- создание условий для формирования у школьниковпонятия «Золотое кольцо России»;
- ознакомление школьников с достопримечательностями русских городов, входящих в золотое кольцо России.
- развитие познавательного интереса детей, образного мышления, воображения, речь учащихся, их кругозор.
- создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе в группах;
- воспитание любви к России, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.
Структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Компетенции учащихся | Использование различных источников и средств обучения (ИКТ и др). |
Организационный момент. Цель: активизация учащихся. | - Ребята, мы начинаем урок окружающего мира. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения гостям и друг другу. - Повернитесь назад, поздоровайтесь с нашими гостями, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь. - А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите своё настроение в начале урока сигналом. (Зелёное – отличное, желтое – хорошее, красное – грустное - в виде портфеля). - Ребята, а как вы думаете, почему ваши сигналы имеют форму портфеля? - Спасибо. Я надеюсь, к концу урока ваше настроение станет еще лучше. | Настраиваются на урок. Проверяют свои рабочие места. Фиксируют своё настроение в начале урока. Портфель – это символ знаний, а наше настроение связано с нашими знаниями. Чем больше знаний мы получаем, тем лучше у нас становится настроение. | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. | 1 слайд |
Мотивационный момент урока | - Ребята, я пришла к вам не с простыми руками. Что у меня в руке? - Как вы думаете, для чего всё это или кому нужны все эти предметы? - Значит, куда мы отправимся сегодня на уроке? - Если вы готовы отправиться в путешествие, тогда поднимите правую руку. | У вас в руке компас. Данными предметами пользуются путешественники и туристы. Мы отправимся в путешествие. Поднимают руки, т.о. показывают свою готовность. | |
Введение в тему урока, сообщение темы и целей урока | - Посмотрите на мою руку. Что вы видите на пальце? Какое оно? Вы верно сказали. У меня на правой руке есть золотое кольцо. - Как называется наша страна? - Итак, какая же тема нашего урока? Путешествие по Золотому кольцу России. (Тема урока на доске.) - Мы сегодня отправимся в виртуальное путешествие. | На руке мы видим кольцо. Золотое кольцо. Наша страна называется Россия. Тема урока: «Путешествие по Золотому кольцу России». | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Метапредметные Понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться её выполнить; | |
Работа с листком самооценки. - Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки. Оцените ваши знания по данной теме в начале урока в левом столбике (знаком +) Лист самооценки + | Начало урока | Конец урока | Знаю всё | Знаю всё | Знаю, но не всё | Знаний стало больше | Знаю мало | Ничего нового не узнал | Ничего не знаю | Могу рассказать другим | | Самооценивание первоначальных знаний. Проверка. Встают. | |
Планирование целей и задач урока | -Зачем мы отправляемся в путешествие? - Какую цель мы поставим перед собой, прежде чем отправиться в путешествие? Что мы не знаем и на какой важный вопрос постараемся ответить? (Цель фиксируется на доске.) - Какие задачи мы поставим на урок? Что мы можем рассмотреть? (Задачи фиксируются на доске.) - Сегодня мы совершим путешествие по городам Золотого кольца, узнаем историю их создания, познакомимся с достопримечательностями древних городов. В конце урока, я надеюсь, вы сами сможете ответить на эти вопросы. | Мы ответим на вопрос «Что такое Золотое кольцо России?» Почему названо «кольцо»? Почему именно «Золотое»? Какие города входят в Золотое кольцо России? Местоположение этих городов на карте. Достопримечательности этих городов. Внимательно слушают учителя. | |
Изучение новых знаний и способов деятельности | - Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце. Как они расположены? Они действительно расположены почти кругом – на доске. - Что случилось? - Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать? - Совершенно верно, а помогут нам в этом экскурсоводы. - Кто такие экскурсоводы? (Словарь: Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий.) На доску фото. - У вас на парте путеводные листы. В этих листах мы будем фиксировать план знакомство с каждым городом. - Какие критерии мы будем рассматривать, назовите их. На доску | Все города расположены в форме круга. Все название городов исчезли, у нас возникла проблема. Восстановить карту. Ответы детей. Рассматривают путеводные листы. Называют критерии. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. | 2 слайд (по щелчку) |
План 1. Название города 2. Когда и кем основан (или в честь кого назван) 3. Достопримечательности - Посмотрите на доску, какой город будет точкой отправления? Точка отправления - город Москва. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним всё, что мы знаем о Москве: - А кто из вас уже был в Москве, поднимите руку? - А вы знаете, кто основал Москву? - А в каком году? - С какими достопримечательностями города вы уже знакомы? - Вы правы. Так же «визитной карточкой» города является Собор Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя. | Точка отправления – город Москва. Ответы детей. Город основал Юрий Долгорукий.Впервые о Москве упоминается в 1147 г. Красная площадь и Московский Кремль и тд. | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные УУД: слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения. | |
Видео дороги + аудиозапись текста на слайде. - Дорогие пассажиры отправляемся в путь, пристегните свои ремни. До первого города всего 60 километров на северо-восток – Итак, выезжаем из Москвы и двигаемся …в Сергиев Посад. Нашим экскурсоводом будет «Ученик №1». Здравствуйте, дорогие пассажиры. Мы прибываем в город Сергиев-Посад. Это единственный город Золотого кольца, расположенный на территории Московской области. Назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице - Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. | - Ребята, как называется город? Работаем по плану. - Запишите название в путеводные листы. - Почему он так назван? - Какая достопримечательность города? - Какую информацию нам осталось зафиксировать? - Для этого мы поработаем исследователями и самостоятельно найдем ответ на данный вопрос. - Будем работать с планшетами. Расскажите мне правила работы с планшетом. Разблокируйте их. У вас на рабочем столе есть документ «Золотое кольцо России» – откройте его. Найдите дополнительную информацию о нашем городе. Прочитайте. И ответьте на ранее поставленный вопрос. Фиксируем в путеводные листы. | Внимательно слушают. Сергиев Посад. Записывают название города в путеводные листы. Город назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал монастырь Монастырь – Троице - Сергиева лавра Когда и кем был основан. Работают в паре с планшетами. Выполняют исследовательскую работу, заполняют путеводные листы. Ответы зачитываются после выполнения задания. | Предметные Называть города Золотого кольца России; Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России; Понимать ценность исторических памятников. | 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд |
| - Из Сергиева Посада мы направляемся в город …Переславль –Залесский. Нашим экскурсоводом будет «Ученик №2». Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский. Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. | - Работаем по плану. Запишите название в путеводные листы. - Кем и в каком году основан город? - Чьей родиной является город? - Какую информацию нам осталось зафиксировать? - Работа с планшетами. Ответы зачитываются после выполнения задания. | Внимательно слушают. Работают с путеводными листами. Основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Родиной морского флота. Какие достопримечательности находятся в городе. Работают в паре с планшетами. Выполняют исследовательскую работу, заполняют путеводные листы. | Познавательные: Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, логические – решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Предметные Называть города Золотого кольца России; Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России; Понимать ценность исторических памятников. | 7 слайд 8 слайд |
Физическая минутка №1. | Мы снова садимся в автобус и продолжаем путешествие. А чтобы Вы не заскучали до места назначения. Предлагаю Вам встать с ваших мест и выполнить физкультминутку. | Выполняют физическую минутку под видео. | Личностные УУД: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. | 9 слайд |
Изучение новых знаний и способов деятельности | - Давайте подъедем к городу, остановимся и прислушаемся. Звучит фонограмма колокольного звона. - Что вы услышали? Какие чувства возникли у вас при прослушивании колокольного звона? - Сейчас мы узнаем, откуда разносится этот звон. Мы прибыли в Ростов. - Передаю слово гидам «Ученик №3» и «Ученик №4». Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова. | - Работаем по плану. Запишите название в путеводные листы. - Как называли город в давние времена? - Как называется самая замечательная часть города, его достопримечательность? - Какую информацию нам осталось зафиксировать? Работа с планшетами. Ответы зачитываются после выполнения задания. | Слушают аудиозапись. Мы услышали звон колоколов. Ответы детей. Внимательно слушают. Работа с путеводными листами. Великим. Ростовский кремль. Когда и кем был основан город. Работают в паре с планшетами. Выполняют исследовательскую работу, заполняют путеводные листы. | Предметные Называть города Золотого кольца России; Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России; Понимать ценность исторических памятников. | 10 слайд 11 слайд |
Физическая минутка для глаз №2. | Дальше мы будем путешествовать на теплоходе по реке Волге, т.к. следующие города стоят на её берегу. - Ребята, а какие чувства у вас вызывает путешествие на теплоходе? Вот и я Вам предлагаю отдохнуть глазками. Физкультминутка для глаз – видео. | Ответы детей. Выполняют физическую минутку для глаз. | Личностные УУД: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. | 12 слайд 13 слайд |
Изучение новых знаний и способов деятельности | На широкой Волге Углича дома. Ставенки резные, Чудо-терема. - Передаю слово гиду «Ученик №5». В Золотое кольцо включают и город Углич. Он стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». Углич - один из древнейших городов России - основан в 937 году родственником княгини Ольги Киевской - Яном Плесковичем. | - От какого слово произошло название города? - Когда и кем основан город? - Какую информацию нам осталось зафиксировать? Работа с планшетами. Ответы зачитываются после выполнения задания. | Внимательно слушают. Угол. Основан в 937 году родственником княгини Ольги Киевской - Яном Плесковичем. Какие есть достопримечательности в городе. Работают в паре с планшетами. Выполняют исследовательскую работу, заполняют путеводные листы. | Предметные Называть города Золотого кольца России; Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России; Понимать ценность исторических памятников. | 14 слайд 15 слайд |
| - Продолжаем путешествие. Прибыли в Ярославль. - Передаю слово гиду по Ярославлю «Ученик №6». Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Ярославль называют родиной русского театра. | - Как вы думаете, почему этот город получил такое название? - Чьей родиной является город? - Какую информацию нам осталось зафиксировать? - Работа с планшетами. Ответы зачитываются после выполнения задания. | Внимательно слушают. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Родиной русского театра. Когда был основан город. Достопримечательности города. Работают в паре с планшетами. Выполняют исследовательскую работу, заполняют путеводные листы. | 16 слайд 17 слайд |
| Продолжая свой путь по великой русской реке, посетим еще один прекрасный город на Волге - Кострому. Передаю слово гиду по Костроме«Ученик №7» Улицы Костромы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. | - В форме чего расположены улицы в Костроме? - Какой достопримечательностью славиться город? - Что нам нужно найти? Найдите дополнительную информацию по путеводному листу и ознакомьте нас с ней. Работа с планшетами. | Внимательно слушают. В форме веера. Торговыми рядами. После исследовательской работы, дети знакомятся с дополнительной информацией вслух. | Предметные Называть города Золотого кольца России; Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России; Понимать ценность исторических памятников. | 18 слайд 19 слайд |
Первичное закрепление полученных знаний | Работа в группах. - Ребята, как вы думаете интересно работать экскурсоводом? - А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас побыл в роли помощника экскурсовода. Вы будите работать в группах. Ваша задача рассказать о городах как можно ярче, интереснее, чтобы каждый из присутствующих захотел отправиться в путешествие по этим городам. По плану с которым мы работали. - Сколько городов Золотого кольца мы с вами еще не рассмотрели? - Сейчас, мы разделимся на 4 группы. Каждая группа прочитает дополнительный материал в планшете по своему городу. Заполнит путеводный лист и представит своё выступление классу. - На выполнение работы вам выдается 5 мин. Следующий город на Волге – Плёс. | Ответы детей. Внимательно слушают учителя. 4 города. Групповая работа. Выступление 1 группы. | Метапредметные Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке.Работать в группах осуществлять самопроверку и взаимопроверку с помощью учебника; Регулятивные УУД: -учится отличать верно или неверно выполнено задание. | 20 – 21 слайд |
| - А теперь мы в городе Иваново. Передаю слово гиду «Ученик №8» В городе Иваново сохранились бывшие купеческие дома, которым более 100 лет. С давних пор в городе работают текстильные фабрики, на которых производят красивые ткани. Поэтому Иваново часто называют «текстильной столицей России», «ситцевым краем». | | Внимательно слушают. Выступление 2 группы (Дополняют экскурсовода). | Познавательные: умение вести самостоятельно поиск, анализ, отбор информации. Коммуникативные: самостоятельно организовывать работу в парах. Регулятивные: умение организовать свою деятельность, выбирать средства реализации цели. | 22 слайд |
| - Из Иванова мы прибываем в Суздаль – всемирно известный город-музей. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое. Передаю слово экскурсоводу«Ученик №9» Суздаль – всемирно известный город-музей, в котором 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница и др. | | Внимательно слушают. Выступление 3 группы (Дополняют экскурсовода). | 23 – 24 слайд |
| От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Передаю слово экскурсоводу «Ученик №10» Владимир основал князь Владимир Мономах (отсюда название города). Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Главная достопримечательность – Золотые ворота. | | Внимательно слушают. Выступление 4 группы (Дополняют экскурсовода). | 25 – 27 слайд |
Вторичное закрепление полученных знаний | - Путешествие наше закончилось и мы опять с вами вернулись в наш родной город. Столицу нашей Родины – Москву. - Ребята, с какой проблемой мы столкнулись в начале урока? - Мы с вами восстановили план – карту? - Сколько городов входит в Золотое кольцо России? - Перечислите города Золотого кольца по часовой стрелки. - Приведите примеры достопримечательностей в каждом городе. Наше путешествие удалось. Мы его совершили, даже не выходя из класса. - Ребята, какие задачи мы ставили в начале урока? - Какую задачу мы с вами еще не разобрали? - Теперь вы можете ответить на этот вопрос. Мы совершили круговое путешествие. - Какую цель мы ставили? -Что же такое Золотое кольцо России? | Наш план – карте Золотого кольца России исчезли все названия городов. Да. 10 городов. Перечисляют. Название города – достопримечательность. Почему кольцо? Почему Золотое? (на доске) Какие города входят в Золотое кольцо России? Местоположение этих городов на карте. Достопримечательности этих городов. Почему кольцо? Почему Золотое? Принадлежит оно не отдельному человеку, а целой нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Каждый город он ценный своими достопримечательностями и историей для нашей страны, поэтому и называется Золотое кольцо России. Что такое Золотое кольцо России? Знаменитый туристический маршрут по древним городам России. | Познавательные: умение вести самостоятельно поиск, анализ, отбор информации. Коммуникативные: самостоятельно организовывать работу в парах. Регулятивные: умение организовать свою деятельность, выбирать средства реализации цели. | 28 слайд |
Рефлексия | - Ребята, у вас на столе лежат листы самооценки. Оцените ваши знания по данной теме на конец урока в правом столбике (+). Лист самооценки + | Начало урока | Конец урока | Знаю всё | Знаю всё | Знаю, но не всё | Знаний стало больше | Знаю мало | Ничего нового не узнал | Ничего не знаю | Могу рассказать другим | - А с каким настроением вы заканчиваете сегодня урок? Покажите своё настроение сигналом (зелёное – отличное, желтое – хорошее, красное – грустное - в виде портфеля). | Вторичное самооценивание знаний. Проверка. Встают. Учащиеся оценивают своё настроение в конце урока. | Личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация; адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности. | |
Итог урока | - Вы все сегодня славно поработали. Оцените работу ваших одноклассников, которые выступали с сообщениями. Я согласна (не согласна) с оценками, потому что… Возьмите свои маршрутные листы домой и расскажите родителям, где вы сегодня побывали на уроке. | Оценивают работу одноклассников. | Личностные -вырабатывать свою жизненную позицию в отношении окружающего мира. | |
Домашнее задание | Учебник стр. 87 – 96 читать. Создать тест на тему «Золотое кольцо России» - выбрать 1 правильный ответ из 3 вариантов. 7 вопросов. | Записывают домашнее задание. | |
Приложение 1. Маршрутный лист.