СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «За здоровый образ жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Элективный курс «Здоровый образ жизни» для 9 класса рассчитан на 9 часов  из школьного компонента учебного базисного плана (0,25 ч.). В программе курса рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «За здоровый образ жизни»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тимирязевская основная общеобразовательная школа

Каменского муниципального района»

Воронежской области



Утверждена приказом

Рассмотрена

на ШМО учителей предметников

Протокол №1

от «21 » августа 2017 г.

Руководитель ШМО:
___________ Свешникова Л.В.









директора школы

_____________ Л.И.Свистунова

Приказ №199 от « 21» августа 2017г.





Рабочая программа элективного курса

«За здоровый образ жизни»

9 класс

Разработана

Цымбал Д.А..

учителем ОБЖ первой

квалификационной категории



2017 - 2018 уч. год

Пояснительная записка

   Элективный курс «Здоровый образ жизни» для 9 класса рассчитан на 9 часов из школьного компонента учебного базисного плана (0,25 ч.). В программе курса рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. Человечество в целом и каждый человек как индивидуум растет и развивается, взаимодействуя с окружающей средой – природной, антропогенной, социальной, производственной. Человек живет в определенной культурной среде, которая включает материальные и духовные ценности, созданные рядом поколений людей. Темы курса помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, понять, что человек – это часть природы, его назначение – понять законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами.

Целью данного элективного курса «За здоровый образ жизни» является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение возможностей человека в современном обществе. Своим появлением направление курса обязательно все более четкому осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса. Решая проблему за счет интеграции, данный курс обеспечивает активное включение учащихся в творческую работу, поиск.

Задачи курса:

- Развитие интереса к получению знаний о человеке как явлении природы.

- Формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухудшающейся окружающей среде, наносящей ущерб здоровью людей.

- Формирование негативного отношения к вредным привычкам.

- Формирование адекватного поведения учащихся, направленного на выздоровление в случае заболевания.

- Знакомство с основами правильного питания.

- Развитие творческого потенциала учащихся: умение выполнять рефераты, исследовательскую и практическую работы по темам курса.


Результаты освоения конкретного учебного курса

Учащиеся должны знать:

1.Что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни.

2.Последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека.

3.Традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека.

4.Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья.

5. Понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида.

6.Понятие социально – психологической среды и предъявляемые ею требования к современному человеку.

7.Влияние вредных привычек на состояние здоровья человека.

8. Основные требования к охране труда.

9. Что такое рациональное питание.

10. Влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека.

11. Меры по улучшению качества окружающей среды.


Учащиеся должны уметь:

1.Объяснить необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.

2.Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «болезнь».

3.Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности.

4.Объяснить связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.

5. Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры.

6. Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека.

7. Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.

8. Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.

9. Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности.

10. Уметь сказать «нет!» вредным привычкам.



Критерии оценки

Оценивание учебных достижений при освоении программ элективных курсов осуществляются оценочным методом, в соответствии с порядком и требованиями, установленными МКОУ «Тимирязевская ООШ» на заседании педагогического совета от 22.06.2015г. протокол № 7

Оценка результатов изучения элективных курсов.

1. По окончании изучения элективных курсов обучающиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры.

2. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки:

- контроль достижений учащихся осуществляется в оценочной форме.

3. Методы контроля текущей успеваемости учащихся:

- наблюдение активности на занятиях;

- беседа с учащимися;

- анализ творческих, исследовательских работ;

- результаты выполнения диагностических тестовых заданий и контрольных работ.

4. Методы итогового контроля:

- итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по мере завершения его изучения в форме зачета, творческой работы, теста, защиты проекта или реферата и т.д.


Критерии оценки:


Оценка «пять»

Учащийся полностью освоил темы занятий элективного курса, умеет ориентироваться в поставленных ему вопросах и правильно отвечать на них, не имеет пропусков занятий. В течение всего элективного курса проявлял интерес к заданным темам, активно вёл себя на занятиях. Творческая или исследовательская работа выполнена наглядно, с соблюдением допустимого времени для ответа, минимального количества информирующего текста. На поставленные вопросы по теме презентации или реферата отвечает чётко и кратко. Умеет дискутировать с аудиторией и выражать свою точку зрения. Домашнее задание выполнено полностью.

Оценка «четыре»

Учащийся полностью освоил темы занятий элективного курса, умеет ориентироваться в заданных ему вопросах, но недостаточно полно отвечает на них. Не имеет пропусков занятий. В течение всего элективного курса проявлял интерес к заданным темам, не всегда активно вёл себя на занятиях. Творческая или исследовательская работа выполнена наглядно, но без соблюдения допустимого времени для ответа. На поставленные вопросы по теме презентации или реферата отвечает не чётко. Умеет выразить свою точку зрения в заданном вопросе. Домашнее задание выполнено не полностью.

Оценка «три»

Учащийся не полностью освоил темы занятий элективного курса, не умеет ориентироваться и правильно отвечать на поставленные ему вопросы, имеет несколько пропусков занятий. В течение всего элективного курса не проявлял интереса к заданным темам, не всегда активно вёл себя на занятиях. Творческая или исследовательская работа выполнена не наглядно, без соблюдения допустимого времени для ответа. На поставленные вопросы по теме презентации или реферата затрудняется ответить. Домашнее задание не выполнено.

Оценка «два»

Учащийся не освоил темы занятий элективного курса, не умеет ориентироваться и правильно отвечать на поставленные ему вопросы, имеет пропуски всех или нескольких занятий. В течение всего элективного курса не проявлял интереса к заданным темам, на занятиях вёл себя неактивно. Творческая, исследовательская работа, домашнее задание не выполнена.


Содержание курса

Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности. Темы курса дают учащимся определенные знания об опасных заболеваниях, которые могут повредить здоровью. Тематика курса помогает школьникам осознать себя в окружающем мире, понять, что здоровье – это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен относиться бережно к себе и своему здоровью. Все темы курса помогают учащимся в осознании того, что человек – это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические потребности, а с другой стороны, человек – это личность. Курс направлен на максимальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни. Преподавание курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно – семинарской системы занятий, конференции, дискуссий, исследовательской работы учащихся. Применение разнообразных форм учебно – познавательной деятельности позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Заканчивается курс обобщающими уроками, на которых учащиеся выступают со своими исследовательскими работами по одной из тем курса.

Учебно – тематический план


№ п∕п

Дата

Тема занятий

Количество часов

Задачи

Формы занятия

Домашнее задание


Прим.

Факт.

1

01.09-06.09

04.09

Введение. Предмет и задачи курса «За здоровый образ»

1

Помочь учащимся уяснить новое понятие «валеология», связать это с понятием «экология».

Беседа, рассказ учителя.

Знать определения, подобрать вырезки из газет о влиянии погоды на состояние здоровья.

2

07.09 - 13.09

11.09

Психика и здоровье. Механизмы психической защиты.

1

Показать учащимся, что умение владеть собой – залог дальнейших правильных отношений с окружающими

Рассказ, беседа.

Подобрать примеры из литературы о подобных явлениях в жизни человека.

3

14.09 - 20.09

18.09

Здоровый образ жизни: творчество и долголетие.

1

Помочь учащимся выяснить причины ранней смерти, увидеть связь здорового, активного образа жизни с долголетием.

Беседа, семинар.

Не задано

4

21.09 – 27.09

25.09

Жизнь в экстремальных условиях.

1

Выяснить, какие условия в жизни являются экстремальными, показать, как они влияют на состояние здоровья человека.

Беседа, сообщения учащихся.

Подготовить сообщения: энцефалит, малярия, туляремия.

5

28.09 – 04.10

02.10

Природная среда – источник инфекционных заболеваний.

1

Помочь учащимся выяснить понятия – инфекционные болезни, а также выяснить причины заболевания ими человека.

Беседа, рассказ.

Не задано

6

05.10 - 11.10

09.10

Культура питания.

1

Привлечь внимание к здоровому образу жизни как фактору, который более чем на 50 % определяет здоровье и долголетие человека; пробудить потребность соблюдать требования здорового образа жизни.

Тестирование, беседа, рассказ учителя.

Подготовить сообщения о закаливающих факторах, лечении музыкой.

7

12.10 – 18.10

16.10

Лечение музыкой.

1

Помочь учащимся выяснить влияние классической и рок – музыки на настроение, работоспособность, здоровье.

Беседа, сообщения учащихся, прослушивание музыкальных произведений.

Прослушайте любое музыкальное произведение и опишите ваше эмоциональное ощущение.

8

19.10 – 25.10

23.10

Алкоголизм, табакокурение, наркомания – болезни химической зависимости.


1

Пробудить у учащихся сознательные установки на здоровый образ жизни.

Рассказ, беседа; сообщения учащихся;

Подготовить презентацию по теме «За здоровый образ жизни»

9

26.10 – 01.11

30.10

Защита презентаций по теме «За здоровый образ жизни»

1

Выступление по одной из тем курса.

Презентация

Не задано




Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса


Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Устройства вывода звуковой информации – колонки для озвучивания всего класса.


Список литературы


1 .В.В.Гаевая «За здоровый образ жизни». – Волгоград: Учитель, 2009.-165с.

2.Т. И. Магомедова Л.Н. Канищева « Формирование здорового образа жизни», Волгоград 2007.

3. А. Г. Макеева « Разумный выбор», Москва 2006.

4. А. Г. Макеева « Педагогическая профилактика наркотизма школьников», Москва 2006.

5.Н.Д.Андреева «Основы рационального питания. Нормы питания.» Биология в школе, №7,2004г.
6.Ю. В. Жданов,В. М. Назаренко «Формирование здорового образа жизни. Практические работы» Биология в школе №2 2004г.
7.В. И. Касаткина «Педагогика здоровья»,М.,Линка-Пресс, 1999 г.
8.Н. П. Майорова, Е.Е.Чепурных, С.М. Шурух «Обучение жизненно важным навыкам»,С.Петербург,2002г.
9.Н.Е.Макарова «Раздельное питание»,Минск,Харвест,1998г.
10.А.Микитин «Азбука питания»,Ростов-на-Дону «Феникс»,1998 г.
11.В.С.Рохлов «Школьный практикум. Биология. Человек», М.,Дрофа,1998г.
12.Газета «Биология»
13.Б.Н.Чумаков «Валеология»,Москва,1997г.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся

1.Б.Т.Величковский,В.И.Кирпичев,И.Т.Суравегин «Здоровье человека и окружающая среда»,Москва, Издательство «Новая школа»,1997 г.
2.Л.Розенблат «Симфония жизни»,Москва,1990г.
3. В.С.Рохлов «Школьный практикум.Биология.Человек» , М.,Дрофа,1998г.
4. Газета «Биология»
5.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии»,Москва,Просвещение,1997г.
6.А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин «Основы медицинских знаний»,Москва,Просвещение,2001г.



   Программные средства

1.      Операционная система Windows ХР.

2.      Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837

3.      Программа-архиватор WinRar.

4.      Интегрированное офисное приложение Мs Office 2010.

5.      Мультимедиа проигрыватель.


Интернет-ресурсы


1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал. http://www.school.edu.ru/

2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"

5. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  


















Приложение №1

Объяснительная записка








Скачать

© 2017 570 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!