СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая образовательная программа по предмету «Технология» для 4 класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям  Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.  В авторскую  программу не внесены изменения, так как она соответствует  Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования. Уровень программы базовый.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая образовательная программа по предмету «Технология» для 4 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Алдан»

МО «Алданский район»




ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета ________________О.И. Оглоблина

МБОУ СОШ №2 г. Алдан директор МБОУ СОШ №2 г. Алдан

протокол №1 от 28 августа 2019 г. приказ № 01-17/349 от 29.08.2019 г.




Рабочая образовательная программа

по предмету «Технология»

для 4 класса

на 2019/2020 учебный год




Составлена Булатовой И.И.,базовая категория






г. Алдан

2019

ТЕХНОЛОГИЯ

(Авторы: Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова)


4 класс

Пояснительная записка

к тематическому планированию по технологии


Нормативно – правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28.

  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт Начального Общего Образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19, 5).

  3. Федеральный базисный учебный план.

  4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06 – 1844.

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  6. Планируемые результаты Начального Общего Образования.

  7. «Рекомендации по использованию компьютеров в на¬чальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).

  8. Федеральный перечень учебников с изменениями (Приказ Минобрнауки России от 20.06.2017г. №581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253).

  9. Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторская программа Н. И. Роговцевой «Технология», утвержденные МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

  10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол. 4/15 от 22.12.2015 г.



Нормативно – правовые документы локального уровня:

  1. Устав МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан».

  2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан», утвержденная приказом МБОУ СОШ № 2 г. Алдан № 01-17/308 от 30.08.17г.

  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом МБОУ СОШ № 2 г. Алдан № 01-17/301 от 30.08.16 г.

  4. Учебный план МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан» на 2019 /2020 учебный год, утвержденный приказом № 01-17/345 от 27.08.19 г.

  5. Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.

  6. Приказ об утверждении учебного календарного графика № 01- 17/347 от 27.08.2019 г.


Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Уровень программы базовый.


Место курса «Технология» в учебном плане


Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 часов.


В 4 классе34   часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)


Программа курса обеспечена учебно-методическим комплектом:


1. Технология. 4 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н. И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащенкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2013.

2. Роговцева, Н. И. Технология. рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова ; Рос. акад. наук, рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2019.

3. Роговцева, Н. И. Технология. методическое пособие с поурочными разработками: 4 кл.: пособие для учителя / Н. И. Роговцева, Н. В. Шипилова, С. В. Анащенкова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.


Цели и задачи изучения курса «Технология»

Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

  1. Стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств.

  2. Формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

  3. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности.

  4. Формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений.

  5. Развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию, отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач).

  6. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.

  7. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.

  8. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

  9. Ознакомление с миром профессий (в том числе профессий близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития.

  10. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»


«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы:

  • с изобразительным искусством – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;

  • с математикой – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;

  • с окружающим миром – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы – как источника сырья с учетом экологических проблем; деятельности человека – как создателя материально-культурной среды обитания, исследователя этнокультурных традиций;

  • с родным языком – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

  • с литературным чтением – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.



Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: обучающиеся любят проводить исследования различных видов. Они активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.


Содикова Чонона выведена решением районной ПМПК на обучение по адаптированной основной образовательной программе 7 вида.

Особенности ученицы:

Неуверенность и большие пробелы в знаниях мешают ребёнку вникать в учебный материал и воспринимать его. Память кратковременная, внимание преобладает непроизвольное. Затруднено понимание и продуцирование причинно-следственных отношений, сложных речевых конструкций. Учебный материал запоминает плохо и на короткое время, в школе воспроизвести выученное дома без помощи учителя и наводящих вопросов не может. Дома самостоятельно домашние задания выполняет частично.

Черкашин Максим выведен решением районной ПМПК на обучение по адаптированной основной образовательной программ 6 вида.

Особенности Максима:

По национальности русский. Словарный запас мал. Не всегда правильно умеет строить предложения. Читает не плохо, но не всегда может сразу пересказать прочитанный текст.


Лончаков Максим выведен решением районной ПМПК на обучение по адаптированной основной образовательной программе 7 вида

Особенности Максима: По национальности русский. Словарный запас мал. Не всегда правильно умеет строить предложения. Читает медленно; не всегда понимает прочитанное. Трудно дается пересказ. Но мальчик старается; на уроках внимательно слушает учителя, поднимает руку, когда может ответить на вопрос.



Цель обучения детей с ОВЗ: развитие социально значимых личностных качеств, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Реализовать данные цели обучения возможно через:

  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

  • ознакомление с миром профессий (в том числе профессий близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития.

  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Для того, чтобы школьники усвоили программный материал, обучающимся с ЗПР нужно гораздо более развёрнутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.


Методы и приёмы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, звукозапись)

  • практическая работа

  • самостоятельная работа

  • объяснительно-иллюстративный




Использование национально – регионального компонента на уроках технологии


В МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан» обучаются дети, в основном, неякутской национальности. Учащиеся мало знают не только о национальной культуре якутского народа, но и вообще о Якутии, ее истории, природе. Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям якутского народа?

Немало усилий тратят родители и педагоги, чтобы дети выросли добрыми, отзывчивыми, понимающими красоту жизни. Одним из эффективных средств трудового воспитания является декоративно – прикладная деятельность.

Для проведения уроков технологии большое значение имеют следующие условия:

  1. Наличие плана работы по расширению кругозора детей. Можно провести экскурсии, беседы, встречи с народными умельцами.

  2. Организация выставок в школе.

  3. Класс должен иметь копилку изделий декоративно – прикладного искусства.

  4. Важно привлекать к работе родителей. Проводить совместные мероприятия: выставки, миниконкурсы, конференции.

  5. Обучение будет эффективным при взаимодействии с другими предметами: окружающий мир, развитие речи, ИЗО.

  6. Необходимо приготовить хорошие учебные пособия, демонстрационные таблицы, раздаточные шаблоны, трафареты силуэтов предметов для использования по теме, художественные игрушки.

  7. Учитель заранее подбирает литературу, художественное слово, музыкальное сопровождение.

  8. Нельзя забывать основную задачу по декоративно – изобразительной деятельности. Это воспитание культуры и любви к природе, Родине.


Таким образом, за период трудового обучения в начальной школе ученик овладевает несколькими видами прикладной деятельности – идет накопление практических навыков выразительного использования фактуры материалов, цвета, рисунка, объема, пространства в композиции. Так развивается художественный вкус, человек приобщается к искусству, а главное к творчеству.


В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам

(актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ).


Планируемые результаты изучения курса «Технология» в 4 классе


Программа обеспечивает достижение обучающимися четвёртого класса личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • осознание себя как гражданина России;

  • осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

  • знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

  • этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения;

  • понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

  • эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • оценивания поступков, явлений, события с точки зрения собственных ощу­щений,

  • соотношения их с общепринятыми нормами и ценностями;

  • описания своих чувств и ощущений от наблюдаемых явлений, со­бытий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительного отношения к результатам труда мастеров;

  • принятия другого мнения и высказывания, уважительного отношения к нему;

  • адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по ее завершению.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;

  • приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поиско­вых упражнений;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифи­цировать факты и явления; определять причинно-следственные свя­зи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоен­ных умений.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргу­ментировать;

  • слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться до­говариваться;

  • сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).


Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.



Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание


Учащийся будет иметь представление:

  • о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;

  • об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);

  • о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Уметь:

  • организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

  • использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии,

  • изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;

  • бережно относиться и защищать природу и материальный мир;

  • безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером); выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).

Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты


Знать:

  • названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);

  • последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью чертежных инструментов;

  • основные линии чертежа (осевая и центровая);

  • правила безопасной работы канцелярским ножом;

  • петельную строчку, ее варианты, их назначение;

  • названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).


Иметь представление:

  • о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;

  • об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;

  • о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;

  • традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;

  • стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;

  • художественных техниках (в рамках изученного).

Уметь самостоятельно:

  • читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

  • выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

  • выполнять рицовку;

  • оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).

Конструирование и моделирование


Знать:

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;

  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

  • выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)


Иметь представление:

  • об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

Знать:

  • названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

Уметь с помощью учителя:

  • создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;

  • оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);

  • работать с доступной информацией;

  • работать в программах Word, Power Point.




Содержание изучаемого курса


Содержание программы для 4 класса включает несколько разделов.

Как работать с учебником (1 час.)

Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.

Человек и земля (23 час.)

Вагоностроительный завод.

Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.

Полезные ископаемые.

Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России.

Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики.

Монетный двор.

Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Работа с металлизированной бумагой – фольгой. Тиснение по фольге.

Фаянсовый завод.

Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделия из фаянса. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.

Швейная фабрика.

Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем.

Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Изготовление разных видов изделий с использованием одной технологии.

Обувная фабрика.

Знакомство с историей обуви. Виды материалов, используемых при производстве обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса).

Деревообрабатывающее производство.

Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различение видов пиломатериалов и способов их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека.

Кондитерская фабрика.

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.



Бытовая техника.

Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники. Правила утилизации батареек.

Тепличное хозяйство.

Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.

Человек и вода (1 час.)

Водоканал.

Знакомство с водоснабжением города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера.

Человек и воздух (5 час.)

Самолетостроение и ракетостроение.

Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, о конструкции самолета и космической ракеты.

Ракета-носитель.

Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.

Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.

Человек и информация (4 час.)

Издательское дело. Создание титульного листа.

Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование ее особенностей при издании.

Работа с таблицами.

Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.

Создание содержания книги.

Икт на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле.

Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере.


Структура курса «Технология»

4 класс (34 часа)

Учебно-тематическое планирование программы


Как работать с учебником - 1 час

Человек и земля - 23 часа

Человек и вода - 1 час

Человек и воздух - 5 часов

Человек и информация - 4 часа


Контроль уровня обученности по технологии в 4 классе


Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности обучающихся на уроке. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов, правил. Каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определенный объем заданий в учебнике определенное количество творческих работ. Учащиеся постоянно должны видеть результаты своей работы. Деятельность обучающихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в кон­це каждого урока. Оцениваются:

  • качество выполнения изученных на уроке техноло­гических способов и приёмов и работы в целом;

  • степень самостоятельности (вместе с учителем, с по­мощью учителя, под контролем учителя);

  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические ре­шения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным твор­ческим находкам в процессе обсуждений и самореализа­ции.


Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.


Учебно-методическое обеспечение

Учебное оборудование.

Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, нож канцелярский макетный с металлической направляющей лезвия, линейка пластмассовая или металлическая 25–30 см, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль (не «козья ножка»), шило, игла швейная и для вышивания с удлиненным ушком и для вышивания по канве, булавки с колечком, нитевдеватель, пустой стержень шариковой ручки, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для выполнения работ ножом и шилом, дощечка для лепки.

Материалы для изготовления изделий: бумага (цветная мелованная двухсторонняя, офисная для аппликаций, писчая, альбомная, газетная, ватманская, гофрированная, самоклеящаяся, крепированная, калька, копирка), картон (цветной, гофрированный), лоскутки хлопчатобумажной, льняной, шерстяной (сукно, драп) ткани, вельвет, нитки швейные, мулине, пряжа для вязания, узкая и широкая тесьма, тонкий шнур, фурнитура (пуговицы, бусинки, бисер), пластилин, масса для моделирования, глина, пластическая масса из соленого теста, фольга, цветная проволока в изоляции, природные материалы (засушенные листья, цветущие растения, стебли, веточки, семена и плоды растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, яичная скорлупа), утилизированные материалы (пластмассовые разъемные упаковки-капсулы, емкости, банки из жести, упаковочная тара из пенопласта).

Материальные условия: специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов, инструментов и оптимальной подготовки необходимых предметов к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. (все необходимые приспособления можно купить или изготовить из различных коробок и другого утилизированного материала).













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!