Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Титаревская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим объединением учителей естественно – математического цикла Протокол № ____ от __________ Руководитель МО _______________ На методическом совете протокол № ___ от ___________ | | Утверждена приказом МКОУ Титаревской СОШ № ____ от _________ 2015г. Директор ____________ /Власенко В.И./ |
Рабочая программа
элективного курса образовательной области
«Математика»
«Преобразование графиков элементарных функций»
9 класс
2015 -2016 учебный год
Составитель: учитель математики
Куликова Татьяна Сергеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс основной школы предусматривает изучение элементарных функций. Изучение поведения функций и построение их графиков являются важным разделом школьного курса. Существуют различные способы задания функции: аналитический, табличный, словесный, графический. Иногда график является единственно возможным способом задания функции. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать сложные задачи, а иногда является единственным средством их решения.
Однако количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полно объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции.
Цель данного элективного курса - систематизация знаний и углубленное изучение свойств функций и их графиков, методов построения их графиков, подготовка учащихся к выполнению заданий КИМов государственной итоговой аттестации, связанных с функциями.
Основные задачи данного курса:
- углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- выявить и развить их математические способности;
- расширить математические представления учащихся о приёмах и методах построения графиков.
- повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
- развитие навыков исследовательской деятельности,
- обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Вопросы, предлагаемые для изучения, интересны и доступны учащимся 9 класса, требуют знаний только базового курса. Уровень сложности таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число школьников.
Материал для занятий подобран таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать красоту построения графиков, подчеркнуть эстетические аспекты, показать связь с другими областями знаний (например, физика, экономика).
Традиционные формы занятий могут применяться наряду с написанием рефератов. Планируется организация разных форм деятельности учащихся: индивидуальной и групповой, коллективной.
Знания, полученные на занятиях данного элективного курса, могут быть применимы для успешного построения графиков сложных функций, исследования функций и построения графиков.
Ожидаемые результаты
По окончании курса учащиеся должны
знать: - методы построения графиков функций
уметь: построить график не только элементарных функций, но и более сложных.
Прохождение курса поможет учащимся в выборе профиля обучения в 10 классе.
Основное содержание
I. Функция. Основные элементарные функции
Основная цель – обобщить все имеющиеся у учащихся знания об элементарных функциях, их графиках, способах задания, функции, области определения и области значений.
Основное содержание : 1. Определение функции, Д(f), Е(f).
Способы задания функций.
Соединение элементарных функций с помощью арифметических действий.
II. Преобразование графиков функций
Основная цель — расширить представление учащихся о приемах построения графиков, актуализация знаний и умений.
Основное содержание: 1. Построение графика по точкам.
2. Сдвиг графика в системе координат.
3. Построение графика методом введения вспомогательной системы координат.
4. Построение графика методом сдвига осей.
5. Сжатие и растяжение.
III. Построение графиков с модулем
Основная цель — познакомить учащихся с основными приемами построения графиков, содержащих модули. Привлечь внимание к эстетической стороне данного вида деятельности. Предусмотреть возможность творчества учащихся.
Основное содержание: 1. Актуализация базовых знаний и умений. Мотивация цели предстоящей работы.
2. Демонстрация приемов построения графиков на примерах упражнений.
IV. Графики функций вида у = 1/f(х)
Основная цель — показать связь между графиками многочлена у = f(х) и дробно-рациональной функции у = 1/f(х); исследовать (на наглядном уровне) поведение этой функции при стремлении знаменателя к нулю и при неограниченном (по модулю) возрастании знаменателя.
Основное содержание: 1. Разъяснение приема на примере графиков функций у = х2 – 1 и у = 1/f(х).
2. Упражнения (вариации, дополнительные условия).
3. Выполнение заданий на готовом чертеже.
V. Целая и дробная части числа
Основная цель — познакомить учащихся с двумя важными функциями, которые принципиально отличаются от известных им элементарных функций как характером зависимости между переменными, так и графическими изображениями.
Основное содержание: 1. Определение целой и дробной частей числа.
2. График функции “целая часть числа”.
3. График функции “дробная часть числа”.
VI. Функции в экономике
Основная цель — показать, что многочисленные величины, характеризующие экономические процессы, существуют не изолированно друг от друга, а очень тесно друг с другом связаны.
Основное содержание: 1. Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике.
2. Функции спроса.
Учебно - тематический план
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | Функция. Основные элементарные функции | 2 |
2 | Преобразование графиков функций | 7 |
3 | Построение графиков с модулем | 2 |
4 | Графики функций вида у = 1/f(х) | 2 |
5 | Целая и дробная части числа | 2 |
6 | Функции в экономике | 2 |
| Резерв | 1 |
| Всего: | 18 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
- должны иметь элементарные умения строить графики повышенного уровня по сравнению с обязательным уровнем сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при строении графиков, правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
В результате изучения данного курса учащиеся:
должны знать:
- понятие функции:
- способы задания функций;
- методы построения графиков функций
- понятие модуль числа;
- методы построения графиков с модулями;
- математически определенные функции могут описывать реальные зависимости и процессы;
- приводить примеры таких зависимостей и процессов.
должны уметь:
- уметь находить область определения функции;
- уметь находить множество значений функции;
- строить графики функций по точкам:
- уметь строить графики с помощью преобразований;
- уметь строить графики с модулем;
- уметь читать и строить кусочные функции;
- уметь находить значение функции по графику
Календарно-тематическое планирование:
№ | Тема | ч | Дата по плану | Дата факт. |
| Функция. Основные элементарные функции |
-
| Понятие функции и графика функции. Способы заданий функции | 1 | | |
-
| Основные элементарные функции | 1 | | |
| Преобразование графиков функций | |
-
| Преобразование графиков. Построение графиков по точкам | 1 | | |
-
| Перенос вдоль оси ординат. Перенос вдоль оси абсцисс. | 1 | | |
-
| Сжатие и растяжение вдоль оси ординат и вдоль оси абсцисс | 2 | | |
-
| | |
-
| Действия над функциями. Сумма и разность функций | 1 | | |
-
| Произведение функций | 1 | | |
-
| Частное двух функций | 1 | | |
| Построение графиков с модулем |
-
| Построение графиков с модулем | 2 | | |
-
| | |
| Графики функций вида у = 1/f(х) |
-
| Графики функций вида 1/f(х) | 2 | | |
-
| | |
| Целая и дробная части числа |
-
| Определение целой и дробной части числа. Построение графиков функций | 2 | | |
-
| | |
| Функции в экономике |
-
| Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике | 1 | | |
-
| Функции спроса | 1 | | |
-
| Резерв | 1 | | |
Список используемой литературы
Ершов Л.В., Райхлист Р.Б. построение графиков функций. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984г.
Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса по математике Сост. И.Б. Данкова Москва 2006г.
Гельфанд Н.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э. Функции и графики. М.: Наука, 1965 г.
3. Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. /Под ред. Г.В.Дорофеева. – М.: Дрофа,2000 г.
4. Доморяд А.П. Математические игры и развлечения. М.: Издательство фи.-мат. литературы, 1961 г.
5.Гончаров В.Л. Элементарные функции действительного переменного /Энциклопедия элементарной математики. Т.3. М.- Л.: Гостехиздат, 1952 г.
6. Ж. “Математика в школе” № 10, 2002 г.