Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« средняя Общеобразовательная школа № 2»
г. Тарко-Сале ПуровскОГО районА
Рабочая программа
для внеурочной деятельности
«Экологическое образование учащихся
3-4 классов на основе
краеведческого материала»
Составила: Макарова Лариса Ивановна
учитель начальных классов
г. Тарко–Сале
2015 - 2017
Пояснительная записка
Последние десятилетия проблемы экологического образования становятся всё более актуальными. Его важная цель – воспитание ответственности человека по отношению к среде своего обитания. Человечество не просто должно выжить, но сохранить всё лучшее – духовное, нравственное, что создано им на протяжении всей истории человечества.
Экологическое воспитание в современном образовании возложено на естественнонаучные предметы, которые недостаточно развивают эмоционально-чувствительную сферу, являющуюся одним из оснований ответственного отношения к социоприродной среде. В гуманитарных дисциплинах заложен большой воспитательный потенциал, формирующий эмоционально-чувственную сферу. Один из благоприятных периодов её развития – младший школьный возраст, поэтому особенно эффективным в формировании ответственного отношения является использование художественно- эстетических средств, в том числе художественной литературы.
Особо, важное значение приобретает использование на уроках в начальной школе региональной художественной литературы, поскольку имеющихся в традиционном экологическом образовании средств для формирования ответственного отношения недостаточно.
Писатели региона эмоциональнее, образнее отображают родную природу, так как живут этой природой, дышат этим воздухом, экономически и духовно связаны с родным краем. Ученикам младших классов, жизнедеятельность которых связана с социоприродной средой, описываемой в художественной литературе, проще и легче учиться любви через произведения писателей региона. Средства региональной художественной литературы мотивируют учеников к природоохранной деятельности, к восприятию красоты природы, воспитывают ответственность и бережное отношение к ней.
Вышеизложенные представления послужили основаниями для разработки кружка «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала».
Целью явилось формирование ответственного отношения к природе, практических умений и навыков, а также личностных качеств учеников начальных классов.
В учебно-воспитательном процессе кружок призван выполнять развивающую, культурологическую функции, благоприятствовать формированию эмоционально- чувственной сфере учащихся, а также становлению умений и навыков экологически обоснованной деятельности.
Содержательными линиями кружка послужили: культурологическая, краеведческая, экологическая.
В основу кружка заложен процесс интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, обусловленный следующими факторами:
характер взаимодействия природы и общества;
интеграцией наук о природе и обществе;
состоянием экологического образования в начальной школе;
особенностью мировосприятия учащихся начальной школы.
Отбор и структурирование материала кружка производится в соответствии с определёнными принципами:
интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания (взаимосвязь и взаимодействие разных аспектов знаний);
природосообразности (учёт этнопсихологических, возрастных и национальных особенностей обучаемых, природных условий региона и его особенностей);
культуросообразности и ориентация на универсальные ценности (единство и взаимосвязь природы, человека и культуры);
регионализации образования (включение регионального компонента в содержание образования);
научности (отражение в содержании курса научного представления об окружающем мире).
А также дидактическими принципами:
системности (обеспечение целостности содержания экологического образования младших школьников, единства и взаимосвязи основных его компонентов);
оптимальности (обеспечение эффективности педагогического процесса за счёт единства и оптимального сочетания его компонентов);
доступности (учёт возрастных особенностей детей).
В традиционном школьном образовании, учебные предметы делят на группы в зависимости от цели обучения и характера ведущего компонента. Специфику учебных предметов отражают следующие: естественнонаучные предметы – научные знания; практико-ориентированные предметы – практическую деятельность; гуманитарные предметы – художественное образование и эстетическое воспитание. Но нацеленность содержания образования на знаниевую сторону учения в экологическом образовании оказывается малоэффективным. Поскольку только интеграция знаний из разных предметных областей позволяет сформировать обобщённую картину мира, делает реальным совмещение интеллектуального осмысления мира и его эмоционально- чувственного переживания (Игнатова В.А.). Интеграция предполагает задейственность таких сфер познания младшего школьника, как познавательная, художественная, нравственная. Если традиционно считалось, что для становления нравственного отношения к природе достаточно знания, то теперь становится очевидным, что далеко не всегда человек знающий поступает сообразно с интересами природы и общества. Очень часто происходит так, что знание о возможных последствиях своей деятельности человек использует во вред природе.
Интегрированный учебный курс эколого-культурной направленности органично сочетает в себе все выделенные компоненты. Без художественно-эстетического воспитания и гуманитарного знания не может быть сформировано целостное представление об окружающем мире и эмоционально-ценностное отношение к нему, не привьются потребности, мотивирующие практическую экологически обоснованную деятельность. Поскольку естественнонаучные дисциплины формируют естественнонаучную картину мира, на основе гуманитарных создаётся его образ. К тому же, «гуманитарное знание, обладающее средствами воздействия на личность, призвано формировать отдельные черты ответственного отношения к природе: оценку деятельности по отношению к природе с позиций нравственных категорий; переживание по поводу состояния окружающего мира, через эмоционально-чувственную сферу; умение анализировать отношение к природе, представленное в художественном произведении» (Пригорева Е.И.).
В литературе как составной части гуманитарного знания основным средством познания действительности выступает слово, которое является наиболее доступным, а также наиболее сложным из всех средств художественного освоения действительности. В литературном произведении, наряду с объективным содержанием, всегда имеет место и субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений. Она тоже передаётся через образ. Сам отбор жизненных ситуаций, в которых оказывается действующее лицо, его поступки, отношения с окружающими людьми и природой, несёт на себе авторскую оценку.
При изучении художественного произведения, центральное место отводится раскрытию мотивов поведения действующего лица и авторского отношения к изображаемому. Поскольку в художественном произведении описываются события определённого исторического периода, а не жизнь людей вообще, - важен исторический подход к отображаемому в произведении.
В соответствии с вышеизложенным, при отборе произведений писателей региона для разрабатываемого кружка, я руководствовалась следующими принципами:
высокохудожественности (ориентация текстов на эмоциональное восприятие ребёнком);
гуманистической направленности (становление гуманистического отношения школьника к социоприродной среде);
региональности (использование произведений, раскрывающих особенности природы, быта жителей края);
экологичности (учёт местных экологических особенностей края и отображение их средствами региональной художественной литературы);
научности (предполагает использование произведений, отображающих научно обоснованные факты);
историзма (отображение исторических особенностей средствами художественных произведений региона).
Кружок «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала» опирается как на литературоведческое, так и на психолого-педагогические положения. Отдельные его элементы могут быть использованы на литературном краеведении, в том числе и внеклассном, уроках окружающего мира и развития речи. Четыре вида речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение) актуальны для человека, всеми он должен хорошо владеть, все они являются предметом внимания при обучении в начальной школе. Все эти виды деятельности задействованы при изучении данного курса.
Помимо вышеперечисленного, кружок благоприятствует овладению учениками естественнонаучными знаниями, при этом закрепляются многие специфические понятия, поскольку он выстроен с учётом получаемых знаний в процессе изучения природоведческих дисциплин. Художественные приёмы, способы, задания курса возможно использовать на уроках окружающего мира – (природоведения, естествознания).
В результате изучения кружка учащиеся должны уметь:
ответственно вести себя в природе и обществе;
заботиться о сохранении многонациональной культуры региона;
использовать закреплённые знания для организации природоохранной деятельности;
грамотно организовать природоохранную деятельность;
правильно воспринимать высказывания при слушании и чтении (воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздавать в воображении картины жизни, изображённые писателем; устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития в произведении; целостно воспринимать образы в произведениях, как элементы, служащие для раскрытия идеи; видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах художественного произведения; уметь осваивать идею произведения);
правильно создавать высказывания при говорении и письме (умение ориентироваться в ситуации общения; планировать содержание высказывания; реализовать намеченный план, то есть раскрывать тему и развивать основную мысль; контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения).
Учащиеся должны знать:
правила поведения в природной среде;
особенности исторического и социокультурного развития родного края;
современное состояние жизни региона, национальный состав, культурные традиции;
биологическое разнообразие родного края, природные ресурсы;
особенности региональной художественной литературы, творчество писателей региона.
Методическими средствами организации учебно-воспитательного процесса явились: приёмы моделирования и прогнозирования последствий безответственного отношения к природе с использованием художественных произведений; обыгрывание сюжетов, художественных приёмов, использованных авторами текстов (олицетворение, эпитет, метафора, сравнение); примеры экологически сообразной деятельности в ближайшем природном окружении; экскурсии на природу, в музеи; наблюдения, беседы, задания, игры, викторины, кроссворды, ребусы.
Кружок «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала» рассчитан на два учебных года по 32 часа в каждом и реализуется за счёт внеурочной деятельности.
Программа кружка «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»
3 класс. «Округ со страну величиной»
Темы | Количество часов |
Введение. | 1 |
Твоя малая родина. | 3 |
Народы Ямала. | 7 |
Взаимоотношения людей в обществе, семье. | 3 |
Природа живая и неживая. | 2 |
Богатства Ямала. | 4 |
Уроки тревоги. | 4 |
Учись природу защищать! | 4 |
Мы – дети Солнца. | 4 |
| 32 |
4 класс. «Природа родного края в зеркале литературы»
Темы | Количество часов |
Шелест трав луговых. | 2 |
По лесным тропинкам. | 4 |
Разноцветье леса. | 4 |
Речные просторы. | 4 |
Страна болот. | 2 |
Песня тундры. | 4 |
Природные явления Севера. | 2 |
Край белого безмолвия. | 2 |
Наука жить в гармонии с природой. | 8 |
| 32 |
Тематическое планирование учебного материала кружка «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»
3 класс. «Округ со страну величиной»
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
Тема 1. Твоя малая родина (3 часа). |
2 | Пуровская земля – родина ты моя. | 1 |
3 | Город мой – Тарко-Сале. | 1 |
4 | Экскурсия в историко-краеведческий музей г. Тарко-Сале «История развития Пуровского района». | 1 |
Тема 2. Народы Ямала (7 часов). |
5 | Богатство края – его люди. | 1 |
6 | Ненец и тундра – брат и сестра. | 1 |
7 | Вольные лесные мужики. | 1 |
8 | Род, семья, обычаи и традиции. | 1 |
9 | Одежда, жилище, питание. | 1 |
10 | Народное творчество. | 1 |
11 | Традиционное хозяйство. | 1 |
Тема 3. Взаимоотношения людей в обществе, семье (3 часа). |
12 | Отношения между людьми: от чего они зависят. | 1 |
13 | Понимать и договариваться. | 1 |
14 | Как жить в мире людей. | 1 |
Тема 4. Природа живая и неживая (2 часа). |
15 | Воздух и жизнь. | 1 |
16 | Вода и жизнь. | 1 |
Тема 5. Богатства Ямала (4 часа). |
17 | Природные ресурсы Ямала. | 1 |
18 | Про то, откуда тепло к нам в дома пришло. | 1 |
19 | Чёрное золото. | 1 |
20 | Газовый факел. | 1 |
Тема 6. Уроки тревоги (4 часа). |
21 | Раненая земля. | 1 |
22 | Сказка о «нефтяной» рыбке. | 1 |
23 | Вижу дым! | 1 |
24 | Акция «Посади дерево». | 1 |
Тема 7. Учись природу защищать (4 часа). |
25 | Зимующие птицы. Как им помочь? | 1 |
26 | Путешествие к Грибу-грибовичу. | 1 |
27 | Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений. | 1 |
28 | Угроза исчезновения животных. Создание Красной книги. | 1 |
Тема 8. Мы – дети Солнца (4 часа). |
29 | Большой круговорот веществ. | 1 |
30 | Живые участники круговорота веществ. | 1 |
31 | Обмен веществ в организме. | 1 |
32 | Как живые организмы запасают энергию Солнца. | 1 |
Тематическое планирование учебного материала кружка «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»
4 класс. «Природа родного края в зеркале литературы»
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
Тема 9. Шелест трав луговых (2 часа). |
1 | Природное сообщество – луг. | 1 |
2 | Колосок – хлеба кусок. | 1 |
Тема 10. По лесным тропинкам (4 часа). |
3 | Путешествие по лесу. | 1 |
4-5 | Лесные тайны. | 2 |
6 | Зимой в лесу (практическая работа). | 1 |
Тема 11. Разноцветье леса (4 часа). |
7 | Осень – золотая пора. | 1 |
8 | Зимушкины загадки. | 1 |
9 | Весна – природы краса. | 1 |
10 | Красное лето – яркая песня природы. | 1 |
Тема 12. Речные просторы (4 часа). |
11 | Озёра – бездонные глаза Земли. | 1 |
12 | Пур – река, удивительна ты хороша! | 1 |
13 | Многообразие водного мира. | 1 |
14 | Викторина «Золотая рыбка». | 1 |
Тема 13. Страна болот (2 часа). |
15-16 | Болота – своеобразный регулятор местного климата. | 2 |
Тема 14. Песня тундры (4 часа). |
17 | Путешествие по тундре. | 1 |
18 | Климат. | 1 |
19 | Особенности природы. | 1 |
20 | Кто как в тундре живёт. | 1 |
Тема 15. Природные явления Севера (2 часа). |
21 | Полярные ночи, белые ночи. | 1 |
22 | Красота и величие северного сияния. | 1 |
Тема 16. Край белого безмолвия (2 часа). |
23-24 | Путешествие в арктическую тундру. | 2 |
Тема 17. Наука жить в гармонии с природой (8 часов). |
25 | Жизнь экосистемы. | 1 |
26 | Вода. Нефть в море. | 1 |
27 | Воздух. Что такое кислотный дождь. | 1 |
28 | Почва. Нужны ли пастбищу олени. | 1 |
29 | Растения. Сухостойное дерево. | 1 |
30 | Животные. От чего погибли киты. | 1 |
31 | Как нам жить. | 1 |
32 | Судьба природы – наша судьба. | 1 |
Литература
Бабакова Т.А. Педагогические основы школьного экологического краеведения. – Петрозаводск, 2001.
Игнатова В.А., Малыкова Н.И., Голубцова В.И. С чего начинается Родина. – Тюмень: ТОГИРРО, 1997.
Игнатова В.А. Основы экологической культуры. Концепция, программа и методические рекомендации. - Тюмень: ТОГИРРО, 1998.
Каткова О.А. Родной край в литературе региона. Программа по экологическому образованию для начальной школы. - Тюмень: ТОГИРРО, 2001.
Кузнецов В.Н. Программы: Экология. – Москва: Просвещение, 1998.
Плешаков А.А. Экология для младших школьников. – Москва: Просвещение, 1995.
Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе. – Москва: Аркти, 2007.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – Москва: Педагогическое общество России, 2000.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Москва: Педагогическое общество России, 1997.
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. – Шадринск: Издательство Шадринского пед-института, 1997.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Обитатели Земли. – Москва: Баласс, 2004.
Данилов Д.Д., Тырин С.В. Моё Отечество. – Москва: Баласс, 2005.
Данилов Д.Д., Белицкая Г.Э., Иванова Н.В., Кузнецова С.С., Тырин С.В. Человек и человечество. – Москва: Баласс, 2006.
Земля Пуровская. – Москва: Кладезь, 1996.
Игнатова В.А., Малыкова Н.И., Голубцова В.И. С чего начинается Родина. – Тюмень: ТОГИРРО, 1997.
Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. – Волгоград: Учитель, 2007.
Плешаков А.А. Зелёные страницы. – Москва: Просвещение, 1994.
Приходько М.С. Хомаку. – Санкт-Петербург: Морсар АВ, 2000.
Приходько М.С., Приходько О.Б. Хомани. - Санкт-Петербург: Светлячок, 2002.
Салеева Л.П. Школьное краеведение. Земля – наш общий дом. – Москва, 1995.
Симонова П.П. Ключи от природы или Этические беседы экологии. – Москва: Агар, 1998.
Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе. – Москва: Аркти, 2007.
Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. 1000 загадок. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Федорова Л.В. Северные родники. – Тюмень: ИПОС СОРАН, 2001.
Федорова Л.В. Ямальский калейдоскоп. – Тюмень: ИПОС СОРАН, 2003.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Москва: Педагогическое общество России, 1997.
Цветкова И.В. Экологический светофор для младших школьников. – Москва: Педагогическое общество России, 2000.
Серия журналов «Начальная школа».
Серия журналов «Начальная школа плюс до и после».