Актуализация знаний учащихся. Мотивация и целеполагание | Учитель: Прослеживая зарождение и становление геометрии, легко усмотреть её связь с практической деятельностью человека. В наше время задачи по геометрии по-прежнему находят широкое применение в строительстве, искусстве и архитектуре, а также во многих отраслях промышленности. Теперь ученые, используя накопившиеся материалы в области геометрии, совершенствуют их, ищут что-то новое, создают свои гипотезы. А без практики не может существовать и теория. И сегодня я предлагаю Вам совершить путешествие, вооружившись знаниями геометрии, чтобы выяснить практическую значимость знаний, которые приобретаются в процессе учёбы в школе. Перед Вами карта путешествия (Слайд 2). Итак, на старт! И, чтобы отправиться в путь, мы должны выяснить: Зачем мы отправляемся в путешествие? Цель путешествия: выяснить, как знания геометрии могут быть полезны человеку в окружающем мире. Участники путешествия: 5 групп знатоков геометрии (Слайд 3) . Класс делится на пять групп по 5-6 человек. Результаты работы групп учитель заносит в Маршрутный лист ( Приложение 1). | Для путешествия по карте используются гиперссылки. Чтобы выполнить последовательно все задания, необходимо по порядку пройти все этапы. Переход на слайды с помощью инструмента «стрелка» на кнопке, соответствующей номеру этапа. Для возвращения на карту воспользуйтесь кнопкой на слайде: Для управления ходом урока на доске учитель использует инструмент «стрелка». |
Проверка теоретических знаний учащихся | Проверим готовность команд к путешествию. Каков уровень Ваших теоретических знаний по теме «Подобие треугольников» проверим с помощью блиц-опроса команд, индивидуального тестирования в в интерактивной системе VerdICT (Слайд 4). Каждая команда отвечает на вопрос блиц-опроса. Каждый верный ответ – 1 балл. Вопросы тестирования см. (Приложение 2). | Вопросы блиц-опроса появляются с помощью пульта управления учителя. Вход в систему тестирования с помощью инструмента «стрелка»по рисунку. Учащиеся выбирают вариант ответа. Число вопросов: 10. Время на ответ на вопрос 30-40 секунд. За каждый верный ответ: 1 балл. После ответов на каждый вопрос учитель демонстрирует правильные ответы с помощью команды «Шторка», Дети занимаются взаимопроверкой. После окончания тестирования учителем подводятся итоги по результатам каждого ученика и каждой команды путешественников. |
Исторический экскурс. Изучение способов решения практических задач на примере задачи Фалеса и произведения Жюля Верна. | Геометрия возникла очень давно. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» – земля, «метрео» – мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами (Слайд 5). В древние времена египтяне, приступая к постройке пирамиды, дворца или обыкновенного дома, сначала отмечали направление сторон горизонта. Для того чтобы найти направление на север-юг, втыкали вертикально палку и следили за её тенью. Когда эта тень становилась кратчайшей, тогда её конец указывал точное направление на север. В строительстве очень важно знать площадь участка, отведённого на застройку (Слайд 6). Вам хорошо известно имя древнегреческого математика Фалеса, именем которого названа одна из его теорем (Слайд 7, фильм о Фалесе: http://www.univertv.ru/video/matematika/istoriya_matematiki/fales_miletskij/). Есть исторический факт, что Фалес посетил Египет и поразил жрецов своими знаниями. Усталый северный чужеземец пришел в страну Великого Хапи. Солнце уже садилось, когда он подошел к Великому дворцу и что-то сказал слугам. Те мгновенно распахнули перед ним двери и привели его в приемную залу. И вот он стоит в запыленном плаще, а перед ним в золотом троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители вечных тайн природы. – Кто ты? – спросил верховный жрец. – Зовут меня Фалес. Родом я из Милета. Жрец надменно продолжал: – Так это ты похвалялся, что сможешь измерить высоту пирамиды, не взбираясь на нее? Жрецы содрогнулись от хохота. – Будет хорошо, – насмешливо продолжал жрец, – если ты ошибешься не более чем на 100 локтей. – Я смогу измерить высоту пирамиды и ошибусь на более чем на пол-локтя. Я сделаю это завтра. Лица жрецов потемнели. Какая наглость! Этот чужеземец утверждает, что может вычислить то, чего не могут они – жрецы великого Египта! – Хорошо, – сказал фараон около дворца стоит пирамида, мы знаем ее высоту. Завтра проверим твое искусство. Жрецы и фараон, собравшиеся у подножия величайшей пирамиды, озадаченно смотрели на северного пришельца, отгадавшего по тени высоту огромного сооружения. (Слайд 8). Объясните: как Фалес определил высоту пирамиды. Фалес, – говорит предание, – избрал день и час, когда длина собственной его тени равнялась его росту; в этот момент высота пирамиды должна ровняться длине отбрасываемой тени . Каждая группа получает фрагмент текста романа Жюля Верна «Таинственный остров» (Приложение 3). Задание: изучить текст и по рисунку (Слайд 9) рассказать, как нашли высоту скалы герои романа. Дополнительные построения учащиеся выполняют на интерактивной доске. | На слайде 7 для открытия видео о Фалесе (интернет-ресурс) переход с помощью инструмента «стрелка» по портрету Фалеса. На слайде 8 с помощью инструмента «стрелка открывается интерактивный чертёж, выполненный учителем в динамической среде GeoGebra. Чертёж размещён в интернете и открывается по гиперссылке. Дополнительные построения учащиеся выполняют на интерактивной доске с помощью инструментов «перо», «умное перо». |
Групповая работа. Решение практических задач. | Мы оказались на развилке и дальнейшее путешествие каждая команда должна продолжить по своей тропинке. Команды получают задания (Приложение 4). Каждая группа работает над решением задачи: 1 группа: определение высоты предмета (дерева, вышки); 2 группа: определение ширины реки; 3 группа: определение расстояния до недоступной точки; 4 группа: определение глубины колодца; 5 группа: определение расстояний с помощью монеты. Время на выполнение задания: 10 минут. Если у команды останется время, она может составить свою задачу и предложить её для решения своим соперникам. После групповой работы (7 минут) защита решения задач командами на интерактивной доске (Слайды 10-14). Для совместного обсуждения предлагается рассмотреть способ определения высоты дерева с помощью зеркала (Слайд 15): интерактивная модель. | Для хронометража времени, отводимого на выполнение задания используется инструмент «таймер». При защите решения все записи решения, построения выполняются на доске с помощью инструментов «перо», «умное перо», а также фигуры: «линия», треугольник, и т. п. На слайде 15 с помощью инструмента «стрелка открывается интерактивный чертёж, выполненный учителем в динамической среде GeoGebra. Чертёж размещён в интернете и открывается по гиперссылке. |
Мотивация к продолжению изучения предмета . Рефлексия | Путешествие заканчивается. Подведения итогов урока: Выявление команды победителей и распределение мест. Выставление оценок. Рефлексия (Слайд16) - Какие типы практических задач можно решить, применяя подобие треугольников? - В каких жизненных ситуациях могут пригодиться эти знания и умения? - Какие инструменты и подручные средства можно использовать для решения практических задач? - Можно ли сказать, что мы рассмотрели все возможные типы задач? - Для чего нужно изучать геометрию? Мы рассмотрели на уроке применение только одной темы геометрии, увидели её практическую значимость, поняли, зачем нужна геометрия. Пусть Муза Геометрии будет и в дальнейшем к Вам благосклонна. | При ответе учениками на вопросы учитель использует инструмент «стрелка»: при щелчке по прямоугольникам появляются рисунки, характеризующие типы задач. Переходы сделаны с помощью триггера. |