СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация сообщения на тему "Эффективное использование методов обучения на занятиях"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются методы обучения на занятиях с обучающимися в колледже.

Просмотр содержимого документа
«Публикация сообщения на тему "Эффективное использование методов обучения на занятиях"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИИРСКОЙ ОБЛАСТИ


Искитимский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский строительно- монтажный колледж»













Публикация сообщения

на тему «Эффективность использования методов обучения на занятиях»







Рычагова Наталья Яковлевна- преподаватель























Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.

В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Основная цель обучения – научить студентов учиться, создать условия для формирования студента, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.

2. Помочь обучающимся овладеть навыками самостоятельной работы с книгой, текстом: овладение рациональными приемами работы с книжным материалом с использованием краткого и развернутого плана, тезисов, вопросов, схем.

3. Научить писать сообщения, рефераты, составлять доклады, работать с текстом.

4. Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.

Основная цель изучения дисциплин общепрофессионального и профессионального цикла в колледже – формирование у студентов профессиональных компетенций, т.е. способности и готовности работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда. Способные к самостоятельной преобразовательной деятельности, к самостоятельному профессиональному самоизменению.

Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы, ибо никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности

На занятиях применяю работу с компьютерными тестами, использую ресурсы Интернета для подбора справочных материалов, использую слайд-презентации, ведь бесспорно, интерес студентов к дисциплине повышается на тех занятиях, на которых используется компьютерные технологии. Стендовый материал учебного кабинета содержит:

  • образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов;

  • рекомендации по организации и выполнению домашней работы;

  • рекомендации по организации и выполнению практических работ и образцы их выполнения;

  • рекомендации по организации и выполнению графических работ и образцы их выполнения;

  • рекомендации по подготовке к различным формам учебно–познавательной деятельности (зачет, собеседование, контрольная работа и др.);

  • образцы контрольных работ, рекомендации по их выполнению.

Поскольку обучение общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям в условиях колледжа происходит в учебных корпусах, мастерских и лабораториях (т.е. вне производства), в такой ситуации способами формирования профессиональных компетенций служат учебные фильмы, презентации по отдельным темам, разделам.

Самостоятельность как одно из ведущих качеств социально зрелой личности становится важной характеристикой выпускника среднего профессионального учебного заведения. Умение ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами, ответственно и инициативно действовать в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений, востребовано сегодня на рынке труда независимо от специальности.

Средствами правильной организации самостоятельной работы я пытаюсь научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение.

Для реализации поставленных задач использую:

1) современные технологии: информационно-коммуникационную, коммуникативно-развивающую, игровую, технологию исследовательской деятельности;

2) педагогические методики развивающего обучения: коллективный способ обучения, эвристическое обучение, организация самостоятельного обучения, повторение пройденного, методы сравнения, анализа, классификации.

3) практико-ориентированное обучение, т.е формирование профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики, а так же имитационные, ролевые и экспертные игры, лабораторные практикумы, групповые дискуссии и презентации, открытый урок.

Применение данных технологий и методик способствует развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей студентов.

В своей практике работы с учащимися применяю следующие виды обучающих самостоятельных работ:

1.Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даю подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагаю подобную задачу, а затем задание с усложненным элементом.

2.Решение задач с последующей проверкой. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по предлагаемому образцу, при этом поэтапно выясняю осмысленность решения путем постановки соответствующих вопросов.

3.Самостоятельная работа с показом. Такая работа помогает учащимся не только увидеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем, что надо сделать.

4.Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

5. Работа с текстами, в ходе которой осуществляется их изучение, осмысление, запоминание, переработка, классификация, систематизация, воспроизведение, составление и т.д.  В качестве учебного текста использую как тематические тексты, так и учебную информацию, которую предъявляю в виде определенным образом сконструированных ситуаций, в которых учтены цели учебного процесса, уровень обучености учащегося.

6. Решение практических ситуаций.

Одной из важных и трудных задач является управление самостоятельной работой. При организации самостоятельной работы нельзя ограничиться фронтальными воздействиями. Поэтому я дифференцирую работу учащихся, организую, управление ею, приближаю ее к реальной практической деятельности. Решение каждой из этих задач достигаю с помощью учебного оборудования. Давно использую прочно вошедшие в практику дидактические материалы, составленные по вариантам с различным уровнем трудности.

Реализация цели обучения осуществляется мною через систему методов И. Я. Лернера, М.Н. Скаткина:

- объяснительно-иллюстративный метод применяю, как правило, изучая новый материала в виде лекции, рассказа при объяснении производственных ситуаций.

- Инструктивно-репродуктивный использую тогда, когда необходима деятельность студентов по образцу, заданному плану, работа по таблицам, выполнение типовых заданий.

- Метод проблемного изложения применяю при прохождении нового материала, изучение которого начинаю с интересной практической или исторической задачи, позволяющей создать исходную проблемную ситуацию, анализируя которую, формулируем проблему. Этот метод позволяет активизировать умственную и практическую деятельность учащихся.

- Эвристический метод использую, когда необходимо изучить теоретический материал. При этом познавательные проблемы и задачи ставятся и решаются самими учащимися с помощью преподавателя.

- Исследовательский метод и метод проектов применяю в сочетании с педагогической технологией сотрудничества при организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Достоинство этого нового вида моей педагогической деятельности состоит в том, что он способствует развитию способностей обучающихся, дает возможность самостоятельного поиска и радость открытия. Изменяются роли студента и преподавателя в обучении. Студент становится субъектом обучения, сотрудником и соавтором исследования. Преподаватель становится партнером в обучении, руководителем исследовательской работы, он включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях со студентом и одновременно обучает его методике проведения эксперимента. В некоторых случаях, при решении различных небольших проблемных задач, приучаю учащихся к творческому применению полученных знаний. (Например, при изучении тем: « Инвестиции», «Доходы населения, страхование», «Налоги» и другие).

Кроме того, в своей деятельности использую интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, решение практических ситуаций - работу в микрогруппах, уроки-презентации, групповые дискуссии, проектное обучение и др.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Использование вышеперечисленных методов организации самостоятельной работы помогает развивать логическое мышление, память, математическую речь обучающихся, способствуют накоплению опыта самостоятельного приобретения новых знаний.

Работа над курсовыми и дипломными проектами, выполнение проектов (макеты, модели оборудования, лабораторные стенды, наглядные пособия), вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. Студенты должны самостоятельно собрать информацию, составить техническое задание при выполнении макетов (моделей), используя графические редакторы, составить описание работы схемы, модели. Работа в парах (группах), при работе над проектами требует терпимости друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища.

При подготовке проектов как вариант домашнего задания часто обучающие используют готовые проекты из сети Интернет, поэтому считаю наиболее эффективно данную технологию использовать на уроке как краткосрочный проект. Особенно удается проектная деятельность на уроках междисциплинарных курсов.Стараюсь варьировать состав групп, намеренно объединяя ребят по исключению принципа дружбы, развивая в них умения взаимодействовать в группе при любом составе.

Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

При объяснительно — иллюстративном, исследовательском методе использую разнообразные приемы (беседы, упражнения, уроки-путешествия, уроки - экскурсии) На занятиях использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков организации работ по дисциплине «Основы экономики», по теме «Управление предприятием», эффективного решения проблем и принятия решений, умения работать в команде. В основном – это исполнение ролей (например, работа руководителя предприятия, где каждый студент выполняет роль специалиста отдела, выполняет свою часть работы и несет ответственность за свою работу). Самому событию предшествует длительная подготовка: чтение дополнительной литературы, использование нормативно-технической документации, поиск дополнительной информации, учёт возможного развития событий и т.п.

На старших курсах, когда студенты проходят производственную практику, использую метод исследования на предприятии. Этот метод позволяет сформировать профессиональные компетенции при подготовке специалистов по ---. Каждый студент, исходя из специфики предприятия, на котором будет проходить практику, получает индивидуальное задание: перечень вопросов, на которые он должен дать ответы. По итогам прохождения практики студенты должны составить отчет, выполнить презентацию и представить ее на студенческой конференции по практике, где присутствуют студенты со второго по четвертый курс.

Полученные и закреплённые знания на уроках общепрофессиональных и профессиональных дисциплин способствуют формированию социальных компетентностей выпускников колледжа - помогают студентам в поисках работы и в дальнейшей работе по специальности, помогают решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, помогают адаптироваться в современном мире.

При организации учебно-воспитательного процесса свою образовательную педагогическую деятельность осуществляю, основываясь на элементах следующих образовательных технологий:

  • технология развивающего обучения, в соответствии с которой стремлюсь создать условия для саморазвития и самообразования студентов на основе формирования мотивации учения;

  • технология критического мышления, на основе которой последовательно моделирую образовательные ситуации, обусловливающие необходимость «прохождения» учащихся через три стадии: вызова, осмысления и рефлексии. Благодаря этому дети учатся трезво оценивать информацию, отсекая неподтвержденные домыслы и предположения, аргументированно формировать собственное мнение, строить причинно-следственные связи и логические цепочки, высказывать свою точку зрения корректно, соблюдая принципы толерантности и взаимоуважения.

  • технология личностно-ориентированного обучения, под которой, я подразумеваю, развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, стараюсь учитывать возрастные, физиологические, психологические особенности. Предполагаю разумное сочетание групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития студентов. Разрабатываю систему заданий различного уровня трудности и объёма. Обучение может быть развивающим, только в том случае, если оно будет приспособлено к уровню развития каждого студента.

  • технология практико-ориентированного обучения, способствует формированию следующих качеств у студентов: профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, позитивное отношение к своей будущей профессии, творческий, неординарный подход к решению профессиональных задач, активная жизненная позиция. Занятие - Данная форма может проводиться как на лекции, так и на практике. Преподаватель приглашает специалиста, для того чтобы он ответил на актуальные вопросы студентов, связанные с профессиональной деятельностью интервьюера. Во время такой формы проведения занятия студенты узнают достаточное количество тонкостей в своей будущей профессии. Данную форму занятия провожу для того чтобы актуализировать роль выбранной специальности.

  • игровые технологии, особенностью которой является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний по дисциплине. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно выражать свое мнение. Обучающийся, будучи лично заинтересованным, отрабатывает навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Студент в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому. Незаметно усваивается новый материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Учащиеся чувствуют доверительное отношение, стараются не пропускать занятия без уважительных причин.

  • информационно-коммуникационные технологии на уроках направлены на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией, повышают интерес к предмету, дают простор для самостоятельной творческой работы. На своих занятиях мной активно используется система MOODL: электронные учебники, учебные пособия, интерактивные методические указания помогают разнообразить занятия, предлагают новые формы передачи и объяснения материала особенно это актуально в рамках дистанционного обучения.

Для успешного достижения образовательных результатов всё шире используются мультимедийные технологии. Они позволяют существенно повысить эффективность занятий, сделать их интересными и повысить мотивацию обучающихся, воздействовать на их эмоциональное состояние. Для изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков я создаю мультимедийные презентации.Такой вид самостоятельной работы формирует умения поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее организации, преобразования и передачи, что подразумевают возможности информационных компетенций. Речевое сопровождение презентаций тренирует умения грамотно и лаконично доносить информацию, формулировать свои мысли. Навыки создания студентами подобных презентаций используются не только на специальных дисциплинах. 

Особое внимание в образовательном процессе я уделяю организации самостоятельной работе студентов как аудиторной, так и внеаудиторной, формированию у них интереса к будущей профессии, мотивации к успешному овладению профессиональными знаниями и навыками по дисциплине, как залога их будущих успехов и дальнейшего овладения специальностью или продолжения образования в данной сфере.

Могу с уверенностью сказать, что практический опыт показал, что:

  1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении преподавателем готовых знаний.

  2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

  3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

  4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на занятиях и сочетании ее с различными видами домашней работы по дисциплине у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися в группах, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

При осуществлении образовательного процесса стараюсь создавать максимально комфортный микроклимат для работы студентов на основе системы методов педагогического воздействия и эмоционального взаимодействия преподавателя и студентов. Для работы со студентами с низким или недостаточным уровнем обучености использую задания, соответствующие их способностям (карточки, репродуктивные виды упражнений, упражнения с опорой на образец и т. д.). Считаю, что содержательная оценка преподавателя позволяет заложить основу доверия студента, что способствует созданию атмосферы доброжелательности, психологического микроклимата на уроке, являющегося необходимым условием для реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку, формирования коммуникативной компетенции.

Можно утверждать, что успешным студент становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, а также грамотно представлять свою творческую работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!