СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути повышения мотивации обучающихся на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются приемы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках математики, в условиях изменившейся концепции учебно-познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Пути повышения мотивации обучающихся на уроках математики»

Пути повышения мотивации обучающихся на уроках математики

Тезисы выступления

Одной из центральных проблем современной школы является снижение мотивации обучающихся, что выражается в снижении качества результатов предметных знаний. Это связано с изменением концепции учебно-познавательной деятельности, включающей в себя социокультурные макрофакторы (динамичное изменение жизни, множественность культур, появление новых технологий и средств связи) создают новую образовательную реальность, обладающую позитивным потенциалом для развивающейся личности школьника. Однако вместе с тем, появляются риски фрагментарности знаний, усвоение устаревающих знаний, избыточной информации, отвержение всяких правил, которые не вступают в силу, если реализуются стратегии педагога, направленные на развитие личностного ресурса обучающегося, его внутренней мотивации. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Формирование положительной учебной мотивации к математике осуществляется в первую очередь в урочной учебной деятельности. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности, выработанная внутренняя мотивация, есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”. Поэтому при проектировании урока важным этапом является мотивационно-целевой, где учитель создает учебную или образовательную ситуацию, осуществляет постановку учебной задачи, а ученик демонстрирует понимание учебной задачи, осуществляет целеполагание.

Предмет математика позволяет создавать условия для осознания учениками пользы от новых знаний, полученных на уроке, через использование практических или жизненных задач, что позволяет увидеть ученику преимущества усвоения материала на уроке. На уроках математики в 5-6 классах использую проектный метод по созданию сборника практических задач учениками в конце изучения определенной темы. Так, например, при изучении задач на части девочками 5 б класса был составлена подборка задач на тему «Кулинария», где наглядно демонстрируются использование математики в повседневной жизни. В 8-10 классах при изучении квадратичной, степенной функций, показательной и т.д. используется проблемный метод, демонстрирующий использование математики как инструмента описания явлений окружающего мира, который подводит учащихся к созданию проектных работ и представлению их на научно-практической конференции.

Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)

Наиболее интересные методические приемы, влияющие на развитие мотивации являются обращение к субъектному опыту обучающихся, создание проблемной ситуации через решение практической задачи, деловые игры, элементы занимательности, творческие задания. Для создания яркой эмоциональной окраски урока могут быть использованы прием ассоциаций, ситуации удивления, представление информации по теме урока в комбинированном виде (визуальная, звуковая, текстовая, видео).

Опыт подтверждает, что каждый возраст и каждый класс показывает большую восприимчивость к разным технологиям и методам. Тем не менее, можно выделить ряд методов, которые пользуются неизменным успехом у учеников:

  • Метод использования сюжета литературного произведения в качестве проблемной задачи, имеющей практическое значение для ее героев, что позволяет включить в работу всех учащихся и активизировать их мыслительную деятельность, способствует процессу самопознания;

  • Игровой метод в формате урок-квест включает в работу не только интеллектуальную, но и эмоциональную составляющую личности ученика, позволяет проявить ему себя в решении неожиданных не только математических, но нравственных, социально-значимых проблем.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!