«Путешествие на воздушном шаре»
Цели: проверить усвоение знаний по теме «Атмосфера»,
Закрепить умения построения графиков, диаграмм, розы ветров,
Дать представление о понятии «облака», познакомить с видами облаков,
Объяснить, какую погоду приносят разные виды облаков.
Оборудование:
Ход урока.
I. организационный момент.
II. проверка знаний по теме «Атмосфера»
1. Вступительное слово.
Перу АИ.Куприна принадлежат слова: «Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять свободные умы. Вот они высоко в воздухе проплывают над нами с поражающим гулом, волшебные плащи-мерлены, сундуки-самолеты, летающие ковры, ручные орлы, драконы — самая смелая сказка человечества, символ свободы духа и победы над тяжестью Земли...»
Конечно, каждому из нас хотелось бы подняться над землей, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на свой дом, улицу, школу, лес, поле, луг, реку.. У нас нет сейчас возможности осуществить реальный полет, но мы можем сделать это заочно в своем воображении. Мы запишем все, что увидим, в дневник нашего путешествия, а потом прочитаем сами и расскажем другим, что нам довелось испытать.
Но прежде чем отправиться в полет, к нему надо подготовиться и много узнать об атмосфере и ее свойствах. Ведь без необходимых знаний легко угодить в неприятную историю. Так, в 1 862 г. естествоиспытатель Джейм Глейшер и его друг Коксуэл путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с собой теплой одежды, — бесстрашные исследователи не ожидали, что на большой высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 1 1 км. Воздух там сильно разрежен, дышать очень трудно, а температура его равнялась, как показывал минимальный термометр в момент приземления воздушного шара, — 25°С. Путешественники потеряли сознание и сильно обморозились. .
2. задание 1
Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Голубоватой нежной дымкой она как бы окутывает Землю.
А вы знаете, что такое атмосфера?
Люди всегда стремились к тому, чтобы познать атмосферу. Изучите ее и вы:
а) начертите схему строения атмосферы;
в) постройте круговую диаграмму «Состав воздуха тропосферы».
3. задание 2
. Представьте, что мы поднялись на воздушном шаре на высоту 15 000 м над уровнем моря. Чему равны температура воздуха и атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли температура воздуха равна 17° С, а давление 760 мм рт. ст.?
Чтобы решить эту задачу, вам необходимо узнать:
а) что такое атмосферное давление;
б) как изменяются температура воздуха и атмосферное давление в зависимости от высоты над уровнем моря.
2. Почему температура воздуха и атмосферное давление уменьшаются с высотой?
3. Как влияет на самочувствие человека, по мере поднятия над землей, изменение температуры и атмосферного давления? Расскажите своим одноклассникам, как следует использовать полученные знания при подготовке к полету?
задание 3
При полете на воздушном шаре необходимо постоянно контролировать высоту подъема. Это можно сделать с помощью барометра. Выясните, как определить высоту с помощью барометра.
Попробуйте решить задачу.
На какую высоту поднялся воздушный шар, если у поверхности земли давление равнялось 740 мм рт. ст., а через 3 часа полета оно уменьшилось до 540 мм?
Чтобы решить эту задачу, вам необходимо узнать, на какую высоту надо подняться, чтобы давление изменилось на 1 мм рт. ст.
Устройство анероида.
задание 4
Успех полета на воздушном шаре во многом зависит от погодных условий. Погода, в свою очередь, определяется изменениями температуры воздуха тропосферы.
Во время подготовки к полету проведите наблюдения за изменением температуры воздуха в течение суток (4ч. - +8С, 7 ч.- +7C, 10 ч.-+11C, 13ч - + 18С, 16 ч. - +19C, 19 ч. - +12С, 22 ч. - +10С ).
Почему температура меняется в течение суток?
По результатам наблюдений постройте график суточного хода температуры. Используйте прием построения графика температуры, с которым вы познакомились на уроках математики.
Проанализируйте построенный график. В какое время температура была самой высокой? Самой низкой?
Рассчитайте среднюю суточную температуру воздуха. Определите амплитуду температур.
задание 5.
А теперь познакомьтесь с приведенными в таблице значениями средних месячных температур воздуха для села Наровчата, родины А.И.Куприна.
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
-12 | -11,9 | -6 | 4,4 | 13 | 17,2 | 19,1 | 17,3 | 11,1 | 3,8 | -3,1 | -8,9 |
Постройте по данным таблицы график годового хода температуры.
Объясните изменения температуры воздуха в течение года. Запомните, в каком месяце температура самая высокая, а в каком — самая низкая.
задание 6
. Воздушный океан никогда не бывает спокойным, воздух находится в постоянном движении.
Вы, конечно, сразу догадаетесь, о каком атмосферном явлении написал С.Мар-шак.
Сегодня старый ясень сам не свой, — Как будто страшный сон его тревожит. Ветвями машет, шевелит листвой, Л почему — никто сказать не может.
А что вы ответите на это «почему»?
Найдите и запомните, как называется горизонтальное перемещение воздуха.
Выясните причину возникновения ветра.
Подумайте и объясните, в каком направлении будет лететь воздушный шар, если он поднимается из точки А, где давление равно 750 мм?
Покажите стрелками направление ветра между пунктами. В каком случае сила ветра будет больше? Почему?
Узнайте, как называется прибор для определения направления ветра.
задание 7
постройте розу ветров по следующим данным
С - 3
Ю-7
СЗ-4
CВ-3
З-4
В-2
ЮЗ-5
ЮВ-3
В каких направлениях вероятнее всего полетит воздушный шар, поднимающийся в данном населенном пункте?
III. Новая тема
Красота и причудливость облаков всегда вызывали восхищение людей, будоражили их воображение.
Очень красиво написал об облаках замечательный русский поэт В.Брюсов:
Облака опять поставили
Паруса свои.
В зыбь небес свой бег направили
Белые ладьи.
Тихо, плавно, без усилия
В даль без берегов
Вышла дружная флотилия
Сказочных пловцов.
Облака
Кучевые слоистые перистые
н а высоте 2-3 км на высоте не более 2км на высоте 7-10км
дождь с градом длительные дожди снег, плохая погода
Сейчас мы снова научимся строить диаграмму количества осадков по данным таблицы.
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | Год |
47 мм | 41 мм | 36 мм | 37 мм | 50 мм | 59мм | 70 мм | 60 мм | 56 мм | 55 мм | 47 мм | 62 мм | 620 мм |
Объясните распределение осадков в течение года.
Почему в народе говорят: «Много снега — много хлеба»? Как влияют осадки на урожайность наших полей и садов?
IV. закрепление.
Воображаемое путешествие.
- Представьте, что вы летите на воздушном шаре. Вот вы поднимаетесь ввысь. Как изменяется атмосфера? Что с вами происходит? Что вас ожидает?
Хотите на самом деле совершить полет на воздушном шаре? Может кому-то из вас повезет, зато вы теперь знаете, что вас ожидает на высоте и знаете, как подготовиться к полету.
V. Домашнее задание.
№ 39, прочитать какое-либо произведение, где встречается воздушный шар.