СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие русский омонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Путешествие русский омонимы»

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

Внеурочного занятия по русскому языку «…»



Составили студентки 331 группы:

Сорокина Кира Александровна

МАОУ СОШ № __, класс 3 «а» каб. №

Дата проведения занятия _________

Смена ___ Номер урока __

Начало урока ____

ФИО учителя школы:

__________________________

ФИО преподавателя-консультанта:

Полякова Валерия Радионовна

Допущена к проведению занятия:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цель:

Сформировать знания фразеологизмах, омонимах, закрепить грамматические правила и расширить словарный запас. ;

Создать условия для развития универсальных учебных действий

Задачи

Личностные:

- Высказывают свои мысли в устной форме

- Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся



Предметные:

- Закрепить знания омонимах, фразеологизмах , неживой природе

Метапредметные:

Регулятивные:

- Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности

Познавательные:

- Извлекают информацию из иллюстраций

- Проводят анализ и синтез языкового материала

Коммуникативные:

- Продуктивно сотрудничают в паре по решению поставленных задач

- Высказывают свои мысли в устной форме




Оборудование:

У учителя: конспект, раздаточный материал, презентация


У учащихся: ручки

Образовательные ресурсы:


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

-Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, давайте красиво встанем, настроимся на урок, садитесь.

Я вижу, что вам очень интересно почему я так выгляжу, скоро я отвечу вам на этот вопрос.

Но перед этим я хочу, чтобы каждый из вас взял кораблик, который лежит на вашей парте и написал себе что-то хорошее, то что на ваш взгляд сделает это занятие необычным. У меня тоже есть кораблик и я на нём напишу «получить новые эмоции», я отправила свой кораблик в море, где все желания исполняются, значит это занятие точно пройдёт хорошо и я получу много новых эмоций.

А теперь то же самое сделайте и вы, если у вас нет идей, то посмотрите на слайд, может там, вы найдёте, то, что вам подойдёт.


-Раз мы настроились на урок и все кораблики отправились в страну желаний, я уже готова рассказать кто же я. Меня зовут Кира Александровна и я очень люблю путешествовать. Каждый раз я выбираю разные места, сегодня я бы хотела отправиться искать клад, но для этого мне нужна настоящая команда пиратов, и я подумала, может быть вы бы хотели попутешествовать со мной?


-А вы точно не испугаетесь, чтобы добраться до клада нужно будет пройти сложный путь. На нашем пути встретятся преграды.

Раз вы готовы, нам нужно пройти посвящение в пиратов.

Перед каждым путешествием, я со своей командой произношу клятку, давайте мы тоже попробуем. Но нужно помнить, что клятва- это очень серьёзно и если мы поклянёмся, то нарушать это нельзя будет.

Я вижу, что вы серьёзно настроены, путешествие не ждёт, давайте посмотрим на слайд и все вместе прочитаем клятву.

Я, ученик 3А класса, перед лицом всех присутствующих, клянусь:

  • Преодолевать все преграды для получения нового опыта

  • Внимательно слушать учителя, чтобы не упустить ничего важного

  • Помогать каждому, у кого возникнут трудности

  • Быть настоящей командой со своим классом и протягивать «руку помощи»

  • Быть внимательным, заинтересованным и самое главное, соблюдать дисциплину.


Слушают учителя.



















- да





-нееет



Коммуникативные:

- Слушают и понимают других.

- Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформляют свои мысли в устной форме


Основной

Слайд 4.- Клятва произнесена, пора начинать. Внимательно посмотрите на слайд, на нём представлена карта. Чтобы добраться до клада, нам нужно проплыть через несколько остановок.

1. Остановка Страна Фразеологизмов

2.Пещера ошибок

3. Гора омонимов

4. Водопад «Грамматическая арифметика»


Пора начинать путешествие, все красиво сели, спинки ровные, руки на парте и наш корабль плывёт к Страна фразеологизмов.

Вот мы и приплыли. Я сразу предупреждала, что будем много преград. В этой стране есть свои правила, чтобы нас выпустили нам нужно пройти несколько заданий.

Первое задание. Сейчас на слайде будут появляться значение фразеологизмов, вам нужно подумать и сказать какой же фразеологизм подходит под это значение. Озвучивать ответы я попрошу с помощью карандашей. На вашей парте должно быть 3 цветных карандаша. Зелёный, красный, жёлтый.

1.Неумелая, бесполезная помощь, которая вместо пользы проносит вред

Правильный ответ скрывался под красным карандашом.

Ворона в павлиных перьях говорят о человеке, который в силу своего самолюбия хочет занять не свойственное себя место.

А фразеологизм «ломать тапки» означает не хотеть никуда идти.

2.Человеке с богатым жизненным опытом, не теряющимся в сложных ситуациях

Правильный ответ скрывался под зелёным карандашом.

Ни рыба ни мясо. Так говорят о заурядном человеке, не имеющем чего-либо яркого, выразительного.

Сбоку припёка – говорят о ком- или чём-либо ненужном, необязательном, второстепенном.

3.Предмет, который не достанется никогда.

Правильный ответ скрывался под красным карандашом.

Воду в решете носить – значит тратить время напрасно, бездельничать.

Положить зубы на полку –значит голодать, надоедать, испытывая недостаток в чём-либо.


Второе задание. На слайде представлены 3 предложения, вам нужно прочитать предложения и сказать, какие из выделенных сочетаний НЕ являются фразеологизмами.

Ответы принимаются по карандашу.

1.Фразеологизмом не является сочетание под жёлтым карандашом.

Слушать Раскрыв рот значит очень внимательно, а пруд пруди значит очень много.

2.Фразеологизмом не является сочетание под зелёным карандашом.

-Как вы думаете, что означает фразеологизм на седьмом неде от счастья!

-А что означает фразеологизм ждать у моря погоды?


Ребята, кажется мы с вами выполнили все задания в стране фразеологизмов, нам пора отправляться дальше, давайте вернёмся к нашей карте и вспомним, что ждёт нас дальше.


-Пора плыть дальше, напоминаю, что спинки ровные, руки на парте, только так наш корабль поплывёт дальше. Кажется мы начали наш плыть и следующая остановка- пещера ошибок. Для этой станции нам тоже понадобиться ваши карандаши, красным карандашом вы будете исправлять ошибки, а зелёным ставить плюс над исправленной ошибкой во время совместной проверки. Мы будем работать в паре, кто помнит правила работы в парах?

-Вы назвали очень много интересных правил, которые нужно соблюдать, но давайте посмотрим на слайд и проверим всё ли мы назвали.

  • Говори тихо и спокойно

  • К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра

  • Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца

  • Делай замечания тактично, не груби

  • В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю

(Детям раздаются карточки)

Лошать бижала рысью по глаткой дароге. Влису было тихо. Диревя стаяли неподвижно. Сарока села на ветку.снежная пыль политела прямо на голову. Таня пошла по трапинке. Трапинка вы­вила её к полянке. Там росла маленькая пушыстая ёлка. Ёлка вся свитилась под лучями сонца. В густых витвях лисной красавицы пря­тались птицы.


На это задание я даю вам 4 минуты, если все закончат раньше, то мы начнём проверку. Время пошло.

Время вышло, давайте посмотрим на слайд.

Напоминаю, что над каждой исправленной ошибкой, нужно поставить плюс зелёным карандашом.

-Первая ошибка была в слове лошадь, давайте подберём проверочное слово. Д в корне оглушается, нужно подобрать такое слово, где оглушения не будет.

-Бежала, какое проверочное слово можно подобрать, чтобы ударение падало на е?

- Подберем однокоренное слово, в котором эта буква окажется в позиции перед гласной и станет отчетливо слышна.



-Ошибку в слове дорого нужно было исправить следующим образом. Дорога - словарное слово и привычным способом (подбором однокоренных слов), проверке не поддаётся. Написание этого слова нужно запомнить.

-Следующая ошибка была в слове в лесу. В ЭТО ПРЕДЛОГ, а предлоги со словами пишутся раздельно. А какое проверить букву е в выражении в лесу?

-На нашей карточке было написано диревья? Какое проверочное слово вы подобрали?

-В слове сорока должно быть 2 буквы о. В русском языке есть правило : В сочетаниях - ОРО-, -ОЛО - пиши две буквы" о" - ворона, корона, молоко, колосья.

-В слове снежная нет грамматических ошибок. Но это слово начинает новое предложение. А как мы начинаем предложение, с какой буквы?

Всё верно каждое новое предложение следует начинать с прописной (заглавной) буквы.

-Следующая ошибка была в слове полетела. Слово полетела имеет орфограмму в корне - это безударная гласная корня, которую можно проверить, подобрав проверочное слово, где бы гласная Е, которая находится в корне, была под ударением. Какое проверочное слово вы подобрали?

-Тропинка, давайте к этому слову подберём проверочное слово.

В данном случае в качестве проверочного слова мы возьмем существительное «тропы», от которого образовано слово «тропинка». В однокоренном проверочном слове «тропы» гласная «о» является ударной и это объясняет написание гласной буквы «о» в корне слова «тропинка».

-В слове пушистая нужно было исправить буквы ы на букву и. Какое правило вам знакомо?

-Как можно проверить первую безударную гласную в слове светились?

-Лучами. Во втором слоге вместо я должна быть буква а, так как ча ща пиши с буквой А.

- Чтобы найти проверочное слово к слову "солнце" нужно вспомнить однокоренные слова. Проверочным словом к слову "солнце" является слово "солнечный" или "солнышко". В этих словах отчетливо слышно, букву "н". Говорим "сонце", а пишем правильно "солнце".

-В слове ветвях не должно появлятся буквы и. Ветвях однокоренные и проверочные слова: ветвисто, ветвить, ветка, веточный, ответвлять.

-Лесной пишется с буквой е, мы уже проверяли слово в лесу и подобрали проверочное слово лес.

Вот мы с вами и исправили ошибки и преодолели ещё одно препятствие- пещеру ошибок. Кто был самым внимательным и исправил все 15 ошибок, поднимите руку. Вы большие молодцы.

Кто исправил 10 и больше ошибок? ВЫ тоже молодцы, но в следующий раз будьте внимательнее.

Кто исправил 9 и меньше ошибок, поднимите руку. Ребята, вам нужно уделять больше времени на обучение орфограмм.

Ребята, мы всё ближе и ближе к нашему сундуку, давай вернёмся к нашей карте и посмотрим куда же дальше нас приведёт нам корабль.

Наш корабль привёл нас к заливу физминутка, это значит, что чтобы доплыть до Горы омонимов, нам нужно немного отдохнуть.

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, на месте замри! (Присели.)

Отдохнули, давайте посмотрим на слайд, доплыл ли наш корабли до горы омонимов?

Наш корабли доплыл до горы омонимов. Омонимы- это Одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова. На этой остановке, вам нужно быть очень внимательными. Я буду читать вам небольшие стихотворения, а вам нужно будет поднять руку и объяснить значение омонимов, которые вы услышите.

1. Потеряла Алёнушка ключ.

На опушке искала — не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

- Расскажите теперь, а какие значения есть у слова "ключ". (ответы учащихся).

- Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка (картинка). А есть и другое слово "ключ"- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли. Ещё есть журавлиный ключ и скрипичный ключ.



Собирала Маргаритка

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргаритка

Маргаритки во дворе.

-Какие омонимы вы нашли в этом стихотворении, и какое у них значение.

Маргаритка- это девочка с именем Маргарита.А собирала она цветы под названием маргаритка.

Следующее задание на этой остановке очень сложное, но я напоминаю, что мы уже прошли очень сложный путь и отступать уже нельзя. Сейчас я буду читать вам значение омонимов, а вам нужно догадаться, какое слово я загадала. Ответы принимаются по поднятой руке.

  1. Из него бежит вода в доме, он поднимает плиты(Кран)

  2. Приправа(зелень) и веселый народный любимый герой представлений.(Петрушка)

  3. В школе общешкольная и ее чертят различные фигуры и линии.(Линейка)

Как быстро мы с вами справились с этой остановкой, давайте посмотрим, куда же наш корабль поплывёт дальше.

Мы с вами приплыли к последней остановке. Она называется Водапад «Грамматическая арифметика».

До нашего сундука осталось совсем чуть-чуть. На этой остановке нам нужно решать примеры, но они необычные. Примеры будут из слов. Вам нужно посмотреть на слайд, прочитать пример и если у вас ответ, поднять руку.

Давайте посмотрим на первый пример.

  1. Ба + деревянный сосуд = летающее насекомое (бабочка)

  2. До + зарытые в земле ценности = (доклад)

  3. Автор – р + мода – да + бильярд – ярд = (автомобиль)



Примеры, это не самое сложное. У нас есть ещё одно задание, оно заключительное. Вам нужно посмотреть на слайд и в пропущенные места вставить подходящие буквы.

_ Л Ю _ К _ Без этого не играют в хоккей (клюшка).
_ Л Ю _ _ _ К _ Туда кошке наливают молоко (блюдечко).
_ Л Ю К _ _ Это ягода растёт на болоте (клюква).
_ _ Л Е В _ _ _ _ Лев—источник новостей (телевизор).






















































-Быть очень счастливым.

-Тратить время напрасно, бездельничать








-Отвечают





























-Лошади, лошадка




-Бегать, бег.


-Это, например, прилагательное «гладенький» или глагол «гладить». глаДенький.





-ЛЕС



-Дерево и ДерЕвья






-С заглавной





- полЁт, нелЁтная (погода), предлЁтная (подготовка), улЁтная (вечеринка).



-Тропы








-Жи ши пиши с буквой и


-Свет

Регулятивные:

- Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности

Познавательные:

- Извлекают информацию из иллюстраций

- Проводят анализ и синтез языкового материала

Предметные:

- Закрепить знания о омонимах и фразеологизмах.

Заключительный

КАКИЕ мы с вами молодцы, настоящая команда, давайте посмотрим на слайд, удалось ли нам добраться до клада.

ДА, мы справились, а что же нас ждёт в сунддуке- это сладких приз. Получить вы сможете их только после звонка. Когда прозвенит звонок, я раздам каждому, кто останется на своём месте.

Наше путешествие подошло к концу. Я бы хотела узнать у вас, что вам запомнилось больше всего с нашего занятия? Отвечаем по поднятой руке!

- Что узнали для себя нового? Отвечаем по поднятой руке!

- На этом наше занятие подошло к концу. Я предлагаю вам похлопать, если вы во время путешествия чувствовали себя уверенно, работали в команде, принимали активное участие, и у вас не возникло трудностей. А потопают пусть те, кому было не интересно, он был не активен, и возникло много затруднений.

Ребята, мы в начале урока писали на корабликах пожелания на урок, поднимите свой кораблик вверх, если это пожелание исполнилось.

Я хоЧУ сказать, спасибо, за проявленную вами активность, и надеюсь встретиться с вами снова. До свидания!












- Дети отвечают на вопросы

Регулятивные:

- Умеют планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу

-Умеют анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

- Могут оценивать результаты своей деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!