СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путптпждутжптщркзшошщо

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Путптпждутжптщркзшошщо»

Урок 19


ГУМАНИТАРНЫЕ АКЦИИ МЧС РОССИИ


Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели и задачи: познакомить обучающихся с историей возникновения МЧС России, комплексом гуманитарных акций и действий этой организации.

Учебно-наглядный комплекс: учебник.


Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания.


Обучающиеся называют международные гуманитарные акции, известные им на данный период. Учитель комментирует ответы обучающихся, дополняя список акций и рассказывая о примерах героизма людей во время ликвидации последствий крупных землетрясений, разрушительных цунами, проливных дождей, длительной засухи и т. д.; оценивает ответы обучающихся.


  1. Изучение новой темы.


  1. Рассказ учителя.


Наша страна всегда была в авангарде оказания бескорыстной, гуманитарной помощи различным государствам с целью ликвидации последствий различных ЧС. Сейчас официальным уполномоченным по оказанию такой помощи является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Главным принципом деятельности МЧС России является принцип «помощь выше политики».

МЧС – государственная организация, но в своей спасательской деятельности её сотрудники не допускают политической основы своей работы.

Для осуществления конкретной практической деятельности в октябре 1995 г. создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

В состав корпуса входят:

  • центральный аэромобильный спасательный отряд;

  • аэромобильный госпиталь;

  • автомобильная и инженерная бригады;

  • авиационное предприятие;

  • агентство «Эмерком».

Основными задачами корпуса являются:

  • применение его в качестве резерва Войск гражданской обороны, когда этого требует ситуация;

  • применение личного состава корпуса как специалистов высокого класса, когда этого требует обстановка;

  • применение личного состава в виде замены действующих и постоянных сил гражданской обороны, когда того требует незамедлительная ситуация;

  • использование специалистов для подготовки квалифицированных кадров как для Войск гражданской обороны, так и для других воинских формирований.

После создания Корпуса значительно сократились сроки готовности к ликвидации ЧС. География применения сил Корпуса постоянно расширяется не только в пределах нашей страны, но и за её пределами.


  1. Примеры гуманитарных акций МЧС России.


  1. В Югославии в 1999 году, когда после варварской бомбардировки американцами территории Боснии и Герцеговины оперативная группа МЧС эвакуировала российских граждан. Туда же был направлен мобильный госпиталь, который только за два месяца работы оказал помощь более чем 3 тысячам пострадавших.

  2. В августе 1999 года после сильнейшего землетрясения в Турции половину из всех извлечённых пострадавших (147 человек) спасли российские спасатели (72 человека). Остальных извлекали специалисты из Франции, США, Японии, Бельгии и других стран (всего 11 стран).

Эти и множество других примеров являются подтверждением героизма, высокого профессионализма российского корпуса МЧС и говорят о мастерстве и опыте наших специалистов.


  1. Материал учебника.


ГУМАНИТАРНЫЕ АКЦИИ МЧС РОССИИ


В России участие в международной гуманитарной деятельности возведено в ранг государственной политики. Одно из наиболее авторитетных государственных ведомств – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – уполномочено указами Президента и распоряжениями Правительства Российской Федерации осуществлять наиболее сложные крупномасштабные гуманитарные операции как на территории России, так и за её пределами. При осуществлении гуманитарной работы оно строго придерживается принципа «помощь выше политики». МЧС России – организация, которая, будучи государственной, не допускает какого-либо политического вмешательства в процесс спасения людей и оказания помощи пострадавшим.

Целью международного сотрудничества МЧС России является объединение усилий заинтересованных стран мирового сообщества, национальных и международных организаций по предупреждению производственных аварий, экологических катастроф, стихийных бедствий и максимально возможному сокращению потерь населения и ущерба экономики при их возникновении.

Для мобилизации возможностей МЧС России на выполнение гуманитарных задач по стандартам ООН во исполнение решений Президента и Правительства Российской Федерации в октябре 1995 г. создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования. В состав корпуса включены Центральный аэромобильный спасательный отряд, в том числе аэромобильный госпиталь; автомобильная и инженерная бригады; авиационное предприятие и вновь созданное агентство «Эмерком».

Основными задачами корпуса являются:

  • Применение его в качестве организационного резерва Войск гражданской обороны РФ, используемого при ЧС, когда сил и средств формирований постоянной готовности МЧС России недостаточно.

  • Использование личного состава корпуса при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, когда требуются знания и опыт высококлассных специалистов.

  • Использование личного состава корпуса как резерва территории (объекта), когда группировка сил и средств полностью задействована на ликвидации чрезвычайной ситуации, а также для замены спасателей.

  • Подготовка дефицитных специалистов для комплектования в военное время как Войск гражданской обороны, так и других воинских формирований.

Создание Корпуса действующего резерва на всей территории страны позволяет значительно сократить сроки готовности сил министерства и ликвидации ЧС.

Масштабы и география проводимых МЧС России гуманитарных акций на территории России и за её пределами постоянно увеличиваются. Возрастает участие министерства в международных миротворческих операциях.

В течение трёх лет в бывшей Югославии по контракту с УВКБ ООН работала автотранспортная группа МЧС России. Она выполнила работ на сумму 6,5 млн. долларов США. Всего ею было перевезено свыше 100 тыс. гуманитарных грузов, что обеспечило выживание около 200 тыс. человек мирного населения Боснии и Герцеговины.

Эта работа в чрезвычайно сложных условиях прибавила авторитета МЧС России и определила необходимость продолжения и развития гуманитарного сотрудничества в данном регионе.

Практически с первого дня бомбардировок Югославии авиацией НАТО (с 27 марта 1999 г.) в Белграде начала действовать оперативная группа МЧС России по эвакуации российских граждан.

Так, в считанные дни удалось успешно эвакуировать с территории Югославии 833 российских и 77 граждан СНГ. В это же время из Косово через Болгарию эвакуированы в Республику Адыгея 54 этнических адыга.

Для оказания первоочередной медицинской помощи беженцам ещё во время бомбардировок МЧС России направило в Югославию мобильный госпиталь с персоналом в 42 человека, который за два месяца работы оказал помощь более чем 3 тыс. пострадавшим.

За первые два месяца работы авиацией и автотранспортом МЧС России в СРЮ и Македонию доставлено около 500 т гуманитарных грузов. Стоимость таких работ составила на этом этапе 24,8 млн рублей и более 400 тыс. долларов США, выделенных МЧС России по распоряжению Правительства Российской Федерации.

Для подтверждения эффективности международной деятельности МЧС России достаточно привести цифры, связанные с сильнейшим землетрясением, происшедшим в Турции в августе 1999 г.: из 147 человек, спасённых всеми работающими на территории Турции спасателями (в работах участвовали специалисты из Франции, США, России, Японии, Бельгии, Израиля, Южной Кореи, Германии, Украины, Австрии, Казахстана, Испании) за первую неделю после землетрясения, 72 человека нашли и извлекли из завалов российские спасатели.

Ни одна страна не застрахована от того, что из активного субъекта гуманитарного действия она может превратиться в объект, нуждающийся в помощи.

Международное сотрудничество в чрезвычайных ситуациях охраняет естественные права человека, международная гуманитарная деятельность направлена на охрану всей совокупности прав личности. Именно поэтому она должна базироваться на гуманитарной дипломатии как отрасли международного права и международных отношений, в центре которых стоит безопасно-устойчивая модель развития человечества.

Таким образом, гуманитарная деятельность национальных и международных организаций, новая, более эффективная система международного сотрудничества в чрезвычайных ситуациях становится неотъемлемой частью будущего миропорядка, в основе которого лежит самоценность человеческой личности вне зависимости от места его обитания.






Вопросы


  1. Приведите примеры известных вам международных гуманитарных акций МЧС России.

  2. Каковы основные задачи Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования?

  3. Вспомните, что представляет собой аэромобильный госпиталь.


Что будет, если…


человеческая жизнь станет главной ценностью в мире?


  1. Итог урока.


  • Можем ли мы утверждать, что гуманитарная деятельность национальных (в том числе Российского корпуса) и международных организаций – это новая, более эффективная система международного сотруничества в области оказания помощи и спасения при ЧС? Становится ли она частью будущего миропорядка, в основе которой находится самоценность человеческой личности вне зависимости от места её обитания и других факторов? Свой ответ аргументируйте.


Домашнее задание: приведите примеры известных вам международных гуманитарных акций МЧС России.



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ


Извлечения из Федерального закона РФ

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

от 21 декабря 1994 года


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организации, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учётом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объём и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.


Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ


Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организации обязаны:

  1. планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

  2. планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

  3. обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;

  4. создавать локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

  5. обеспечить организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  6. финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

  7. создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  8. предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтверждённую в аттестационном порядке.

Статья 16. Привлечение Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.



Глава VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ


Статья 29. Международные договоры Российской Федерации.

Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров Российской Федерации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!