СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пунктуация в предложениях с однородными членами и ССП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

К урокам в 11 кл

Просмотр содержимого документа
«Пунктуация в предложениях с однородными членами и ССП»

Формулировка задания  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Формулировка задания

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 1) Над нами теперь торжественно шумели темно-зелеными вершинами красивые стройные кедры.   2) Я запутался в поводках упал и они разбежались.   3) Пастуший сезон кончился и пастух был озабочен поисками работы на зиму.   4) Безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.   5) Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.

1) Над нами теперь торжественно шумели темно-зелеными вершинами красивые стройные кедры.  2) Я запутался в поводках упал и они разбежались.  3) Пастуший сезон кончился и пастух был озабочен поисками работы на зиму.  4) Безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.  5) Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.

Что следует знать Пунктуация в простом предложении с однородными членами. Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И . Пунктуация в сложносочинённом предложении с обобщающим второстепенным членом.

Что следует знать

  • Пунктуация в простом предложении с однородными членами.
  • Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И .
  • Пунктуация в сложносочинённом предложении с обобщающим второстепенным членом.
Помните: За выполнение задания 16 может быть выставлен 1 балл.  Порядок записи цифр в ответе не имеет значения. В ответах может быть разное сочетание примеров с предложениями ССП и ПП с однородными членами

Помните:

За выполнение задания 16 может быть выставлен 1 балл.

Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

  • В ответах может быть разное сочетание примеров с предложениями ССП и ПП с однородными членами
Запятая не ставится Примеры Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО. [О и О]. [О да О]. [О или О]. [О либо О]. Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. 2 . В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: ни свет ни заря, ни то ни сё, ни шатко ни валко, и туда и сюда, и так и сяк, ни себе ни людям, ни жив ни мёртв и др. Однажды Лебедь,  Рак  да  Щука везти с поклажей воз взялись. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. 3. Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка). Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. Пойду посмотрю расписание занятий. Сегодня  либо завтра отправлю письмо. Взял да и сделал наоборот. Приеду сегодня  или  завтра .

Запятая не ставится

Примеры

  • Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО.
  • [О и О].
  • [О да О].
  • [О или О].
  • [О либо О].

Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

2 . В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: ни свет ни заря, ни то ни сё, ни шатко ни валко, и туда и сюда, и так и сяк, ни себе ни людям, ни жив ни мёртв и др.

Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.

3. Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка).

Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.

Пойду посмотрю расписание занятий.

Сегодня либо завтра отправлю письмо.

Взял да и сделал наоборот.

Приеду сегодня или завтра .

2.  М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И – И, запятая ставится перед вторым и третьим союзами И, используемые при перечислении, но не перед первым, если перед первым союзом ещё не начат однородный ряд:  Горный поток и  шумел , и  пенился ,  и  бился о скалы. [ и  О , и О, и О ].

2. М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И – И, запятая ставится перед вторым и третьим союзами И, используемые при перечислении, но не перед первым, если перед первым союзом ещё не начат однородный ряд:

Горный поток и шумел , и пенился , и бился о скалы.

[ и О , и О, и О ].

3. Но! Запятая ставится и перед первым повторяю-щимся союзом И , если однородный ряд был уже начат перед первым союзом И : Горный поток  шумел , и  пенился ,  и  бился о скалы. [  О , и О, и О ].

3. Но! Запятая ставится и перед первым повторяю-щимся союзом И , если однородный ряд был уже начат перед первым союзом И :

Горный поток шумел , и пенился , и бился о скалы.

[ О , и О, и О ].

 4.  Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ–НИ, И-И, ИЛИ-ИЛИ, ЛИБО–ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО, ТО ЛИ-ТО ЛИ, запятая ставится, но не перед первым союзом.  Перед первым , повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами, используемыми при перечислении:

4. Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ–НИ, И-И, ИЛИ-ИЛИ, ЛИБО–ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО, ТО ЛИ-ТО ЛИ, запятая ставится, но не перед первым союзом. Перед первым , повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами, используемыми при перечислении:

[ни О, ни о, ни О ]. [и О, и о, и О ]. [или О, или о, или О ]. [либо О, либо о, либо О ]. [то О, то о, то О ]. [не то О, не то о, н е то О ]. [то ли О, то ли О, то ли О ].  Примеры:   Либо  сегодня , либо  завтра , либо  послезавтра приеду к тебе в гости.  Не то мама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

[ни О, ни о, ни О ].

О, и о, и О ].

[или О, или о, или О ].

[либо О, либо о, либо О ].

[то О, то о, то О ].

[не то О, не то о, н е то О ].

[то ли О, то ли О, то ли О ].

Примеры:

Либо сегодня , либо завтра , либо послезавтра приеду к тебе в гости.

Не то мама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

5.  Запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом , если однородный ряд был начат без этого союза.  Примеры:   Сегодня , либо  завтра , либо  послезавтра приеду к тебе в гости.  М ама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре .

5. Запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом , если однородный ряд был начат без этого союза.

Примеры:

Сегодня , либо завтра , либо послезавтра приеду к тебе в гости.

М ама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре .

6. между однородными членами, связанными противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, всегда ставится запятая.  [О, а О].  [О, но О].  [О, да О].  [О, зато О].  [О, однако О].          Примеры:  Поворчал он, да и не посмел ослушаться.

6. между однородными членами, связанными противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, всегда ставится запятая. [О, а О]. [О, но О]. [О, да О]. [О, зато О]. [О, однако О].

Примеры:

Поворчал он, да и не посмел ослушаться.

7. Перед второй частью двойных союзов, соединяющих однородные члены, ставится запятая.  не только… , но и …  как … , так и …  хотя и … , но …  если не … , то …  не столько … , сколько …

7. Перед второй частью двойных союзов, соединяющих однородные члены, ставится запятая. не только… , но и … как … , так и … хотя и … , но … если не … , то … не столько … , сколько …

Примеры: Сегодня на улице не только прохладно , но и  ветрено. [ не только О , но и О]. Пушкин создал замечательные произведения как в стихах , так и в прозе . [ как О , так и О]. Туристы хотя  и устали , но  продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.[ хотя и О , но О]. Он ощущал если не скуку , то  некоторую усталость. [ если не О , то О]. Его речь была не столько о политике, сколько об отношениях между людьми.[ не столько О , сколько О].

Примеры:

  • Сегодня на улице не только прохладно , но и ветрено. [ не только О , но и О].
  • Пушкин создал замечательные произведения как в стихах , так и в прозе . [ как О , так и О].
  • Туристы хотя и устали , но продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.[ хотя и О , но О].
  • Он ощущал если не скуку , то некоторую усталость. [ если не О , то О].
  • Его речь была не столько о политике, сколько об отношениях между людьми.[ не столько О , сколько О].

Обратите внимание: Запятая ставится не перед началом двойного союза, а только перед его второй частью. Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как … , так и …» являются постоянными. Г ! Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только … , а также …» (вместо «не только …, но и …»), «как … , а также …» (в место «как… , так и …» ).

Обратите внимание:

Запятая ставится не перед началом двойного союза, а только перед его второй частью.

Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как … , так и …» являются постоянными.

Г ! Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только … , а также …» (вместо «не только …, но и …»), «как … , а также …» (в место «как… , так и …» ).

Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И Если сочинительный союз И соединяет части сложносочинённого предложения , то мы ставим запятую перед союзом И. Пример: Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога,  и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс. ( М. Булгаков) (В предложении сочинительный союз И соединяет два простых предложения в составе сложносочинённого (две грамматические основы: «протянулась дорога», «кинулся бежать пёс»), поэтому мы ставим запятую перед союзом И.)

Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И

Если сочинительный союз И соединяет части сложносочинённого предложения , то мы ставим запятую перед союзом И.

Пример:

Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс. ( М. Булгаков)

(В предложении сочинительный союз И соединяет два простых предложения в составе сложносочинённого (две грамматические основы: «протянулась дорога», «кинулся бежать пёс»), поэтому мы ставим запятую перед союзом И.)

Отсутствие запятой перед союзом и в ССП  Если части сложносочинённого предложения объединены каким-либо общим для них элементом, запятая перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО не ставится.

Отсутствие запятой перед союзом и в ССП

Если части сложносочинённого предложения объединены каким-либо общим для них элементом, запятая перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО не ставится.

Общий второстепенный член предложения.  В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Горький) [ Общий второст.чл .- =] и [= -]. Общая придаточная часть сложноподчинённого предложения.  Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А. Чехов) Общее вводное слово или вводное предложение . Как это часто бывает, вспоминается плохое и з абывается хорошее.
  • Общий второстепенный член предложения.

В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Горький) [ Общий второст.чл .- =] и [= -].

  • Общая придаточная часть сложноподчинённого предложения.

Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А. Чехов)

  • Общее вводное слово или вводное предложение . Как это часто бывает, вспоминается плохое и з абывается хорошее.

4. Вопросительные предложения. Когда состоится родительское собрание и какова повестка дня? 5 . Побудительные предложения.  Пусть кончится зима и наступит весна! 6. Восклицательные предложения. Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок! 7. Неопределённо-личные предложения.  В соответствии с иерархией чинов видели перед собой почти пустые блюда и дорогими винами их вообще иногда обносили.  (по Ю. Лотману) Безличные предложения, имеющие синонимичные сказуемые: Необходимо внимательно вычитать рукопись и нужно внести все авторские поправки. 9. Назывные предложения: мороз и солнце… (А. Пушкин)

4. Вопросительные предложения. Когда состоится родительское собрание и какова повестка дня?

5 . Побудительные предложения. Пусть кончится зима и наступит весна!

6. Восклицательные предложения. Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок!

7. Неопределённо-личные предложения.

В соответствии с иерархией чинов видели перед собой почти пустые блюда и дорогими винами их вообще иногда обносили. (по Ю. Лотману)

  • Безличные предложения, имеющие синонимичные сказуемые: Необходимо внимательно вычитать рукопись и нужно внести все авторские поправки.

9. Назывные предложения: мороз и солнце… (А. Пушкин)

Алгоритм выполнения  задания 16

Алгоритм выполнения задания 16

Алгоритм выполнения  задания 16 Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция): простое предложение (в нём одна грамматическая основа); сложное (в нём две и более грамматические основы). 2 . Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого: если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо; если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.

Алгоритм выполнения задания 16

  • Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция):
  • простое предложение (в нём одна грамматическая основа);
  • сложное (в нём две и более грамматические основы).

2 . Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого:

  • если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо;
  • если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.
Задания для самостоятельной работы Задание №1 . Расставьте знаки препинания . Укажите предложения , в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. В каждом листочке подорожника сверкает крупная драгоценная капля. 2) Теперь откройте в учебниках карты номер три и пять сравните их и попробуйте разделить территорию страны на экономические районы. 3) Он двигался вскакивал вглядывался через плечо кучера вперед. 4) Во все стороны высоко разлетелись мелкие брызги и среди этих брызг на мгновение возникла крошечная радуга. 5) Прохожие сидят дома и не показывают носа на улицу.

Задания для самостоятельной работы

  • Задание №1 . Расставьте знаки препинания . Укажите предложения , в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • В каждом листочке подорожника сверкает крупная драгоценная капля.

2) Теперь откройте в учебниках карты номер три и пять сравните их и попробуйте разделить территорию страны на экономические районы.

3) Он двигался вскакивал вглядывался через плечо кучера вперед.

4) Во все стороны высоко разлетелись мелкие брызги и среди этих брызг на мгновение возникла крошечная радуга.

5) Прохожие сидят дома и не показывают носа на улицу.

Задания для самостоятельной работы Задание №1 . Расставьте знаки препинания . Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 2) Теперь откройте в учебниках карты номер три и пять сравните их и попробуйте разделить территорию страны на экономические районы. 4) Во все стороны высоко разлетелись мелкие брызги и среди этих брызг на мгновение возникла крошечная радуга.

Задания для самостоятельной работы

  • Задание №1 . Расставьте знаки препинания . Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

2) Теперь откройте в учебниках карты номер три и пять сравните их и попробуйте разделить территорию страны на экономические районы.

4) Во все стороны высоко разлетелись мелкие брызги и среди этих брызг на мгновение возникла крошечная радуга.

Задание №2 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.   1) Не только в настоящем но даже в будущем им улыбалось счастье.    2) Багрец и золото лесов и рощ редеют осенью.    3) Мокрые тяжелые грозди душистой сирени от влаги к земле клонятся.   4) Абогин тяжело и широко шагнул на середину гостиной согнулся и потряс кулаками.    5) Пахнет молодой травкой дымом плесенью всевозможной дрянью степью и чем-то этаким особенным... 
  • Задание №2 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Не только в настоящем но даже в будущем им улыбалось счастье.   2) Багрец и золото лесов и рощ редеют осенью.   3) Мокрые тяжелые грозди душистой сирени от влаги к земле клонятся.  4) Абогин тяжело и широко шагнул на середину гостиной согнулся и потряс кулаками.   5) Пахнет молодой травкой дымом плесенью всевозможной дрянью степью и чем-то этаким особенным... 

Задание №2 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.   1) Не только в настоящем но даже в будущем им улыбалось счастье.       4) Абогин тяжело и широко шагнул на середину гостиной согнулся и потряс кулаками.    
  • Задание №2 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Не только в настоящем но даже в будущем им улыбалось счастье.     4) Абогин тяжело и широко шагнул на середину гостиной согнулся и потряс кулаками.   

Задание №3 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.   1) На письменном столе сидел большой пушистый серый кот и спокойно глядел на суету немигающими жёлтыми глазами. 2) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками. 3) Долго задерживаться на лугу было опасно и они наугад подались по перелескам на запад.   4) Они уже раза три обменялись рукопожатиями и хозяин раза три собирался отворить дверь а гость всё не мог закончить мысль.   5) Под знойным солнцем иссохшее дерево источало слабый запах не то смолы не то краски.
  • Задание №3 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) На письменном столе сидел большой пушистый серый кот и спокойно глядел на суету немигающими жёлтыми глазами.

2) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками.

3) Долго задерживаться на лугу было опасно и они наугад подались по перелескам на запад.

  4) Они уже раза три обменялись рукопожатиями и хозяин раза три собирался отворить дверь а гость всё не мог закончить мысль.

  5) Под знойным солнцем иссохшее дерево источало слабый запах не то смолы не то краски.

Задание №3 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.   2) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками. 3) Долго задерживаться на лугу было опасно и они наугад подались по перелескам на запад.     5) Под знойным солнцем иссохшее дерево источало слабый запах не то смолы не то краски.
  • Задание №3 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

2) Старые ветлы с почти черными от ливня стволами блестят мерцают узенькими молодыми листочками.

3) Долго задерживаться на лугу было опасно и они наугад подались по перелескам на запад.

 

  5) Под знойным солнцем иссохшее дерево источало слабый запах не то смолы не то краски.

Задание №4 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.   1) На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка и черные штаны. 2) В траве стрекотали кузнечики а в воздухе жужжали слепни мухи.  3) И день и ночь жуки-древоточцы прилежно грызли деревянные стены дома.    4) Спать она легла поздно а в понедельник вскочила ни свет ни заря и тут же кинулась к телевизору.  5) Роскошь гостиной приятный полумрак и само его присутствие в незнакомом доме не трогали его. 
  • Задание №4 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка и черные штаны.

2) В траве стрекотали кузнечики а в воздухе жужжали слепни мухи. 

3) И день и ночь жуки-древоточцы прилежно грызли деревянные стены дома. 

  4) Спать она легла поздно а в понедельник вскочила ни свет ни заря и тут же кинулась к телевизору. 

5) Роскошь гостиной приятный полумрак и само его присутствие в незнакомом доме не трогали его. 

Задание №4 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.   4) Спать она легла поздно а в понедельник вскочила ни свет ни заря и тут же кинулась к телевизору.  5) Роскошь гостиной приятный полумрак и само его присутствие в незнакомом доме не трогали его. 
  • Задание №4 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  4) Спать она легла поздно а в понедельник вскочила ни свет ни заря и тут же кинулась к телевизору. 

5) Роскошь гостиной приятный полумрак и само его присутствие в незнакомом доме не трогали его. 

Задание №5 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.   1) Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.   2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина. 3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользнёт из комнаты. 4) Дружинник надеялся на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку. 5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.
  • Задание №5 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.

  2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.

3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользнёт из комнаты.

4) Дружинник надеялся на соседей как слева так и справа чувствовал их поддержку.

5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.

Задание №5 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.     2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина. 3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользнёт из комнаты. 5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.
  • Задание №5 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

  2) Ни жизненные перипетии ни привилегированное положение в свете не смогли переделать характер Г. Р. Державина.

3) Темнеет и последний солнечный луч вскоре ускользнёт из комнаты.

5) Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и открылась необычная картина.

Задание №6 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. На вольном просторе блеск и движение грохот и гром. 2) Скоро он превратился в типичного уездного чиновника. 3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя. 4) Человек велик и прекрасен и полон стремлений. 5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.
  • Задание №6 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.

2) Скоро он превратился в типичного уездного чиновника.

3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.

4) Человек велик и прекрасен и полон стремлений.

5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.

Задание №6 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. На вольном просторе блеск и движение грохот и гром. 3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.
  • Задание №6 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.

3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.

Задание №7 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря? 2) Мы проводили мрачную и грустную зиму в нашем старом покровском доме. 3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах. 4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга. 5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.
  • Задание №7 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря?

2) Мы проводили мрачную и грустную зиму в нашем старом покровском доме.

3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.

4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.

5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.

Задание №7 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга. 5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.
  • Задание №7 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.

5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.

Задание №8 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. О роли собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели. 2) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники. 3) После темного деревянного барака новый светлый каменный дом покажется дворцом. 4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков. 5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.
  • Задание №8 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • О роли собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.

2) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.

3) После темного деревянного барака новый светлый каменный дом покажется дворцом.

4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков.

5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.

Задание №8 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков. 5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.
  • Задание №8 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

4) На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков.

5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.

Задание №9 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Осенью улетели грачи а зимовать остались смелые воробьи.  2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью. 3) Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое прекрасное девичье время и свой первый бал. 4) Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. 5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили. 
  • Задание №9 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Осенью улетели грачи а зимовать остались смелые воробьи. 

2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью.

3) Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое прекрасное девичье время и свой первый бал.

4) Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.

5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили. 

Задание №9 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Осенью улетели грачи а зимовать остались смелые воробьи.  2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью. 5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили. 
  • Задание №9 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Осенью улетели грачи а зимовать остались смелые воробьи. 

2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью.

5) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили. 

Задание №10 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Мне жилось плохо и я часто плакал тайком.  2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях.  3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка.  4) На подоконнике колючий кактус цвел желтыми красивыми цветами. 5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.  
  • Задание №10 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Мне жилось плохо и я часто плакал тайком. 

2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях. 

3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка. 

4) На подоконнике колючий кактус цвел желтыми красивыми цветами.

5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.  

Задание №10 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Мне жилось плохо и я часто плакал тайком.  2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях.   
  • Задание №10 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Мне жилось плохо и я часто плакал тайком. 

2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях. 

 

РЕШУ ЕГЭ!

РЕШУ ЕГЭ!

Список литературы Драбкина С. В. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] /С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. – М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2019.  Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку 11 класс.-2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016. Кравчук И. П. Планы-конспекты уроков по русскому языку. 11 класс (1-2 полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И. П. Кравчук. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. (Серия «Из опыта работы»). Русский язык 7 – 8 класс. (С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов , Л. А. Чешко).- учебник для 7-8 классов .- М.: Просвещение, 1982.

Список литературы

  • Драбкина С. В. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] /С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. – М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2019.
  • Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку 11 класс.-2-е изд. - М.: ВАКО, 2017.
  • Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016.
  • Кравчук И. П. Планы-конспекты уроков по русскому языку. 11 класс (1-2 полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И. П. Кравчук. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. (Серия «Из опыта работы»).
  • Русский язык 7 – 8 класс. (С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов , Л. А. Чешко).- учебник для 7-8 классов .- М.: Просвещение, 1982.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!