СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности (ФГОС) . Общеинтеллектуальное направление « Люби и знай родной язык» .4 «б» класс.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к процессам духовного развития общества. Наш родной язык – это черкесский язык. Изучение черкесского языка в русскоязычных школах служит как масштабным культурологическим целям, так и целям воспитания и развития личности каждого конкретного ребенка.Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о КЧР  и её жителях. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и русского языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности (ФГОС) . Общеинтеллектуальное направление « Люби и знай родной язык» .4 «б» класс.»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа а. Псаучье-Дахе имени Героя России О.М. Карданова»



«Рассмотрено»


на заседании ШМО учителей 
Руководитель 
_______ / /
     ФИО 
Протокол № ___ 
от «__»_________20___г.

«Согласовано»


заместитель директора по УВР 
________/ /
      ФИО «__»____________20___г. 

«Утверждено»


приказ № ___ 
от «___»_______20___г. 
директор 
_________/ _/ 
     ФИО




Рабочая образовательная программа

внеурочной деятельности (ФГОС)

по общеинтеллектуальному направлению развития личности « Люби и знай родной язык»

для учащихся 4 «б» класса

на 2018-2019 учебный год













Разработчик программы:

учитель начальных классов

Акежева Л.Х.

















2018 год





Пояснительная записка.

  Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по родному языку «Люби и знай родной язык» разработана в соответствии с ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 В современной эпохе  слово «язык» стало употребляться как  часть национальной культуры, как нечто, непрерывно создаваемое народом, связанный с его прошлым и настоящим.  Учёные лингвисты его называют «духом народа», где, как в зеркале отражается  его история, традиции.  Родной язык способствует  осознанию  учеником  себя как носителя  культуры и духовных ценностей, норм морали, речевого этикета  своего народа.  

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к процессам духовного развития общества. Наш родной язык – это черкесский язык. Изучение черкесского языка в русскоязычных школах служит как масштабным культурологическим целям, так и целям воспитания и развития личности каждого конкретного ребенка.

Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о КЧР республике и её жителях. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и русского языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.

Программа позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

Новизна программы:

Данная программа находит свое отражение в комплексе, дифференцированно для детей конкретного коллектива и позволяет решать главную задачу: развить личность ребенка, его коммуникативных способностей через овладение основами культуры речевого общения. В работе с младшими школьниками по развитию речи особое внимание должно уделяться активному общению на родном языке и игровой деятельности. В программе эти два вида объединены. Данная задача легко решается, потому что внеурочные занятия, как форма проведения занятий не ограничивают педагога в выборе методов и приемов работы.

В программе особое место будет отводится игре. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения родным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.   Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы. Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного творчества черкесского народа: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения.

Культура речи – понятие обширное. Она включает в себя не только знание родного языка, грамотное построение высказываний, развитие речи, а также соблюдение интонационных, этических и культурных норм поведения в обществе. А одной из задач, поставленных перед образованием в связи с переходом на ФГОС второго поколения, является формирование у учащихся нравственной и гражданской позиции.

Отличительной особенностью стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа поможет в формировании личностных универсальных учебных действий.

Стандарт устанавливает требования к личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, на основе индивидуально-личностной позиции, социальной компетенции, личностных качеств. Здесь немаловажную роль играет формирование культуры речевого общения в коллективе.

Таким образом, программа по культуре речи для учащихся начальных классов имеет общекультурную направленность. Её основная цель и задачи направлены на формирование у младших школьников достаточно грамотной и культурной речевой активности в процессе общения, а также осуществляет воспитательную функцию в вопросе укрепления гражданской позиции по отношению к родному языку.

Актуальность.

Проблема сохранения родного языка остро стоит для жителей нашего аула. Первоклассники или не умеют общаться на своем родном языке, хотя их родители - и владеют разговорной речью, или приходят в школу со словарным запасом, достаточным для общения, но речь бессвязна, логически непоследовательна. Практически все не владеют техникой речи. Высказывания ребят невыразительны, монотонны.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к родному языку, воспитание чувства сопричастности к его сохранению, обогащение речи младших школьников.

Задачи:

- формирование мотивационно-адекватного отношения к родному языку;

- заложение основ коммуникативных умений для говорения, аудирования: чтения и письма;

- формирование элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной родной речью;

- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- овладение умением работать по предложенному учителем плану.

- формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного, оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные УУД

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

- овладение навыками осознанно и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме на чувашском языке;

- использование знаково-символических средств для решения познавательных задач;

Коммуникативные УУД

- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

- развитие коммуникативных способностей обучающегося , умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

-умение оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- умение слушать и понимать высказывания собеседников, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение;

- умение учиться согласованно работать в группе, планировать работу в группе, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о роли языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

- овладение начальными представлениями о нормах родного языка (фонетических, лексических, грамматических);

- адекватное произношение и различение на слух всех звуков родного языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;

- умение сравнивать языковые явления русского и родного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;

- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию;

- знание названий некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на родном языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения.

Формы подведения итогов:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие формы работы:

- педагогическое наблюдение;

- анализ активности обучающихся на занятиях;

- выполнение диагностических задач поискового характера;

- портфолио работ учащихся;

- показ детских достижений (спектакли, концерты, конкурс.

Материально – техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования /М –во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.

Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1 - М.

Просвещение, 2011.

Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ,

Антонова З.С. Методика преподавания родной литературы в русскоязычной школе.

 Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

Пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Васильева Е.В. Словарь синонимов.

. Орфографический словарь. Степанов А.С. , Лазарева Л.В. Русско- словарь для

учащихся начальных классов школ.




Календарно-тематическое планирование

по общеинтеллектуальному направлению

«Люби и знай родной язык».



Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводное занятие. О родном языке.

1



2

Мой родной язык.

1



3

Откуда мы родом? К тайнам родного языка.

1



4

Моя родословная.

1



5

В стране букв.

1



6

Алфавит.

1



7

Братья буквы. Гласные и согласные.

1



8

В стране букв.

1



9

Отгадай загадку. Загадки.

1



10

Вопросы кто? что? в родном языке.

1



11

Для чего нужны глаголы.

1



12

Дорогие мои старики.

1



13

Наша малая родина-мой родной аул.

1



14

Моя семья.

1



15

Экскурсия по родному аулу.

1



16

Так считали наши предки. Счет.

1



17

Поэты и писатели о родном языке.

1



18

Игротека. Игры.

1



19

Мир сказок народов КЧР.

1



20

Читаем сказки.

1



21

Черкесский флаг.

1



22

Игры адыгов.

1



23

Национальные праздники.

1



24

Национальные танцы.

1



25-26

Обычаи и традиции народа.

2



27-28

Национальная одежда черкесов.

2



29

Мои родственники.

1



30-31

Национальные блюда.

2



32

Поиграем в слова.

1



33

Игротека.

1



34

Одежда и обувь.

1



35-36

Читаем сказки.

2



37

Школа и мы. Школьные принадлежности.

1



38

Времена года.

1



39

Писатели детям.

1



40

В мире животных.

1



41

Растения нашего края.

1



42-43

Черкесские национальные блюда.

2



44-45

Нарты и нартский эпос.

2



46

Игротека.

1



47

История Адиюх.

1



48

Овощи. фрукты.

1



49

Национальные блюда черкесов.

1



50

Удивительный мир птиц.

1



51

Сказки народов мира.

1



52

Лекарственные растения.

1



53

Читаем вместе. Рассказы о животных.

1



54

Сочиняем стихи на родном языке.

1



55

Мои увлечечения.

1



56-57

Танцы - это всё.

2



58

Игротека. Давайте поиграем.

1



59

Пословицы и поговорки. Загадки.

1



60

Черкесские песни.

1



61

История газеты «Черкес Хэку».

1



62

Детские журналы «Нур», «Лэгъупыкъукъу»

1



63

Времена года.

1



64

Заповедные места КЧР. Курортные зоны КЧР.

1



65

Сочиняем стихи по теме «Си бзэ, си псэ, си дуней».

1



66

Игротека.

1



67

Итоговое занятие.

1



68.

Урок презентация.

1



Итого: 68 часов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!