Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поселковая средняя общеобразовательная школа
Азовского района Ростовской области
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Атрохова О.П. 31.08.2022 | «Утверждаю» Директор МБОУ Поселковая СОШ _____________Шкурко С.Г. 31.08.2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Музыке
основное общее образование
(уровень образования)
6 класс
Количество часов – 34
Учитель: Брошкина Т. В.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) с учётом примерных программ по музыке на базе УМК «Музыка» для 6 классах общеобразовательных учреждений, авторы программы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. УМК «Музыка 6 класс» Г. П. Сергеева, И. Э. Критская, Москва, «Просвещение», 2020 год.
2022 -2023 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 6 класса , составлена в соответствии: - с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 -ФЗ «Об образовании»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1576 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный НОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.06.10.2009 г. №373»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный ООО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.12.2010 г. № 1897»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1578 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный СОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.05.2012 г. № 413»
- письма Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334.
-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Поселковой СОШ (приказ от 31.08.2016г №101) и Устава МБОУ Поселковой СОШ утвержденного районным отделом образования приказ от 31 ноября 2022 г. № 97.
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка 6 класс » авторы Г. П. Сергеева , Е. Д. Критская , рекомендованной Мин-обрнауки РФ (М.: Просвещение, 2020) в соответствии с ФГОС ООО
ЦЕЛЬ предмета – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность
современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного миро-восприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Задачи предмета:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- научить ориентироваться в многожанровости и направлениях музыкального искусства;
- познакомить с биографией и творчеством великих композиторов;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к музыкальному искусству;
- сформировать систему знаний, направленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, творческие домашние задания. Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Базисным учебным планом, на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Распределение учебного времени по классам выглядит следующим образом:
6 класс – 34 часа (1 час в неделю);
Планируемые результаты изучения курса «Музыка» в 6 классе .
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
6 класс
Учащийся научится:
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
- определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Учащийся получит возможность:
- заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.;
- посещать концерты, театры и др.;
- воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Содержание учебного предмета «Музыка»6 кл
Содержание уроков музыки в 6 классе , последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет , образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры : инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Учебно-тематический план 6 кл
№ | Название темы | Количество часов |
общее |
6 класс |
1 | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 16 |
2 | Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 |
| Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование 6 класс
№ | Тема урока | Кол во час | Дата план | Дата фактич | Тип урока УЗНМ – урок ознакомления с новым материалом УПЗУ – урок проверки знаний и умений Вид контроля | Учебный материал |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч) 1 четверть 8 ч |
1. | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | 7.09 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр.6- 7 |
2. | Образы романсов и песен русских композиторов | 1 | 14.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 8-13 |
3. | Два музыкальных посвящения | 1 | 21.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 14-19 |
4. | Портрет в музыке и живописи | 1 | 28.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 20-23 |
5. | Уноси мое сердце в звенящую даль...» | 1 | 5.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 24-25 |
6. | Обряды и обычаи в фольклоре ив творчестве композиторов. | | 12.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 30-37 |
7. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 | 19.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 38-39 |
8. | Старинной песни мир. Баллада « Лесной царь» Обобщение темы четверти | 1 | 26.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 40-47 |
2 четверть 7 ч Образы русской, народной и духовной музыки |
9 | Народное искусство Древней Руси Русская духовная музыка . | 1 | 9.11 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр. 48-53 |
10 | Духовный концерт В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской | 1 | 16.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 54-61 |
11 | Перезвоны. Молитва. | 1 | 23.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 62 - 65 |
12 | Образы духовной музыки Западной Европы Небесное и земное» в музыке И. С. Баха. | 1 | 30.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 66-71 |
13 | Образы скорби и печали Фортуна правит миром | 1 | 7.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 72-79 |
14 | Авторская песня : прошлое и настоящее | 1 | 14.12 | | Урок закрепления изученного | Стр. 80 - 87 |
15 | Джаз – искусство XX века | 1 | 21.12 | | Урок проверки знаний и умений | Стр. 88-93 |
16 | Обобщение темы четверти: Джаз – искусство XX века | 1 | 28.12 | | Урок ознакомления с новым материалом | Не задано |
3 четверть 10 ч II Полугодие «Мир образов камерной и симфонической музыки» (17 ч ) |
17 | Вечные темы искусства и жизни | 1 | 11.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 96-97 |
18 | Образы камерной музыки Могучее царство Ф. Шопена | 1 | 18.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 98-107 |
19 | Инструментальный концерт. Итальянский концерт» | 1 | 25.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 108-113 |
20 | Космический пейзаж. | 1 | 01.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 114-119 |
21 | Образы симфонической музыки | 1 | 8.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 120-131 |
22 - 23 | Симфоническое развитие музыкальных образов. | 2 | 15.02 22.02 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр.132-137 |
24 | Программная увертюра Бетховена «Эгмонт | 1 | 1.03 | | Урок закрепления изученного | Стр.138-141 |
25 | Обобщение темы четверти. | 1 | 15.03 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано |
4 четверть 8 ч |
26 | Увертюра-фантазия П И. Чайков- ского «Ромео и Джульетта» | 1 | 29.03 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр 142 - 149 |
27 | Мир музыкального театра Балет « Ромео и Джульетта» | 1 | 5.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр 150 -153 |
28 | Мюзикл. Л. Бернстайн «Вестсайдская история» | 1 | 12.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр 154-155 |
29 | Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика » | 1 | 19.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр 156-159 |
30 | Образы киномузыки. | 1 | 26.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр160-161 |
31 | «Ромео и Джульетта» в кино 20 века.» | 1 | 03.05 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр160-161 |
32 | «Музыка в отечественном кино» | 1 | 10.05 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр162-163 |
33 | Исследовательский проект | 1 | 17.05 | | Урок проверки знаний и умений | подготовка |
34 | Обобщение темы « Музыкальная драматургия» | 1 | 24.05 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано |