СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пунктуация в предложениях с конструкциями, грамматически не связанными с предложениями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пунктуация в предложениях с конструкциями, грамматически не связанными с предложениями»

Обособление вводных и вставных конструкций   Определение Функции Структура 4. Разряды 5. Обособление

Обособление вводных и вставных конструкций

  • Определение
  • Функции
  • Структура

4. Разряды

5. Обособление

Вводные слова, словосочетания и предложения . ЗНАЧЕНИЯ (РАЗРЯДЫ) ЧУВСТВА ГОВОРЯЩЕГО:  к счастью, к несчастью, на счастье, к радости, на радость, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на беду, чего доброго, чего греха таить, странное дело, не ровен час, как нарочно, как на грех и др.

Вводные слова, словосочетания и предложения .

ЗНАЧЕНИЯ (РАЗРЯДЫ)

ЧУВСТВА ГОВОРЯЩЕГО:

к счастью, к несчастью, на счастье, к радости, на радость, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на беду, чего доброго, чего греха таить, странное дело, не ровен час, как нарочно, как на грех и др.

СТЕПЕНЬ ДОСТОВЕРНОСТИ СООБЩАЕМОГО:   конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, естественно, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, скорее всего, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, мне кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагат ь, я уверен, полагаю, думаю, надеюсь и др.

СТЕПЕНЬ ДОСТОВЕРНОСТИ СООБЩАЕМОГО:

конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, естественно, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, скорее всего, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, мне кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагат ь, я уверен, полагаю, думаю, надеюсь и др.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ, СВЯЗЬ МЫСЛЕЙ:   итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, вообще, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, скажем, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю, между прочим и др.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ, СВЯЗЬ МЫСЛЕЙ:

итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, вообще, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, скажем, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю, между прочим и др.

ПРИЁМЫ И СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ:   по правде, по совести, что называется, кроме шуток, прямо скажем, без преувеличений, самое большое, по крайней мере, словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, грубо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, смешно сказать, собственно, вернее, точнее, скорее и др.

ПРИЁМЫ И СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ:

по правде, по совести, что называется, кроме шуток, прямо скажем, без преувеличений, самое большое, по крайней мере, словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, грубо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, смешно сказать, собственно, вернее, точнее, скорее и др.

ПРИЗЫВ, ОБРАЩЕНИЕ К СОБЕСЕДНИКУ ИЛИ ЧИТАТЕЛЮ:  видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пожалуйста, будьте любезны, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли); ОЦЕНКА МЕРЫ ТОГО, О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ : самое большее (меньшее), по крайней мере СТЕПЕНЬ ОБЫЧНОСТИ СООБЩАЕМОГО: бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению, по привычке, как водится, как правило, как заведено, как всегда, как иногда бывает, случается и др.

ПРИЗЫВ, ОБРАЩЕНИЕ К СОБЕСЕДНИКУ ИЛИ ЧИТАТЕЛЮ: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пожалуйста, будьте любезны, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли);

ОЦЕНКА МЕРЫ ТОГО, О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ : самое большее (меньшее), по крайней мере

СТЕПЕНЬ ОБЫЧНОСТИ СООБЩАЕМОГО: бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению, по привычке, как водится, как правило, как заведено, как всегда, как иногда бывает, случается и др.

ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ:   говорят, сообщают, передают, по словам (кого-то), по сообщению (чего-то), по сведениям (откуда-то), по мнению (кого-то), как было заявлено (указано, решено и т.д. где-то), по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой (на чей-то) взгляд, по слухам, по преданию, как принято говорить, дескать, мол, помнится, слышно и др.

ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ:

говорят, сообщают, передают, по словам (кого-то), по сообщению (чего-то), по сведениям (откуда-то), по мнению (кого-то), как было заявлено (указано, решено и т.д. где-то), по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой (на чей-то) взгляд, по слухам, по преданию, как принято говорить, дескать, мол, помнится, слышно и др.

Определите значение вводных слов 1.Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И.А. Крылов.) источник сообщения 2.К счастью, погода была тихая. (И.С. Тургенев.)  чувства 3.Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. (И.А. Крылов.) степень достоверности 4.Итак, повторим сначала предыдущее. (И.А. Бунин.) последовательность изложения 5.Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? (А.С. Пушкин.) обращение к собеседнику 6.Ему уж стукнуло, по сказкам, сто годов. (Н.А. Некрасов.) источник сообщения 7.Вообразите, наши молодые люди уже скучают. (И.С. Тургенев.) обращение к собеседнику 8.К умножению досады, бричка моя сломалась. (А.С. Пушкин.) чувства

Определите значение вводных слов

1.Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И.А. Крылов.)

источник сообщения

2.К счастью, погода была тихая. (И.С. Тургенев.)

чувства

3.Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. (И.А. Крылов.)

степень достоверности

4.Итак, повторим сначала предыдущее. (И.А. Бунин.)

последовательность изложения

5.Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? (А.С. Пушкин.)

обращение к собеседнику

6.Ему уж стукнуло, по сказкам, сто годов. (Н.А. Некрасов.)

источник сообщения

7.Вообразите, наши молодые люди уже скучают. (И.С. Тургенев.)

обращение к собеседнику

8.К умножению досады, бричка моя сломалась. (А.С. Пушкин.)

чувства

Повторим! 1.№ … Выпишите вводные конструкции, определите разряд по значению

Повторим!

1.№ … Выпишите вводные конструкции, определите разряд по значению

2. ОБОСОБЛЕНИЕ  - др. грамматически не связанные конструкции (повт.) - вводные конструкции - вставные конструкции

2. ОБОСОБЛЕНИЕ - др. грамматически не связанные конструкции (повт.)

- вводные конструкции

- вставные конструкции

Обособление междометий и повелительно-побудительных слов   Междометия обособляются  Не междометия, О , этот Юг, о, эта Ницца! а частицы не обособляются О милый друг! (при обращении) Ах! Злые языки страшнее пистолета. Ах мама, перестаньте! (при обращении) Эй, завяжи на память узелок. Ах какой хороший мальчик (перед как, какой) Ну, погоди! Ну как тут не взгрустнуть! (усилительное значение)

Обособление междометий и повелительно-побудительных слов

Междометия обособляются

Не междометия,

О , этот Юг, о, эта Ницца!

а частицы не обособляются

О милый друг! (при обращении)

Ах! Злые языки страшнее пистолета.

Ах мама, перестаньте! (при обращении)

Эй, завяжи на память узелок.

Ах какой хороший мальчик (перед как, какой)

Ну, погоди!

Ну как тут не взгрустнуть! (усилительное значение)

Обособление обращений   Обращения обособляются запятыми или восклицательным знаком: Пора, мой друг , пора. Как хорошо ты, о море ночное ! Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг. Друзья! Прекрасен наш союз!

Обособление обращений

Обращения обособляются запятыми или восклицательным знаком:

  • Пора, мой друг , пора.
  • Как хорошо ты, о море ночное !
  • Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг.
  • Друзья! Прекрасен наш союз!
2. ОБОСОБЛЕНИЕ  - др. грамматически не связанные конструкции (повт.) - вводные конструкции - вставные конструкции

2. ОБОСОБЛЕНИЕ - др. грамматически не связанные конструкции (повт.)

- вводные конструкции

- вставные конструкции

ЕГЭ -18  Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

ЕГЭ -18

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль главным делом своей жизни считал (1) исключительно (2) создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в 18 лет.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль главным делом своей жизни считал (1) исключительно (2) создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в 18 лет.
Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать(4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое
  • Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать(4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое
В н и м а н и е:    в зависимости от контекста некоторые слова и словосочетания могут выступать то в качестве вводных (и тогда обособляются), то в качестве членов предложения (и тогда не обособляются ).  

В н и м а н и е:

в зависимости от контекста некоторые слова и словосочетания могут выступать то в качестве вводных (и тогда обособляются), то в качестве членов предложения (и тогда не обособляются ).

 

Вводное слово – обособляется Член предложения – не обособляется Слава богу, кажется , наступила зима. Нынешняя зима кажется мне похожей на весну. К радости , всё обошлось без последствий. К радости примешивалось опасение. Сотрудники громко выражали радость или, наоборот, неудовольствие. Строители выполнили задание прораба прямо наоборот. Такие привычки , как, скажем, хроническое недосыпание и нерегулярное питание, вредны Скажем со всей определенностью: так можно на всю жизнь подорвать своё здоровье.

Вводное слово – обособляется

Член предложения – не обособляется

Слава богу, кажется , наступила зима.

Нынешняя зима кажется мне похожей на весну.

К радости , всё обошлось без последствий.

К радости примешивалось опасение.

Сотрудники громко выражали радость или, наоборот, неудовольствие.

Строители выполнили задание прораба прямо наоборот.

Такие привычки , как, скажем, хроническое недосыпание и нерегулярное питание, вредны

Скажем со всей определенностью: так можно на всю жизнь подорвать своё здоровье.

Вводное слово – обособляется Член предложения – не обособляется Игрок был быстрым и ловким, но, пожалуй , бестолковым. В этом, вероятно, удовольствие рыбалки. Сделай милость, пожалуй ему какую-нибудь деревеньку. Май, по словам старожилов , всегда был теплым в этих краях. Наше поражение вполне вероятно. Судить о достоинствах картины по словам дилетантов нельзя. Если я говорю , значит , так оно и есть. Через полчаса мы, действительно, подошли к водопаду. Его обещание много значит . Это давнее постановление действительно по сей день.

Вводное слово – обособляется

Член предложения – не обособляется

Игрок был быстрым и ловким, но, пожалуй , бестолковым.

В этом, вероятно, удовольствие рыбалки.

Сделай милость, пожалуй ему какую-нибудь деревеньку.

Май, по словам старожилов , всегда был теплым в этих краях.

Наше поражение вполне вероятно.

Судить о достоинствах картины по словам дилетантов нельзя.

Если я говорю , значит , так оно и есть.

Через полчаса мы, действительно, подошли к водопаду.

Его обещание много значит .

Это давнее постановление действительно по сей день.

Вводное слово можно заменить вводным словом из той же группы значений или даже отбросить. Член предложения можно заменить другим значимым словом, но выбросить без ущерба для смысла невозможно .
  • Вводное слово можно заменить вводным словом из той же группы значений или даже отбросить.
  • Член предложения можно заменить другим значимым словом, но выбросить без ущерба для смысла невозможно .
Слово Является вводным ОДНАКО Не является вводным  Т.е. «всё же, тем не менее». БЕЗУСЛОВНО ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ  Т.е. «я уверен» Т.е. «но». В середине, в конце предложения.  В начале простого предложения Т.е. «без всяких условий»  Т.е. «хотя бы» ВОЗМОЖНО ЗНАЧИТ Т.е. «в любом случае»  Т.е. «наверное» НАКОНЕЦ Т.е. «следовательно» Т.е. «вполне вероятно» ПРЕЖДЕ ВСЕГО Т.е. «означает» В КОНЦЕ КОНЦОВ Т.е. «и ещё одно замечание». Т.е. «после всего». Т.е. «во-первых». В начале речи После перечисления Т.е. «в первую очередь», «прежде других качеств или событий…» В результате ожидания или каких-то действий

Слово

Является вводным

ОДНАКО

Не является вводным

Т.е. «всё же, тем не менее».

БЕЗУСЛОВНО

ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ

Т.е. «я уверен»

Т.е. «но».

В середине, в конце предложения.

В начале простого предложения

Т.е. «без всяких условий»

Т.е. «хотя бы»

ВОЗМОЖНО

ЗНАЧИТ

Т.е. «в любом случае»

Т.е. «наверное»

НАКОНЕЦ

Т.е. «следовательно»

Т.е. «вполне вероятно»

ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Т.е. «означает»

В КОНЦЕ КОНЦОВ

Т.е. «и ещё одно замечание».

Т.е. «после всего».

Т.е. «во-первых». В начале речи

После перечисления

Т.е. «в первую очередь», «прежде других качеств или событий…»

В результате ожидания или каких-то действий

В н и м а н и е:   Если вводное слово стоит после союза  А  или НО , то оно может отделяться от него запятой, а может и не отделяться. Если союз по смыслу относится к вводному слову, то запятая между ними не ставится: А по-моему, не стоит и стараться .  Если же союз соединяет другие члены предложения, то он отделяется запятой от вводного слова: Иногда потерпеть – это значит проявить не слабость, а, по-моему,  редкую мудрость .  Если в составе вводного словосочетания пропущено какое-либо слово, то вместо одной запятой ставится тире: Необходимо , с одной стороны , развивать интеллект ребенка, а с другой - облагораживать его чувства и душу.

В н и м а н и е:

Если вводное слово стоит после союза А или НО , то оно может отделяться от него запятой, а может и не отделяться. Если союз по смыслу относится к вводному слову, то запятая между ними не ставится:

А по-моему, не стоит и стараться .

Если же союз соединяет другие члены предложения, то он отделяется запятой от вводного слова:

Иногда потерпеть – это значит проявить не слабость, а, по-моему, редкую мудрость .

Если в составе вводного словосочетания пропущено какое-либо слово, то вместо одной запятой ставится тире:

Необходимо , с одной стороны , развивать интеллект ребенка, а с другой - облагораживать его чувства и душу.

Если вводное слово стоит после ряда однородных членов перед обобщающим словом, то перед ним ставится не запятая, а тире:  Шарфики, браслеты, пояски и шляпки – словом, все эти женские безделушки лежали в её комнате где попало. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то между ними запятая не ставится: Вечером можно будет сходить куда-нибудь , например в кино . Компания состояла из большого количества людей, к сожалению незнакомых друг с другом. НО :  Компания состояла из большого количества людей, незнакомых , к сожалению, друг с другом.

Если вводное слово стоит после ряда однородных членов перед обобщающим словом, то перед ним ставится не запятая, а тире: Шарфики, браслеты, пояски и шляпки – словом, все эти женские безделушки лежали в её комнате где попало.

Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то между ними запятая не ставится:

Вечером можно будет сходить куда-нибудь , например в кино . Компания состояла из большого количества людей, к сожалению незнакомых друг с другом.

НО : Компания состояла из большого количества людей, незнакомых , к сожалению, друг с другом.

1) Тем не менее (1) писатель отмечает, что самые великие произведения искусства сильны (2) прежде всего (3) своей ясностью. 2) Игрок извивался, делал финты и (1) в конце концов (2) совсем запутывался.

1) Тем не менее (1) писатель отмечает, что самые великие произведения искусства сильны (2) прежде всего (3) своей ясностью.

2) Игрок извивался, делал финты и (1) в конце концов (2) совсем запутывался.

Тем не менее (1) писатель отмечает, что самые великие произведения искусства сильны (2) прежде всего (3) своей ясностью. – запятая только на границе простых предложений – она уже стоит. Словосочетание тем не менее не является вводным и не обособляется. Прежде всего имеет значение «в первую очередь, прежде других качеств» и не является вводным.   Игрок извивался, делал финты и (1) в конце концов (2) совсем запутывался. – В конце концов не является вводной конструкцией – это обстоятельство времени, и оно не обособляется.

Тем не менее (1) писатель отмечает, что самые великие произведения искусства сильны (2) прежде всего (3) своей ясностью.

– запятая только на границе простых предложений – она уже стоит. Словосочетание тем не менее не является вводным и не обособляется. Прежде всего имеет значение «в первую очередь, прежде других качеств» и не является вводным.

 

Игрок извивался, делал финты и (1) в конце концов (2) совсем запутывался.

В конце концов не является вводной конструкцией – это обстоятельство времени, и оно не обособляется.

1)Не всякую рыбу (1) однако (2) можно есть в сыром виде. 2)Море было бурным (1) однако (2) плыли мы быстро. 3)Здесь столько снега, что он (1) кажется (2) никогда не растает.

1)Не всякую рыбу (1) однако (2) можно есть в сыром виде.

2)Море было бурным (1) однако (2) плыли мы быстро.

3)Здесь столько снега, что он (1) кажется (2) никогда не растает.

Не всякую рыбу (1) однако (2) можно есть в сыром виде. – Слово однако нельзя заменить союзом НО, значит, это вводное слово и оно должно обособляться. Море было бурным (1) однако (2) плыли мы быстро. – Слово однако хотя и стоит в середине предложения, но не простого, а сложного. По сути оно находится в начале второго простого предложения, имеет значение «но» - это союз, и он не обособляется, запятая ставится только перед ним (1).   Здесь столько снега, что он (1) кажется (2) никогда не растает. – Кажется – вводное слово со значением небольшой степени достоверности сообщаемого (= наверное), обособляется.

Не всякую рыбу (1) однако (2) можно есть в сыром виде.

– Слово однако нельзя заменить союзом НО, значит, это вводное слово и оно должно обособляться.

Море было бурным (1) однако (2) плыли мы быстро.

– Слово однако хотя и стоит в середине предложения, но не простого, а сложного. По сути оно находится в начале второго простого предложения, имеет значение «но» - это союз, и он не обособляется, запятая ставится только перед ним (1).

 

Здесь столько снега, что он (1) кажется (2) никогда не растает.

Кажется – вводное слово со значением небольшой степени достоверности сообщаемого (= наверное), обособляется.

Проверь себя На месте каких цифр надо поставить запятые? 1. Пальцами правой руки я тщетно пытался ухватиться за ручку чемодана и (1) наконец (2) плюнул на мокрую траву. (М.А. Булгаков.) 2. Ружейная охота, степная, лесная и болотная, ужение форели всех трёх родов, переписка с московскими друзьями, чтение книг и журналов и (3) наконец (4) литературные занятия наполняли мои летние и зимние досужие часы. (С.Т. Аксаков.) 3. Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и (5) наконец (6) единогласно все решили, что, видимо, такова была судьба Марьи Гавриловны. (А.С. Пушкин.) 4. Старый же Берестов (7) с своей стороны (8) хотя и признавал в своём соседе некоторое сумасбродство …, однако ж (9) не отрицал в нём и многих отличительных достоинств. (А.С. Пушкин.) 5. Погода была ветреная, ветер (10) однако (11) не совсем попутный. (И.А. Гончаров.) 6. Итак (12) она шла задумавшись, по дороге, осенённой с обеих сторон высокими деревьями… (А.С. Пушкин.)

Проверь себя

На месте каких цифр надо поставить запятые?

1. Пальцами правой руки я тщетно пытался ухватиться за ручку чемодана и (1) наконец (2) плюнул на мокрую траву. (М.А. Булгаков.)

2. Ружейная охота, степная, лесная и болотная, ужение форели всех трёх родов, переписка с московскими друзьями, чтение книг и журналов и (3) наконец (4) литературные занятия наполняли мои летние и зимние досужие часы. (С.Т. Аксаков.)

3. Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и (5) наконец (6) единогласно все решили, что, видимо, такова была судьба Марьи Гавриловны. (А.С. Пушкин.)

4. Старый же Берестов (7) с своей стороны (8) хотя и признавал в своём соседе некоторое сумасбродство …, однако ж (9) не отрицал в нём и многих отличительных достоинств. (А.С. Пушкин.)

5. Погода была ветреная, ветер (10) однако (11) не совсем попутный. (И.А. Гончаров.)

6. Итак (12) она шла задумавшись, по дороге, осенённой с обеих сторон высокими деревьями… (А.С. Пушкин.)

Проверь себя 1. Пальцами правой руки я тщетно пытался ухватиться за ручку чемодана и (1) наконец (2) плюнул на мокрую траву. (М.А. Булгаков.) 2. Ружейная охота, степная, лесная и болотная, ужение форели всех трёх родов, переписка с московскими друзьями, чтение книг и журналов и (3) наконец (4) литературные занятия наполняли мои летние и зимние досужие часы. (С.Т. Аксаков.) 3. Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и (5) наконец (6) единогласно все решили, что, видимо, такова была судьба Марьи Гавриловны. (А.С. Пушкин.) 4. Старый же Берестов (7 ) с своей стороны ( 8 ) хотя и признавал в своём соседе некоторое сумасбродство …, однако ж (9) не отрицал в нём и многих отличительных достоинств. (А.С. Пушкин.) 5. Погода была ветреная, ветер (10) однако ( 11) не совсем попутный. (И.А. Гончаров.) 6. Итак ( 12 ) она шла задумавшись, по дороге, осенённой с обеих сторон высокими деревьями… (А.С. Пушкин.)

Проверь себя

1. Пальцами правой руки я тщетно пытался ухватиться за ручку чемодана и (1) наконец (2) плюнул на мокрую траву. (М.А. Булгаков.)

2. Ружейная охота, степная, лесная и болотная, ужение форели всех трёх родов, переписка с московскими друзьями, чтение книг и журналов и (3) наконец (4) литературные занятия наполняли мои летние и зимние досужие часы. (С.Т. Аксаков.)

3. Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и (5) наконец (6) единогласно все решили, что, видимо, такова была судьба Марьи Гавриловны. (А.С. Пушкин.)

4. Старый же Берестов (7 ) с своей стороны ( 8 ) хотя и признавал в своём соседе некоторое сумасбродство …, однако ж (9) не отрицал в нём и многих отличительных достоинств. (А.С. Пушкин.)

5. Погода была ветреная, ветер (10) однако ( 11) не совсем попутный. (И.А. Гончаров.)

6. Итак ( 12 ) она шла задумавшись, по дороге, осенённой с обеих сторон высокими деревьями… (А.С. Пушкин.)

1. Писать статью (1) значит (2) убеждать, воспламенять читателя. 2. Всё (1) казалось (2) помогало ему в этом предприятии. 3.Пёс (1) вероятно (2) подчиняясь инстинкту, встал в стойку.

1. Писать статью (1) значит (2) убеждать, воспламенять читателя.

2. Всё (1) казалось (2) помогало ему в этом предприятии.

3.Пёс (1) вероятно (2) подчиняясь инстинкту, встал в стойку.

Писать статью (1) значит (2) убеждать, воспламенять читателя. – Значит (= означает) – сказуемое, оно не обособляется.   Всё (1) казалось (2) помогало ему в этом предприятии. – Казалось – вводное слово (= кажется, видимо), обособляется. Грамматическая основа – всё помогало , а не всё казалось .   Пёс (1) вероятно (2) подчиняясь инстинкту, встал в стойку. – Вводное слово вероятно стоит в начале деепричастного оборота и не отделяется от него запятой. Запятая только (1).

Писать статью (1) значит (2) убеждать, воспламенять читателя.

Значит (= означает) – сказуемое, оно не обособляется.

 

Всё (1) казалось (2) помогало ему в этом предприятии.

Казалось – вводное слово (= кажется, видимо), обособляется. Грамматическая основа – всё помогало , а не всё казалось .

 

Пёс (1) вероятно (2) подчиняясь инстинкту, встал в стойку.

– Вводное слово вероятно стоит в начале деепричастного оборота и не отделяется от него запятой. Запятая только (1).

4. Охотники могли (1) чего доброго (2) выбрать именно эту тропинку. 5. Авось (1) им не придет в голову такая мысль. 6.Кажется (1) что ничего удивительного не произошло.

4. Охотники могли (1) чего доброго (2) выбрать именно эту тропинку.

5. Авось (1) им не придет в голову такая мысль.

6.Кажется (1) что ничего удивительного не произошло.

Охотники могли (1) чего доброго (2) выбрать именно эту тропинку. – Чего доброго – вводная конструкция (выражает опасения говорящего), обособляется. Авось (1) им не придет в голову такая мысль. – Авось – не вводное слово, не обособляется.   Кажется (1) что ничего удивительного не произошло. – После слова кажется необходима запятая. Однако здесь нет вводного слова. Подчинительный союз что подсказывает, что перед нами сложноподчиненное предложение.

Охотники могли (1) чего доброго (2) выбрать именно эту тропинку.

Чего доброго – вводная конструкция (выражает опасения говорящего), обособляется.

Авось (1) им не придет в голову такая мысль.

Авось – не вводное слово, не обособляется.

 

Кажется (1) что ничего удивительного не произошло.

– После слова кажется необходима запятая. Однако здесь нет вводного слова. Подчинительный союз что подсказывает, что перед нами сложноподчиненное предложение.

ЕГЭ -21: Запишите, расставляя знаки препинания.  Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же пунктуационным правилом 1.По сведениям журналистов (1) дело ещё не закрыто. 2.Дело (1 ) как выяснили журналисты (2) ещё не закрыто. 3.Дело (1) журналисты узнали об этом только сегодня (2) ещё не закрыто. 4.Журналисты утверждают (1) что дело ещё не закрыто.

ЕГЭ -21: Запишите, расставляя знаки препинания. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же пунктуационным правилом

1.По сведениям журналистов (1) дело ещё не закрыто.

2.Дело (1 ) как выяснили журналисты (2) ещё не закрыто.

3.Дело (1) журналисты узнали об этом только сегодня (2) ещё не закрыто.

4.Журналисты утверждают (1) что дело ещё не закрыто.

По сведениям журналистов (1) дело ещё не закрыто. По сведениям журналистов – вводная конструкция (источник сообщения), обособляется запятой. Дело (1 ) как выяснили журналисты (2) ещё не закрыто. Как выяснили журналисты – вводное предложение (источник сообщения), обособляется запятой. Дело (1) журналисты узнали об этом только сегодня (2) ещё не закрыто. Журналисты узнали об этом только сегодня – не вводная, а вставная конструкция (дополнительная информация, нет значения вводного слова), обособляется скобками или тире. Журналисты утверждают (1) что дело ещё не закрыто. Журналисты утверждают – главное предложение в составе сложноподчиненного, отделяется запятой.

По сведениям журналистов (1) дело ещё не закрыто.

По сведениям журналистов – вводная конструкция (источник сообщения), обособляется запятой.

Дело (1 ) как выяснили журналисты (2) ещё не закрыто.

Как выяснили журналисты – вводное предложение (источник сообщения), обособляется запятой.

Дело (1) журналисты узнали об этом только сегодня (2) ещё не закрыто.

Журналисты узнали об этом только сегодня – не вводная, а вставная конструкция (дополнительная информация, нет значения вводного слова), обособляется скобками или тире.

Журналисты утверждают (1) что дело ещё не закрыто.

Журналисты утверждают – главное предложение в составе сложноподчиненного, отделяется запятой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!