СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путешествие по Золотому кольцу России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Путешествие по Золотому кольцу России»»

Технологическая карта урока по окружающему миру

«Путешествие по Золотому кольцу России»


Класс: 3

Тема урока:«Путешествие по Золотому кольцу России».

Цель урока:формирование у учащихся представления о городах Золотого кольца.

Задачи урока:

Образовательные:

- создание условий для формирования у школьниковпонятия «Золотое кольцо России»;

- ознакомление школьников с достопримечательностями русских городов, входящих в золотое кольцо России.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса детей, образного мышления, воображения, речь учащихся, их кругозор.

Воспитательные:

- создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе в группах;

- воспитание любви к России, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.


Планируемы результаты

Предметные

  • Называть города Золотого кольца России;

  • Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России;

  • Понимать ценность исторических памятников.

Метапредметные

  • Понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться её выполнить;

  • Оценивать достижения на уроке;

  • Показывать маршрут путешествия на план - карте;

  • Работать в парах, группах осуществлять самопроверку и взаимопроверку с помощью учебника;

  • Задавать вопросы.

Межпредметные связи

Личностные

  • Осознавать свою принадлежность к народу России;

  • Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

  • Проявлять самостоятельность в информационной деятельности.


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма проведения урока: урок – путешествие.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная, парная.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, планшеты.

Раздаточный материал:маршрутные листы, сигналы настроения.

Наглядный материал:план – карта «Золотое кольцо России», тема урока, цель урока, задачи урока, план – путешествия.

Учебные пособия: Учебник «Окружающий мир» 3 класс А.А. Плешаков часть 2.

Методы работы:словесный, наглядный, частично – поисковой, объяснительно – иллюстративный.

Ход урока:


Структура занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетенции  учащихся

Использование различных источников и средств обучения (ИКТ и др).

Организационный момент.

Цель:

активизация учащихся.

- Ребята, мы начинаем урок окружающего мира. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения гостям и друг другу.

- Повернитесь назад, поздоровайтесь с нашими гостями, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.

- А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите своё настроение в начале урока сигналом.

(Зелёное – отличное, желтое – хорошее, красное – грустное - в виде портфеля).

- Ребята, а как вы думаете, почему ваши сигналы имеют форму портфеля?



- Спасибо. Я надеюсь, к концу урока ваше настроение станет еще лучше.

Настраиваются на урок. Проверяют свои рабочие места.




Фиксируют своё настроение в начале урока.


Портфель – это символ знаний, а наше настроение связано с нашими знаниями. Чем больше знаний мы получаем, тем лучше у нас становится настроение.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

1 слайд


Мотивационный момент урока

- Ребята, я пришла к вам не с простыми руками. Что у меня в руке?

- Как вы думаете, для чего всё это или кому нужны все эти предметы?


- Значит, куда мы отправимся сегодня на уроке?

- Если вы готовы отправиться в путешествие, тогда поднимите правую руку.

У вас в руке компас.


Данными предметами пользуются путешественники и туристы.

Мы отправимся в путешествие.

Поднимают руки, т.о. показывают свою готовность.


Введение в тему урока, сообщение темы и целей урока

- Посмотрите на мою руку. Что вы видите на пальце? Какое оно? Вы верно сказали. У меня на правой руке есть золотое кольцо.

- Как называется наша страна? 

- Итак, какая же тема нашего урока? Путешествие по Золотому кольцу России. 

(Тема урока на доске.)

- Мы сегодня отправимся в виртуальное путешествие.

На руке мы видим кольцо.

Золотое кольцо.


Наша страна называется Россия.

Тема урока: «Путешествие по Золотому кольцу России».

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.














Метапредметные

Понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться её выполнить;


Работа с листком самооценки.

- Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки. Оцените ваши знания по данной теме в начале урока в левом столбике (знаком +)

Лист самооценки +

Начало урока

Конец урока


Знаю всё

Знаю всё

Знаю, но не всё

Знаний стало больше

Знаю мало

Ничего нового не узнал

Ничего не знаю

Могу рассказать другим



Самооценивание первоначальных знаний.










Проверка. Встают.



Планирование целей и задач урока

-Зачем мы отправляемся в путешествие?

- Какую цель мы поставим перед собой, прежде чем отправиться в путешествие? Что мы не знаем и на какой важный вопрос постараемся ответить?

(Цель фиксируется  на доске.)

- Какие задачи мы поставим на урок? Что мы можем рассмотреть?

(Задачи фиксируются  на доске.)






- Сегодня мы совершим путешествие по городам Золотого кольца, узнаем историю их создания, познакомимся с достопримечательностями древних городов. В конце урока, я надеюсь, вы сами сможете ответить на эти вопросы. 



Мы ответим на вопрос «Что такое Золотое кольцо России?»


Почему названо «кольцо»? Почему именно «Золотое»?

  • Какие города входят в Золотое кольцо России?

  • Местоположение этих городов на карте.

  • Достопримечательности этих городов.

  • Внимательно слушают учителя.


Изучение новых знаний и способов деятельности

- Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце. Как они расположены? Они действительно расположены почти кругом – на доске.

- Что случилось?


- Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать?

- Совершенно верно, а помогут нам в этом экскурсоводы.

- Кто такие экскурсоводы? (Словарь: Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий.) На доску фото.

- У вас на парте путеводные листы. В этих листах мы будем фиксировать план знакомство с каждым городом.

- Какие критерии мы будем рассматривать, назовите их. На доску

Все города расположены в форме круга.



Все название городов исчезли, у нас возникла проблема.

Восстановить карту.




Ответы детей.



Рассматривают путеводные листы.


Называют критерии.

Регулятивные:

целеполагание;


Познавательные:

общеучебные:

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;


логические:

формулирование проблемы.










2 слайд

(по щелчку)



План

1. Название города

2. Когда и кем основан (или в честь кого назван)

3. Достопримечательности

- Посмотрите на доску, какой город будет точкой отправления?

Точка отправления - город Москва. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним всё, что мы знаем о Москве:

- А кто из вас уже был в Москве, поднимите руку?

- А вы знаете, кто основал Москву?

- А в каком году?

- С какими достопримечательностями города вы уже знакомы?

- Вы правы. Так же «визитной карточкой» города является Собор Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя.





Точка отправления – город Москва.





Ответы детей.



Город основал Юрий Долгорукий.Впервые о Москве упоминается в 1147 г.

Красная площадь и Московский Кремль и тд.

Регулятивные УУД:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


Личностные УУД: самоопределение.


Коммуникативные УУД:

слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения.










Видео дороги + аудиозапись текста на слайде.

- Дорогие пассажиры отправляемся в путь, пристегните свои ремни. До первого города всего 60 километров на северо-восток

– Итак, выезжаем из Москвы и двигаемся …в Сергиев Посад.

Нашим экскурсоводом будет «Ученик №1».

Здравствуйте, дорогие пассажиры. Мы прибываем в город Сергиев-Посад. Это единственный город Золотого кольца, расположенный на территории Московской области. Назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице - Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь.

- Ребята, как называется город?


Работаем по плану.

- Запишите название в путеводные листы.

- Почему он так назван?



- Какая достопримечательность

города?


- Какую информацию нам осталось зафиксировать?

- Для этого мы поработаем исследователями и самостоятельно найдем ответ на данный вопрос.

- Будем работать с планшетами. Расскажите мне правила работы с планшетом.

Разблокируйте их. У вас на рабочем столе есть документ «Золотое кольцо России» – откройте его. Найдите дополнительную информацию о нашем городе. Прочитайте. И ответьте на ранее поставленный вопрос. Фиксируем в путеводные листы.

Внимательно слушают.



















Сергиев Посад.


Записывают название города в путеводные листы.


Город назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал монастырь

Монастырь – Троице - Сергиева лавра


Когда и кем был основан.





Работают в паре с планшетами. Выполняют исследовательскую работу, заполняют путеводные листы.




Ответы зачитываются после выполнения задания.

Предметные

Называть города Золотого кольца России;

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России;

Понимать ценность исторических памятников.


3 слайд



4 слайд






5 слайд



















6 слайд


- Из Сергиева Посада мы направляемся в город …Переславль –Залесский.

Нашим экскурсоводом будет «Ученик №2».

Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский. Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота.


- Работаем по плану. Запишите название в путеводные листы.

- Кем и в каком году основан город?


- Чьей родиной является город?

- Какую информацию нам осталось зафиксировать?

- Работа с планшетами. Ответы зачитываются после выполнения задания.

Внимательно слушают.














Работают с путеводными листами.

Основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Родиной морского флота. Какие достопримечательности находятся в городе.

Работают в паре с планшетами. Выполняют исследовательскую работу, заполняют путеводные листы.

Познавательные:

Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, логические – решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Предметные

Называть города Золотого кольца России;

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России;

Понимать ценность исторических памятников.

7 слайд








8 слайд

Физическая минутка №1.

Мы снова садимся в автобус и продолжаем путе­шествие. А чтобы Вы не заскучали до места назначения. Предлагаю Вам встать с ваших мест и выполнить физкультминутку.

Выполняют физическую минутку под видео.

Личностные УУД:

положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

9 слайд

Изучение новых знаний и способов деятельности

- Давайте подъедем к городу, остановимся и прислушаемся.

Звучит фонограмма колокольного звона.

- Что вы услышали? Какие чувства возникли у вас при прослушивании колокольного звона?

- Сейчас мы узнаем, откуда разносится этот звон. Мы прибыли в Ростов.

- Передаю слово гидам «Ученик №3» и «Ученик №4».

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.


- Работаем по плану. Запишите название в путеводные листы.

- Как называли город в давние времена?

- Как называется самая замечательная часть города, его достопримечательность?

- Какую информацию нам осталось зафиксировать?

Работа с планшетами. Ответы зачитываются после выполнения задания.

Слушают аудиозапись.




Мы услышали звон колоколов. Ответы детей.




Внимательно слушают.














Работа с путеводными листами.

Великим.


Ростовский кремль.


Когда и кем был основан город.

Работают в паре с планшетами. Выполняют исследовательскую работу, заполняют путеводные листы.

Предметные

Называть города Золотого кольца России;

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России;

Понимать ценность исторических памятников.

10 слайд











11 слайд

Физическая минутка для глаз №2.

Дальше мы будем путешествовать на теплоходе по реке Волге, т.к. следующие города стоят на её берегу.

- Ребята, а какие чувства у вас вызывает путешествие на теплоходе? Вот и я Вам предлагаю отдохнуть глазками.

Физкультминутка для глаз – видео.




Ответы детей.


Выполняют физическую минутку для глаз.

Личностные УУД:

положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

12 слайд






13 слайд

Изучение новых знаний и способов деятельности

На широкой Волге

Углича дома.

Ставенки резные,

Чудо-терема.

- Передаю слово гиду «Ученик №5».


В Золотое кольцо включают и город Углич. Он стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». Углич - один из древнейших городов России - основан в 937 году родственником княгини Ольги Киевской - Яном Плесковичем.

- От какого слово произошло название города?

- Когда и кем основан город?

- Какую информацию нам осталось зафиксировать?




Работа с планшетами. Ответы зачитываются после выполнения задания.

Внимательно слушают.














Угол.

Основан в 937 году родственником княгини Ольги Киевской - Яном Плесковичем.

Какие есть достопримечательности в городе.

Работают в паре с планшетами. Выполняют исследовательскую работу, заполняют путеводные листы.

Предметные

Называть города Золотого кольца России;

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России;

Понимать ценность исторических памятников.

14 слайд




15 слайд


- Продолжаем путешествие. Прибыли в Ярославль.

- Передаю слово гиду по Ярославлю «Ученик №6».

Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Ярославль называют родиной русского театра.

- Как вы думаете, почему этот город получил такое название?


- Чьей родиной является город?

- Какую информацию нам осталось зафиксировать?

- Работа с планшетами. Ответы зачитываются после выполнения задания.

Внимательно слушают.









Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит.

Родиной русского театра. Когда был основан город. Достопримечательности города.

Работают в паре с планшетами. Выполняют исследовательскую работу, заполняют путеводные листы.

16 слайд




17 слайд


Продолжая свой путь по великой русской реке, посетим еще один прекрасный город на Волге - Кострому.

Передаю слово гиду по Костроме«Ученик №7»

Улицы Костромы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды.

- В форме чего расположены улицы в Костроме?

- Какой достопримечательностью славиться город?

- Что нам нужно найти? Найдите дополнительную информацию по путеводному листу и ознакомьте нас с ней.

Работа с планшетами.


Внимательно слушают.















В форме веера.


Торговыми рядами.


После исследовательской работы, дети знакомятся с дополнительной информацией вслух.

Предметные

Называть города Золотого кольца России;

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России;

Понимать ценность исторических памятников.

18 слайд






19 слайд

Первичное закрепление полученных знаний

Работа в группах.

- Ребята, как вы думаете интересно работать экскурсоводом?

- А сейчас мне бы хотелось, чтобы  каждый из вас побыл в роли помощника экскурсовода. Вы будите работать в группах. Ваша задача рассказать о городах как можно ярче, интереснее, чтобы каждый из присутствующих захотел отправиться в путешествие по этим городам. По плану с которым мы работали.

- Сколько городов Золотого кольца мы с вами еще не рассмотрели?

- Сейчас, мы разделимся на 4 группы. Каждая группа прочитает дополнительный материал в планшете по своему городу. Заполнит путеводный лист и представит своё выступление классу.

- На выполнение работы вам выдается 5 мин.

Следующий город на Волге – Плёс.


Ответы детей.


Внимательно слушают учителя.







4 города.


Групповая работа.







Выступление 1 группы.

Метапредметные

Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке.Работать в группах осуществлять самопроверку и взаимопроверку с помощью учебника;


Регулятивные УУД:

-учится отличать верно или неверно выполнено задание.
























20 – 21 слайд


- А теперь мы в городе Иваново.

Передаю слово гиду «Ученик №8»

В городе Иваново сохранились бывшие купеческие дома, которым более 100 лет. С давних пор в городе работают текстильные фабрики, на которых производят красивые ткани. Поэтому Иваново часто называют «текстильной столицей России», «ситцевым краем».


Внимательно слушают.







Выступление 2 группы (Дополняют экскурсовода).

Познавательные:

умение вести самостоятельно поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные:

самостоятельно организовывать работу в парах.

Регулятивные:

умение организовать свою деятельность, выбирать средства реализации цели.


22 слайд


- Из Иванова мы прибываем в Суздаль – всемирно известный город-музей. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое.

Передаю слово экскурсоводу«Ученик №9»

Суздаль – всемирно известный город-музей, в котором 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница и др.


Внимательно слушают.







Выступление 3 группы (Дополняют экскурсовода).






23 – 24 слайд


От Суздаля совсем недалеко до Владимира.

Передаю слово экскурсоводу «Ученик №10»

Владимир основал князь Владимир Мономах (отсюда название города). Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Главная достопримечательность – Золотые ворота.


Внимательно слушают.






Выступление 4 группы (Дополняют экскурсовода).

25 – 27 слайд

Вторичное закрепление полученных знаний

- Путешествие наше закончилось и мы опять с вами вернулись в наш родной город. Столицу нашей Родины – Москву. 

- Ребята, с какой проблемой мы столкнулись в начале урока?


- Мы с вами восстановили план – карту?

- Сколько городов входит в Золотое кольцо России?

- Перечислите города Золотого кольца по часовой стрелки.

- Приведите примеры достопримечательностей в каждом городе.

Наше путешествие  удалось.

Мы его совершили, даже не выходя из класса.

- Ребята, какие задачи мы ставили в начале урока?









- Какую задачу мы с вами еще не разобрали?


- Теперь вы можете ответить на этот вопрос. Мы совершили круговое путешествие.








- Какую цель мы ставили?


-Что же такое Золотое кольцо России?





Наш план – карте Золотого кольца России исчезли все названия городов.

Да.


10 городов.


Перечисляют.


Название города – достопримечательность.




  • Почему кольцо? Почему Золотое? (на доске)

  • Какие города входят в Золотое кольцо России?

  • Местоположение этих городов на карте.

  • Достопримечательности этих городов.



Почему кольцо? Почему Золотое?


Принадлежит оно не отдельному человеку, а целой  нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Каждый город он ценный своими достопримечательностями и историей для нашей страны, поэтому и называется Золотое кольцо России.

Что такое Золотое кольцо России?

Знаменитый туристический маршрут по древним городам России.

Познавательные:

умение вести самостоятельно поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные:

самостоятельно организовывать работу в парах.

Регулятивные:

умение организовать свою деятельность, выбирать средства реализации цели.

28 слайд

Рефлексия

- Ребята, у вас на столе лежат листы самооценки. Оцените ваши знания по данной теме на конец урока в правом столбике (+).


Лист самооценки +

Начало урока

Конец урока

Знаю всё

Знаю всё

Знаю, но не всё

Знаний стало больше

Знаю мало

Ничего нового не узнал

Ничего не знаю

Могу рассказать другим



- А с каким настроением вы заканчиваете сегодня урок? Покажите своё настроение сигналом (зелёное – отличное, желтое – хорошее, красное – грустное - в виде портфеля).

Вторичное самооценивание знаний.













Проверка. Встают.



Учащиеся оценивают своё настроение в конце урока.

Личностные:

самоопределение, нравственно-этическая ориентация; адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности.


Итог урока

- Вы все сегодня славно поработали. Оцените работу ваших одноклассников, которые выступали с сообщениями. Я согласна (не согласна) с оценками, потому что…

Возьмите свои маршрутные листы домой и расскажите родителям, где вы сегодня побывали на уроке.

Оценивают работу одноклассников.

Личностные

-вырабатывать свою жизненную позицию в отношении окружающего мира.



Домашнее задание

Учебник стр. 87 – 96 читать. Создать тест на тему «Золотое кольцо России» - выбрать 1 правильный ответ из 3 вариантов. 7 вопросов.

Записывают домашнее задание.


Приложение 1. Маршрутный лист.


ФИ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ТУРИСТА

Золотое кольцо России

Название города

Когда и кем основан город

Достопримечательность

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!