СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути развития познавательного интереса школьников на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомство с педагогическим опытом применения приёмов и технологий  для развития функциональной грамотности на уроках и повышения интереса к изучению математики.

Просмотр содержимого документа
«Пути развития познавательного интереса школьников на уроках математики»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №112 города Донецка»

Литвиненко Елена Владиславовна



ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ



Цель мастер-класса: знакомство с педагогическим опытом применения приёмов и технологий для развития функциональной грамотности на уроках и повышения интереса к изучению математики.

Задачи мастер-класса:

– конструирование перед участниками мастер-класс своей модели образовательного процесса с применением определенных технологий;

– популяризация инновационных идей, находок;

– содействовать профессиональному общению;

– вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход проведения

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня. От того, как удаётся развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения.

Направление математики 5–6 классов является весомым звеном в математическом образовании. У учеников 5–6 классов интерес к изучению математики не устойчив, поэтому для поддержания и развития внимания к предмету следует внести интересные занимательные элементы в процесс обучения. Эти задания должны быть составлены так, чтобы на начальных этапах их завершение было под силу каждому ученику и приносило восторг от полученного результата. Для ребят процесс усложнения задач должен проходить незаметно, от «простого к сложному». Это значит, что для решения более сложных задач используются полученные знания решения предыдущих. Поэтому, хочу начать свой мастер класс с небольшой разминки для того, чтобы настроиться на работу.

1. Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается…(6)

2. Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно…(4)

3. Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается…(3)

4. Говорил учитель Ире, что два больше, чем…(1)

5. Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно …(2)

6. У меня собачка есть, у нее хвостов аж…(1)

7. У доски ты говори, что концов у палки…(2)

8. Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит…(5)

9. На уроках будешь спать, за ответ получишь…(2)

10. Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось – …(4)

11. Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (5)

На своих уроках я использую следующие приёмы повышения интереса изучения математики:

  1. «Экстрасенсорная математика».

  2. «Всё гениальное просто».

  3. «А ну-ка реши!».

  4. Страницы истории на уроках математики.

  5. Творческие задания.

  6. Элементы занимательности.

  7. Скрайб-презентация.

«Экстрасенсорная математика».

Загадайте любое число, состоящее из одной – двух цифр. Я никоим образом не могу знать, что это за число, и предлагаю сделать следующее:

1. Удвоите число.

2. Прибавьте 12.

3. Разделите сумму на 2.

4. Вычтите из нее исходное число.

Вопрос: «Думаете ли вы сейчас о цифре 6?»

Данная последовательность вычислений всегда в итоге приводит к цифре 6, какое бы число вы изначально ни выбрали. Почему это работает?

Этот трюк целиком основан на простой алгебре. Не важно, какое число выбрано, итоговый̆ ответ всегда будет 6.

«Всё гениальное просто».

«Занимательная математика» может сделать интересными самые «скучные» вещи на свете, например, таблицу умножения на 6,7,8,9.

«А ну-ка реши!».

Предлагаю вам задачи, правильное решение которых чаще всего не требует никаких дополнительных знаний, – внимательно читайте условие задачи и попробуйте миновать расставленные ловушки.

  1. Что больше? Сумма всех чисел или произведение?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 0

(Ответ: сумма, так как один из множителей равен 0.)

  1. Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат был больше 6, но меньше 7?

(Ответ: запятую.)

  1. У отца Мэри есть пять дочерей: Чича, Чача, Чучу, Чече… Как зовут пятую дочь?

(Ответ: Мэри).

Страницы истории на уроках математики.

Информация из истории математики, исторических заданий объединяет эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учащихся. Математика, которая развивает логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше понять ее.

Творческие задания.

Использование творческих заданий на уроках математики являются ещё одним методом развития познавательной активности. Можно выделить следующие типы заданий:

  1. короткие рассказы на уроке (например, о жизни и деятельности известных математиков, исторические события и т.д.);

  2. составление кроссвордов, ребусов;

  3. составление задач с некоторой темы;

  4. составление сказки по теме или стихотворений (возможно с иллюстрациями). Например, на первых уроках в 5-ом классе можно дать творческое задание – составить стихотворение на тему «Математика» или дать ответ на вопрос «Связь математики с другими науками» (2–3 предложения от каждого учащегося).

Например, стихотворение учащегося 5–Б класса Немчинского Олега «Урок математики»:

Лучше урока грамматики

Для меня урок математики!

С первого класса учился писать

Цифру один, …три,… и пять…

Учился вместе их сложить,

Потом отнять и перемножить…

И понял – без математики никто

В жизни жить не может!

Как в магазине подсчитать,

Сколько нужно денег дать?

Как отмерить, чтоб разделить…

Сколько в бак воды налить?..

Если хочешь все познать –

Как стороны квадрата посчитать,

Беги на урок математики,

Но, не пропускай и урок грамматики!

Элементы занимательности.

Например, при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» школьники хорошо усваивают алгоритм действий, если использовать такой прием: «числа с одинаковыми знаками любят друг друга, поэтому их надо сложить и поставить общий знак, а числа с разными знаками ссорятся – «Кто сильнее, чья возьмет?». А при решении уравнений используется прием «разведчика»: при переходе границы «=» необходимо сменить форму (знак) на чужую.

Скрайб-презентация.

Скрайбинг – современная технология визуализации учебного материала. Что такое скрайбинг? Скрайбинг (от английского "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки) – новейшая техника презентации. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит в реальном времени параллельно с докладом говорящего. Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудио ряда.

Скрайбинг можно использовать в школе на любом уроке и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как "мозговой штурм" и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно использование скрайб-презентация в проектной деятельности.

Предлагаю, осуществить рефлексию с помощью технологии скрайбинг – «Чемодан, мясорубка, корзина».

Таким образом, с помощью выше перечисленных приёмов у учащихся повышается интерес к математике. Ребята становятся более любознательными, и меняют своё отношение к урокам математики. В заключение хотелось бы повторить такие слова «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам…».

Список используемой литературы

  1. Гузова Л. П. Развитие профессиональной культуры учителя — фактор успешной работы /Л. П. Гузова // Методист. — 2005. — № 2

  2. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии/ Г. К. Селевко. — М.: НИИ шк.технологий, 2005.

  3. Холева О. В. Развитие познавательного интереса на уроках математики // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2013. — С. 106-109. —

  4. Материал с сайта: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-matematiki


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!