СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая адаптированная программа по хозяйственно- бытовому труду для детей — инвалидов с умеренной умственной отсталостью. (1-4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая адаптированная программа по хозяйственно- бытовому труду для детей — инвалидов с умеренной умственной отсталостью разработана на основе  Программы обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 1-4 классах авторы составители: Т.Б.Баширова, С.М. Соколова:  Иркут. институт повышения квалификации работников образования. – Иркутск, 2010. Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида/ А.А. Айдарбекова,  В.М. Белов, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение»,  2012  г. на основе адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. и соответствует учебному плану школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая адаптированная программа по хозяйственно- бытовому труду для детей — инвалидов с умеренной умственной отсталостью. (1-4 класс)»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей адаптированной программе по хозяйственно- бытовому труду для детей — инвалидов с умеренной умственной отсталостью. (1-4 классы).

Рабочая адаптированная программа по хозяйственно- бытовому труду для детей — инвалидов с умеренной умственной отсталостью разработана на основе Программы обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 1-4 классах авторы составители: Т.Б.Баширова, С.М. Соколова: Иркут. институт повышения квалификации работников образования. – Иркутск, 2010. Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида/ А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2012 г. на основе адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. и соответствует учебному плану школы



Цель: Формировать практические умения и навыки по бытовому труду, навыков самообслуживания и личной гигиены.

Задачи:

Сообщение учащимся необходимых знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения.

Обучение простым бытовым действиям (навыкам одевания — раздевания, приема пищи, личной гигиены и т.д.).

Привитие положительных привычек.

Развитие социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями развития.

Развитие и коррекция общей и мелкой моторики.

Привитие интереса к окружающей действительности, подготовка детей к самостоятельности в быту.

Общая характеристика учебного предмета.

Работа по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию глубоко – умственно отсталых детей. Готовит их к самостоятельности в быту.

На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определённых действий.

В задачу занятий по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Количество часов:

2, 3, 4 класс – 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю , 34 недели.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Учащиеся с первых лет обучения приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиене. В первые три года обучения глубоко – умственно отсталых детей в учебном плане предусмотрены специальные уроки по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию.

Основная воспитательная задача по данному разделу работы – прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Большую работу проводим с родителями учащихся.

Учитываем индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые в них. Особенно важно в условиях школы организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников – умения ухаживать за малышами.

Методы и приёмы:

1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики

пальцев рук и выработку графических навыков.

2.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям,

по точкам, самостоятельно.

3.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали,

умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.

4.Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов

букв.

5.Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения

листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время

письма.

6.Формирование пространственных представлений, умения

ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.

7.Игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика», работа с сыпучими

материалами, нанизывание бусинок на нитку; « Конструктор» и т.д.

8.Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и

знакомых детям предметов. Соединение точек: получение прямой, различных фигур.

9. « Пальчиковая» гимнастика.

Формы:

индивидуальная;

практическая;

игровая

Коррекционные приемы.

Повторение с опорой на наглядность;

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики.

 Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;

коррекция и развитие памяти;

коррекция и развитие внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

Коррекция и развитие речи:

развитие фонематического восприятия;

коррекция нарушений устной и письменной речи;

Содержание учебного предмета.

2, 3, 4 класс.

жильё,

одежда,

обувь,

питание.

Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

1.

Жилье

14

2

Одежда

19

3.

Обувь

19

4.

Питание

16



Целевые установки для класса:

Знать:

- предметы санитарии и гигиены;

- предметы верхней, нижней одежды, повседневной, предметы постельного

белья, спецодежды для работы на кухне.

Уметь:

- пользоваться предметами гигиены в определенной последовательности с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе (расческой, зубной щеткой, мылом, салфетками, туалетной бумагой, носовым платком, полотенцем);

-уметь своевременно сообщать о пользовании туалетом;

-уметь правильно вести себя за столом во время еды;

-удерживать ложку, чашку;

-уметь брать ложкой необходимое количество еды, есть аккуратно;

-пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи;

- различать и называть предметы для приготовления и приема пищи;

- правильно пользоваться предметами для приема пищи;

- применять навыки культурного поведения за столом;

- раздевать и надевать верхнюю одежду, обувь;

-уметь сервировать стол (вместе со взрослыми) к чаепитию, к обеденной паузе: уметь ставить чашки на стол, салфетки, убирать со стола (уносить по одному прибору в мойку, вытирать стол тряпочкой, сметать крошки щеткой- сметкой в совочек и т.п.).

Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение.

Кабинеты соответствуют Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении.

Количество рабочих мест для обучающихся соответствует вместимости учреждения (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.1)

Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в соответствии с его ростом.

В кабинетах используются различные виды ученической мебели: парты, стулья, шкафы, школьная доска.

Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

(согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)

При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)

Учебные помещения имеют естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению. (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)

В кабинетах письма, чтения и развития речи используются ТСО: компьютер, телевизор, DVD, проектор.

Технические средства установлены согласно СанПиН 2.4.2.2821.



Дополнительная литература:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида для детей с глубокой степенью умственной отсталости.

2. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. - Методические

рекомендации по изучению детей с тяжѐлой и умеренной умственной

отсталостью. – М.: В.Секачев, ТЦ Сфера, 2007.

3. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/сост.Т. В. Смирнова. - Волгоград: Учитель,

2010 год.

4. Обучающие карточки «Транспорт», «Обувь».

5.Разрезные карточки «Мир человека. Мебель».

6.Разрезные карточки «Мир человека. Одежда, обувь».

7.Разрезные карточки «Мир человека. Посуда».

8.Разрезные карточки «Мир человека. Продукты питания».

9.Разрезные карточки «Мир растений. Овощи».

10.Разрезные карточки «Мир растений. Фрукты».

11.Разрезные карточки «Мир растений. Ягоды».

12.Дидактические, развивающие игры «Профессии», «Часть и целое»,

«Кто где живѐт?», «Правила дорожного движения», «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях».

13.Лото «Профессии».

14.Детское лото «Мы играем в магазин».

15. Дидактический наглядный материал - серии карточек: «Одежда»,

«Обувь», «Посуда», «Продукты», «Мебель», « Инструменты»,

«Профессии», «Игрушки», «Бытовая техника и приборы».







Календарно-тематическое планирование уроков по хозяйственно — бытовому труду и привитию навыков самообслуживания,

4 класс

№ урока

Тема урока


Количество часов

Дата

Корректировка

1

Правила личной гигиены в течение дня



2

Ежедневные гигиенические процедуры.

3

Средства личной гигиены.

4

Выбор мыла для гигиенических процедур.

5

Предметы личной гигиены.




6

Выбор полотенца (банного, для рук, для ног).




7

Назначение предметов личной гигиены.




8

Уход за предметами для личной гигиены: расческой, зубной щеткой, мочалкой.




9

Уход за руками.




10

Стрижка ногтей на руках.




11

Периодичность и правила мытья рук в течение дня




12

Нанесение крема на руки.




13

Предметы личной гигиены для индивидуального пользования.




14

Выбор предметов личной гигиены для индивидуального пользования.




15

Экскурсия в магазин бытовой химии. Закрепление знаний (презентация)




16

Значение чистой одежды для здоровья человека.




17

Виды одежды. Ежедневный уход за одеждой.




18

Виды и способы размещения одежды на плечиках в шкафу.




19

Виды и способы размещения одежды на полке в шкафу.




20

Виды и способы размещения одежды на спинке стула.




21

Инвентарь для ручной стирки. Приспособления для ручной стирки




22

Средства для ручной стирки белья.




23

Последовательность выполнения ручной стирки. Особенности сушки изделия.




24

Экскурсия в прачечную




25

Работа с тканью. Основные сведения о тканях.




26

Организация рабочего места




27

Названия и назначение инструментов и приспособлений для шитья.




28

Правила безопасной работы с иглой и ножницами




29

Ручной стачной шов.




30

Отработка ручного шва на образце.




31

Изготовление игольницы.




32

Виды обуви .Уличная обувь. Домашняя обувь. Праздничная обувь. Сменная для школы обувь.




33

Место хранение обуви . Уход за обувью. Общие правила ежедневного ухода за обувью.




34

Приспособления по уходу за обувью.




35

Подбор приспособлений для ухода за обувью. Место их хранения.




36

Особенности сушки мокрой обуви. Подготовка обуви к сушке. Разновидности способов сушки мокрой обуви.




37

Набивание обуви газетной бумагой.




38

Наш дом. Название мебели и ее назначение




39

Название и назначение предметов мебели в классной комнате.




40

Уборка и соблюдение порядка на письменном столе




41

Назначение каждого предмета постельного белья.




42

Уборка и заправка своей постели.




43

Инвентарь для уборки класса.




44

Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.

Уход за инвентарем и его хранение.




45

Сухая уборка и влажная уборка.




46

Уборка класса.




47

Уход за приспособлениями и их хранение.




48

Гигиенические требования к помещению, где проходят заня­тия.




49

Инвентарь для ухода за комнатными растениями.

Полив растений: подкормка, опрыскивание растений.




50

Обобщающий урок




51

Названия предметов кухонной мебели. Назначение предметов кухонной мебели.




52

Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Проведение сухой уборки. Проведение влажной уборки.




53

Электрический чайник: назначение, эксплуатация.




54

Заваривание чая в пакетиках.




55

Чайная посуда.

Назначение чайной посуды.




56

Средства и приспособления для мытья посуды.




57

Сервировка стола.




58

Виды бутербродов.




59

Разнообразие продуктов, необходимых для приготовления бутербродов.




60

Техника безопасности при приготовлении пищи. Приготовление простого бутерброда.




61

Приготовление сложного бутерброда.




62

Приготовление сложного бутерброда.




63

Технология приготовления закрытого бутерброда.




64

Приготовление закрытого бутерброда.




65

Приготовление закрытого бутерброда.




66

Технология приготовления горячего бутерброда.




67

Технология приготовления горячего бутерброда.




68

Технология приготовления горячего бутерброда.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!