МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Составлено на основе программы Основного общего образования по обществознанию. 5—9 классы.
Авторы: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. Курс «Обществознание. 9 класс» М. «Просвещение», 2015 г.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану, авторской программы основного общего образования по обществознанию (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук, 2012г.).
П р о г р а м м а:
Обществознание. 6 - 9 классы. (Рабочие программы. Обществознание. 5-11 классы. (Компакт-диск) - издательство «Учитель», 2015.
Учебник:
Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012.
Количество часов: всего - 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально -гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 9 классе - это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализа-
ции, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Формы контроля:
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
знания и представления о нормах российского законодательства;
знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Распределение учебного материала в 9 классе
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Политика | 10 |
2 | Право | 23 |
3 | Итоговое повторение | 1 |
| Итого | 34 |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно -методического комплекта:
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2017.
Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват.
учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М.: Просвещение, 2017.
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2017.
Реализация рабочей программы способствует:
р аз витию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально - экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для р е- шения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно -бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знат ь/пон имать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально -гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно -следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально -экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Литература, рекомендуемая в процессе реализации
рабочей программы
Методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9-11 классы: разработки организационно - деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... : метод. разработки социально - психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни: метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию: учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М. : Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова,
В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание: учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии: для средн. профес- сион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис -Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт. -сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИН- ФРА-М, 2010.
Сиделъникова, Т. Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8-11 классы : справ. материалы /
Н. Дыдко. - М.: АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс: справ. материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. - М. : АСТ : Хорвест : Астрель, 2006.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. - Волгоград: Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. - М.: Легион, 2009.
Учебно-методическое обеспечение
Информационно -коммуникативные средства.
Обществознание. 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты / Н. С. Кочетов [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (В помощь учащимся). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. - М.
: Книжный мир, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. 9-11 кл. - М. : Новый диск, 2006. - (Экспресс-подготовка к экзамену). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Технические средства обучения.
Мультимедийная доска.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Основное содержание
курса обществознания 9 класс (34 часа)
Тема 1. Политика и социальное управление (10 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (23 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно -правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Резерв - 1 час
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу.
рабочая программа рассчитана на 34 часа (авторская программа - 35 ч.); сокращение объема учебного времени на 1 час объясняется количеством учебных недель по учебному плану школы; сокращение произведено за счет резервного времени, предусмотренного авторской программой (11 часов);
в связи с наличием резервного времени, предусмотренного авторской программой в тему 1 «Политика» было добавлено 2 часа: 1 час - на глубокое изучение темы «Государство» и 1 час на повторительно -обобщающий урок;
в авторской программе на изучение темы 2 «Право» предусмотрено 16 часов. Добавлено 7 часов резервного времени на более глубокое изучение: 1 час - темы «Правонарушения и юридическая ответственность», 1 час на детальное изучение темы «Права и свободы человека и гражданина» , 1 час на изучение темы «Гражданские правоотношения», 1 час на изучение темы «Право на труд. Трудовые правоотношения»; 1 час на изучение темы «Семейные отношения»; 1 час - на тему «Административные правоотношения»; 1 час - на повторительно -обобщающий урок по теме «Право»;
- 1 час выделен на итоговое повторение по предмету.
№ пп | Дата | Тема урока | Содержание урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты, применяемых УУД | Домашнее задание |
план | факт |
Глава 1. Политика (10 часов) |
1. | 05.09 | 05.09 | Политика и власть. Урок исследование. | Политика, политическая власть, власть Понятие «политика». Соотношение понятий «власть» и «политика» . Роль политики в жизни общества. Что входит в сферу политики. Сущность любой власти. Особенности политической власти. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь. Политическая жизнь современной России. | Знать соотношение понятий «власть» и «политика», сущность любой власти, ее роль в жизни общества. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания. Актуализация знаний. Схема «Роль политики в жизни общества», презентация к уроку. | Личностные: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и | § 1, задания №1,3 эссе «Недолго-вечна та власть, которая управляет во вред народу» |
2-3. | 12.09 19.09 | 12.09 19.09. | Государство. Урок характеристика. | Государство, суверенитет, форма правления, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, гражданство. Происхождение государства. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Виды республик: президентская, парламентская. Монархия абсолютная и конституционная. Государства унитарные и федеративные. Понятие «гражданство». Взаимосвязь прав и обязанностей. Теории происхождения государства. Правовой статус гражданина. | Знать теории происхождения государства, предпосылки его появления, функции, формы Уметь описывать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, работать с текстом учебника, с презентацией, выделять главное, заниматься проектной деятельностью. Устный опрос, проверка эссе.Схгмы: «Основные сферы жизни общества», Таблица «Ступени развития общества» Презентация. | § 2, Признаки государства, формы государства Стр.19 зад.1,4 |
4. | 26.09 | 26.09. | «Политические режимы». Урок лабораторного типа. | Тоталитаризм, террор, тоталитарный режим, фашизм, авторитаризм, авторитарный р е жим, о ппо зиция, дем о- кратия: прямая и представи- | Знать сущность политических режимов. Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки. | § 3, вопросы, задания р/т. №1-10 |
| | | | тельная. Конституция. Понятие «политический режим. Основные виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Способы удержания власти в тоталитарном обществе. Способы обеспечения подконтрольности власти в условиях демократии. Развитие демократии в современном мире. Сходство и различие тоталитарного и авторитарных режимов Демократия: «за» и «против». | Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы. Устный опрос, проверка проектов. Схема «Политические режимы», «Формы правления». Презентация. | познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, дужвное многообразие современного мира. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Освоение социальных норм, | |
5-6. | 03.10 10.10 | 03.10 10.10 | Правовое государство. Урок исследования. | Правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная и судебная власти, категорический императив, Конституционный, арбитражный суд.Понягие правового государства. Идея соединения силы и справедливости в правовом государстве. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государ- ства.Смысл суждения «право выше власти» | Знать признаки и сущность правового государства. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания. Тестовый контроль. Схемы «Г осударственная власть», «Федеральное Собрание РФ». Презентация. | § 4 Вопросы для повторения р/т. №1-9 |
7. | 17.10 | 17.10 | Гражданское общество и государство. Урок практикум. | Гражданское общество, муниципальная собственность, Общественная палата. Понятия «общество» и «гражданское общество». Основные признаки гражданского общества. Роль гражданского общества в отношении личности и государства. Общественные органи- | Знать причины появления гражданского общества, его признаки и особенности. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания. Тестовый срез знаний. Статистические данные. | § 5, вопросы и задания к § Проект «Наше участие в формировании гражданского общества» р/т. №1 -6 |
| | | | зации - основа гражданского общества. Различия между государственным и местным самоуправлением. Формы осуществления местного самоуправления. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Причины складывания гражданского общества в развитых странах в последние два столетия. | Презентация. | правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отно- | |
8. | 24.10 | 24.10 | Участие граждан в политической жизни. Урок проблема с элементами дискуссии. | Выборы, избирательное право, референдум, митинг, цензура, политический экстремизм. Выборы и референдум - возможность влияния на политику. Способы воздействия на власть в демократическом обществе. Степень и опр авданно сть огранич е- ния политических свобод. Условия сознательного участия человека в политической жизни. Сущность и проявления политического экстремизма. Политика - дело каждого? Молодежь и политический экстремизм. | Знать факторы, определяющие степень участия в политической жизни страны, способы воздействия на власть в демократическом обществе. Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии. Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки. Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы. Устный опрос, проверка проекта. Пакет с дополнительным материалом. | § 6, вопросы и задания к § 6 Мини-проект «Участие молодежи в политической жизни» р/т. №1-6 |
9. | 07.11 | 07.11 | Политические партии и движения. Урок исследование. | Общественно -политические движения, политическая партия, оппозиция, многопартийность. Причины возникновения общественно-политических движений и их сущность. Признаки политической партии. Мно- гопартийность.Роль оппозиции в политической жизни. | Знать причины возникновения, признаки и особенности партий. Уметь работать с текстом учебника, схгмой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. Знать основные положения темы «Политика». Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. Умение сравнивать, обобщать, про- | § 7 практикум, проблема, минипроект «Молодежная партия» р/т. №1-7. |
| | | | | гнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение. Устный опрос, проверка проекта. Сжма. Презентация. | шение к членам своей семьи. Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей | |
10. | 14.11 | | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Политика». | Основные понятия те- мы.Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения. Проблемы политического развития современной России. | Решение проблемных заданий, проверка проектов. Презентация к уроку. | Эссе «Партия есть организованное общественное мнение» р/т. №1-8 |
Глава П. Право (23 часа) | | |
11. | 21.11 | | Право, его роль в жизни общества и государства. Урок практикум. | Право, естественное право, категорический императив, норма права, закон, подзаконный акт, отрасль права, институты права. Смысловые значения понятия «право». Основные назначения права в обществе. Естественное право. Норма права. Отличительные особенности нормы права. Виды законов. Система законодательства. Право и за- кон.Право определяет меру свободы и равенства людей в обществе. Возможна ли «Безграничная свобода». | Знать смысловое значение понятия права, особенности норм права. Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Проверка эссе. Схемы «Система законодательства», «Иерархическая лестница». | § 8, вопросы и задания р/т. №1-8 |
12. | 28.11 | | Правоотношения и субъекты права. Урок-практикум. | Правоотношение, субъекты правоотношений: физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность Элементы правоотношений. Сущность и особенности правоотношений. Смысл понятий | Знать элементы правоотношений их сущность и особенности. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные. | § 9, вопросы и задания Эссе «Когда закон дает право, он дает также и средство его защиты» р/т. №1-7 |
| | | | «субъекты правоотношений», «объекты правоотношений». Субъективное право. Участники правоотношений. Понятия «Дееспособность» и «правоспособность». Юридическая обязанность и моральная обязанность. Дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц. | Тестирование. Таблица «Дееспособность» Презентация к уроку. | деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситу а- цией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и | |
13-14. | 11.12 18.12 | | Правонарушения и юридическая ответственность. | Правонарушение, противоправность, вина, неосторожность, умысел, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности.Признаки правонарушения. Виды правонарушений. Формы вины: неосторожность, умысел. Преступление и проступок. Виды юридическая ответственности: уголовная. административная, дисциплинарная, гражданская. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность несовершеннолетних. | Знать признаки правонарушений, их виды, формы вины Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. Устный опрос, проверка эссе. Схема «Виды юридической ответственности». Презентация к уроку. | § 10, вопросы и задания р/т. №1-10 |
15. | 25.12 | | Правоохранительные органы. Урок-практикум. | Правоохранительные органы, народные заседатели, судья, суд присяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат. Государственные правоохранительные органы: функции, цели и задачи. Принципы правосудия. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Специфика работы нотариата. Отношение к суду присяжных в совре- | Знать функции, цели и задачи правоохранительных органов Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задачи. Тестовый контроль. Пакет с дидактическим материалом. Презентация. | § 11, вопросы и задания Эссе «Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице» р/т. №1-7 |
| | | | менном обществе. | | по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | |
16-17. | 15.01 22.01 | | Конституция Российской Федерации. Основы ко нститу ционно- го строя РФ. Уроки - практикумы. | Конституция, ценности, плюрализм, многопартийность, статус человека и гражданина. Конституция - закон вышей юридической силы. Базовые ценности Конституции: нравственные, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности международного сотрудничества, ценности социального мира. Основные задачи Конституции. Конституционный строй современной России. Принципы конституционного строя. Основы статуса человека и гражданина. Современные проблемы народовластия. | Знать основные положения Конституции РФ, принципы основного закона жизни. Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. Актуализация темы. Схемы «Жизненные блага». Презентация. | § 12-13, вопросы и задания к параграфу р/т. №1-8 |
18-20. | 29.01 05.02 | | Права и свободы человека и гражданина. Уроки лабораторного типа. | Достойное существование, естественные права, ООН, права и свободы, судебная система, Уполномоченный по правам человека. Права человека - высшие ценности человеческой цивилизации. Что такое права человека. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие правовые документы. Классификация прав, закрепленные в Конституции РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка Декларация прав человека - идеал современного права или юридический документ. | Знать, что права являются высшей ценностью человека, классификация прав человека. Уметь сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Умение работать с текстом Конституции, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. Тестовый контроль. Схема «Классификация прав человека». | § 14-15, вопросы и задания р/т. №1-7 |
21-22. | 12.02 | | Гражданские | Имущественные отношения, | Знать сущность, признаки и особен- | § 16, вопросы и |
| 19.02 | | правоотношения. Урок практикум. | собственность, гражданское право, договор, сделки, гражданская дееспособность, потребитель, сертификат качества. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Договоры и сделки. Гражданская дееспособность несовершеннолетних Защита прав потребителей. Содержание гражданских правоотношений. | ности гражданских правоотношений. Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах. Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии Тестовый опрос Таблица «Гражданская дееспособность несовершеннолетних» . | Предметные: Овладение социальной картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину. Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать. Группировать. Сравнивать. Формирование открытого обществе- ведческого мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность. | задания Эссе «Договор дороже денег». р/т. №1-8 |
23-24. | 26.02 04.03 | | Право на труд. Трудовые правоотношения. Уроки с элементами деловой игры. | Трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка, социальное партнерство, профсоюз, дисциплина труда. Что означает право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор - основа трудовых правоотношений. Права и обязанности работников. Значение дисциплины труда. Льготы для совмещающих работу с учебой. Трудовое законодательство для несовершеннолетних | Знать основы трудовых правоотношений. Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы. Решение правовых задач и проверка эссе. Пакет документов. Презентация. | § 17, вопросы и задания р/т. №1-8 |
25-26. | 11.03 18.03 | | Семейные правоотношения. Уроки с элементами - деловой игры. | Семья в социальном плане, брак, фиктивный, гражданский, церковный браки, брачный договор.Суть юридических понятий семьи и брака: фактическое и юридическое понимание. Предпосылки возникновения семьи. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Пра- | Знать основы семейных правоотношений. Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ. Устный опрос. Таблица, презентация | § 18 вопросы и задания, эссе «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе» р/т. №1-8 |
| | | | воотношения супругов, родителей и детей. Законные и договорный режим имущества супругов. Гражданский брак: «за» и «против». | | Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. При оценке социальных явлений выявлять гуманистические нравственные ценности. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: Умение определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. Определять и объяснять свои оценки социальных процессов. | |
27-28. | 01.04 08.04 | | Адм инистр атив- ные правоотношения. Урок исследование. | Административное право. Понятия и черты административного правоотношения. Административные правонарушения. Административные правоотношения. Административ-ное правонарушение. Виды административных наказаний. | Знать, какую сферу общественных отношений регулирует администр а- тивное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений. Уметь работать с до^ментами; анализировать сжму «Административное право»; делать выводы, высказывать собственные суждения. Тестовый контроль, проверка эссе. Схема «Виды административных наказаний». | § 19, вопросы и задания» р/т. №1-6 |
29. | 15.04 | | Уголовноправовые отношения. Урок исследование. | Уголовное право, преступление, общественная опасность, противоправность, виновность, необходимая оборона, подстрекатель, пособник, исполнитель, соучастники. Что такое уголовное право. Особенности уголовноправовых отношений. Понятие преступление. Признаки преступления. Квалификация преступлений. Преступление в соучастии. Обстоятельства, исключающая уголовную ответственность: необходимая оборона, крайняя необходимость. Специфика уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних | Знать основы уголовно-правовых отношений Решать познавательные и практические задачи на изученный материал Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы. Тестовый контроль. Презентация. | § 20, вопросы и задания» р/т. №1 -10 |
30. | 22.04 | | Социальные права. Урок - деловая | Социальная политика, ипотека, кредит, социальные пенсии, пенсионный фонд | Знать социальные права граждан РФ, особенности и сущность социальной политики. | § 21, вопросы и задания к § 21 р/т. №1-8 |
| | | игра. | Понятие «социальное государство». Социальная политика государства. Условия для успешного решения социальных задач. Социальные права граждан РФ: право на жилище, на социальное обеспечение, на охрану здоровья. Социальная политика государства: достижения и недостатки. | Уметь работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ. Устный опрос. Материал Конституции РФ. | | |
31. | 29.04 | | Международно - правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Урок лабораторного типа. | Конфликт, международное гуманитарное право, военные преступления. Предпосылки создания международного гуманитарного права. Принципы и сущность международного гуманитарного права. Методы и средства ведения войны, запрещенные международным гуманитарным правом. Особенности и значение международного гуманитарного права. Понятие «военные преступления». | Знать основы международного гуманитарного права Уметь работать с текстом учебника, документами, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ, отвечать на проблемные вопросы. Тестовый контроль. Документы. Презентация. | § 22, вопросы и задания р/т. №1-9 |
32. | 06.05 | | Правовое регулирование отношений в сфере образования. Урок исследование | Единый государственный экзамен, образование, дополнительные образовательные услуги. Сущность правового регулирования в сфере образования. Многоуровневое законодательство в сфере образования. Сущность права на образование. Г арантии государства в праве на получение образования. Проблемы платного образования | Знать основы правового регулирования в сфере образования Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ. Устный опрос. Документы к параграфу. Презентация. | § 23, вопросы и задания Эссе «Потребность в образовании лежит в каждом человеке» р/т. №1-4 |
33. | 13.05 | | Обобщение и систем атизация | Основные понятия по теме. Право и его роль в жизни | Знать теоретические и практические основы темы «Право» | Выводы к главе |
| | | по теме «Право». Урок обобщения. | общества и государства. Правоотношения и юридическая ответственность. Конституция РФ. Основы конституционного строя. Права и свободы человека. Отрасли права: гражданское, административное, семейное, международное гуманитарное, трудовое. Правовое регулирование отношений в сфере образования Проблемы правоотношений в обществе. | Объяснять взаимосвязи изученных правовых объектов. Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы. Устный опрос, тестирование. Дидактический материал. | | р/т. №1-8 |
Заключительные уроки (1 час) | | |
34. | 20.05 | | Итоговая контрольная работа. | Основные понятия по курсу. | Знать теоретические и практические основы курса. Объяснять взаимосвязи изученных объектов. Контрольная работа. Тексты к/р. | |