СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие в космос"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке мы знакомимся с новым видом пейзажа - космическим, с художникм-космонавтом Леоновым А. и его картинами, а также с выдающимися людьми, чьи имена связаны с развитием космонавтики у нас в стране и их достижениями.

К сожалению презентация не загрузилось, очень много весит.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе. Путешествие в космос.»

Голубева Ирина Витальевна

МБОУ «Покровская СОШ»



Конспект урока

С использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании


Предмет: изобразительное искусство, урок-изучение нового материала.

Тема: «Путешествие в космос».

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 6 класс.

Технология: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией «Путешествие в космос» (собственная разработка).


Цели:

- актуализация знаний учащихся;

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства.

Задачи:

- знакомство с новым видом пейзажа – космическим пейзажем;

- знакомство с художником-космонавтом Леоновым А. и художником-фантастом Соколовым А.;

- сравнение законов линейной и воздушной перспективы на Земле и в Космосе;

- знакомство с выдающимися людьми, чьи имена связаны с развитием космонавтики у нас в стране и их достижениями;

- воспитание патриотизма, гордости за свою Родину.


План урока.

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

1) Мотивация учащихся к учебной деятельности – раскрытие темы урока посредством решения кроссворда.

2) Актуализация знаний с помощью путешествия по планетам солнечной системы.

3) Знакомство с конструктором ракетно-космической техники, первым космонавтом и летательными аппаратами.

4) Знакомство с картинами художника-космонавта А.Леонова и художника А.Соколова.

5) Актуализация знаний о пейзаже, способах его построения.

Сравнение законов перспективы на Земле и в Космосе, первичное закрепление сделанных выводов в речи.

Основы композиции в построении космического пейзажа.

6) Самостоятельная работа.

7) Рефлексия учебной деятельности.

3. Итог урока.

4. Домашнее задание.



Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Основная часть.


Голубева Ирина Витальевна

МБОУ «Покровская СОШ»



1) Мотивация учащихся к учебной деятельности – раскрытие темы урока посредством решения кроссворда.

Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие, а вот куда будет путешествие, вы узнаете, отгадав этот кроссворд.


Слайд 1.

Учащиеся коллективно отгадывают кроссворд


Вы совершенно верно отгадали задуманное слово.


Слайд 2.

«Путешествие в космос» - так звучит тема нашего урока. Надеюсь, вы любите путешествия и готовы всегда двигаться только вперед! Наше путешествие начинается, а чтобы вам не пришлось скучать во время странствия вы должны в течение урока заполнить памятку путешественника, которая потом останется с вами и будет напоминанием об этом увлекательном путешествии.


Каждому ученику выдается памятка путешественника. (Приложение 1).


Итак, если вы готовы, то мы двигаемся вперед.




2) Актуализация знаний с помощью путешествия по планетам солнечной системы.


Каждое утро в золотой колеснице, запряженной четверкой огнедышащих коней, поднимается из моря в небо Гелиос – бог Солнца. Так гласит легенда древних греков. Земля представлялась им в виде огромного диска, плавающего в море. А небо – в виде большого купола. Днем оно отражало солнечный свет, а ночью удерживало звезды, планеты, Луну. Древние греки утверждали, что наша планета поддерживается слонами.

А каков на самом деле наш мир? Что мы знаем о Земле, планетах, звездах? С этого и начинаем наше путешествие.


Слайд 3.

Земля – наш дом в космосе, а мы жители этого дома, в нем много квартир, которые называют странами. С Луны наша родная планета будет выглядеть как шар, с одного бока освещенный Солнцем. Вокруг Земли – тонкий радужный слой воздуха. Планета словно опоясана венком из радуги. Вот так из-за горизонта поднимается солнце.


Слайд 4.

В городе несколько домов образуют квартал или улицу. Есть «кварталы» и в космосе. Один из них называется Солнечной системой. Слово «солнечная» понятно каждому: значит у Солнца. А вот слово «система» означает, что около Солнца находится не один космический дом, наша Земля, а несколько. И все они расположены в строгом порядке, как дома в городском квартале. У Солнца, кроме Земли, есть еще восемь спутников, восемь «космических домов». Их называют планетами. У каждой планеты свое имя: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Они-то и составляют вместе с Землей основу Солнечной системы – наш «космический квартал».

Голубева Ирина Витальевна

МБОУ «Покровская СОШ»



Слайд 5.

За миллионы километров от нас в пространстве пылает гигантский шар раскаленного сияющего газа. Мы называем его Солнцем. На самом деле Солнце – это звезда, самая близкая к нам.


Слайд 6.

Ближе всего к Солнцу находится Меркурий. Поэтому на этой планете очень жарко. Это самая маленькая из девяти планет – только две пятых размеры Земли.


Слайд 7.

Вторая ближайшая к Солнцу планета – это Венера. Она самая яркая из всех звезд и планет на земном небосводе. Иногда ее можно увидеть даже днем. За свой прекрасный блеск она была названа именем римской богини любви.


Слайд 8.

Ночью иногда можно увидеть в небе яркий огонек, похожий на звезду, сияющую красным цветом. Это красная планета Марс, названная по имени римского бога войны. Марс – четвертая от Солнца планета.


Слайд 9.

Великана в семействе планет Солнца зовут Юпитером. Это самая большая из всех планет Солнечной системы – почти в двенадцать раз больше Земли.


Слайд 10.

Шестая планета от Солнца – Сатурн. Его назвали именем римского бога земледелия. Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Он окружен семью кольцами. Кольца эти состоят из мириадов кусков льда, от крохотных крупинок до больших глыб. Они кружатся вокруг Сатурна, как Луна вокруг Земли.


Слайд 11.

Уран был первой планетой, открытой с помощью телескопа. Это седьмая от Солнца планета.


Слайд 12.

Уран помог астрономам открыть планету Нептун, которую назвали в честь римского бога моря.


Слайд 13.

Все планеты двигаются вокруг Солнца по орбитам – вытянутым кругам, называемым эллипсами. В большинстве случаев эллипсы лишь слегка вытянуты. А орбита Плутона – сильно вытянутая окружность. Плутон обычно находится на самом краю Солнечной системы. За ним простираются бескрайние просторы глубокого космоса. Возможно, именно поэтому Плутон назван по имени римского бога черного царства смерти.



Мы познакомились только с самыми крупными телами Солнечной системы. А еще в нее входят спутники планет, кометы, метеоры. И все равно Солнечная система – всего лишь точка среди бесчисленных звезд Галактики.

Голубева Ирина Витальевна

МБОУ «Покровская СОШ»



Продолжаем наше путешествие. Земля – дом. Солнечная система – квартал. А где же космический город? Есть ли он? Оказывается, есть и даже имеет свое название.


Слайд 14.

Взгляните на небо в тихую безоблачную ночь. Оно сплошь усеяно звездами: яркими и едва заметными, белыми и голубыми, красноватыми и зеленоватыми. Белесая, похожая на молочную реку, широкая звездная полоса пересекает все небо. Этому скоплению древние греки дали название Галактика, что на русском языке означает Млечный Путь. Это и есть наш «космический город».


Слайд 15.

А есть ли еще «города» в космосе? Древние люди думали, что нет. Но шло время, и ученые заметили, что светлых туманностей, подобных Млечному Пути, много. Это и есть другие города, другие галактики. Самые близкие к нашей Галактике «космические города» называются: Туманность Андромеды и Магеллановы Облака. Все «космические города» составляют Вселенную. Это русское название. А древние греки называли Вселенную – космос.



3) Знакомство с конструктором ракетно-космической техники, первым космонавтом и летательными аппаратами.


Звезды давно служат людям. Моряки определяют по ним положение корабля в океане, когда не видно берегов. Ориентируются по звездам не только морские корабли, но и космические. Отправляя космические станции к дальним планетам, ученые устанавливают на них приборы, которые помогают отыскать нужную как маяк звезду и не сбиться с пути.


Слайд 16.

Мысль о полете подобно птице не давала человеку покоя.

Сейчас все знают, что в космос можно подняться только с помощью ракеты. Но не каждый может рассказать, как додумался до этого человек.


Слайд 17.

Перед вами проекты первых ракет, имена ученых, которые их проектировали. С какой скоростью должна лететь ракета, чтобы преодолеть силу земного притяжения? Первым правильный ответ на этот вопрос еще в прошлом веке дал Эдуард Циолковский. Давайте узнаем о нем немного побольше.


Слайд 18.

Выступление ученика с кратким сообщением о Э.Циолковском.

( пример сообщения см. Приложение №2)

Слайд 19.

Такую ракету, с помощью которой корабль, словно по ступенькам поднимается в космос, предложил создать Циолковский. Он назвал ее ракетным поездом.



Голубева Ирина Витальевна

МБОУ «Покровская СОШ»



Слайд 20.

Первая многоступенчатая ракета в Советском Союзе была создана под руководством Сергея Павловича Королева.


Выступление ученика с кратким сообщением о С.П.Королеве.

(пример сообщения см. Приложение №3)


Слайд 21.

Люди давно мечтали узнать, что делается там, высоко над Землей, в космосе. Мечта сбылась. 4 октября 1957 г в Советском Союзе был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Он преодолел притяжение, вышел на орбиту, вращаясь вокруг Земли, подавал сигналы: «Я здесь, я лечу!» но спутник не мог ответить на вопрос: можно ли жить в космосе? Чтобы узнать это ученые отправляли на орбиту четвероногих разведчиков: собак Лайку, Белку и Стрелку, Чернушку и Звездочку, белых крыс и мышей. Так ученые могли убедиться, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы непродолжительное время. Но что они при этом чувствуют? Плохо им или хорошо?


Слайд 22.

На орбиту должен был отправиться человек. Но кто первым должен полететь в космос: врач, моряк, инженер или летчик?

Ближе всех к мечте о космических полетах оказались летчики-истребители. Они летают на большой высоте, в скафандрах, знают, что такое перегрузка, невесомость, умеют прыгать с парашютом. Из летчиков и стали готовить космонавтов. А первым стал Юрий Гагарин.


Выступление ученика с кратким сообщением о Ю.Гагарине.

(пример сообщения см. Приложение №4)




4) Знакомство с картинами художника-космонавта А.Леонова и художника А.Соколова.


...Когда Гагарин во время полета вышел на связь, он произнес: "Красота-то какая, как на картинах Рериха". Наверное, не случайно, многие космонавты тянутся к кисти. Членами Союза художников являются Алексей Леонов, Владимир Джанибеков, Александр Александров.


Слайд 23.

Лётчик-космонавт Алексей Леонов знаменит тем, что в марте 1965 года осуществил первый выход в открытый космос и провёл за бортом несколько экспериментов. В 1975 году он стал участником первого совместного полёта советского космического корабля «Союз» и американского корабля «Аполлон». Алексей Леонов создал большое количество живописных полотен на тему освоения космоса. С середины 60-х годов он является постоянным соавтором художника-фантаста Андрея Соколова.


Слайд 24.


Голубева Ирина Витальевна

МБОУ «Покровская СОШ»




В своих картинах Леонов и Соколов не только запечатлели события в истории космонавтики, свидетелями и участниками которых они были, но и воплотили свои мечты о будущем. Художники оказались удивительно прозорливы: многие сюжеты из их картин уже стали реальностью.



5) Актуализация знаний о пейзаже, способах его построения, фиксация затруднения при изображении космического пейзажа.


Мы с вами увидели картины космонавта-художника.

- Что на них изображено? (космическое пространство, летательные аппараты)

- А к какому жанру изобразительного искусства можно отнести эти картины? (пейзаж)


Слайд 25.

Давайте вспомним с вами некоторые разновидности этого жанра, которые мы знаем:

- сельский;

- городской;

- горный;

- морской (марина).

- Как можно назвать разновидность пейзажа, с которым мы познакомились сегодня? (космический пейзаж)

При рисовании пейзажа мы всегда должны помнить правила перспективы, то есть правила и закономерности изображения предметов в пространстве. Давайте их вспомним.


Слайд 26.

Линейная перспектива.

- Какие правила линейной перспективы вы знаете?

- предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере;

- параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта (линии наших глаз).


Слайд 27.

Воздушная перспектива.

- Какие правила воздушной перспективы применяются при изображении пейзажей?

- все ближние предметы изображаются детально с четкими контурами, а дальше обобщенно с мягкими контурами;

- по мере удаления окутанная воздухом даль голубеет.


- Как вы думаете, соблюдаются эти правила при изображении космических пейзажей? Какие можно сделать выводы?

(Правила линейной и воздушной перспективы нарушены; необычный колорит, яркие цвета и т.д.)


Перед тем как приступить к самостоятельной работе, я хочу напомнить вам о композиции. Рисунок будет интересен, если в нем достигнуто гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу, их уравновешенность в целом. Существуют ли законы гармонии и правила построения композиции? И да, и нет. С одной стороны,

Голубева Ирина Витальевна

МБОУ «Покровская СОШ»



существуют точные расчеты, математически сформулированные. С другой стороны, художники следуют не своду законов, а собственной интуиции.


Слайд 28.

Старайтесь не располагать элементы своего рисунка симметрично, потому что при этом возникает монотонность и однообразие.


Слайд 29.

Достичь гармонии можно уравновешивая элементы разной величины и разного цвета, добавляя недостающих объектов или изменяя его направление.




6) Самостоятельная работа учащихся.

Теперь вы отправляетесь в самостоятельный полет в космических просторах на тех космических аппаратах, которые вы изобразите на своих рисунках.




7) Рефлексия учебной деятельности.


Слайд 30.

Давайте проверим, правильно ли вы заполнили свои памятки путешественника, так как она останется с вами и будет напоминать о сегодняшнем уроке.




3. Итог урока.

Выставка законченных работ на доске


Наше путешествие в космос подходит к концу. Мы узнали:

- что такое Космос;

- что такое Солнечная система, и какие планеты к ней относятся;

- космический пейзаж;

- соблюдаются ли земные законы перспективы в космосе;

- как выглядели первые летательные аппараты и современные космические ракеты и спутники;

- познакомились с жизнью и творчеством великих людей.




4. Домашнее задание.

Домашнее задание вариативное:

1) выполнить рисунок или аппликацию на тему «Космический город будущего»;

2) выполнить презентацию на тему «Космический пейзаж»;

3) выполнить презентацию на тему «Звездные дети Галактики (наши космонавты)».

8



Просмотр содержимого документа
«Приложение №1. Памятка космического путешественника»





1. Самая маленькая из девяти планет –

2. Самая яркая планета, названная именем богини любви –

3. Красная планета бога войны –

4. Великан в семействе Солнечной системы –

5. Планета, окруженная семью кольцами –

6. Планета, открытая с помощью телескопа –

7. Планета, названная в честь римского бога моря –

8. Планета, находящаяся на самом краю солнечной системы –

9. Наша Галактика (наш космический город) –

10. Ученый, создавший ракету, названную ракетным поездом –

11. Главный конструктор ракетной техники, под его руководством была создана первая многоступенчатая ракета –

12. Первый космонавт планеты –

13. Художник-космонавт, произведения которого посвящены космосу –


14. Пейзаж с изображением космоса -

Просмотр содержимого документа
«Приложение №2»

Голубева Ирина Витальевна

МБОУ «Покровская СОШ»



Приложение №2.

Российский теоретик космонавтики.

Ровно за сто лет до того, как над Землей появился первый искусственный спутник, в сентябре 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику (с 1892 в Калуге). Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. Технические идеи Циолковского находят применение при создании ракетно-космической техники.

Он высказал предположение о мыслящих существах в иных мирах. Им придуманы газовые рули для управления ракетой в космосе и атмосфере. Работами Циолковского интересовались ученые всего мира. Ученики Циолковского и его последователи создали первые в мире космические корабли. Циолковский теоретически обосновал межпланетные путешествия и страстно верил, что его мечту осуществят другие. До Циолковского некоторые изобретатели использовали ракеты для воздухоплавания. Циолковский «научил» ракеты летать в космос. Циолковский рассчитал, сколько нужно ракете топлива. Она должна поднять себя, поднять запас топлива, грузы, приборы, людей, она должна развить необходимую скорость для отрыва от Земли. Циолковский изобрел ракетный поезд - многоступенчатую ракету. В передней ракете находятся приборы и экипаж. Ступени ракеты работают поочередно: когда топливо в одной ступени выгорит, она сбрасывается, ракета становится легче. Начинает работать вторая ступень и т.д. Передняя ракета, как на эстафете, получает скорость, набранную предыдущими ракетами. Многоступенчатые ракеты, придуманные Циолковским, работали, совершенствовались, с их полетами воплотилась в жизнь мечта гениального ученого.


Просмотр содержимого документа
«Приложение №4»

Голубева Ирина Витальевна

МБОУ «Покровская СОШ»



Приложение №3.


Первый космонавт планеты.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника. Первые годы своей жизни он провел в деревне Клушино, где жили его родители: отец - Алексей Иванович, и мать Анна Тимофеевна.

В мае 1949 года, закончив шестой класс Гжатской неполной средней школы, Юрий поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. С отличием окончил ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик. Своей рабочей профессией Юрий Алексеевич гордился всю жизнь.

Получив специальность, Гагарин решает продолжить учебу и уже в августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума.

Годы учебы летели незаметно и были до предела спрессованы разнообразными занятиями. Кроме учебы и производственной практики, много времени отнимала комсомольская работа, спорт. Именно в те годы Гагарин увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб.

Наступивший 1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия Алексеевича. В июне он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле - совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18, 10 октября - окончил Саратовский аэроклуб.

27 октября 1955 года Октябрьским райвоенкоматом города Саратова Юрий Алексеевич был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова. Едва надев военную форму, Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь.

3 марта 1960 года по его был зачислен в группу кандидатов в космонавты.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Восток" с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Спустя всего 108 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полет, но этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина.


Просмотр содержимого документа
«приложение №3»

Голубева Ирина Витальевна

МБОУ «Покровская СОШ»




Приложение № 3.


Главный конструктор ракетно-космической техники.


КОРОЛЕВ Сергей Павлович (1906/07-1966), российский ученый и конструктор, академик АН СССР (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Под руководством Королева созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, спутники различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и др.), космические корабли «Восток », «Восход », на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

Родился в 1906 году в семье учителя Павла Яковлевича Королева, из разночинцев. С двух до десяти лет воспитывался в Нежине под Киевом в большой купеческой семье родителей матери. С 1917 жил в Одессе, где изучал школьную программу дома, а в 1922-24 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Занимался в Киевском политехническом институте. Затем продолжил учебу в Москве в Высшем техническом училище им. Баумана и в 1929 году закончил факультет аэромеханики. Трудиться он начал в авиации, первого признания добился в ракетной технике, а слава пришла к нему в космонавтике. В начале 1936 был организован специальный отдел РНИИ по разработке ракетных летательных аппаратов, главным конструктором которого был назначен Королев. Еще в 1935 Королев писал о том, что если будет «процветание ракетного дела, то будет и то время, когда первый земной корабль впервые покинет Землю». С именем Королева связаны все наши достижения в завоевании космоса: первый искусственный спутник Земли, первые автоматические межпланетные станции «Венера», «Марс», «Луна», первые пилотируемые корабли. За 60 лет жизни замечательный ученый Королев много успел сделать не только для нашей Родины, но и для всего человечества. Он верил в беспредельные возможности человечества, в то, что освоение космоса принесет людям благо и счастье.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!