СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие на воздушном шаре.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация - это план открытого урока по географии в 6 классе по теме Атмосфера".

Просмотр содержимого документа
«Путешествие на воздушном шаре.»

«Путешествие на воздушном шаре»


Цели: проверить усвоение знаний по теме «Атмосфера»,

Закрепить умения построения графиков, диаграмм, розы ветров,

Дать представление о понятии «облака», познакомить с видами облаков,

Объяснить, какую погоду приносят разные виды облаков.


Оборудование:


Ход урока.


I. организационный момент.

II. проверка знаний по теме «Атмосфера»


1. Вступительное слово.


Перу АИ.Куприна принадлежат слова: «Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять свободные умы. Вот они высоко в воздухе проплыва­ют над нами с поражающим гулом, вол­шебные плащи-мерлены, сундуки-самоле­ты, летающие ковры, ручные орлы, драко­ны — самая смелая сказка человечества, символ свободы духа и победы над тяже­стью Земли...»

Конечно, каждому из нас хотелось бы подняться над землей, чтобы с высоты пти­чьего полета посмотреть на свой дом, ули­цу, школу, лес, поле, луг, реку.. У нас нет сейчас возможности осуществить реаль­ный полет, но мы можем сделать это заоч­но в своем воображении. Мы запишем все, что увидим, в дневник нашего путешествия, а потом прочитаем сами и расскажем дру­гим, что нам довелось испытать.

Но прежде чем отправиться в полет, к нему надо подготовиться и много узнать об атмосфере и ее свойствах. Ведь без необходимых знаний легко угодить в не­приятную историю. Так, в 1 862 г. естест­воиспытатель Джейм Глейшер и его друг Коксуэл путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с собой теплой одеж­ды, — бесстрашные исследователи не ожи­дали, что на большой высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 1 1 км. Воздух там сильно разрежен, дышать очень трудно, а температура его равня­лась, как показывал минимальный термо­метр в момент приземления воздушного шара, — 25°С. Путешественники потеряли сознание и сильно обморозились. .


2. задание 1

Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Голубоватой нежной дым­кой она как бы окутывает Землю.

А вы знаете, что такое атмосфера?

Люди всегда стремились к тому, что­бы познать атмосферу. Изучите ее и вы:

а) начертите схему строения атмо­сферы;

в) постройте круговую диаграмму «Со­став воздуха тропосферы».



3. задание 2


. Представьте, что мы поднялись на воздушном шаре на высоту 15 000 м над уровнем моря. Чему равны температура воздуха и атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли тем­пература воздуха равна 17° С, а давление 760 мм рт. ст.?

Чтобы решить эту задачу, вам необхо­димо узнать:

а) что такое атмосферное давление;

б) как изменяются температура возду­ха и атмосферное давление в зависимос­ти от высоты над уровнем моря.

2. Почему температура воздуха и атмо­сферное давление уменьшаются с высо­той?

3. Как влияет на самочувствие человека, по мере поднятия над землей, изменение температуры и атмосферного давления? Расскажите своим одноклассникам, как следует использовать полученные знания при подготовке к полету?


задание 3


При полете на воздушном шаре не­обходимо постоянно контролировать высоту подъема. Это можно сделать с по­мощью барометра. Выясните, как опреде­лить высоту с помощью барометра.

Попробуйте решить задачу.

На какую высоту поднялся воздушный шар, если у поверхности земли давление равнялось 740 мм рт. ст., а через 3 часа полета оно уменьшилось до 540 мм?

Чтобы решить эту задачу, вам необ­ходимо узнать, на какую высоту надо подняться, чтобы давление изменилось на 1 мм рт. ст.

Устройство анероида.


задание 4


Успех полета на воздушном шаре во многом зависит от погодных условий. Погода, в свою очередь, определяется из­менениями температуры воздуха тропо­сферы.

Во время подготовки к полету проведи­те наблюдения за изменением температу­ры воздуха в течение суток (4ч. - +8С, 7 ч.- +7C, 10 ч.-+11C, 13ч - + 18С, 16 ч. - +19C, 19 ч. - +12С, 22 ч. - +10С ).

Почему температура меняется в течение суток?

По результатам наблюдений постройте график суточного хода температуры. Ис­пользуйте прием построения графика температуры, с которым вы познакоми­лись на уроках математики.

Проанализируйте построенный гра­фик. В какое время температура была са­мой высокой? Самой низкой?

Рассчитайте среднюю суточную темпе­ратуру воздуха. Определите амплитуду температур.


задание 5.


А теперь познакомьтесь с приведен­ными в таблице значениями средних ме­сячных температур воздуха для села Наровчата, родины А.И.Куприна.


I


II


III


IV


V


VI


VII


VIII


IX


X


XI


XII


-12


-11,9


-6


4,4


13


17,2


19,1


17,3


11,1


3,8


-3,1


-8,9



Постройте по данным таблицы график годового хода температуры.

Объясните изменения температуры воздуха в течение года. Запомните, в ка­ком месяце температура самая высокая, а в каком — самая низкая.


задание 6


. Воздушный океан никогда не бывает спокойным, воздух находится в постоян­ном движении.

Вы, конечно, сразу догадаетесь, о каком атмосферном явлении написал С.Мар-шак.

Сегодня старый ясень сам не свой, — Как будто страшный сон его тревожит. Ветвями машет, шевелит листвой, Л почему — никто сказать не может.

А что вы ответите на это «почему»?

Найдите и запомните, как называется горизонтальное перемещение воздуха.

Выясните причину возникновения ве­тра.

Подумайте и объясните, в каком на­правлении будет лететь воздушный шар, если он поднимается из точки А, где дав­ление равно 750 мм?


Покажите стрелками направление вет­ра между пунктами. В каком случае сила ветра будет больше? Почему?

Узнайте, как называется прибор для определения направления ветра.


задание 7


постройте розу ветров по следующим данным

С - 3

Ю-7

СЗ-4

CВ-3

З-4
В-2

ЮЗ-5

ЮВ-3

В каких направлениях вероятнее всего полетит воздушный шар, поднимающийся в данном населенном пункте?


III. Новая тема


Красота и причудливость облаков всегда вызывали восхищение людей, будо­ражили их воображение.

Очень красиво написал об облаках за­мечательный русский поэт В.Брюсов:

Облака опять поставили

Паруса свои.

В зыбь небес свой бег направили

Белые ладьи.

Тихо, плавно, без усилия

В даль без берегов

Вышла дружная флотилия

Сказочных пловцов.


Облака


Кучевые слоистые перистые

н а высоте 2-3 км на высоте не более 2км на высоте 7-10км


дождь с градом длительные дожди снег, плохая погода





Сейчас мы снова научимся строить диаграмму количества осадков по данным таблицы.


I


II


III


IV


V


VI


VII


VIII


IX


X


XI


XII


Год


47 мм


41 мм


36 мм


37 мм


50 мм


59мм


70

мм


60 мм


56 мм


55 мм


47 мм


62 мм


620 мм


Объясните распределение осадков в течение года.

Почему в народе говорят: «Много сне­га — много хлеба»? Как влияют осадки на урожайность наших полей и садов?



IV. закрепление.


Воображаемое путешествие.

- Представьте, что вы летите на воздушном шаре. Вот вы поднимаетесь ввысь. Как изменяется атмосфера? Что с вами происходит? Что вас ожидает?

Хотите на самом деле совершить полет на воздушном шаре? Может кому-то из вас повезет, зато вы теперь знаете, что вас ожидает на высоте и знаете, как подготовиться к полету.


V. Домашнее задание.

№ 39, прочитать какое-либо произведение, где встречается воздушный шар.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!