17.01 «Путешествие в страну дорожных знаков»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице.
Образовательные задачи:
Уточнить представления детей об улице, дороге.
Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков.
Формировать знания детей о сигналах светофора.
В играх учить действовать в соответствии с правилами, действовать по сигналу.
Развивающие задачи:
Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, умение ориентироваться в окружающем мире.
Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении правил дорожного движения.
Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания.
Развивать мышление, устную речь, память, внимание.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство уважения к себе, к окружающим людям – пешеходам, к водителям.
Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Предварительная работа:
Знакомство с дорожными знаками.
Беседа «Веселый светофора», «Дорожные знаки», «Правила поведения на улице и дороге», « Полосатая «зебра», знак «Пешеходный переход», «Едим в общественном транспорте».
Дидактические игры: «Что обозначает знак», «Я - пешеход», «Светофор».
Чтение художественной литературы: В.Берестов «Это еду я бегом», И. Серяков «Улица, где все спешат», Б.Житков «Светофор»
Рассматривание сюжетных картин с различными дорожными ситуациями.
Заучивание стихотворений, загадок.
Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Оборудование: три картонных круга (красный, жёлтый, зелёный) ; детское оборудование для игры: пешеходный переход (зебра, светофор); дорожные знаки, альбомные листы, цветные карандаши, мелки, магнитофон.
Ход НОД.
Воспитатель:
- Дети. Предлагаю встать всем в круг. Читает стих:
«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
Говорю я вам «Привет!»
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Мальчики и девочки, а вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в страну Дорожных знаков.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения и дорожных знаков. Для нашей безопасности, мы должны их всегда помнить. Приглашаю вас сегодня в страну «Дорожных знаков».
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое, Правила Дорожного Движения?
Дети:
- Правила Дорожного Движения – это правила, которые должны соблюдать все участники дорожного движения. Катя и Рома читают стихи:
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
Воспитатель:
- Все правильно. Молодцы. Главным моим помощником сегодня, будет, наш друг. Необходимо отгадать загадку, и узнаем, о ком я говорю.
У него всегда три глаза,
Он не смотрит всеми сразу:
Два любых глазка прищурит,
А один не спит, дежурит.
Он глазами говорит:
«Можно ехать!»,
«Путь закрыт!»,
Иль «Внимание! Постой!».
Кто же этот постовой…
(Светофор)
Воспитатель показывает светофор и спрашивает детей:
- Зачем нужен светофор, ребята?
Дети:
- ответы детей (регулировать движение, для водителей и пешеходов).
Воспитатель:
- У светофора есть три сигнала:
Светофор
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
(С. Михалков)
Воспитатель:
- Дети, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
Дети:
- На зеленый свет.
Воспитатель:
- Конечно. Только на зеленый свет. Молодцы, ребята!
Давайте с вами представим, что мы оказались на улице нашего города. И пошли пешком. (Дети встают и перемещаются по группе). Как нас можно назвать?
Дети:
- Пешеходы.
Воспитатель:
- Правильно. Дети, а кто помогает пешеходам на дороге?
Дети:
- Светофор.
Воспитатель:
-Дети расскажите, если нет светофора, какой знак поможет перейти улицу? Соня читает стихотворение:
Пешеход, пешеход
Помни ты про переход!
Подземный, наземный, похожий на зебру.
Знай, что только переход, от машин тебя спасет!
Воспитатель:
- Предлагаю вам, ребята, поиграть. Называется игра « Собери светофор».
Воспитатель сообщает детям, что светофор сломался, и теперь машины не могут проехать. Предлагает детям починить его. Педагог приглашает двух девочек и двух мальчиков. Дети, под веселую музыку, выкладывают сигналы светофора (круги) в правильной последовательности, называя три цвета светофора и его значения для водителей: «на красный свет - машина стоит, на желтый свет - приготовилась ехать, на зеленый свет - едет».
Воспитатель:
- Теперь все посмотрим и проверим, правильно они сделали?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Конечно, все правильно! Молодцы! Предлагаю веем нам встать и немножко поиграть.
Физминутка.
Помогает с давних пор
Верный друг наш – светофор.
(Дети произносят слово «светофор», хлопают три раза в ладоши)
У него больших три глаза,
(Показывают три пальца и «рисуют» в воздухе сверху вниз три круга)
Не горят они все разом.
(Качают головой)
Если красный загорелся,
(Поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе круг)
То нельзя переходить,
(Качают головой)
Надо ждать на тротуаре
(Встать ровно, руки по швам)
И машины пропустить.
(«Крутят рули»)
Если жёлтый загорелся,
Значит, скоро мы пойдём.
(Поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе второй круг)
Глаз зелёный загорелся –
(Поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе третий круг под вторым)
Стоп, машины, мы идём!
Мы дорогу перешли,
По делам своим пошли.
(Маршируют по помещению, ритмично произнося текст)
Помогает с давних пор
Верный друг наш – светофор.
(Произносят слово «светофор», хлопают три раза в ладоши)
Дети возвращаются на места.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как нашему Светофору интересно с нами.
Он приготовил для вас конверт. Сейчас посмотрим, что внутри. Здесь спрятались, для вас загадки. А загадки не простые. Про помощников Светофора. Это его друзья «Дорожные знаки». Вы знаете про них?
Послушайте внимательно:
Это знаки дорожные.
Они совсем не сложные.
Ты, дружок, их уважай,
Правил ты не нарушай!
Воспитатель:
- Ребята, на доске изображены дорожные знаки. Задача заключается в том, что вам нужно, не только отгадать загадку, но найти нужное картинку. И так, мы начинаем. Первая загадка, загадывает Максим:
Чудо конь велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак,
Не понять его никак!
Дети:
- Знак «Велосипедная дорожка».
Воспитатель:
- Правильно. Это знак «Велосипедная дорожка», подберите к нему нужную картинку. Знак нам говорит о том, что данное место отведено для езды на велосипедах. Хорошо. Теперь вторая загадка. Загадывает Кристина:
Что за знак такой висит?
- «Стоп!» - машинам он велит. -
Переход, идите смело,
По полоскам черно-белым.
Дети:
-Пешеходный переход.
Воспитатель:
- Это правильный ответ! Знак «Пешеходный переход», подберите подходящую картинку. Зачем нужен этот знак?
Дети:
- Этот знак показывает нам, где можно переходить дорогу.
Воспитатель:
- Молодцы! Слушайте третью загадку. Загадывает Макар:
Под дорогою нора.
Кто быстрее всех смекнет,
Почему по ней с утра,
Ходят люди взад-вперед?
Дети:
- Подземный переход.
Воспитатель:
- Замечательно ребята, найдите картинку, которая подходит к данному знаку «Подземный переход». А о чем говорит этот знак?
Дети:
- Этот знак указывает нам, где находится поземный переход.
Воспитатель:
- Правильно. Продолжим. Слушаем дальше. Загадывает Мирослава:
Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт
Крутой...("Опасный поворот".)
Дети:
- Опасный поворот.
Воспитатель:
- Посмотрите, выберите картинку, подходящую под знак «Надземный переход».
Воспитатель:
- Правильно ребята, посмотрите? А о чем говорит нам этот знак?
Дети:
- Этот знак указывает нам место надземного перехода.
Воспитатель:
- Молодцы! Давайте послушаем Сашу:
Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки?
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …? (Тротуар.)
Дети: Тротуар.
Воспитатель:
- Ребята, покажите, пожалуйста, знак «Пешеходная дорожка». Приглашает Лизу.
Воспитатель:
- Правильно ребята, посмотрите? Знак «Пешеходная дорожка» разрешает движение только пешеходам. Запрещено движение любых транспортных средств.
Зрительная гимнастика.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
Воспитатель:
- Молодцы! Видите, какие хорошие помощники у Светофора! Без них одному Светофору не справится. Мы и дальше будем изучать, и знакомится с дорожными знаками. Предлагаю, вам, для нашего гостя Светофора, нарисовать, свой любимый дорожный знак.
Дети садятся за столы самостоятельно выбирают материал для рисования. Затем рисунки размещаются на доске.
Воспитатель:
- Дети наше занятие - путешествие в страну дорожных знаков подошло к концу. Вы молодцы! Все старались и отлично занимались. Возвращаться нам пора. Давайте вернемся в группу по правилам дорожного движения, по пешеходному переходу.
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
В сад вернуться
Нам пора.