СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути повышения эффективности уроков физической культуры в школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

1,Выявить мотивы и потребности характер воздействий уроков физической культуры учащихся школы

2,Эксперементально определить характер воздействий уроков физической культуры 

и т.д

Просмотр содержимого документа
«Пути повышения эффективности уроков физической культуры в школе»

Пути повышения эффективности уроков физической культуры в школе МО учителей физической культуры Выполнил: учитель физической культуры Чижевская Р.В.

Пути повышения

эффективности уроков

физической культуры

в школе

МО учителей физической культуры

Выполнил: учитель физической культуры Чижевская Р.В.

ВВЕДЕНИЕ Существующие школьные программы физического воспитания не позволяют в полной мере учитывать особенности работы школы, запросы конкретного учителя и ребёнка. Поэтому, исследования, направленные на преобразование школьной физической культуры, связаны прежде всего с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, учитывающих условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием опережающего и развивающего обучения и т.д. В многообразии средств физического воспитания школьников, особое место в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности занимают подвижные и спортивные игры. Учитывая особенности организации физического воспитания и большую популярность волейбола у школьников, мною предложена экспериментальная идея его эффективного использования на уроках физической культуры в 6-7 классах.

ВВЕДЕНИЕ

Существующие школьные программы физического воспитания не позволяют в полной мере учитывать особенности работы школы, запросы конкретного учителя и ребёнка. Поэтому, исследования, направленные на преобразование школьной физической культуры, связаны прежде всего с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, учитывающих условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием опережающего и развивающего обучения и т.д. В многообразии средств физического воспитания школьников, особое место в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности занимают подвижные и спортивные игры. Учитывая особенности организации физического воспитания и большую популярность волейбола у школьников, мною предложена экспериментальная идея его эффективного использования на уроках физической культуры в 6-7 классах.

Игра в волейбол по своей эмоциональной окраске и двигательной структуре доступна школьникам любого возраста, и позволяет решать основные задачи программы физического воспитания, так как не только обеспечивает развитие специальных навыков и двигательных качеств, но и закладывает фундамент общей физической подготовленности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, к сотрудничеству и взаимопомощи.

Игра в волейбол по своей эмоциональной окраске и двигательной структуре доступна школьникам любого возраста, и позволяет решать основные задачи программы физического воспитания, так как не только обеспечивает развитие специальных навыков и двигательных качеств, но и закладывает фундамент общей физической подготовленности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, к сотрудничеству и взаимопомощи.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить эффективность организации и проведения уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах общеобразовательной школы.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1.Выявить мотивы и потребность в занятиях физической культурой учащихся школы.

2.Эксперементально определить характер воздействия уроков физической культуры игровой направленности на уровень физической подготовленности подростков 13-14 лет.

3.Разработать планы проведения уроков игровой направленности в 6-7 классах,

включающие обучение волейболу.

Гипотеза . Организация и проведение уроков физической культуры игровой направленности, учитывающая особенности мотивов и потребностей подростков в двигательной активности позволяет повысить интерес учащихся к занятиям, способствует успешному решению задач физического воспитания подрастающего поколения.

Объект исследования – педагогическая технология построения годичных поурочных планов и проведения уроков игровой направленности в 6-7 классах

Предмет исследования – эффективность реализации годичных планов проведения уроков физической культуры, состоящих из средств волейбола.

Для решения поставленных задач использовала  следующие методы исследования:  Анализ научно-методической литературы;   Анкетирование;   Педагогические наблюдения и эксперимент;   Педагогическое тестирование.

Для решения поставленных задач

использовала

следующие методы исследования:

  • Анализ научно-методической литературы;

  • Анкетирование;

  • Педагогические наблюдения и эксперимент;

  • Педагогическое тестирование.
Проблемы повышения  эффективности проведения уроков физической культуры -Мотивы и потребности учащихся в занятиях физической культурой;  - Влияние уроков физической культуры на уровень физической подготовленности учащихся;  - Содержание программы физического воспитания в школе, основанной на игре волейбол.  - Организация и проведения уроков физической культуры игровой направленности

Проблемы повышения

эффективности проведения

уроков физической культуры

-Мотивы и потребности учащихся в занятиях физической

культурой;

- Влияние уроков физической культуры на уровень физической подготовленности учащихся;

- Содержание программы физического воспитания в школе, основанной на игре волейбол.

- Организация и проведения уроков физической культуры игровой направленности

МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Организация работы в школе базируется в основном на использовании спортивно-диагностических нормативов и почти не учитывает мотивы и потребности учащихся в регулярных занятиях тем или иным видом

двигательной активности. У младших школьников мотивы занятия характеризуются неустойчивостью, зависят от внешних обстоятельств, от применяемых форм и методов воспитания и носят временный характер. Мотивы школьников средних и старших классов отличаются уравновешенностью, стабильностью и большой социальной значимостью. Работа по посещаемости учащихся школы уроков физической культуры за последние три года свидетельствует о том, что только 80,3% учащихся школы посещают уроки физкультуры. Причём этот показатель имеет тенденцию к снижению по мере перехода школьника в старшие классы. Если среди учащихся 5-х классов он составляет 98% у мальчиков и 97,4 у девочек, то в выпускных классах он снижается до 55,7 у мальчиков и 48,5 у девочек. Большое внимание нужно уделить факторам влияния на возникновение и развитие интересов. Работа учителя физической культуры имеет большое значение на формирование у школьников физкультурных и спортивных интересов. Но, деятельность по формированию потребности у школьников в физкультурном совершенствовании должна быть подчинена вся система учебно-воспитательной работы школы.

ВЛИЯНИЕ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ НА УРОВЕНЬ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Сегодня весьма нелегко привлечь учащихся к регулярным занятиям физической

культурой. Очевидно и то, что старые подходы к данной проблеме, основанные

на принуждении ушли в прошлое. С поступлением в школу у детей двигательная

активность уменьшается на 50%, что вызывает ухудшение здоровья, быструю

утомляемость, снижение риска уровня физической и умственной работоспособ-

ности. Школьники с малой двигательной активностью имеют повышенный

уровень заболеваемости , вследствие снижения функциональных возможностей

И иммунитета всего организма. Таким образом, три традиционных школьных

урока в неделю не компенсируют дефицит двигательной активности детей и

подростков. Они не в состоянии сформировать у учащихся ни потребности, ни

привычки в физическом самосовершенствовании и, в конечном итоге, не в

состоянии решать те задачи, которые ставятся перед школьной физической

культурой на современном этапе. В целях содействия укреплению здоровья и

физическому развитию школьников, учитель должен искать резервы и иметь в

виду прямое воздействие физических нагрузок урока и его закаливающего

фактора, выработку практических навыков гигиенически правильного построени

занятий с использованием закаливающих средств. На мой взгляд, настал период,

когда возрастает целесообразность проведения уроков определённой

направленности с преимущёственным использованием средств вида спорта,

наиболее популярного в данной школе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ,ОСНОВАННОЙ НА ИГРЕ ВОЛЕЙБОЛ Раздел «Волейбол» включает в себя изучение и совершенствование ряда приёмов, доступных для учащихся данного возраста. При изучении раздела осуществлялось опережающее обучение игре, связанное не только с увеличением объёма времени, отводимого на волейбол, но и с необходимостью устранения ряда методических несогласованностей, выявленных при анализе существующих учебных программ. Подача мяча (нижняя прямая) по программе изучается с 6 класса, а приём подачи только в 8 классе. Чтобы отмеченные несогласованности не нарушали принципа последовательности в изучении учебного материала, я предусмотрела в 6 классе изучение приёма мяча с подачи. Материал, рассчитанный программой на 7 лет, ученики изучат и закрепят за 4 года, обучаясь в 5-8 классах, а затем в 9-11 классах будут совершенствовать навыки в игровых формах с применением тактических вариантов игры.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ,ОСНОВАННОЙ НА ИГРЕ ВОЛЕЙБОЛ

Раздел «Волейбол» включает в себя изучение и совершенствование ряда приёмов,

доступных для учащихся данного возраста. При изучении раздела осуществлялось

опережающее обучение игре, связанное не только с увеличением объёма времени,

отводимого на волейбол, но и с необходимостью устранения ряда методических

несогласованностей, выявленных при анализе существующих учебных программ.

Подача мяча (нижняя прямая) по программе изучается с 6 класса, а приём подачи

только в 8 классе. Чтобы отмеченные несогласованности не нарушали принципа

последовательности в изучении учебного материала, я предусмотрела в 6 классе

изучение приёма мяча с подачи. Материал, рассчитанный программой на 7 лет,

ученики изучат и закрепят за 4 года, обучаясь в 5-8 классах, а затем в 9-11 классах

будут совершенствовать навыки в игровых формах с применением тактических

вариантов игры.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРВЛЕННОСТИ . Главная направленность уроков, построенных на материале волейбола – содействовать решению задач физического воспитания школьников средствами волейбола, обучить основам навыков этой игры и привить привычку к занятиям физическими упражнениями. При проведении уроков по волейболу должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, создание условий для самостоятельных Решений и проявления инициативы. При обучении игровым приёмам необходимо 70% общего времени урока отводить упражнениям с мячом. И как закрепление усвоенного материала проводить соревнования. Помимо соревнований по волейболу необходимо проводить соревнования по физической подготовке, по совершенствованию технике игры между группами и внутри групп.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ

ФИЗКУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРВЛЕННОСТИ

.

Главная направленность уроков, построенных на материале волейбола –

содействовать решению задач физического воспитания школьников средствами

волейбола, обучить основам навыков этой игры и привить привычку к

занятиям физическими упражнениями. При проведении уроков по волейболу должны

сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий,

повышенная заинтересованность, создание условий для самостоятельных

Решений и проявления инициативы. При обучении игровым приёмам необходимо

70% общего времени урока отводить упражнениям с мячом. И как закрепление

усвоенного материала проводить соревнования. Помимо соревнований по

волейболу необходимо проводить соревнования по физической подготовке, по

совершенствованию технике игры между группами и внутри групп.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

При анализе научно-методической литературы по изучаемой проблеме я

рассматривала мнения относительно мотивов и потребностей учащихся в

различных (в том числе игровых) формах двигательной активности, изучала

возрастную динамику физической подготовленности и состояния здоровья

школьников, а также вопросы распределения учебного материала по физической

культуре в школьных программах, включая проблемы организации и построения

уроков физкультуры игровой направленности в школе.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Двигательная активность, мотивации к занятиям физическими упражнениями

с учётом возраста, пола и уровня физической подготовленности участников

исследования изучались с помощью анкетирования. Физическая активность

школьников изучалась по таким параметрам, как вид спорта, мотивация к

Занятиям, регулярность, частота занятий, организационные формы занятий

(самостоятельная, дома с родителями, в школьной секции и т.д. Также

анализировалось мнение учащихся о целесообразности занятий тем или иным

видам спорта.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ

На протяжении всего периода исследований были организованы систематические

наблюдения за различными сторонами деятельности школьников во время

учебных занятий физической культурой. Учитывалось отношение учащихся к

занятиям и различным методикам организации физических упражнений,

потребность в уроках физической культуры, а также их объём и условия

проведения. Естественный педагогический эксперимент осуществлялся на базе

школы с учащимися 6-7 классов. Проводился он с целью апробации положений,

полученных в результате теоретического анализа и обобщения литературных

источников и данных педагогических наблюдений по проблеме организации и

построения уроков физической культуры игровой направленности.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Для определения уровня физической подготовленности учащихся использовался

ряд контрольных испытаний: прыжок в длину с места, метание набивного мяча

весом 1кг из положения сидя из-за головы, челночный бег. В исследованиях в качестве испытуемых принимали участие учащиеся 6-7 классов ОСШ №19.

Учащиеся 6Б и 7Б классов проходили обучение по экспериментальной программе

Учащиеся 6А и 7А проходили обучение по обычной программе. В анкетировании приняли участие школьники, обучающиеся в 6-7 классах ОСШ №19.

Сравнительный анализ уровня физической подготовленности учащихся 6-7 классов (девочки).  Физические качества Учебные нормативы Скоростно-силовые Занимающиеся в секции Силовые На начало учебного года Прыжок в длину с места Метание набивного мяча весом 1 кг 178 выше среднего На конец учебного года Не занимающиеся в секции Координационные На начало учебного года 190 высокий 415 средний Челночный бег 3*10м 460 выше среднего 145 средний На конец учебного года 9.5 средний  390 ниже среднего 158 выше среднего 9.0 выше среднего 415 средний 9.9 ниже среднего 9.5 средний

Сравнительный анализ уровня физической подготовленности учащихся

6-7 классов (девочки).

Физические качества

Учебные нормативы

Скоростно-силовые

Занимающиеся в секции

Силовые

На начало учебного года

Прыжок в длину с места

Метание набивного мяча весом 1 кг

178 выше среднего

На конец учебного года

Не занимающиеся в секции

Координационные

На начало учебного года

190 высокий

415 средний

Челночный бег 3*10м

460 выше среднего

145 средний

На конец учебного года

9.5 средний

390 ниже среднего

158 выше среднего

9.0 выше среднего

415 средний

9.9 ниже среднего

9.5 средний

Был взят средний показатель физической подготовленности у учащихся, занимающихся в секции волейбола в школе . И средний показатель физической подготовленности не занимающихся детей. Можно наблюдать положительную тенденцию в развитии физических качеств учащихся на начало учебного года и на конец. Количественный анализ показал что школьницы-волейболистки заметно превосходят своих сверстниц по всем основным параметрам. Однако есть рост в физическом развитии и у сверстниц. Проведение уроков физической культуры игровой направленности в средних классах школы позволяет существенно усиливать их развивающий и оздоровительный эффект.

Был взят средний показатель физической подготовленности у учащихся,

занимающихся в секции волейбола в школе . И средний показатель физической

подготовленности не занимающихся детей. Можно наблюдать положительную

тенденцию в развитии физических качеств учащихся на начало учебного года

и на конец. Количественный анализ показал что школьницы-волейболистки

заметно превосходят своих сверстниц по всем основным параметрам. Однако

есть рост в физическом развитии и у сверстниц. Проведение уроков

физической культуры игровой направленности в средних классах школы

позволяет существенно усиливать их развивающий и оздоровительный

эффект.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (апрель-август 2011) проводился теоретический анализ. Помимо этого осуществлялось наблюдение за проведением уроков физкультуры, осуществлялось анкетирование учащихся, а также разрабатывались учебные планы-графики уроков физической культуры игровой направленности для 6-7 классов. В ходе второго этапа (сентябрь 11г. – май 2012г.) осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанных учебных планов, а также устанавливался характер взаимосвязи между параметрами уроков физической культуры игровой направленности и результатами выполнения контрольных нормативов учащимися 6-7 классов. Третий этап был посвящён анализу, обобщению результатов исследования, внедрению их в практику.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (апрель-август 2011)

проводился теоретический анализ. Помимо этого осуществлялось наблюдение

за проведением уроков физкультуры, осуществлялось анкетирование учащихся,

а также разрабатывались учебные планы-графики уроков физической культуры

игровой направленности для 6-7 классов.

В ходе второго этапа (сентябрь 11г. – май 2012г.) осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанных учебных планов, а также устанавливался характер взаимосвязи между параметрами уроков

физической культуры игровой направленности и результатами выполнения

контрольных нормативов учащимися 6-7 классов.

Третий этап был посвящён анализу, обобщению результатов исследования,

внедрению их в практику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данным исследованием я попыталась преимущественно средствами волейбола (включая общеподготовительные и специальные упражнения) содействовать разностороннему физическому развитию учащихся в сочетании с формированием у них устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой. Не последнюю роль в данном эксперименте сыграло желание самих детей заниматься волейболом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данным исследованием я попыталась преимущественно средствами волейбола (включая общеподготовительные и специальные упражнения) содействовать разностороннему физическому развитию учащихся в сочетании с формированием

у них устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой. Не последнюю роль в данном эксперименте сыграло желание самих детей заниматься волейболом.

ВЫВОД Современный этап социально-экономического развития Казахстана характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и особенно учащейся молодежи . Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у школьников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей, тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью.  Одна из причин происходящего - излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать пожелания учащихся их интересы, а также возможности школы .

ВЫВОД

Современный этап социально-экономического развития Казахстана характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и особенно учащейся молодежи . Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у школьников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей, тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего - излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать пожелания учащихся их интересы, а также возможности школы .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!