МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЛИЦЕЙ ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры естественных наук Заместитель директора по УМР Директор лицея
Протокол №__от «_»____2017г. ___________________
Руководитель кафедры Г.Р. Сказкоподателева ____________ Е.Н. Гусева
____________ Е.О. Киселева Протокол № от «29» 08 2017г. Приказ № _ от «29» 08_2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета – физика
Класс (базовый уровень) - 7 класс
Уровень общего образования - основная школа
Учитель физики - высшей квалификационной категории Петрова М.Н.
Срок реализации программы - 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: 70 ч (2 часа в неделю, 35 учебных недель )
Планирование составлено на основе Рабочие программы. Физика. 7-9 классы/сост. Е.Н. Тихонова - М.: Дрофа, 2010
Учебник: Перышкин А. В. Физика 7 – М.: Дрофа, 2015
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Рабочую программу составила учитель физики __________ Петрова М.Н.
2017-2018 учебный год
Рабочая Программа по физике для 7 класса составлена с использованием нормативно-правовой базы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707),приказ № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.15г. №08-1786.
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Университетский лицей города Димитровграда Ульяновской области» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая Программа составлена на основе Рабочие программы. Физика. 7-9 классы/сост. Е.Н. Тихонова - М.: Дрофа, 2010
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях-2014 учебный год.
1. Содержание учебного материала и
требования к уровню подготовки учащихся
( 70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (4 ч.)
Физические явления, вещество, физическое тело, наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Точность и погрешность измерений. Физика и техника (П. 1-6).
Л.Р.№ 1 «Определение цены деления измерительного прибора».
2. «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 ч.).
Блок 1. Основные положения МКТ. (4 ч.)
Строение вещества. Молекула. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Диффузия в жидкостях, газах, твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела. Модуль движения молекул при низкой и высокой температуре. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. (П. 7 –11)
Л.Р. № 2 «Измерение размеров малых тел».
Личностные результаты обучения:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами.
Метапредметные результаты обучения:
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
представление о молекулах, атомах и их размерах;
как происходит диффузия в жидкостях, газах и твердых телах;
Воспроизводить:
определение понятий: атом, молекула, диффузия;
примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объёма;
На уровне понимания
Приводить примеры:
явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки; что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении, молекулы взаимодействуют между собой.
Объяснять:
доказательства существования притяжения и отталкивания молекул;
характер движения молекул газа, жидкостей и твёрдых тел;
взаимодействие молекул вещества;
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях
определять по фотографии размеры молекул и атомов; различать понятия молекулы и атомы;
выполнять измерения «способом рядов»;
объяснять явление диффузии и скорость её протекания в зависимости от температуры тела; объяснять взаимодействия молекул и наличие промежутков.
.Применять в нестандартных ситуациях
Обобщать:
Блок 2. Агрегатные состояния вещества. (2 ч.)
СУМ: Три состояния вещества (различия в расположении и взаимодействии молекул твердых тел, жидкостей и газов). Модели твёрдых тел, жидкостей и газов. (П.12-13).
Личностные результаты обучения:
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование ценностных отношений друг к другу; к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Метапредметные результаты обучения:
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
организация учебной деятельности, постановка целей, планирование, самоконтроля;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
На уровне понимания
Приводить примеры:
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях
.Применять в нестандартных ситуациях
Обобщать:
3. «Взаимодействие тел». (22 ч.)
Блок 1. Механическое движение. Виды движений. (5 ч.)
СУМ: Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Инерция. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. (П. 14-18).
К/р. № 1 «Механическое движение. Скорость».
Личностные результаты обучения:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные результаты обучения:
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
формирование умений работать в группе, вести дискуссию, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения;
развития монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: путь, время, скорость; формулы данных физических величин;
Воспроизводить:
определения понятий: механическое движение, равномерное движение, не равномерное движение, тело отсчёта, траектория;
определение по плану: пути, скорости;
графики зависимости: пути равномерного движения от времени.
Описывать:
На уровне понимания
существование различных видов механического движения;
векторный характер физических величин: скорости;
явление инерции;
возможность графической интерпретации механического движения.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
определять неизвестные величины, входящие в формулы: скорости равномерного и неравномерного движения, средней скорости;
строить графики зависимости: пути от времени при равномерном движении, пользоваться таблицей;
производить алгебраические преобразования в формуле скорости, переводить единицы скорости, пути и времени в систему СИ;
сравнивать графики движения;
читать и строить графики V(t), пользоваться таблицей;
находить проявление инерции в быту и технике;
решать графические задачи;
*** записывать уравнения по графикам зависимости: пути равномерного движения от времени.
Применять:
Применять в нестандартных ситуациях
планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты;
использовать теоретические методы научного познания;
решать комбинированные задачи на применение средней скорости.
Классифицировать:
Блок 2. Плотность вещества. Масса тела. (8 ч.)
СУМ: Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Объем тела (П.19-23).
Л.Р. №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»;
Л.Р. № 4 «Измерение объема тела»;
Л.Р.№ 5 «Определение плотности вещества твердого теле».
Личностные результаты обучения:
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование ценностных отношений друг к другу; к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные результаты обучения:
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
организация учебной деятельности, постановка целей, планирование, самоконтроля;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: масса, плотность, формулы данных физических величин;
физические приборы: рычажные весы; мензурка, линейка;
правила взвешивания на рычажных весах;
правила пользования измерительным цилиндром и мензурой;
Воспроизводить:
определение по плану: массу, плотность;
графики зависимости: массы от плотности вещества, массы и объема тела;
На уровне понимания
массу как меру инертности тела;
графики зависимости: массы от плотности вещества, массы и объема тела.
Объяснять:
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
определять неизвестные величины, входящие в формуле: плотности вещества;
строить графики зависимости: массы от плотности вещества, массы и объема тела, пользоваться таблицей;
производить алгебраические преобразования в формуле плотности, переводить единицы массы, объёма, плотности в систему СИ; решать графические задачи;
описывать по обобщенному плану физические приборы: мензурка, линейка, весы;
приводить примеры изменения скорости тел при взаимодействии.
Применять:
Применять в нестандартных ситуациях:
планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты;
решать задачи на определения плотности сплава состоящего из нескольких веществ;
использовать теоретические методы научного познания.
Блок 3. Силы в природе. (9 ч.)
СУМ: Сила. Сила тяжести. Явления тяготения. Сила упругости и сила трения. Сила трения покоя. Равнодействующая сила. Сложение сил. Физическая природа небесных тел Солнечной системы (П.24-34).
Л.Р. № 6 «Градуирование пружины и сложение сил».
Л.Р. № 7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы давления (независимости от площади трущихся поверхностей)».
К.Р.№ 2 «Масса тела. Сила».
Личностные результаты обучения:
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование ценностных отношений друг к другу; к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные результаты обучения:
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
формирование умений работать в группе, вести дискуссию, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения;
развития монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
овладение эвристическими методами решения проблем;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: сила, формулы данных физических величин;
физические приборы: динамометр;
устройство и действие динамометра (по плану);
Воспроизводить:
определение по плану: силы, силы тяжести, силы упругости, силы трения, вес тела;
На уровне понимания
векторный характер физической величины: силы;
силу как меру взаимодействия тела с другими телами;
всемирное тяготение;
сила трения, сила тяжести, вес тела, сила упругости;
зависимость силы тяжести от массы тела;
возникновение силы упругости;
сила - векторная величина; точка приложения силы; равнодействующая сила;
виды сил трения; роль трения в технике; смазка; закон Гука;
формулу F = mg, Fтр. = N, Fупр. = - kx.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
приводить примеры действия различных сил, применять правильную терминологию;
различать понятия «масса» и «вес»;
градуировать пружину и измерять силу динамометром;
сложение двух сил, действующих вдоль одной прямой в одну и в разные стороны;
различать виды трения, измерять трение скольжения, сравнивать виды трения;
решать задачи P = mg, F = mg, Fтр = mg, Fупр.=- R x.
изображать графически силу;
рисовать схемы;
читать и строить графики: графики зависимости: силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления.
Применять в нестандартных ситуациях:
планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты;
использовать теоретические методы научного познания.
4. «Давление твердых тел, жидкостей и газов». (22 ч.)
Блок 1. Давление твердых тел. (2 ч.)
СУМ: Давление твердых тел. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. (П.35-36).
Личностные результаты обучения:
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
Метапредметные результаты обучения:
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
организация учебной деятельности, постановка целей, планирование, самоконтроля;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развития монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
Воспроизводить:
На уровне понимания
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
решать задачи на применение формулы давления;
делать анализ способов увеличения или уменьшения давления;
пользоваться таблицей физических величин.
Применять в стандартных ситуациях:
Блок 2. Давление жидкостей и газов. (11 ч.)
СУМ: Давление газа. Закон Паскаля. Вес воздуха. Опыт Торричелли. Сообщающиеся сосуды. Изучение приборов: барометр - анероид; манометры; поршневой жидкостный насос; гидровлический пресс (П. 37- 49).
К.Р. № 3 «Давление твердых тел, жидкости и газов».
Личностные результаты обучения:
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование ценностных отношений друг к другу; к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные результаты обучения:
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
формирование умений работать в группе, вести дискуссию, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения;
развития монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
овладение эвристическими методами решения проблем;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: давление, объём, плотность, сила, формулы данных физических величин;
физические приборы: манометр, барометр;
принцип действия гидравлической машины;
значение нормального атмосферного давления.
Воспроизводить:
определение по плану: давления;
определения понятий: атмосферного давления;
формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда, соотношение между силами, действующими на поршень гидравлической машины, и площадью поршней;
законы: закон Паскаля.
*** формулы соотношений работ малого и большого поршня гидравлической машины, её КПД.
Описывать:
На уровне понимания
физический смысл величины: давления;
причины возникновения давления газа; зависимость давления от объема и температуры;
как передаётся давление в жидкостях и газах; закон Паскаля;
возрастание давления с глубиной; одинаковость давления на одном уровне;
формулу зависимости давления в жидкостях и газах от глубины и высоты.
примеры сообщающихся, сосудов, устройство и действие шлюза, водопровода, водомерного стекла.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
сравнивать давление газа в различных сосудах;
разъяснять закон Паскаля и передачу давления в жидкостях и газах;
применять формулу расчёта давления на глубине h; решать качественные задачи;
находить сообщающиеся сосуды в различных установках, объяснять расположение жидкости на одном уровне;
называть явления, подтверждающие существования атмосферного давления, вычислять атмосферное давление;
сравнивать атмосферное давление на различных высотах, делать его расчёт (в Паскалях), устройство и принцип действия барометра-анероида;
применять манометры для измерения давления;
рассчитывать выигрыш в силе по формуле: ;
рассчитывать давление твёрдых тел, жидкостей и газов;
применять МКТ к объяснению давления, газа и закона Паскаля
Применять в нестандартных ситуациях:
соотношение между высотой неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах и их плотностью к решению задач;
«золотое правило» механики и формулы КПД к расчетам, связанным с работой гидравлической машины;
Метод моделирования при построении дедуктивного вывода формул: давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Блок 3. Архимедова сила. Плавление тел. (9 ч.)
СУМ: Выяснение причины возникновения выталкивающей силы. Сила Архимеда. Выяснение условий плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание (П. 50- 54).
Л.Р. № 8 «Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело».
Л.Р. № 9 «Выяснение условия плавания тела в жидкости».
К/р. № 4 «Архимедова сила. Плавление тел».
Личностные результаты обучения:
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
формирование ценностных отношений друг к другу; к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
Метапредметные результаты обучения:
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
организация учебной деятельности, постановка целей, планирование, самоконтроля;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;
овладение эвристическими методами решения проблем;
развития монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
Воспроизводить:
определение по плану: сила Архимеда;
определения понятий: плавание тел, воздухоплавание;
формулы: выталкивающей силы;
законы: закон Архимеда, условия плавания тел.
Описывать:
На уровне понимания
физический смысл величины: силы Архимеда;
зависимость силы Архимеда от плотности жидкости и объема тела;
условия, при которых тело тонет, всплывает и плавает;
условия плавания тел;
практическое применение условий плавания тел;
формулу архимедовой силы; условия плавания тел.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
объяснять возникновение выталкивающей силы;
рассчитывать архимедову силу, действующую на различные тела;
уметь по таблице плотности определять, будет тело плавать или тонут;
определять условия плавания тел опытным путем;
объяснять понятия «ватерлиния», «водоизмещение», «грузоподъемность»;
решать задачи на грузоподъёмность судов.
Применять в нестандартных ситуациях:
5. Работа и мощность. Энергия. (12 ч.)
Блок 1. «Механическая работа и мощность». (2 ч.)
СУМ: Механическая работа и мощность. Взаимосвязь между этими величинами (П. 55-56).
Личностные результаты обучения:
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся формирование ценностных отношений друг к другу; к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
Метапредметные результаты обучения:
развития монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: работа, мощность, формулы данных физических величин;
Воспроизводить:
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
определять неизвестные величины, входящие в формулы: механической работы и мощности;
вычислять мощность, зная работу и время; переводить единицы мощности.
Применять в нестандартных ситуациях:
Блок 2. Простые механизмы. (7 ч.)
СУМ: Простые механизмы (рычаг, блоки, наклонная плоскость); «Золотое правило механики»; КПД механизма; условия равновесия рычага. (П.57-65).
Л.Р. № 10 « Выяснение условий равновесия рычага».
Л.Р. № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
К/р. № 5 «Работа и мощность. Простые механизмы».
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование ценностных отношений друг к другу; к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные результаты обучения:
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
организация учебной деятельности, постановка целей, планирование, самоконтроля;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
формирование умений работать в группе, вести дискуссию, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
простые механизмы; разновидности рычагов; правило равновесия рычага;
понятие момента силы; правило моментов; единица момента силы;
условие равновесия рычага; правило моментов;
подвижный и неподвижный блоки;
«Золотое правило механики» - равенство работ;
полезная и полная работа; формула КПД;
формулы расчёта КПД и работы при подъёме тела по вертикали и по наклонной плоскости.
На уровне понимания
понятие момента силы;
условие равновесия рычага; правило моментов;
«Золотое правило механики» - равенство работ;
полезная и полная работа; формула КПД.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
вычислять выигрыш в силе при помощи рычага, приводить примеры применения рычагов в быту и технике;
используя правило моментов, уравновешивать рычаг;
решать задачи на правило моментов;
опытным путём определять равновесие рычага и правило моментов;
различать подвижные и неподвижные блоки;
чертить схемы блоков как рычагов;
рассчитывать выигрыш в силе подвижного блока;
различать полезную и полную работу;
рассчитывать КПД различных - механизмов
рассчитывать КПД наклонной плоскости при разных углах наклона.
Применять в нестандартных ситуациях:
планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты;
решать задачи на определения КПД простых механизмов;
использовать теоретические методы научного познания.
Блок 3. Потенциальная и кинетическая энергии. (3 ч.)
СУМ: Потенциальная и кинетическая энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой (П. 66-68).
Личностные результаты обучения:
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Метапредметные результаты обучения:
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;
формирование умений работать в группе, вести дискуссию, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
понятие энергии; кинетическая и потенциальная энергии;
переход одного вида энергии в другой;
формулы для расчёта кинетической и потенциальной энергии.
На уровне понимания
понятие энергии; зависимость энергии от массы, высоты, скорости и деформаций тела;
переход одного вида энергии в другой; закон сохранения механической энергии;
формулы для расчёта кинетической и потенциальной энергии.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
различать потенциальную и кинетическую энергии; приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией;
приводить примеры превращения одного вида энергии в другой и тел, обладающих одновременно обоими видами энергии.
Резерв. (2 ч.)
2. Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Введение | 4 ч. |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 ч. |
3 | Взаимодействие тел | 22 ч. |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 22 ч. |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 12 ч. |
6 | Резерв | 4 ч. |
| Итого | 70 ч. |
3. Планируемые результаты изучения курса физики 7 класса
Выпускник 7 класса научится
● измерять длину, время; температуру,
● вычислять погрешность прямых измерений этих величин, погрешность измерений малых величин,
● записывать результаты прямого измерения с учётом абсолютной погрешности.
● перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,
● анализировать и перерабатывать полученную информацию;
● формулировать и удерживать учебную задачу,
● выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
● планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
● предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
● составлять план и последовательность действий; осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
● адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи,
● формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
● предвидеть уровень усвоения знаний,
● выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
● освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
● Формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения данной.
●Ссамостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
приводить примеры равномерного и неравномерного движения;
сравнивать графики движения; производить алгебраические преобразования в формуле скорости, переводить единицы скорости, пути и времени в систему СИ;
решать графические задачи; решать задачи на применение формул;
читать и строить графики V(t), пользоваться таблицей.
Формулу для нахождения массы и объёма; единицы массы тела и объёма;
графики зависимости: массы от плотности вещества, массы и объема тела
применять правильную терминологию;
различать понятия «масса» и «вес»;
градуировать пружину и измерять силу динамометром;
сравнивать виды трения;
решать задачи P = mg, F = mg, Fтр = mmg, Fупр.=- R x. изображать графически силу;
рисовать схемы; читать и строить графики: F(x) ,Fтр.(Р).
Решение задач на условие плавания тел с помощью алгоритма решения задач на гидростатику. Решение задач на силу Архимеда.
Вычислять механическую работу; приводить примеры механической работы; переводить единицы работы; вычислять мощность, зная работу и время; переводить единицы мощности.
вычислять выигрыш в силе при помощи рычага, приводить примеры применения рычагов в быту и технике;
используя правило моментов, уравновешивать рычаг; решать задачи на правило моментов; опытным путём определять равновесие рычага и правило моментов.
«Золотое правило механики» - равенство работ.
различать подвижные и неподвижные блоки, чертить схемы блоков как рычагов.
рассчитывать выигрыш в силе подвижного блока; различать полезную и полную работу;
рассчитывать выигрыш в силе подвижного блока рассчитывать КПД различных – механизмов.
ученик должен знать/понимать:
● Диффузия в жидкостях, газах, твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела. Модуль движения молекул при низкой и высокой температуре.
● Взаимодействие молекул.
● Доказательства существования притяжения и отталкивания молекул, объяснять взаимодействия молекул и наличие промежутков.
● Объяснение свойств различных состояний на основе МКТ, различия в расположении и взаимодействии молекул; молекулярное строение вещества. Как происходит диффузия в жидкостях, газах и твердых телах;
● Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Равномерное и неравномерное движение.
● Графики движения; формулу скорости, пути и времени;
● Понятие плотности; единицы плотности; формулу плотности;
● правила пользования измерительным цилиндром и мензурой;
● формулу плотности; соотношение между единицами плотности, массы и объёма;
● плотность (по плану), пользоваться таблицей плотностей тел, переводить единицы плотности;
●Сила упругости. Возникновение силы упругости, Примеры действия силы упругости.
●Деформация и её виды. Закон Гука для упругих деформаций
● Понятие веса тела.
сложение двух сил, действующих вдоль одной прямой в одну и в разные стороны;
Причины возникновения давления газа; зависимость давления от объема и температуры;
Как передаётся давление в жидкостях и газах; закон Паскаля;
Как передаётся давление в жидкостях и газах; закон Паскаля; возрастание давления с глубиной; одинаковость давления на одном уровне; рассчитывать выигрыш в силе применять МКТ к объяснению давления, газа и закона Паскаля.
Понятие атмосферного давления, опыт Торричелли;
Сила Архимеда. Направление и величина силы. Вывод формулы силы.
Механическая работа и мощность. Взаимосвязь между этими величинами.
Простые механизмы; разновидности рычагов; правило равновесия рычага
Понятие момента силы; правило моментов; единица момента силы; условие равновесия рычага; правило моментов;
Подвижный и неподвижный блоки;
Полезная и полная работа; формула КПД; формулы расчёта КПД и работы при подъёме тела по вертикали и по наклонной плоскости,
Мощность. Полезная и полная работа; формула КПД; формулы расчёта КПД и работы при подъёме тела по вертикали и по наклонной плоскости,
Понятие энергии; зависимость энергии от массы, высоты, скорости и деформаций тела; формулы для расчёта кинетической и потенциальной энергии.
Переход одного вида энергии в другой; приводить примеры превращения одного вида энергии в другой и тел, обладающих одновременно обоими видами энергии.