МБОУ Шумячская СОШ им.В.Ф.Алешина
«
Рассмотрена | Согласована | Утверждена |
на заседании ШМО учителей истории и обществознания ___________ / Н.Ф. Степанова/ | Заместитель директора по УВР ______________/ Н.А.Богатырева/ | Директор школы: _____________ / И.Н. Кухаренкова/ |
Элективный курс
«Теория и практика подготовки к ЕГЭ
по обществознанию», 11 класс
Рабочая программа учителя
истории и обществознания
Степановой Надежды Федоровны
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка:
Программа элективного курса «Теория и практика подготовки к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.
Цель курса: совершенствование методики преподавания обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ
Задачи курса:
Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
Содержание курса включает:
Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;
Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.
Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
Научиться систематизировать и углубить теоретические знания учащихся по ключевым позициям курса;
Ориентироваться в механизмах заданий уровня А, В, С.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Содержание программы:
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (15 ч.).
2.1 Содержательные линии "Человек и общество": ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч).Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях "Человек. Познание" (3 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации) Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
2.3 "Социальные отношения": обзор основных позиций, сложные вопросы (3 ч).
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Содержательная линия "Экономика" (3 ч.).
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия "Политика"(5 часов)
Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (3 ч.). Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному блоку. Тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.
2.6 "Право": основные теоретические положения содержательной линии (3ч.).
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.
Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ
3.1 Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1 (А): на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 (В) с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2 Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4
С1-С4 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
3.3 Специфика заданий С5-С8
С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.
3. 4 Эссе как творческая работа выпускника
С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
3.5 Итоговая контрольная работа (1ч.)
Учебно-тематический план курса, 34 часа
№ | Тема занятия | Кол-во час | Тип занятия |
1 | Введение. ЕГЭ по обществознанию | 1 | Вводная лекция |
2 | Структура и содержание экзаменационной работы | 1 | практикум |
3 | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ 2017-2018 | 1 | (промежуточный контроль) |
4 | Содержательные линии «Человек и общество». | 1 | Лекция |
5 | Ключевые понятия «Человек и общество» | 1 | Семинар |
6 | Тренинг по линии «Человек и общество» | 1 | Тренинг |
7 | Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа. | 1 | Практикум |
8 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | 1 | лекция |
9 | Особенности заданий на выбор из двух суждений «Познание» | 1 | практикум |
10 | Задания на сравнение близких понятий «Познание» | 1 | тренинг |
11 | Задания на завершение схем «Познание» | 1 | практикум |
12 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций | 1 | лекция |
13 | Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. | 1 | Лабораторная работа |
14 | Особенности заданий с выбором одного варианта ответа «Социальные отношения» | 1 | практикум |
15 | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» | 1 | лекция |
16 | Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений «Экономика» | 1 | семинар |
17 | Специфика заданий на классификацию «Экономика» | 1 | практикум |
18 | Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика» | 1 | практикум |
19 | Содержательная линия «Политика». | 1 | лекция |
20 | Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов линии «Политика» | 1 | семинар |
21 | Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Линия «Политика» | 1 | практикум |
22 | «Право»: основные теоретические положения | 1 | лекция |
22 | Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию. | 1 | семинар |
23 | Структура и специфика заданий на анализ документа по линии «Право» | 1 | практикум |
24 | Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия по линии «Право» | 1 | практикум |
25 | Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ | 1 | лекция |
26 | Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения | 1 | Практикум, промежуточный контроль |
27 | Общая характеристика заданий части 3 (С). | 1 | лекция |
28 | Особенности заданий С1-С4 2 | 1 | практикум |
29 | Специфика заданий С5-С8 | 1 | семинар |
30 | Эссе (С9) как творческая работа выпускника | 1 | практикум |
31 | Структура и специфика заданий на анализ документа | 1 | семинар |
32 | Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. | 1 | семинар |
33-34 | Итоговое занятие | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ |
Литература
1.Общая методика преподавания обществознания в школе. Л.Н.Боголюбов.М. «Дрофа». 2008
2. Обществознание в схемах и таблицах. А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина.- М.: Эксмо,2013.-368с.
3. Обществознание в таблицах и схемах. Авт. Составитель Сазонова Т.Г.-С. Петербург,2005
4.Обществознание. Репетитор. А.Ю. Лазебникова и др. –М.: Просвещение, 2007.- 176с.
5.Обществознание: 11 класс.: Контрольные и проверочные работы/ П.А.Баранов, А.В.Воронцов.-М.: «Издательство АСТ»,2002.-288с
6.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ П.А.Баранов, А.В.Воронцов и др.- М.: АСТ: Астрель,2010.-478с.
7.Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». Е.Н.Захарова.-М.: Школа-Пресс,1998.-144с
Д.А., Шарагин И.А..-М.:Гуманит. Изд.Центр Владос,1999.-208с
9.Обществознание. Полный комплект пособий для подготовки к ЕГЭ. Полный экспресс-репетитор. П.А Баранов.-М.: Астрель, 2012.
10 .Обществознание. Экспресс-репетитор. Для подготовки к ЕГЭ: «Человек», «Познание» /П.А Баранов. -М.: Астрель, 2009.с158
11. ЕГЭ 2014 Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / А.Ю Лазебникова, М.Ю.Брандт.-М.: «Экзамен»,2014.104с
12.Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационной работы для подготовки к ЕГЭ/П.А.Баранов, С.В.Шевченко, под ред. П.А.Баранова.-М.: Астрель.2011.638с
Интернет-ресурсы по обществознанию
Образовательные стандарты
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/
Образовательные стандарты, примерные программы.
Методика преподавания
http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm
Электронное пособие по курсу «Человек и общество» для 10-11-х классов. Таблицы, иллюстрации, схемы.