2. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного предмета «Функции помогают уравнениям» разработана на основе:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
Авторской программы: Лепехин Ю.В. Функции помогают уравнениям. Программа элективного курса. / Математика. 10-11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс / авт.-сост. Ю.В. Лепехин.- 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
Положение о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ педагогов, реализующих ФГОС СООО, МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой. Приказ № 40 от 27.02.2014 г.
Учебного плана МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района на 2016-2017 учебный год.
Основная образовательная программа среднего общего образования на 2014-2016 годы МБОУ «СОШ №1» пгт.Уренгой Пуровского района ( Приказ № 71 от 4 апреля 2014 г.)
Программа составлена для учащихся 11 класса МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района
Предлагаемый элективный курс «Функции помогают уравнениям» составлен на основе авторской программы заслуженного учителя РФ Ю.В. Лепехина с одноименным названием и является предметно-ориентированным и предназначен на два года обучения для реализации в 10 – 11 классах общеобразовательных учреждений для расширения теоретических и практический знаний учащихся.
Функциональная линия просматривается в курсе алгебры, начиная с 7 класса. Возникает потребность обобщить, дополнить и систематизировать вопросы, связанные с областью определения функции, множеством значений, четностью и нечетностью функций. Многие задания ЕГЭ требуют аккуратного применения вопросов, связанных с периодичностью функций, их монотонностью, нахождением промежутков убывания и возрастания, точек экстремума и экстремумов функций. К 11классу у обучающихся накапливается существенный арсенал различных математических функций.
Цель данного элективного курса – систематизация приемов использования свойств функций при решении уравнений и неравенств. Представить единым целым все вопросы, связанные с применением свойств математических функций при решении самых разнообразных математических задач. Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся. Формальная цель данного элективного курса – подготовить выпускников средней школы к сдаче ЕГЭ и продолжению образования в вузах, где дисциплины математического цикла относятся к числу ведущих, профилирующих. Эта прагматическая цель скрывает ряд других, возможно, более социально значимых целей, таких как:
повысить математическую культуру учащихся при решении уравнений и неравенств с использованием свойств функций;
облегчить процесс обучения выпускников методам решения более сложных задач, применяя характерные свойства функций;
приобщить школьников к творческому поиску, учить формулировать и исследовать проблему.
Задачи курса:
овладение системой знаний о свойствах функций;
формирование логического мышления учащихся;
вооружение учащихся специальными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному разделу;
формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой формированию логического мышления учащихся;
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.
Актуальность курса:
Полученные знания, умения и навыки способствуют повышению уровня математической подготовки, что поможет учащимся лучше освоить программу старшей школы;
Элективный курс дает широкие возможности для реализации уровневой дифференциации в обучении.
3. Общая характеристика учебного предмета
Программа данного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач, связанных со знанием свойств функций. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра и начала математического анализа.
Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания обучающихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений и применению их на практике.
Полученные навыки решения уравнений и неравенств необходимы учащимся для успешной подготовки к государственной итоговой аттестации и дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Уравнения и неравенства играют фундаментальную роль в большинстве разделов современной математики, без них не может обойтись ни физика, ни математическая статистика, ни экономика. Элективный учебный предмет «Функции помогают уравнениям» имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, исследовательских навыков.
Цели:
1. Формирование и развитие устойчивого интереса к предмету.
2. Развитие математических способностей, развитие абстрактного и логического мышления учащихся, а также обеспечение прочного и сознательного овладения системой математических знаний и умений, необходимых для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
3. Систематизация приемов использования свойств функций при решении уравнений и неравенств.
4. Воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
5. Освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной и профессионально-трудового выбора.
Задачи:
формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ;
повышение математической культуры учащихся при решении уравнений и неравенств с использованием свойств функций.
Формы:
Формы проведения занятий включают в себя лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером. Основной тип занятий исследовательский или частично – поисковый. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно - ориентированное обучение, ИКТ, тестовые методы.
По источникам знаний - словесный (лекция, беседа), наглядный (демонстрация плакатов, презентаций);
По характеру познавательной деятельности учащихся – объяснительно-иллюстративные, проблемное изложение, частично-поисковые (эвристические);
3. Методы отражающие основные способы познания, используемые в математике – логические методы познания (анализ, синтез,
индукция, дедукция, сравнение, аналогия, конкретизация, классификация, моделирование)
Педагогические технологии:
Личностно - ориентированные технологии обучения (разноуровневое обучение), информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающая, технология обучения на основе решения задач, проблемное обучение.
Формы контроля
Уровень достижений учащихся определяется в результате:
- наблюдения активности на практикумах;
- беседы с учащимися;
- анализа творческих, исследовательских работ;
- проверки домашнего задания;
- выполнение тестов;
- выполнения письменных работ.
Критерии оценки и самооценки:
Отметка «5» ставится, если:
Отметка «4» ставится, если:
учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет письменные задания прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Для работы в 11 классе используется учебное пособие Лепёхин Ю.В. «Функции помогают уравнениям» 10-11 классы. «Учитель». Волгоград. 2011 год. Данное учебное пособие рассмотрено и утверждено для использования в 11 классе в 2016-2017 учебном году на заседании МО учителей математики. Протокол № 11 от 06.04.2016 г. Данная рабочая программа предусматривает следующий вариант организации обучения: 2 часа в неделю, всего 68 часов. С учетом уровневой спецификации класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.
Ценностные ориентиры содержания элективного курса
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Личностные результаты:
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
расширение и систематизация знаний учащихся, которые позволяют осмысленно понимать теоретический материал, решать практические задачи из разных предметных областей.
Предметные результаты:
овладение системой знаний о свойствах функций, позволяющей применять их в различных предметных областях;
овладение нестандартными способами решения уравнений и неравенств;
овладение навыками описания процессов с помощью математических моделей – уравнений или неравенств;
Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Способы задания функции. Область ее определения и область значения функции (12 часов)
Определение функции, графика функции. Способы задания функций: графический, аналитический, табличный, параметрический, словесный. Область определения функции. Область значения функции. Историческая справка.
Основная цель – систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Функция», полученные ими в 7-10 классах; рассмотреть способы задания функций; дать историческую справку о введении термина «функция» и «график функции»; рассмотреть примеры на нахождение области определения и множества значений функции.
Тема 2. Основные свойства функций (18 часов)
Наибольшее и наименьшее значение функции. Четные и нечетные функции. Периодические функции. Свойство монотонности функций.
Основная цель – повторить основные свойства функции; научить обучающихся применять известные им свойства при исследовании более сложных функций и при решении задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции.
Тема 3. Использование области определения и множества значений функций при решении уравнений (10 часов)
Использование области определения функций при решении иррациональных, логарифмических, дробно рациональных уравнений. Графический способ решения уравнений.
Использование множества значений функций при решении уравнений. «Метод мажорант» (метод крайних). Равносильность уравнений. Решение задач с параметрами с учетом области значений функции.
Основная цель – научить применять равносильность уравнений при решении уравнений; свойства функций при решении уравнений, содержащих параметры.
Тема 4. Применение различных свойств функции к решению уравнений (14 часов)
Метод оценок при решении уравнений. Графический метод. Метод крайних значений Применение стандартных неравенств при решении уравнений.
Основная цель – выработать умение решать уравнения различного уровня сложности наиболее рациональным способом.
Тема 5. Применение свойств функций к решению неравенств (6 часов)
Использование области определения функций при решении иррациональных, логарифмических, дробно рациональных неравенств. Метод оценки при решении неравенств. Нахождение целого количества решений неравенства.
Основная цель – повторить известные способы решения неравенств. Показать на примерах решение сложных неравенств различными способами, связанных с необходимостью использования области определения и множества значений функции
Тема 6. Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям» (2 часа)
Решение уравнений и неравенств части С, предлагаемых на ЕГЭ.
Основная цель – расширить и систематизировать знания учащихся по теме «Функция», создать условия для более осмысленного понимания теоретических сведений и применению их на практике.
Тема 7. Подготовка к ЕГЭ (6 часов)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать:
понятие функции;
способы задания функции;
методы решения более сложных задач, применяя характерные свойства функций (область определения и множества значений функции; четность и нечетность, периодичность функции; свойство монотонности функций)
способы построения графиков функций, чтение графиков.
уметь:
решать задачи, связанные с областью определения функции, множеством значений, четностью и нечетностью функций, уравнения и неравенства с использованием свойств функций;
решать задачи на наименьшее и наибольшее значение функции;
строить графики функций с использованием свойств функций;
исследовать функцию по заданному графику.
Учащийся должен владеть:
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;
усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;
применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;
проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
овладеть исследовательской деятельностью.
При решении задач данного курса одновременно активно реализуются основные методические принципы:
принцип параллельности – следует постоянно держать в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь;
принцип вариативности – рассматриваются различные приемы и методы решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и исследовательской работы;
принцип самоконтроля – невозможность подстроиться под ответ вынуждает делать регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач;
принцип регулярности – увлеченные математикой дети с удовольствием дома индивидуально исследуют задачи, т. е. занятия математикой становятся регулярными, а не от случая к случаю на уроках.
принцип последовательного нарастания сложности.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Способы задания функции. Область ее определения и область значения функции. | 12 часа |
2 | Основные свойства функций (четность и нечетность, периодичность, монотонность). | 18 часов |
3 | Использование области определения и множества значений функций при решении уравнений. | 10 часов |
4 | Применение различных свойств функции к решению уравнений. | 14 часов |
5 | Применение свойств функций к решению неравенств. | 6 часа |
6 | Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям». | 2 часов |
7 | Подготовка к ЕГЭ (решение задач из различных сборников по ЕГЭ) | 6 часов |
| Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема, раздел урока | Кол-во часов | Дата проведения | Тип урока | Целевая установка | Формы организации учебной деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС СОО) |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Способы задания функции. Область ее определения и область значения функции (12 часов). |
1 | Способы задания функции | 1 | | Урок усвоения новых знаний( более углубленно). | Создать условия учащимся для -формирования представлений о числовой функции, её свойствах: монотонности, наибольшем и наименьшем значениях, ограниченности и непрерывности; об обратной функции; о графике функции; -формировании умений описывать свойства функции, строить её график; -развития функционально-графических представлений; -развития умения обобщать и систематизировать теоретические знания по темам раздела, способы решения задач. | Учебная, познавательная, индивидуальная, коллективная. | Знают понятие числовой функции, способы её задания: аналитический, графический, табличный. Умеют задавать функции любым способом, распознавать функции различных видов по формулам и графикам, строить графики. | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Могут объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. |
2 | Способы задания функции | 1 | | Урок комплексного применения знаний и умений | Познавательная, рефлексивная, групповая. | Знают способы задания функций: аналитический, графический, табличный, основные виды числовых функций. Умеют задавать функции любым способом и строить графики. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: владеть общим приёмом решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. | Умеют аргументировано отвечать на поставленные вопросы; могут осмыслить ошибки и их устранить. |
3-6 | Область определения и множество значений функции | 4 | | Применение и совершенствование знаний | Познавательная, рефлексивная, групповая. | Уметь точно и грамотно формулировать теоретические положения; -уметь находить область определения функции; -уметь находить множество значений функции; -решать уравнения , используя область определения и множество значений функции | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: владеть общим приёмом решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. | Умеют аргументировано отвечать на поставленные вопросы; могут осмыслить ошибки и их устранить. |
7-12 | Задачи на нахождение области определения и множества значений функции | 6 | | Применение и совершенствование знаний | Учебная, познавательная, коллективная. | Уметь находить область определения функции; -уметь находить множество значений функции; -раскладывать квадратный трехчлен на множители; -решать уравнения и неравенства | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: контролировать действие партнёра. | Умеют аргументировано отвечать на поставленные вопросы; могут осмыслить ошибки и их устранить |
Основные свойства функций (18 часов) |
13-18 | Наибольшее и наименьшее значение функции. | 6 | | Урок комплексного применения знаний и умений | Создать условия учащимся для -формирования представлений о числовой функции, её свойствах: монотонности, наибольшем и наименьшем значениях, ограниченности и непрерывности; об обратной функции; о графике функции; -формировании умений описывать свойства функции, строить её график; -развития функционально-графических представлений; -развития умения обобщать и систематизировать теоретические знания по темам раздела, способы решения задач. | Учебная, индивидуальная, коллективная | Уметь находить наибольшее и наименьшее значения функции на некотором множестве | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Могут составить план выполнения построений, привести примеры, сформулировать выводы. |
19-22 | Четные и нечетные функции | 4 | | Комбинированный | Познавательная, рефлексивная, групповая. | Уметь точно и грамотно формулировать теоретические положения; -уметь доказывать четность или нечетность функции; -исследовать функции на четность и нечетность, строить графики | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: владеть общим приёмом решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. | Могут на основе комбинирования раннее изученных алгоритмов и способов действия решать нетиповые задачи, выполнять продуктивные действия эвристического типа. |
23-26 | Периодические функции | 4 | | Комбинированный | Познавательная, рефлексивная, групповая. | Уметь точно и грамотно формулировать теоретические положения; исследовать функции на периодичность, строить графики | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Умеют формировать вопросы, задачи, создавать проблемную ситуацию. |
27-30 | Свойство монотонности функций | 1 | | Применение и совершенствование знаний | Учебная, познавательная, коллективная, индивидуальная. | Уметь точно и грамотно формулировать теоретические положения; - исследовать функции, используя свойства монотонности, строить графики; -уметь решать уравнения, используя свойства монотонности | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Могут составить план выполнения построений, привести примеры, сформулировать выводы. |
Использование области определения и множества значений функций при решении уравнений (10 часов) |
31-40 | Использование области определения и множества значений функций при решении уравнений | 10 | | Комбинированный | Создать условия учащимся для -формирования представлений о числовой функции, её свойствах: монотонности, наибольшем и наименьшем значениях, ограниченности и непрерывности; об обратной функции; о графике функции; -формировании умений описывать свойства функции, строить её график; -развития функционально-графических представлений; -развития умения обобщать и систематизировать теоретические знания по темам раздела, способы решения задач. | Познавательная, рефлексивная, групповая. | Уметь решать уравнения, используя область определения функции и область значения функции | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: владеть общим приёмом решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. | Могут на основе комбинирования раннее изученных алгоритмов и способов действия решать нетиповые задачи, выполнять продуктивные действия эвристического типа. |
Применение различных свойств функции к решению уравнений (14 часов) |
41-44 | Применение различных свойств функции к решению уравнений | 4 | | Комбинированный | Создать условия учащимся для -формирования представлений о числовой функции, её свойствах: монотонности, наибольшем и наименьшем значениях, ограниченности и непрерывности; об обратной функции; о графике функции; -формировании умений описывать свойства функции, строить её график; -развития функционально-графических представлений; -развития умения обобщать и систематизировать теоретические знания по темам раздела, способы решения задач. | Познавательная, рефлексивная, групповая. | Уметь решать уравнения , применяя различные свойства функции | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: владеть общим приёмом решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. | Могут на основе комбинирования раннее изученных алгоритмов и способов действия решать нетиповые задачи, выполнять продуктивные действия эвристического типа. |
45-50 | Метод оценок при решении уравнений | 6 | | Комбинированный | Познавательная, рефлексивная, групповая. | Уметь решать уравнения , применяя метод оценок | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: владеть общим приёмом решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. | Могут на основе комбинирования раннее изученных алгоритмов и способов действия решать нетиповые задачи, выполнять продуктивные действия эвристического типа. |
51-54 | Применение стандартных неравенств при решении уравнений | 4 | | Применение и совершенствование знаний | | Уметь применять стандартные неравенства при решении уравнений | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Могут составить план выполнения построений, привести примеры, сформулировать выводы. |
Применение свойств функций к решению неравенств (6 часов) |
55-60 | Применение свойств функций к решению неравенств | 6 | | Применение и совершенствование знаний | Создать условия учащимся для -формирования представлений о числовой функции, её свойствах: монотонности, наибольшем и наименьшем значениях, ограниченности и непрерывности; об обратной функции; о графике функции; -формировании умений описывать свойства функции, строить её график; -развития функционально-графических представлений; -развития умения обобщать и систематизировать теоретические знания по темам раздела, способы решения задач. | Учебная, познавательная, коллективная, индивидуальная. | Уметь применять свойства функции к решению неравенств | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Могут составить план выполнения построений, привести примеры, сформулировать выводы. |
Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям» (2 часа) |
61-62 | Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям» | 2 | | Применение и совершенствование знаний | Создать условия учащимся для -формирования представлений о числовой функции, её свойствах: монотонности, наибольшем и наименьшем значениях, ограниченности и непрерывности; об обратной функции; о графике функции; -формировании умений описывать свойства функции, строить её график; -развития функционально-графических представлений; -развития умения обобщать и систематизировать теоретические знания по темам раздела, способы решения задач. | Учебная, познавательная, коллективная, индивидуальная. | Уметь решать нестандартные задания | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Могут составить план выполнения построений, привести примеры, сформулировать выводы. |
Подготовка к ЕГЭ (решение задач из различных сборников по ЕГЭ)(6 часов) |
63-68 | Решение задач из различных сборников по ЕГЭ | 6 | | Урок систематизации и обобщения знаний и умений. | Создать условия учащимся для -обобщения и систематизации знаний курса алгебры за 7-11 классы; -формирования понимания возможности использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; -формирования умения интегрировать знания из различных областей наук в личный опыт, в том числе самостоятельно полученные в результате совместной деятельности с одноклассниками и учителем. | Рефлексивная, работа в парах, групповая, индивидуальная. | Умеют демонстрировать теоретические знания и практические навыки по темам 7-11 классов. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: владеть общим приёмом решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект для учителя
1. Ю.В. Лепёхин. Математика 10 - 11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс / автор – составитель Ю.В. Лепёхин. – Волгоград: Учитель, 2011 год.
2. А.Л Семенов ЕГЭ 2012. Математика. ЕГЭ. 4000 задач с ответами по математике. Все задания группы Экзамен, 2015
3. В.С Высоцкий ЕГЭ 2012. Математика. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ.. Экзамен, 2011
4. В.С Панферов ЕГЭ 2012. Математика. 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С. Экзамен, 2012
Учебно-методический комплект для ученика
1. Ю.В. Лепёхин. Математика 10 - 11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс / автор – составитель Ю.В. Лепёхин. – Волгоград: Учитель, 2011 год.
Дидактические средства обучения
Таблицы, тестовые задания по темам, тренажеры, дидактические материалы - индивидуальные карточки-задания.
Технические средства обучения
Персональный компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска
Средства телекоммуникации
Локальная сеть, интернет.
Интернет-источники
Открытый банк задач ЕГЭ:
http://mathege.ru
http://alexlarin.net/ege/matem/main.html
http://www.fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html
Он-лайн тесты:
http://uztest.ru/exam?idexam=25
http://egeru.ru
http://reshuege.ru/
http://alexlarin.net/ege/matem/main.html
Список литературы
1. Ю.В. Лепёхин. Математика 10 - 11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс / автор – составитель Ю.В. Лепёхин. – Волгоград: Учитель, 2011 год.
2. А.Л Семенов ЕГЭ 2015. Математика. ЕГЭ. 4000 задач с ответами по математике. Все задания группы Экзамен, 2015
3. В.С Высоцкий ЕГЭ 2012. Математика. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ.. Экзамен, 2011
4. В.С Панферов ЕГЭ 2012. Математика. 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С. Экзамен, 2012
5. М.И. Сканави, Сборник задач по математике для поступающих во втузы. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование, Альянс-В, 2010 .
6. С. Шестаков. Замени функцию. // Математика. 2002, №8.
18