МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Психологическое сопровождение
пребывания детей в лагере
х. Хмызов
2019 год
Пояснительная записка.
Необходимость работы психолога в лагере обусловлена рядом причин:
- вероятность возникновения конфликтных ситуаций;
- содействие в адаптации детей к новым условиям (разновозрастные группы, временный детский коллектив);
- наличие детей с индивидуальными особенностями развития и личностными характеристиками (тревожность, агрессивность, неуверенность, замкнутость и т.д);
- напряженные условия работы, способствующие повышению риска эмоционального выгорания воспитателей.
Цель:
1.Формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического развития.
2. Создание условий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения, как детского коллектива, так и педагогического коллектива;
3.Формирование психологической устойчивости к опасным ситуациям, формирование дисциплинированности, устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
1.Оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря;
2.Содействие снятию эмоционального напряжения;
3.Способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов;
4.Формирование осознанного отношения ребёнка к собственному здоровью как к ценности;
5.Изучение психофизиологического состояния детей;
6.Формирование у детей потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения;
7.Формирование устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
8.Воспитание чувство ответственности и культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
Основным адресатом реализации данной программы являются дети, отдыхающие в пришкольном лагере. Непосредственными адресатами остаются родители данных детей, а также воспитатели, работающие в лагере дневного пребывания.
Программа рассчитана на одну смену пришкольного лагеря. Занятия проводятся ежедневно.
Продолжительность занятия с 25-30 минут.
Работа проводится по четырем основным направлениям:
- диагностическому;
- коррекционно-развивающему;
- консультативному;
- профилактическому.
Совместно с психологом воспитатель в рамках отрядных мероприятий может организовать психологические тренинги и консультации; провести беседы, игровые коррекционные занятия, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков ребенка, формирование уверенности в себе.
Психолог может дать квалифицированный совет воспитателю о поведенческих особенностях членов отряда, что поможет организовать индивидуальную работу с детьми.
Характеристика деятельности по каждому из направлений:
1. Диагностическая работа проводится в организационный период, основной и заключительный.
Первичное анкетирование с целью выявления интересов детей, их эмоционального состояния, ожиданий от отдыха проводится в достаточно короткий срок (1-3 день лагерной смены) – время адаптации. Задача педагога – помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные для лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется:
- неустойчивым общественным мнением;
- адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;
- демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;
- оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.
Основной период (7-10 день), в целом – это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.
Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:
- степень деятельностной активности детей;
- дифференциация деятельностных потребностей детей;
- выявление формальных и неформальных лидеров;
- выявление степени сформированности временного детского коллектива, установление коммуникативного потенциала отряда;
- выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, «примыкание» к сильному лидеру и т.д.).
Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:
- выявленностью общих интересов;
- необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;
- повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.
2. Коррекционно-развивающая деятельность проводится в форме групповых занятий со всеми детьми.
В работе с детьми используются следующие формы и методы:
- игровые тренинги;
- сказкотерапия;
- игротерапия;
- арттерапия;
- релаксационные упражнения.
3. Консультативное направление способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как педагогического коллектива лагеря, в том числе и администрации, так и родителей учащихся.
4. В рамках профилактического направления деятельности, психологической службой пришкольного лагеря проводятся разного рода игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику «эмоционального истощения», с целью сохранения психологического здоровья. Профилактическое направление также заключается в беседах и консультациях с отрядными воспитателями, родителями
Ожидаемые результаты
1. Осознание детьми собственных способностей и возможностей.
2. Осознание детьми ценности и уникальности Другого.
3. Активизация у детей личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость: позитивное самоотношение, навыки самоконтроля, стремление быть с людьми и сопереживать им.
4. Обогащение опыта ребенка разными конструктивными способами преодоления трудностей.
5. Оказание социальной поддержки в отношениях «взрослый–ребенок», «ребенок–ребенок».
Направления работы
№ п/п | Наименование | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Диагностика, наблюдение | Весь период | |
2. | Коррекционно-развивающая работа | В течение лагерной смены | |
3. | Профилактическая работа | В течение лагерной смены | |
4. | Консультативная и методическая работа | Каждая пятница | |
План работы в лагере
Цель: сплочение коллектива детей, коррекция и развитие межличностного взаимодействия.
№ | Дата | Название мероприятия | Цель | Результат |
1. | 01.06.19. | «Давайте знакомиться» Игры на знакомство. «Круг имен» «Кто меня позвал», «Девочки-мальчики». | Знакомство детей в пришкольном лагере. | Знакомство детей в отряде. |
2. | 3.06.19. | Организационно-методическая работа. Лекторий для воспитателей «Лето-2019».
Диагностический этап. Опрос детей на выявление ожиданий по поводу организации их досуговой деятельности в лагере. Наблюдение (обследование детей для отбора в коррекционную группу). «У светофора нет каникул!» Игры по ПДД. Игра «Скакалка»— выявление лидеров, социометрия, коррекция взаимоотношений. | Обеспечение правильного психолого-педагогического отношения воспитателей к подросткам, имеющим трудности в адаптации Выявление детей, имеющих трудности в адаптации
Сплочение коллектива | Получение воспитателями методических рекомендаций Выявление запросов и ожиданий детей
|
3. | 4.06.19. | «День Экологов» «Зелёная аптека», «Угадай, кто я?», «Групповая поэма» «Колпак мой треугольный» Игры по ПДД | Диагностика-наблюдение, коррекция гиперактивного поведения | Знакомство детей в отрядах |
4. | 5.06.19. | «День волонтёра» Экспресс-диагностика психических состояний (оформление экрана настроения. «Здравствуй, обезьянка», Игры по ПДД | Отслеживание эмоционального состояния детей. | Выявление детей, требующих особого внимания. |
5. | 6.06.19. | «День рождения А.С.Пушкина» «Что важно для меня». Игры по ПДД | Содействие самораскрытию, развитие рефлексии | Выявление ценностных ориентаций ребят |
6. | 7.06.19. | «День рыбака» «Тряпичная кукла и солдат». Игры по ПДД | Диагностика-наблюдение | Сплочение коллектива |
7. | 10.06.19. | «День Волшебных сказок» «Любопытная Варвара», «Берлинская стена», «Подарок». Игры по ПДД | Выявление ценностных ориентаций ребят | Предоставление каждому ребенку возможности выявить и раскрыть свои способности |
8. | 11.06.19. | «День патриота» «Коктейль движений», «Скульптор», «Теплый, как солнце, лёгкий, как дуновение» Игры по ПДД | Повышение психологической компетенции педагогов | Развитие ассоциативного мышления и быстроты реакции |
9. | 13.06.19. | «День семьи» «Какое это число?», «Все равно ты молодец, потому что…» Игры по ПДД | Сплочение коллектива | Развитие наблюдательности, активизация памяти |
10. | 14.06.19. | «День Мёда» «Акулы и матросы». Игры по ПДД | Сплочение коллектива | Настрой на успех в достижении своих целей |
11. | 15.06.19. | «День Вежливости» Чтение сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Дотянись до звезд» Игры по ПДД | Снятие напряжения, релаксация. | Выявление ценностных ориентаций ребят |
12. | 17.06.19. | «День юного пожарного» «Регулятор громкости», «Насос и резиновая кукла» Игры по ПДД «Релаксация для педагогов» | Развитие дефицитарных функций Профилактика профессионально го выгорания | Способствование самораскрытию и самопрезентации детей Улучшение эмоционального самочувствия |
13. | 18.06.19. | «День Загадок» «Красная шапочка и серый волк», «Мысленный портрет» Игры по ПДД | Определение эмоциональных состояний и личностных особенностей | Способствование самораскрытию и самопрезентации детей |
14. | 19.06.19. | «День Путешествий» «Хи-хи, ха-ха», «Сиамские близнецы», «Коровы, собаки, кошки». Игры по ПДД | Формирование значимых норм группового взаимодействия и поведения | Способствование самораскрытию и самопрезентации детей |
15. | 20.06.19. | «День шоколада» Повторная экспресс-диагностика эмоционального состояния (заполнение экрана настроения) Игры на сплочение коллектива Игры по ПДД | Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, развитие способности к сочувствию, взаимопониманию | Динамика психических состояний детей, требующих особого внимания. Формирование коллектива |
16. | 21.06.19. | «День памяти и скорби» | Выявление ценностных ориентаций ребят | Содействие в проявлении качеств, необходимых для работы в команде |
17. | 22.06.19. | «День закрытия лагеря» Игра-опрос. Получение мнений детей по поводу отдыха и проводимых мероприятий. «Лавата», «Солнышко». Игры по ПДД Подведение итогов | Улучшение межличностной атмосферы | Формирование коллектива Подведение итогов |