СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся  3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения к природе, практических умений и навыков, а также личностных качеств учеников начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« средняя Общеобразовательная школа № 2»

г. Тарко-Сале ПуровскОГО районА










Рабочая программа

для внеурочной деятельности

«Экологическое образование учащихся

3-4 классов на основе

краеведческого материала»








Составила: Макарова Лариса Ивановна

учитель начальных классов
















г. Тарко–Сале

2015 - 2017


Пояснительная записка


Последние десятилетия проблемы экологического образования становятся всё более актуальными. Его важная цель – воспитание ответственности человека по отношению к среде своего обитания. Человечество не просто должно выжить, но сохранить всё лучшее – духовное, нравственное, что создано им на протяжении всей истории человечества.

Экологическое воспитание в современном образовании возложено на естественнонаучные предметы, которые недостаточно развивают эмоционально-чувствительную сферу, являющуюся одним из оснований ответственного отношения к социоприродной среде. В гуманитарных дисциплинах заложен большой воспитательный потенциал, формирующий эмоционально-чувственную сферу. Один из благоприятных периодов её развития – младший школьный возраст, поэтому особенно эффективным в формировании ответственного отношения является использование художественно- эстетических средств, в том числе художественной литературы.

Особо, важное значение приобретает использование на уроках в начальной школе региональной художественной литературы, поскольку имеющихся в традиционном экологическом образовании средств для формирования ответственного отношения недостаточно.

Писатели региона эмоциональнее, образнее отображают родную природу, так как живут этой природой, дышат этим воздухом, экономически и духовно связаны с родным краем. Ученикам младших классов, жизнедеятельность которых связана с социоприродной средой, описываемой в художественной литературе, проще и легче учиться любви через произведения писателей региона. Средства региональной художественной литературы мотивируют учеников к природоохранной деятельности, к восприятию красоты природы, воспитывают ответственность и бережное отношение к ней.

Вышеизложенные представления послужили основаниями для разработки кружка «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала».

Целью явилось формирование ответственного отношения к природе, практических умений и навыков, а также личностных качеств учеников начальных классов.

В учебно-воспитательном процессе кружок призван выполнять развивающую, культурологическую функции, благоприятствовать формированию эмоционально- чувственной сфере учащихся, а также становлению умений и навыков экологически обоснованной деятельности.

Содержательными линиями кружка послужили: культурологическая, краеведческая, экологическая.

В основу кружка заложен процесс интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, обусловленный следующими факторами:

  • характер взаимодействия природы и общества;

  • интеграцией наук о природе и обществе;

  • состоянием экологического образования в начальной школе;

  • особенностью мировосприятия учащихся начальной школы.

Отбор и структурирование материала кружка производится в соответствии с определёнными принципами:

  • интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания (взаимосвязь и взаимодействие разных аспектов знаний);

  • природосообразности (учёт этнопсихологических, возрастных и национальных особенностей обучаемых, природных условий региона и его особенностей);

  • культуросообразности и ориентация на универсальные ценности (единство и взаимосвязь природы, человека и культуры);

  • регионализации образования (включение регионального компонента в содержание образования);

  • научности (отражение в содержании курса научного представления об окружающем мире).

А также дидактическими принципами:

  • системности (обеспечение целостности содержания экологического образования младших школьников, единства и взаимосвязи основных его компонентов);

  • оптимальности (обеспечение эффективности педагогического процесса за счёт единства и оптимального сочетания его компонентов);

  • доступности (учёт возрастных особенностей детей).

В традиционном школьном образовании, учебные предметы делят на группы в зависимости от цели обучения и характера ведущего компонента. Специфику учебных предметов отражают следующие: естественнонаучные предметы – научные знания; практико-ориентированные предметы – практическую деятельность; гуманитарные предметы – художественное образование и эстетическое воспитание. Но нацеленность содержания образования на знаниевую сторону учения в экологическом образовании оказывается малоэффективным. Поскольку только интеграция знаний из разных предметных областей позволяет сформировать обобщённую картину мира, делает реальным совмещение интеллектуального осмысления мира и его эмоционально- чувственного переживания (Игнатова В.А.). Интеграция предполагает задейственность таких сфер познания младшего школьника, как познавательная, художественная, нравственная. Если традиционно считалось, что для становления нравственного отношения к природе достаточно знания, то теперь становится очевидным, что далеко не всегда человек знающий поступает сообразно с интересами природы и общества. Очень часто происходит так, что знание о возможных последствиях своей деятельности человек использует во вред природе.

Интегрированный учебный курс эколого-культурной направленности органично сочетает в себе все выделенные компоненты. Без художественно-эстетического воспитания и гуманитарного знания не может быть сформировано целостное представление об окружающем мире и эмоционально-ценностное отношение к нему, не привьются потребности, мотивирующие практическую экологически обоснованную деятельность. Поскольку естественнонаучные дисциплины формируют естественнонаучную картину мира, на основе гуманитарных создаётся его образ. К тому же, «гуманитарное знание, обладающее средствами воздействия на личность, призвано формировать отдельные черты ответственного отношения к природе: оценку деятельности по отношению к природе с позиций нравственных категорий; переживание по поводу состояния окружающего мира, через эмоционально-чувственную сферу; умение анализировать отношение к природе, представленное в художественном произведении» (Пригорева Е.И.).

В литературе как составной части гуманитарного знания основным средством познания действительности выступает слово, которое является наиболее доступным, а также наиболее сложным из всех средств художественного освоения действительности. В литературном произведении, наряду с объективным содержанием, всегда имеет место и субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений. Она тоже передаётся через образ. Сам отбор жизненных ситуаций, в которых оказывается действующее лицо, его поступки, отношения с окружающими людьми и природой, несёт на себе авторскую оценку.

При изучении художественного произведения, центральное место отводится раскрытию мотивов поведения действующего лица и авторского отношения к изображаемому. Поскольку в художественном произведении описываются события определённого исторического периода, а не жизнь людей вообще, - важен исторический подход к отображаемому в произведении.

В соответствии с вышеизложенным, при отборе произведений писателей региона для разрабатываемого кружка, я руководствовалась следующими принципами:

  • высокохудожественности (ориентация текстов на эмоциональное восприятие ребёнком);

  • гуманистической направленности (становление гуманистического отношения школьника к социоприродной среде);

  • региональности (использование произведений, раскрывающих особенности природы, быта жителей края);

  • экологичности (учёт местных экологических особенностей края и отображение их средствами региональной художественной литературы);

  • научности (предполагает использование произведений, отображающих научно обоснованные факты);

  • историзма (отображение исторических особенностей средствами художественных произведений региона).

Кружок «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала» опирается как на литературоведческое, так и на психолого-педагогические положения. Отдельные его элементы могут быть использованы на литературном краеведении, в том числе и внеклассном, уроках окружающего мира и развития речи. Четыре вида речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение) актуальны для человека, всеми он должен хорошо владеть, все они являются предметом внимания при обучении в начальной школе. Все эти виды деятельности задействованы при изучении данного курса.

Помимо вышеперечисленного, кружок благоприятствует овладению учениками естественнонаучными знаниями, при этом закрепляются многие специфические понятия, поскольку он выстроен с учётом получаемых знаний в процессе изучения природоведческих дисциплин. Художественные приёмы, способы, задания курса возможно использовать на уроках окружающего мира – (природоведения, естествознания).

В результате изучения кружка учащиеся должны уметь:

  • ответственно вести себя в природе и обществе;

  • заботиться о сохранении многонациональной культуры региона;

  • использовать закреплённые знания для организации природоохранной деятельности;

  • грамотно организовать природоохранную деятельность;

  • правильно воспринимать высказывания при слушании и чтении (воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздавать в воображении картины жизни, изображённые писателем; устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития в произведении; целостно воспринимать образы в произведениях, как элементы, служащие для раскрытия идеи; видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах художественного произведения; уметь осваивать идею произведения);

  • правильно создавать высказывания при говорении и письме (умение ориентироваться в ситуации общения; планировать содержание высказывания; реализовать намеченный план, то есть раскрывать тему и развивать основную мысль; контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения).

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения в природной среде;

  • особенности исторического и социокультурного развития родного края;

  • современное состояние жизни региона, национальный состав, культурные традиции;

  • биологическое разнообразие родного края, природные ресурсы;

  • особенности региональной художественной литературы, творчество писателей региона.

Методическими средствами организации учебно-воспитательного процесса явились: приёмы моделирования и прогнозирования последствий безответственного отношения к природе с использованием художественных произведений; обыгрывание сюжетов, художественных приёмов, использованных авторами текстов (олицетворение, эпитет, метафора, сравнение); примеры экологически сообразной деятельности в ближайшем природном окружении; экскурсии на природу, в музеи; наблюдения, беседы, задания, игры, викторины, кроссворды, ребусы.

Кружок «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала» рассчитан на два учебных года по 32 часа в каждом и реализуется за счёт внеурочной деятельности.






Программа кружка «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»

3 класс. «Округ со страну величиной»


Темы

Количество часов

Введение.

1

  1. Твоя малая родина.

3

  1. Народы Ямала.

7

  1. Взаимоотношения людей в обществе, семье.

3

  1. Природа живая и неживая.

2

  1. Богатства Ямала.

4

  1. Уроки тревоги.

4

  1. Учись природу защищать!

4

  1. Мы – дети Солнца.

4


32





4 класс. «Природа родного края в зеркале литературы»


Темы

Количество часов

  1. Шелест трав луговых.

2

  1. По лесным тропинкам.

4

  1. Разноцветье леса.

4

  1. Речные просторы.

4

  1. Страна болот.

2

  1. Песня тундры.

4

  1. Природные явления Севера.

2

  1. Край белого безмолвия.

2

  1. Наука жить в гармонии с природой.

8


32








Тематическое планирование учебного материала кружка «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»

3 класс. «Округ со страну величиной»


п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Введение.

1

Тема 1. Твоя малая родина (3 часа).

2

Пуровская земля – родина ты моя.

1

3

Город мой – Тарко-Сале.

1

4

Экскурсия в историко-краеведческий музей г. Тарко-Сале «История развития Пуровского района».

1

Тема 2. Народы Ямала (7 часов).

5

Богатство края – его люди.

1

6

Ненец и тундра – брат и сестра.

1

7

Вольные лесные мужики.

1

8

Род, семья, обычаи и традиции.

1

9

Одежда, жилище, питание.

1

10

Народное творчество.

1

11

Традиционное хозяйство.

1

Тема 3. Взаимоотношения людей в обществе, семье (3 часа).

12

Отношения между людьми: от чего они зависят.

1

13

Понимать и договариваться.

1

14

Как жить в мире людей.

1

Тема 4. Природа живая и неживая (2 часа).

15

Воздух и жизнь.

1

16

Вода и жизнь.

1

Тема 5. Богатства Ямала (4 часа).

17

Природные ресурсы Ямала.

1

18

Про то, откуда тепло к нам в дома пришло.

1

19

Чёрное золото.

1

20

Газовый факел.

1

Тема 6. Уроки тревоги (4 часа).

21

Раненая земля.

1

22

Сказка о «нефтяной» рыбке.

1

23

Вижу дым!

1

24

Акция «Посади дерево».

1

Тема 7. Учись природу защищать (4 часа).

25

Зимующие птицы. Как им помочь?

1

26

Путешествие к Грибу-грибовичу.

1

27

Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений.

1

28

Угроза исчезновения животных. Создание Красной книги.

1

Тема 8. Мы – дети Солнца (4 часа).

29

Большой круговорот веществ.

1

30

Живые участники круговорота веществ.

1

31

Обмен веществ в организме.

1

32

Как живые организмы запасают энергию Солнца.

1

Тематическое планирование учебного материала кружка «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»



4 класс. «Природа родного края в зеркале литературы»


п/п

Темы занятий

Количество часов

Тема 9. Шелест трав луговых (2 часа).

1

Природное сообщество – луг.

1

2

Колосок – хлеба кусок.

1

Тема 10. По лесным тропинкам (4 часа).

3

Путешествие по лесу.

1

4-5

Лесные тайны.

2

6

Зимой в лесу (практическая работа).

1

Тема 11. Разноцветье леса (4 часа).

7

Осень – золотая пора.

1

8

Зимушкины загадки.

1

9

Весна – природы краса.

1

10

Красное лето – яркая песня природы.

1

Тема 12. Речные просторы (4 часа).

11

Озёра – бездонные глаза Земли.

1

12

Пур – река, удивительна ты хороша!

1

13

Многообразие водного мира.

1

14

Викторина «Золотая рыбка».

1

Тема 13. Страна болот (2 часа).

15-16

Болота – своеобразный регулятор местного климата.

2

Тема 14. Песня тундры (4 часа).

17

Путешествие по тундре.

1

18

Климат.

1

19

Особенности природы.

1

20

Кто как в тундре живёт.

1

Тема 15. Природные явления Севера (2 часа).

21

Полярные ночи, белые ночи.

1

22

Красота и величие северного сияния.

1

Тема 16. Край белого безмолвия (2 часа).

23-24

Путешествие в арктическую тундру.

2

Тема 17. Наука жить в гармонии с природой (8 часов).

25

Жизнь экосистемы.

1

26

Вода. Нефть в море.

1

27

Воздух. Что такое кислотный дождь.

1

28

Почва. Нужны ли пастбищу олени.

1

29

Растения. Сухостойное дерево.

1

30

Животные. От чего погибли киты.

1

31

Как нам жить.

1

32

Судьба природы – наша судьба.

1


Литература



  1. Бабакова Т.А. Педагогические основы школьного экологического краеведения. – Петрозаводск, 2001.

  2. Игнатова В.А., Малыкова Н.И., Голубцова В.И. С чего начинается Родина. – Тюмень: ТОГИРРО, 1997.

  3. Игнатова В.А. Основы экологической культуры. Концепция, программа и методические рекомендации. - Тюмень: ТОГИРРО, 1998.

  4. Каткова О.А. Родной край в литературе региона. Программа по экологическому образованию для начальной школы. - Тюмень: ТОГИРРО, 2001.

  5. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. – Москва: Просвещение, 1998.

  6. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. – Москва: Просвещение, 1995.

  7. Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе. – Москва: Аркти, 2007.

  8. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – Москва: Педагогическое общество России, 2000.

  9. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Москва: Педагогическое общество России, 1997.





























Учебно-методическая литература для учителя и учащихся



  1. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. – Шадринск: Издательство Шадринского пед-института, 1997.

  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Обитатели Земли. – Москва: Баласс, 2004.

  3. Данилов Д.Д., Тырин С.В. Моё Отечество. – Москва: Баласс, 2005.

  4. Данилов Д.Д., Белицкая Г.Э., Иванова Н.В., Кузнецова С.С., Тырин С.В. Человек и человечество. – Москва: Баласс, 2006.

  5. Земля Пуровская. – Москва: Кладезь, 1996.

  6. Игнатова В.А., Малыкова Н.И., Голубцова В.И. С чего начинается Родина. – Тюмень: ТОГИРРО, 1997.

  7. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. – Волгоград: Учитель, 2007.

  9. Плешаков А.А. Зелёные страницы. – Москва: Просвещение, 1994.

  10. Приходько М.С. Хомаку. – Санкт-Петербург: Морсар АВ, 2000.

  11. Приходько М.С., Приходько О.Б. Хомани. - Санкт-Петербург: Светлячок, 2002.

  12. Салеева Л.П. Школьное краеведение. Земля – наш общий дом. – Москва, 1995.

  13. Симонова П.П. Ключи от природы или Этические беседы экологии. – Москва: Агар, 1998.

  14. Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе. – Москва: Аркти, 2007.

  15. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. 1000 загадок. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  16. Федорова Л.В. Северные родники. – Тюмень: ИПОС СОРАН, 2001.

  17. Федорова Л.В. Ямальский калейдоскоп. – Тюмень: ИПОС СОРАН, 2003.

  18. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Москва: Педагогическое общество России, 1997.

  19. Цветкова И.В. Экологический светофор для младших школьников. – Москва: Педагогическое общество России, 2000.

  20. Серия журналов «Начальная школа».

  21. Серия журналов «Начальная школа плюс до и после».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!