СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по музыкальной вселенной

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по музыкальной вселенной»

МБУДО Карачевский Дом детского творчества











ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого занятия

(областной конкурс «Сердце отдаю детям»)

Тема: «Введение в образовательную программу «Путешествие по музыкальной вселенной»

План-конспект рассчитан на детей 8-9 лет

Время проведения: 30 минут



Подготовила:

педагог доп. образования

Каширина Н.Ю.











г.Карачев, 2023 г.





Цель: ознакомление с новым видом деятельности.



Задачи:

- учить первоначальным навыкам подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;

-дать понятие о настроении в музыке

- знакомить детей с музыкальными понятиями: нота, скрипичный ключ, композитор, хор, солист, музыкант, песенный жанр;

- пробуждать у детей интерес и любовь к музыке через певческую деятельность, желание заниматься вокальным искусством.



Материалы и оборудование:

-мультимедиа проектор, экран, ноутбук (компьютер), музыкальная аппаратура,

-пианино, нотки-медальки;

- диски с записью музыкального материала (пьеса из детского альбома П.И Чайковского "Марш деревянных солдатиков"; отрывок из народной песни "Во поле береза стояла»; музыкальные и шумовые звуки).





Ход занятия.

Перед началом занятия в записи звучат детские песни.

Дети занимают свои места в аудитории.


Педагог:Здравствуйте, ребята, присаживайтесь на стульчики. Давайте с вами познакомимся.У каждого на стуле висит нотка-медалька. Впишите в неё своё имя и повесьте на шею.

Дети выполняют задание.


Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Теперь я знаю членов своего экипажа по именам.А меня зовут Наталья Юрьевна!

Наш экипаж сейчас отправиться к музыкальным планетам. Совершим мы его на сказочной ракете.



Как ваш командир,я приглашаю вас в удивительное путешествие по музыкальной вселенной.

Педагог:Чтобы путешествие было успешным, нам необходимо заправить нашу ракету. А заправим мы ее необычным топливом, песней.

Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы спеть песню?

Ответы детей

Педагог: Правильно. Для этого нужен человеческий голос - самый древний и самый необыкновенный музыкальный инструмент. В Музыкальной вселенной все дети умеют управлять своим голосом, потому что они много учатся и трудятся.

Для начала я вам расскажу, как нужно правильно сидеть. Это называется «певческой установкой». Сядьте ровно, спинки выпрямите, плечи расправьте. Молодцы. Чтобы научиться красиво и правильно петь, необходимо правильно дышать. Сейчас вместе со мной вы выполните упражнения на дыхание, которые не только подготовят ваши голосовые связки к работе, но и помогут оставаться здоровыми. Прошу всех встать, выпрямиться, сделать опору на две ноги.

Помассируйте свои носики.

Первое упражнение - «Обними плечи».

Педагог объясняет, дети выполняют упражнение.

П.:-Второе упражнение «Шарик».

Дети выполняют упражнение.

П.:-И еще одно упражнение на дыхание - «Лошадка».

Выполняется упражнение.

П:- Молодцы! Но это еще не все. Перед тем, как начать исполнять свои любимые песни, нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. нужно распеться, разогреть голос, например, вот так, слушайте внимательно и повторяйте.

Выполняется упражнение.

П:-А сейчас давайте пропоем фразу из мультфильма "Кошкин дом". Послушайте, как она звучит.

Педагог пропевает фразу.

Пропевает вместе с детьми 3 раза, с каждым разом поднимая тональность на полтона выше.

П:- Молодцы. Переходим к следующему упражнению.

Педагог исполняет распевку "Мы поем, хорошо поем", начиная в тональности С dur.

Дети повторяют за педагогом (упражнение повторяется 3 раза, каждый раз поднимаясь на полтона выше).

П: - Молодцы. Теперь ваши голоса готовы к исполнению песни, которая поможет отправиться ракете в путь.И так, повторяем за мной!(На экране появляется музыкальный видеоролик ).

Я ракета, Яя ракета,

Полетела в космос, полетела в космос.

Раз – стыковка, два – стыковка,

А вокру планеты

Солнце и луна.

П:- Куда же мы с вами прилетели? Ребята, здесь какая - то дверь. Что нужно иметь, чтобы открыть замок и войти в дверь?

Ответ детей.

П:- Правильно ключ. (На экране появляется скрипичный ключ) Ах, какой необычный ключ. Кто знает, как он называется?

Ответ детей.

П:-Правильно, это скрипичный ключ.

На экране двери открываются, появляется надпись"Планета композиторов", начинает звучать музыка (пьеса из детского альбома П.И Чайковского "Марш деревянных солдатиков") с сопровождением слайдов.

П:-Какая интересная музыка. А вы знаете, как называется это произведение?

Ответ детей.

П:-Мы прослушали с вами пьесу замечательного композитора П. И. Чайковского "Марш деревянных солдатиков". В "Музыкальной вселенной" вы сможете познакомиться с творчеством многих композиторов, которые сочиняют музыку для детей и взрослых. Чтобы сочинить и не забыть ее, композитору нужно сохранить музыку на бумаге. Для этого нужны специальные знаки. Они называются ноты.Их всего семь. Давайте вместе с вами назовем их и пропоем.

На экране появляются ноты и их названия. Педагог и дети хором произносят названия нот и пропевают их.

На экране появляется ракета.

П:-Наша ракета уже готова продолжить путешествие. И так, полетели.

Педагог и дети исполняют песню "Ракета" с движениями.

На экране заставка: Веселый человечек и грустный

П : Ребята, мы прилетели с вами на музыкальную планету«Настроение» ,где каждый житель разговаривает на музыкальном языке: они поют песни ,слушают музыку, играют на музыкальных инструментах- таким образом они общаются между собой .Нас встречают 2 жителя этойпланеты. Скажите, какое у каждого из них настроение?

Ответы детей.

П :- Правильно и у нас бывают разные настроения: когда веселое ,когда грустное. Так и музыка может передавать наше настроение - радость или грусть. В музыке радостное настроение называется мажорным, а грустное минорным. (наглядность)

П : Ребята, давайте вместе с жителями города Настроение , послушаем музыку и угадаем какое настроение нам она передает?

Слушание музыки: «Полька» и «Колыбельная».

П: Ребята, какое настроение у музыки?

Ответы детей:

П: А какой темп быстрый или медленный?

Ответы детей:

П: Правильно, под эту музыку хочется веселиться, прыгать, танцевать.

А на музыкальном языке веселое настроение это?

Ответы детей:

П: Молодцы. Это мажор.

Идет прослушивание 2 произведения. Колыбельная.

П: Ребята, какое здесь настроение?

Ответы детей:

П: А еще какая музыка была?(ласковая, нежная, напевная) Правильно, а давайте подумаем какой здесь темп быстрый или медленный?

Ответы детей:

П: Это музыка похожа на колыбельную. А под колыбельную песню мы не будем прыгать, веселиться.

П: А на музыкальном языке грустное это?

Ответы детей:

П : Молодцы ,вы справились с этим заданием, пора нам отправляться дальше.


П:-Наша ракета уже готова продолжить путешествие

На экране появляется надпись«Планета звуков».

П:Ой, ребята, куда же мы попали, что вы слышите?

- Ребята, мы с вами на "Планете звуков". Все звуки, которые нас окружают, делятся на две группы: шумовые и музыкальные. С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. Кто может подсказать мне, что это за звуки?

Ответ детей.

П:-Молодцы! А музыкальные звуки издают музыкальные инструменты. Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете?

Ответ детей.

П: - Давайте хором повторим, какие две группы звуков бывают?

Дети:Шумовые и музыкальные.

П: - Отлично! А теперь поиграем в игру: "Шумит, поёт, играет:". Ваша задача: определить, что шумит, что поёт, а что играет. Правила такие: что шумит – топаете ногами; играет – хлопаете в ладоши; поет – пропеваете звук «А».

Например: Лес - Что делает? - Шумит (топайте ногами)

Оркестр - Что делает? - Играет (хлопайте в ладоши)

Хор - Поёт (пойте звук "А")

Слова для игры: гроза, певица, поезд, город, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль.

На экране появляется ракета,

П: - Продолжим наше путешествие на волшебной ракете.

На экране появляется хоровод девушек в русских народных костюмах. В записи звучит отрывок из народной песни "Во поле береза стояла".

П:-Мы с вами попали на «Планету песни». Песни бывают разные: народные и песни, создаваемые композиторами и поэтами. Русские народные песни создавали народные певцы сказители - самоучки, мастера петь и играть на народных инструментах, имена которых нам не известны. Эти песни никто не записывал, слова передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. Мелодия в русских народных песнях плавная, в ней присутствует много распевов. Исполняются эти песни под сопровождение народных инструментов или аккапельно, т. е. без музыки (показ репродукции “Гусляры”). Песни, создаваемые композиторами и поэтами, сочиняли образованные люди, которые подписывались под своими словами и музыкой. Сейчас будут звучать песни, а вы попробуйте ответить, где звучала народная песня, а где сочиненная композиторами и поэтами.

На экране видеоролики с песнями из мультфильмов и народных песен.

Ответы детей.

П:-Молодцы. Вы замечательные ребята. По «Музыкальной вселенной» можно путешествовать долго, в ней еще многое можно узнать и многому научиться. Но, к сожалению, нам пора возвращаться, летим!

На экране появляется ракета.

П:-Ребята, на музыкальных планетах всегда весело и интересно. Все дети, которые живут там очень дружные, умные и музыкальные. Они помогают друг другу и живут в согласии. Поют песни все вместе – хором, а также учатся петь и по - одному. Такое пение называется сольным, а такой исполнитель солистом. Скажите, а как мы с вами сегодня пели -хором или сольно?

Ответ детей.

П: - А чем вам запомнилосьпутешествие?

Ответ детей.

П: - Произведения какого композитора мы с вами сегодня слушали?

Ответ детей.

П: - Почему одни песни называют народными, а другие композиторскими? Ответ детей.

П:- Какое настроение бывает в музыке ?

Ответ детей.

П:- На какие две группы делятся звуки?

Ответ детей.

П:- Если песню исполняет один человек, как называется такое пение?

Ответ детей.

П: - А если поет много людей?

Ответ детей.

П: - Для чего певцам нужно распеваться?

Ответ детей.

П:- Молодцы! Вот и подошло к концу наше путешествие. Я, как командир экипажа выражаю вам благодарность. А тех, кто хочет продолжить путешествие, я жду на своей планете «Сольное пение».

До свидания!































Литература.



  1. Л.А.Джалагония «Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения», «Владос», г.Москва, 2007г.

  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта». – М.: «Владос», г. Москва, 2000 год.

  3. Бугаева З. Н. «Веселые уроки музыки». – М.: ООО «Издательство АСТ», г. Донецк, 2002 год.

  4. Виноградов К. «Работа над дикцией в хоре». – М.: «Музыка», г. Москва, 1967 год.

  5. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики». – М.: «Музыка», г. Москва, 2000 год.

  6. Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь». – М.: «Музыка», г. Москва, 1988 год.

  7. Козляков В. В. «Использование дыхательной гимнастики на занятиях хорового класса». – М.:, г. Тамбов, 2003 год.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!