Психопрофилактическое занятие на тему «Дружба – это чудо!» с использованием тренинговых технологий, педагога-психолога МАОУ «Ишимская школа-интернат» Константиновой Валентины Алексеевны
Цели:
1) обучать навыкам конструктивного взаимодействия, сотрудничества; учить воспитанников понимать своё эмоциональное состояние;
2) способствовать развитию мыслительных процессов, речи, памяти; способствовать развитию познавательных интересов;
3) формировать и развивать позитивное восприятие себя, окружающих людей; способствовать повышению уверенности в себе; развивать доброжелательные отношения между детьми, чуткость; корректировать межличностные отношения; способствовать снижению эмоционально-психического напряжения.
Оборудование и материалы: музыкальное сопровождение: песни о дружбе, Вебер «Приглашение к танцу»; плакатики с речевым материалом, мягкая игрушка: выставка книг о дружбе; карандаши, бумага, ластики, клей, ножницы, фломастеры, карандаши; разрезные пословицы.
Помещение: комната психологической разгрузки в здании интерната.
Участники: сборная группа учащихся с ТНР, с повышенным уровнем тревожности
Ход занятия
Воспитанники заходят в помещение по одному и здороваются с присутствующими.
Упражнение «Передай улыбку по кругу»:
- Встанем в круг дружбы и подарим добрую улыбку друг другу.
Речевое дыхание
Глубокий вдох, на выдохе произносим звук «а» протяжно. Пауза. Выдох длиннее вдоха в 2 раза.
Вдох, на выдохе звук «о» до тех пор, пока выдох не закончится. Пауза.
Вдох, на выдохе звук «у». Пауза.
Так повторяем 2 раза все вместе.
- Ребята, говорите наиболее внятно, дышите правильно.
3. Психологическая разминка: игра «Шарики в воздухе». Нужно, танцуя под музыку, удерживать шарики в воздухе. По команде ведущего прекратить игру.
- Что помогало нам удерживать шарики в воздухе?
- Совместные действия, помощь друг другу, общая цель, хорошее настроение.
Сообщение темы.
- Спросите у меня тему занятия.
- Тема зашифрована на доске. Она состоит из нескольких слов. Нужно разгадать её.
Один воспитанник по желанию работает у доски. Другие помогают.
- Вместе прочитаем тему: «Дружба – это чудо!»
5.Диалог
- Что значит слово «дружба»?
- Кто думает по-другому?
- Кто дополнит?
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы дружить?
- Да, нужно учиться сочувствовать, помогать товарищу в трудной ситуации, доброжелательно разговаривать; если поссорились, то помириться.
6. Рассказы детей из собственного опыта.
- Ребята, расскажите о том, как однажды кто-то из вас помог другу в трудной ситуации или друг выручил вас из беды. Рассказы двух человек.
- Можно сказать, что настоящая дружба – это чудо?
- Добрые, смелые поступки друзей порой спасают от самого худшего, что может произойти – от беды. Конечно, это доброе чудо!
7. Упражнение «Приглашение». Нужно подарить эту мягкую игрушку кому-либо из ребят и сказать добрые слова, приглашая к совместной игре. Необходимо обращаться к товарищу по имени. Упражнение выполняется под музыку композитора Вебера «Приглашение к танцу».
- …, задай вопрос товарищу, понравилась ли ему игра и почему.
8. Упражнение «Слепой и поводырь».
- Кто знает значение слова «доверие»?
Один из учащихся выполнял домашнее задание: посмотреть в Толковом словаре значение слова «доверие». Он знакомит других со значением слова.
Доверие – это уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности. (Сопряжённо читаем плакатик).
- Предлагаю вам упражнение на доверие «Слепой и поводырь». Правила игры: нужно разбиться на пары. Один из друзей закрывает глаза, а другой превращается в поводыря. Нужно провести товарища так, чтобы он не упал и ни с кем не столкнулся. Затем дети меняются ролями. Рефлексия после игры по желанию детей.
- Что ты чувствовал, когда был в роли слепого?
- Кто испытывал доверие к товарищу? Почему?
- Что вы чувствовали в роли поводыря?
- Понравилось ли упражнение? Почему?
- Что не понравилось и почему?
9. Разыгрывание ситуации на тему «Новенький».
В игре принимают участие 3 человека. Роли: 1 – новенький, 2 – ученики. Сюжет: новенький приходит в класс и очень робко и одиноко себя чувствует. Что нужно сделать? Разыграйте эту ситуацию.
Обсуждение после игры.
- …, ты почувствовал поддержку?
- Тебе стало комфортно, легко после разговора с одноклассниками?
- Вам было трудно или легко оказать поддержку новенькому?
- Я прошу вас и в жизни всегда оказывать поддержку товарищам. Это хорошо, это необходимо каждому из нас.
10. Арт-терапия: одна группа делает коллаж по теме занятия. Затем презентация творческой работы. (В это время подгруппы детей работают с пословицами).
11. Работа с пословицами о дружбе: необходимо из разрезных предложений составить пословицы. Выборочно работа над смыслом пословицы.
12. Выставка книг о дружбе с целью развития познавательных интересов учащихся.
13.Рефлексия. Работа с «Паровозиком настроения»: каждый воспитанник по очереди берёт плакатик с той фразой, которая соответствует его настроению и читает. Используется метод незавершённого предложения: У меня хорошее настроение, потому что …
-…, спроси у товарища про его настроение.
-…, задай этот же вопрос товарищу.
14. Итоги занятия. Оценка речи воспитанников.
15. Ритуал прощания: игра «Салют»: дети кладут ладони на ладонь ведущего. На счёт «один, два, три» руки поднимаем вверх, имитируя салют, и кричим «Ура!»
Используемая литература
1.Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики. – Педагогическое общество России, М., 2004.
2. Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе//Народное образование, № 8, 2007 г, с. 193 – 195
И другие методические пособия.