Литература, 7 класс 22.11.2019
Тема: Р.р. Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова»
Цель: отработать схему написания сочинения на заданную тему.
Задачи: определить исторические моменты в изученных произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
научить правильному использованию речевых клише при написании вводной части сочинения;
развивать письменную речь учащихся;
прививать интерес к истории России, изучению литературных памятников русской литературы.
Ход урока
Введение в тему урока
Слово учителя
Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России, обладающей очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.
Именно поэтому писатели всегда уделяли огромное внимание истории России. Так, А.С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.
В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена - его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:
Как ныне собирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Но «Песнь» - не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме - о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, - особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло, и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.
Продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного, в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева (за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.
Работа над темой урока
Знакомство с понятием «клише» и условиями его использования
На следующем уроке нам с вами предстоит написать сочинение на тему «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова», и вы уже знаете, как обычно сложно его начать. Именно для этого используются так называемые «речевые клише» – стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также и общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях, а если говорить проще – образцы предложений и словосочетаний. Так, например, наиболее уместны в начале сочинения конструкции типа:
1. Никто не станет отрицать важности ... в жизни людей.
2. Каждый из нас сталкивался с ...
3. С давних времен человек размышлял о ...
4. Как часто мы слышим о ...
5. Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких.
6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о ...
7…. всегда волновала, волнует и будет волновать…
Пример (7): История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы её настоящих граждан. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи….
Написание первого предложения сочинения по заданным клише
Проверка и анализ написанного
Работа с клише-переходами:
1. Так, в стихотворении (поэме, рассказе…) (название) поэт (имя) обращается к ....
2.Обратимся к произведению... (автор, название).
клише-интерпретациями произведения или его фрагмента:
1. Автор повествует о...
2.Поэт показывает...
3.Поэт обращает наше внимание на...
клише-выводами и заключениями:
1. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....
2.Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...
3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...
4. В заключение хочется выразить надежду на то, что...
Подведение итогов. Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Помогут ли вам в дальнейшем полученные сегодня сведения?
Домашнее задание: подготовиться к написанию сочинения.
Начало:
1. Никто не станет отрицать важности ... в жизни людей.
2. Каждый из нас сталкивался с ...
3. С давних времен человек размышлял о ...
4. Как часто мы слышим о ...
5. Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких.
6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о ...
7…. всегда волновала, волнует и будет волновать…
Пример (7): История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы её настоящих граждан. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи….
Переход:
1. Так, в стихотворении (поэме, рассказе…) (название) поэт (имя) обращается к ....
2.Обратимся к произведению... (автор, название).
Продолжение текста:
1. Автор повествует о...
2.Поэт показывает...
3.Поэт обращает наше внимание на...
Заключение:
1. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....
2.Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...
3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...
4. В заключение хочется выразить надежду на то, что...