СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прлограмма по внеурочной деятельности 5 класс "Мастерица" на 2015-2016 учебный год

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой–обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прлограмма по внеурочной деятельности 5 класс "Мастерица" на 2015-2016 учебный год»

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №1133»

_______________________________________________________________________________

121609 Москва, Крылатские холмы 15, корп.1,

телефон (495) 413-02-24

факс (495) 413-02-24 e-mail: 1133@edu.mos.ru





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа №1133

_____________Е.Ю.Кустовинова









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНГОСТЬ

ПО ТЕХНОЛОГИИ

«МАСТЕРИЦА»


5 – А класс





Учитель Чибисова Анастасия Дмитриевна
















Москва 2015 год





Внеурочная деятельность

  1. Положение о составлении рабочей программы разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования (2013-2020 годы)», Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», Уставом ГБОУ Школа № 1133 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учителей.


  1. В соответствии с п.9 ст.2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» рабочая программа (далее – Программа) – составная часть образовательной программы, нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (курса дополнительного образования), основывающийся на федеральном государственном образовательном стандарте, примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области).


  1. Цель данного Положения – установление единых требований к разработке рабочих программ и к составлению календарно-тематического планирования; создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области); систематизация и упорядочение написания тематического планирования, реализации учебного плана и требований федерального государственного образовательного стандарта.



Пояснительная записка

В соответствии с требованиями Стандарта обучения организуется внеурочная деятельность. Организация занятий учащихся 5-А класса по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса ГБОУ Школа №-1133 которая предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения детей, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Она организуется с целью удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой–обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения врем

Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства. Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся обучающиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания уч-ся произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Учащимся становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов в дальнейшем.

Посещая внеурочную деятельность, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков, навыков здорового образа жизни.

Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подарком к празднику.

Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству.

Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы.

Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». «Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (закрутку).

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

  • сам процесс изготовления приносит радость;

  • работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

  • при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;

  • изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;

  • застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.



Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта приобретение учащимися социального опыта;

  • самостоятельного общественного действия.

Внеурочная деятельность занятий «Мастерица» осуществляется во второй половине дня. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Учебный план внеурочной деятельности «Мастерица» содержит двухкомпонентную структуру, включающую: Инвариантную часть и Вариативную часть.

Инвариантная часть учебного плана включает:

  • учебные предметы Федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • учебные предметы, определенные образовательной программой школы для обязательного обучения всеми обучающимися каждого класса;

  • обязательную учебную нагрузку, предусмотренную общеобразовательными программами на изучение каждого предмета в каждом классе в соответствии с максимальной (суммарной) нагрузкой обучающихся, определённой базисным планом.

В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками школы необходимого минимума знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования.

Инвариантная часть учебного плана представлена образовательную область «Технология». Образовательные компоненты раскрывают структуру содержания данной области, которая обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Вариативная часть учебного плана предназначена сформировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся и включает:

  • индивидуальные и групповые занятия;

  • практикумы.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Актуальность программа отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, в общем, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с ведением новых видов рукоделия и приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.

Цель программы внеурочной деятельности:

  • гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования;

  • развитие художественно-творческих умений и навыков;

  • обеспечить возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного искусства;

  • создание условий для самореализации, самоопределения, развития творческих способностей учащихся;

  • стимулировать интерес школьника к решению различных проблем, возникающих на протяжении всей его жизни через формирование универсальных учебных действий;

  • основной целью является, приобщение к истокам славянской культуры;

  • изучение истории и традиционной технологии создания народной куклы;

  • изготовление народной куклы, с учетом традиций.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

Обучающих:

  • развитие познавательного интереса обучающихся;

  • приобретение предметных метапредметных образовательных результатов;

  • освоение основ культуры созидательного труда;

  • применение полученных теоретических знаний на практике;

  • включение учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно-значимых продуктов труда;

  • обучать навыкам работы с различными материалами;

  • развивать интерес к истории и культуре своего народа, эстетический вкус, творческое мышление;

  • формировать навыки общения и коллективной деятельности;

  • воспитывать аккуратность и самодисциплину, чувство патриотизма, любовь к природе и окружающему миру.

Воспитательных:

  • формирование общественной активности личности;

  • формирование гражданской позиции;

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости;

  • формирование ответственности за результаты своей деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Развивающих:

  • развитие личностных способностей: технического мышления, пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;

  • реализация творческого потенциала обучающихся;

  • формирование потребности в самопознании и саморазвитии;

  • укрепление межпредметных связей, развитие аналитических навыков мышления.

Профессионально-ориентационных:

  • получение опыта практической деятельности учащихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;

  • формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды;

  • приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни.

Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 1 занятия до года.

Задачи внеурочной деятельности:

  • реализация единства образовательного процесса;

  • развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;

  • формирование у школьников целостного и эмоционально- образного восприятия мира;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;

  • обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

  • развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в том или ином виде искусства;

  • научить приёмам исполнительского мастерства;

  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

В основу программы положены следующие принципы обучения:

  • тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности;

  • принцип доступности;

  • принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков;

  • принцип наглядности;

  • принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;

  • принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.

Программа декоративного творчества внеурочной деятельности «Мастерица» разработана для обучающихся 5-а класса общекультурного направления в соответствии с новыми требованиями ФГОС, которая рассчитана на один год обучения, , 1 раз в две недели во внеурочное время.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности и развивать эстетическое воспитание учащихся.

Требования к планируемым результатам освоения программы:

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

  • адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. 

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

  • подводить под понятие;

  • проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

  • использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 

Предметные результаты:

  • сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произведениях различных народных промыслов;

  • осуществление собственного творческого замысла, связанного с созданием выразительной ее декоративными видами рукоделия своего края.

  • освоение характерных для того или иного промысла основных элементов народного орнамента;

  • осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;

В результате занятий обучающиеся получат возможность:

  • развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;

  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;

  • создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • иметь начальные знания по идам прикладного творчества;

  • уметь ориентироваться в подборе материала для выполнения своей работы;

  • иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;

  • уметь отличать различные виды декоративного творчества;

  • уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний,

  • уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

  • иметь представление о народной культуре;

  • совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;

  • правила безопасности труда;

  • уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.

Формы контроля

  • выставки, презентации

  • коллективные проекты

  • работа в парах, малых группах

  • индивидуальные работы

Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории возникновения и развития определённого вида бумажного искусства в доступной форме.

В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков, учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на городских выставках декоративно-прикладного творчества, отчетных выставках, открытых занятиях, массовых праздничных мероприятиях, ярмарках-продажах. Критериями успешности является результативность участия в городских, областных тематических конкурсах.

Ожидаемые результаты:

  • главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок;

  • дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области декоративно- прикладного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала;

  • у детей развивается воображение, образное мышление, интеллект, фантазия, формируются познавательные интересы.

  • ребята познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;

  • создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.



Структура учебного занятия:

1.Ознакомительная часть.

Учитель демонстрирует готовое изделие-куклу. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данной куклы, о технологии изготовления, проверяет все необходимое для работы.

2.Процесс изготовление.

Учитель поэтапно показывает, как создается изделие. Ученики повторяют весь процесс шаг за шагом. Учитель после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости, ученик может сам вносить изменение в изготовлении куклы.

3.Подведение итогов.

Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и самооценивания. Запись последовательности изготовления и зарисовки, по необходимости. Получение готового продукта.

Содержание программы «Мастерица»

Вводное занятие.

Теоретическая часть.

Вводный инструктаж и первичный инструк­таж на рабочем месте. Правила ТБ работы в кабинете обслужи­вающего труда. Знакомство с программой. Знакомство с историей «Русский народный костюм», «История народной куклы».

Изготовление кукол.

1.Куклы обереги.

Теоретическая часть.

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.

2.Подготовка материалов и инструментов.

Практическая часть.

Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания куклы. Практическая часть. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов.

3 Самостоятельная (коллективная) теоретическая деятельность.

Планирование этапов работы.

Практическая часть.

Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнения костюма, композиция костюма, оформление куклы.

Подготовка презентации и показ презентации.

Подготовка кукол к выставке и проведение выставки.



















Учебный план занятий курса внеурочной деятельности «Мастерица»



Номер раздела

Название разделов

Количество часов

всего

теория

практика


Вводное занятие.

2

2



Изготовление кукол

11

2

9


Подготовка к презентации

3

1

2


Подготовка к выставке кукол.

1


1


Выставка кукол

1


1


Подведение итогов.

1

1



Итого

19

6

13

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности по технологии «Мастерица»

Класс: 5-А

Количество часов за год: 19


Календарные сроки

Тема

(раздел)


Возможные

виды

деятельности


Планируемые результаты УУД


2

3

5

6

03.09

Вводное занятие.

Вводный инструктаж и первичный инструк­таж на рабочем месте. Правила ТБ работы в кабинете обслужи­вающего труда. Знакомство с программой.

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные:

. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение определять цель учебной деятельности.

Понимать и сохранять учебную задачу урока. Слушать учителя и ответы одноклассников. Знакомство с информацией в учебнике. Знакомство с правилами поведения на уроке. Понимать и выполнять Санитарно-гигиенические требования и Технику безопасности на уроке.




17.09

Русский народный костюм. История народной куклы.

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, умение оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Умение анализировать, выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Понимать и сохранять учебную задачу урока.
Находить и предъявлять

информацию о истории Русского костюма. Осваивать исследовательские навыки.


01.10

История обрядовых кукол. Тряпичная кукла-оберег.

Посещение школьного музея.

Вепсская Кукла

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.


Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Выполнять образцы ручных стежков и швов, осваивать практические навыки для изготовления куклы.

15.10

Вепсская Кукла

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Выполнять образцы ручных стежков и швов, осваивать практические навыки для изготовления куклы.

29.10

Кукла Крупеничка

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Выполнять образцы ручных стежков и швов, осваивать практические навыки для изготовления куклы

12.11

Кукла Крупеничка

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.


Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Выполнять образцы ручных стежков и швов, осваивать практические навыки для изготовлении куклы.

26.11

Каргопольская кукла

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Выполнять образцы ручных стежков и швов, осваивать практические навыки для изготовления куклы.

10.12

Каргопольская кукла

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Выполнять образцы ручных стежков и швов, осваивать практические навыки для изготовления куклы

24.12

Столбушка – одна из самых популярных русских кукол, в зависимости от места ее изготовления. «Владимировская Столбушка»

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Выполнять образцы ручных стежков и швов, осваивать практические навыки для изготовления куклы.

14.01

Кукла «Владимировская Столбушка»

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Выполнять образцы ручных стежков и швов, осваивать практические навыки для изготовления куклы.

28.01

Кукла «Курская Столбушка»


Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Выполнять образцы ручных стежков и швов, осваивать практические навыки для изготовления куклы.

11.02

Архангелогородская Столбушка

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Выполнять образцы ручных стежков и швов, осваивать практические навыки для изготовления куклы.

25.03

Орловская Столбушка

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Выполнять образцы ручных стежков и швов, осваивать практические навыки для изготовления куклы.

10.03

Подготовка к презентации

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.


Понимать и сохранять учебную задачу урока. Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Выполнять образцы ручных стежков и швов, осваивать практические навыки для изготовления куклы.

24.03

Подготовка к презентации

Личностные:

Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и нравственных норм; способность выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Уметь обосновывать свой ответ.

Метапредметные: Сформированность мотивации к обучению, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции. Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла».

Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.


07.04

Подготовка к презентации

Личностные:

Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и нравственных норм; способность выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Уметь обосновывать свой ответ.

Метапредметные: Сформированность мотивации к обучению, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции. Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла».

Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.


21.04

Подготовка к выставке кукол.

Показ презентации.


Личностные:

Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и нравственных норм; способность выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Уметь обосновывать свой ответ.

Метапредметные: Сформированность мотивации к обучению, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции. Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Понимать и сохранять учебную задачу урока

Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий


05.05

Выставка «Русская кукла».

Личностные:

Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и нравственных норм; способность выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Уметь обосновывать свой ответ.

Метапредметные: Сформированность мотивации к обучению, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции. Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

- коррекция.

Понимать и сохранять учебную задачу урока

Находить и предъявлять

информацию о истории обрядовых кукол. Уметь рассказывать и проводить экскурсию на выставке.


19.05

Подведение итогов

Личностные:

Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и нравственных норм; способность выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Уметь обосновывать свой ответ.

Метапредметные: Сформированность мотивации к обучению, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции. Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка.

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других людей. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

- коррекция.

Понимать и сохранять учебную задачу урока






Технические средства обучения.

  1. Классная магнитная доска

  2. Настенная доска с приспособлением для крепления наглядности

  3. Компьютер.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Колонки.

  6. Швейные машинки, электроплиты.



Цифровые образовательные ресурсы.

  1. http://www.live174.ru/catalog/?categoryid=70&id=1649 Музей декоративно-прикладного искусства

  2. http://www.cross-kpk.ru/ims/02908/ Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.

  3. http://www.liveinternet.ru/users/4746406/post245547892/ Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.

  4. http://www.liveinternet.ru/users/hedgehog_wife/post234674706/ http://www.liveinternet.ru/users/4905782/post232935806/ Дедкова Н. Н. Русский народный костюм: учебное пособие.

  5. http://festival.1september.ru/articles/531129/ Конструкция и декор предметов народного быта.

  6. http://rodonews.ru/news_1282664628.html

  7. http://www.rukukla.ru/article/trya/trapi4nye_kukly.htm Тряпичная кукла

  8. http://www.etnokniga.ru/shop/en/category/knigi/offset10/

  9. http://refdb.ru/look/1592178.html

  10. http://ped-kopilka.ru/

  11. http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/99990201_West_soc_2012_2(26)/18.pdf

  12. http://wiki.iteach.ru/index.php/ Рассказы детей о народной кукле.

  13. http://nsportal.ru/

  14. http://www.etnokniga.ru/ Русская обрядовая кукла

  15. www.rukukla.ru



Место использования ИКТ на уроке.

В любое время: в начале, в середине или в конце урока при подведении итогов работы, то есть можно дополнить лекцию, рассказ, показ приемов выполнения практического задания - фрагментарно.

Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим. Ведь средства мультимедиа, предоставляют учителю, возможность, показать необходимое изображение с точностью до мгновения. Это замечательно.

Актуальность компетентностно - ориентированного образования обусловлена устойчивым спросом на активную личность с развитым интеллектом, способную конструктивно общаться в многофакторном мире, эффективно перерабатывать информацию, продуцировать идеи, успешно решать конкретные жизненные и профессиональные проблемы.

Достижению этих целей способствует активное использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Так как существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Будущее потребует от наших учеников огромного запаса знаний в области современных технологий. В мире, который становится всё более зависимым от современных компьютерных технологий, школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки.

Поэтому информационно-коммуникативные технологии становятся неотъемлемым компонентом целостного образовательного процесса в каждом образовательном учреждении.

Благодаря применению ИКТ обеспечивается доступность и качественность образования, расширяются возможности индивидуализации учебного процесса, активизация самостоятельности и творческой активности каждого ученика, повышается уровень наглядности учебного материала.

Использование информационных технологий позволяет многие технические процессы показать в динамике, в иллюстративный материал включать не только статичные изображения, но и фрагменты учебных и научно-популярных видеофильмов, мультимедиа объектов, позволяющих наглядно демонстрировать процессы, скрытые от глаз наблюдателя. Можно создать банк творческих проектов; словари терминов; задания для выполнения самостоятельных работ; тесты с нормами оценок; организовать игровые ситуации. Но ИКТ не призваны заменить классную доску и классические формы обучения, они призваны помочь учителю объяснить тему наиболее эффективным способом только тогда, когда требуется продемонстрировать процесс, создать яркий образ и т.п. Иными словами, когда самой темой востребована мультимедийность представления объясняемого материала.



Ожидаемые результаты обучения

Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;



Требования к знаниям и умениям:


К концу года обучения дети должны

знать:

  • историю русской народной куклы

  • типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обережная)

  • технологию изготовления кукол

уметь:

  • самостоятельно изготовить тряпичную куклу

  • оформить костюм куклы

  • рассказать историю русской народной куклы и народного костюма



Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:

  • лоскуты тканей из хлопка, льна, шёлка;

  • швейные нитки №40;

  • вата, отходы ватина, синтепона;

  • тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;

  • ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг, клеевой пистолет, клей ПВА-М, клей «Титан»

  • нитки вязальные, лен сантехнический, мочало;

  • природный материал;

  • швейная машина;

  • фотографии с изображением изделий из лоскутков;

  • эскизы;

  • образцы ручных и машинных швов;

  • таблицы;

  • образцы изделий.

Ожидаемые результаты обучения

Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;



Требования к знаниям и умениям:


К концу года обучения дети должны

знать:

  • историю русской народной куклы

  • типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обережная)

  • технологию изготовления кукол

уметь:

  • самостоятельно изготовить тряпичную куклу

  • оформить костюм куклы

  • рассказать историю русской народной куклы и народного костюма



Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:

  • лоскуты тканей из хлопка, льна, шёлка;

  • швейные нитки №40;

  • вата, отходы ватина, синтепона;

  • тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;

  • ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг, клеевой пистолет, клей ПВА-М, клей «Титан»

  • нитки вязальные, лен сантехнический, мочало;

  • природный материал;

  • швейная машина;

  • фотографии с изображением изделий из лоскутков;

  • эскизы;

  • образцы ручных и машинных швов;

  • таблицы;

  • образцы изделий.

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

И. Н. Котова, А. С. Котова Русские обряды и традиции «Народная кукла» Санкт-Петербург «Паритет» 2003 г.

Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М; Профиздат,1998.

Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.

Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 1999. – №8.

И. Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2007

Русская тряпичная кукла. Делаем сами. – М.: СОВА-ФИЛЬМ, 2009.

Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.







































«СОГЛАСОВАНО»


«СОГЛАСОВАНО»

Протокол методического объединения


Заместитель директора по

№_______ от _________________


УВР_____________ (Расшифровка подписи)


Дата



Дата














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!