СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ "Теньгушевская СОШ" Казанцевой Е.Ю.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен педагогический опыт учителя биологии.

Рекомендуется для учителей, аттестующихся на квалификационные категории.

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ "Теньгушевская СОШ" Казанцевой Е.Ю.»

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии

МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района

Казанцевой Елены Юрьевны.

Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках биологии.

  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса.

Сегодня, в условиях коренной перестройки школьного образования, обновление школы должно проходить, согласно Закону РФ «Об образовании», прежде всего в направлении создания оптимальных условий для всестороннего развития личности, для формирования человека с новым уровнем сознания. Образование, отвечающее, согласно Конвенции о правах ребёнка, интересам, склонностям и запросам школьника, как свободной и самоопределяющейся личности, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития науки и техники, потребностью общества в людях образованных, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. В современном информационном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении биологии переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий.

В решении этих основных задач школы биологическое образование играет особую роль.

Его огромная значимость определяется и тем, что на современном этапе развития общества человек вошёл в противоречие с природой, результат которого – экологические кризисы. Они прямое следствие безграмотного, непродуманного, небрежного, а иногда и просто варварского отношения к природе. Отсюда необходимость гармонизации отношений человек – природа и важность всеобщего экологического образования.
Биологические знания должны стать основой для формирования у учащихся различных умений и навыков, в частности таких важных, как умение проводить эксперименты, самим получать и обрабатывать информацию. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.
Правильный подход к выбору методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить. А также помнить простую, но очень важную истину: все названные выше этапы усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым школьником, его умственным трудом под руководством учителя.


  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Работая в школе и изучая опыт коллег, я пришла к выводу, что залогом успешности обучения является желание самого ребенка узнать что-то новое, то есть его мотивация.

Необходимое условие для формирования мотивации к обучению и познавательной деятельности у учащихся – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Поэтому организация учебного процесса происходит на основе субъект-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях.

В современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с внедрением в школьную практику различных форм и методов обучения урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, информационно-коммуникационных методов обучения и др. Они представлены и как фрагменты в уроке, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов

Ведущая идея педагогического опыта – это идея тесной связи воспитания и обучения с окружающей повседневной жизнью. В своей педагогической деятельности я опираюсь на неразрывную связь с ней, на формирование единства знаний и умений, сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе.

В процессе обучения и воспитания формирую ответственное отношение к окружающей среде, экокультуру мышления и поведения, здоровый образ жизни, гигиенические нормы и правила, что без сомнения помогает ученикам правильно оценивать своё место в жизни, осознанно себя профессионально ориентировать.

  1. Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования по разработке путей активизации и развития познавательной деятельности учащихся занимались К.Д.Ушинский. Ученикам следует – писал он - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».

Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый И.Г.Песталоцци. В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился русский методист естествознания А.Я.Герд.

Ведущими учёными методистами по разработке путей активизации и развития познавательной деятельности учащихся являются И. Д. Зверев и А.Н. Мягкова, В.В. Давыдов, А.В. Занков, Д.Б. Эльконин, и другие.

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Я согласна с авторами теории в том, что, обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это помогает осуществить цели развивающего обучения.

Большое значение в обучении имеет наличие учебно-методического комплекта по предмету. УМК включает учебники И.Н.Пономаревой, комплект методических пособий к учебникам, дидактические материалы, обучающие диски 1С: Школа.

Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения — использование на уроках компьютера, создание мультимедийных презентаций — всё это позволяет расширить рамки урока, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным. Поэтому на уроках биологии использую всевозможные электронные издания, презентации, интернет – ресурсы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивную доску.

Иллюстративные материалы используются на уроках при объяснении нового материала, во внеклассной и внеурочной деятельности; для выполнения практических и лабораторных заданий; для проверки знаний учащихся. Данный материал я использую на уро­ках и в процессе подготовки. Наличие материальной базы, использование информационно-коммуникативных технологий и таких образовательные технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно - деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве, позволяют мне разнообразить свои уроки. В условиях классно-урочной системы, эти технологии легко вписываются в учебный процесс. Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но обеспечивают и развитие самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности; воспитываются такие ценности как открытость, честность, сопереживание, толерантность.

  1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Обучение биологии в школе должно быть организовано так, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека. Развитие познавательной активности учащихся – это создание такой атмосферы обучения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.

Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности каждого ребенка. В своей работе наряду с традиционными уроками использую следующие технологии личностно-ориентированного обучения:

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Обучение в сотрудничестве (Работа группах);

  • Модульное обучение.

  • Исследовательские и проектные методы в обучении

  • Игровые технологии

Мой опыт преподавания с использованием ИКТ на уроках в течение ряда лет, показал, что этот вид обучения имеет ряд преимуществ: у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Данная технология повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации, выполнение сложных графиков, таблиц, лабораторных опытов) Повышает информативность урока, эффективность обучения, придает уроку динамизм и выразительность.

Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.

Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.

Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.

Считаю, что внедрение в учебный процесс и внеклассную работу нетрадиционных форм проведения учебных занятий помогает трансформировать учебный материал в прочные, системные знания. Моей ведущей целью является содействие раскрытию потенциала ученика, его реализации и развитию. Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение.

  1. Анализ результативности

Целенаправленная систематическая работа направленная на развитие познавательной активности учащихся на уроках дала положительные результаты:

  • повышение интереса к изучению биологии;

  • повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся;

  • повышение качества знаний по изучаемому предмету.

О чем свидетельствуют стабильные результаты освоения образовательных программ обучающимися:

  1. положительная динамика результатов по предмету; процент качества знаний обучающихся по итогам внешнего мониторинга 80%

  2. Прочные знания учащихся подтверждаются и результатами ЕГЭ по биологии:

Учебный год

2015 - 2016

Количество обучающихся

9

Средний балл

62

79% детей от числа участвующих показали результаты выше уровня среднереспубликанских результатов (ЕГЭ);

  1. выпускники 9-х классов по результатам итоговой аттестации (ГИА) имеют качество знаний 99%;

  2. Мои ученики активно принимают участие в муниципальном и республиканском этапах Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии:

Год

Ф.И.обучающегося

класс

Этап олимпиады

Тип диплома

приказ

2014-2015

Казанцев Никита

10

муниципальный

победитель

№95 от 22.12.2014г

2014-2015

Шибалина Екатерина

7

муниципальный

призер

№95 от 22.12.2014г

2015-2016

Шибалина Екатерина

8

муниципальный

победитель

№87 от 25.12.2015г

2015-2016

Малахова Ксения

9

муниципальный

победитель

№87 от 25.12.2015г

2015-2016

Усанова Марина

8

муниципальный

призер

№87 от 25.12.2015г

2015-2016

Казанцев Никита

11

муниципальный

призер

№87 от 25.12.2015г

2015-2016

Шибалина Екатерина

8

республиканский

победитель


Участие, победы и призовые места в муниципальных и республиканских конкурсах, научно-практических конференциях.

Муниципальный уровень:

2013 г – Казанцев Никита, обучающийся 9 класса, победитель районного конкурса юных исследователей окружающей среды.

2016 г – Шибалина Екатерина, обучающаяся 8 класса, призер II районной научно-практической конференции школьников «Академия юных дарований», секция «Экология»

2016 г – Милованова Марина, обучающаяся 8 класса, победитель районного конкурса «Защитим лес»

2016 г – Малахова Ксения, обучающаяся 9 класса, победитель районного конкурса «Экология. Дети. Творчество», номинация фотография «Земля – наш дом»

2016 г – Болдина Татьяна, обучающаяся 9 класса, призер районного конкурса «Экология. Дети. Творчество», номинация фотография «Земля – наш дом»

2016г – Попович Ксения, обучающаяся 9 класса, победитель районного конкурса экологического плаката.

2016 г – Попова Екатерина, обучающаяся 9 класса, победитель районного конкурса «Защитим лес», номинация «Лес в моей судьбе».

Республиканский уровень:

2016 г - Международный форум «Одаренные дети» - Милованова Марина, 8 класс (участие)

2014 г. – Межрегиональная научно-практическая конференция «Дерево Земли, на которой я живу» - Казанцев Никита, 9 класс (участие)

2015г – Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению - Болдина Татьяна, Малахова Ксения, 9 класс (участие), Митякина Диана, 9 класс – призер в номинации «В здоровом теле, здоровый дух»

  1. г – Республиканский конкурс «Защитим лес» - Милованова Марина, 8 класс – призер

  1. У большинства обучающихся сформирована положительная мотивация к изучению предмета. Выпускники школы при поступлении в ВУЗ выбирают факультеты, где профильным предметом является биология. В 2015-16 уч.г. из 19 обучающихся 11 «А» класса 2 поступили на биологический факультет МГУ им. Н.П. Огарева, в медицинский институт МГУ им. Н.П. Огарева - 3, биолого-химический факультет МГПИ им. М.Е.Евсевьева – 1, в Самарский медицинский стоматологический институт – 1, в Первый Санкт – Петербургский государственный медицинский университет им И.П.Павлова – 1.

  2. Учащиеся 9–11 классов систематически посещают внеклассные занятия по биологии.

Все эти достижения - это результат содружества с детьми, желание идти вперед и добиваться успехов, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды.



  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объёмом информации, которая на уровне фактов, понятий, идей должна быть усвоена и принята учениками. Не всякая информация способна пробудить у учащихся познавательный интерес. Необходимо эмоционально окрасить биологическое содержание, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Также меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.  

Много времени требует составление и проверка разноуровневых заданий, подготовка презентаций для уроков, составление и проверка вариативных заданий.

  1. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опытом своей работы делюсь на педагогических советах в своем образовательном учреждении, на заседаниях методического объединения учителей биологии и химии Теньгушевского района, семинарах различного уровня. Выступаю на школьном методическом объединении учителей биологии и химии с докладами, провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия. Стараюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы, района, а также использую интернет-ресурсы, где представлен опыт педагогов других регионов.

С публикациями представленного собственного педагогического инновационного опыта можно познакомиться на сайте МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» и на личном сайте https://multiurok.ru/tkany/files/add/

  1. Наглядное приложение

Фрагмент видеозаписи урока в 5 классе «Методы изучения природы» https://yadi.sk/i/fINrtFQ_wNXS3








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!