая работа

10.12-17.12


16-17

Права несовершеннолетних

2

Лабораторная работа с источниками

21.12-

24.12











Лист корректировки рабочей программы


Предмет Основы правовых знаний

Класс 6 Г

Учитель Трубникова С. Е.


2016- 2017 учебный год


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту









































































































































11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!